КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие ПО РФ. Основные черты ПД
В соответствии со ст.2 конституции РФ "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". И государство осуществляет эту функцию в виде специальной деятельности государственных органов, которые существуют исключительно и главным образом для решения указанных задач и называются правоохранительными. ПО – специальные гос. органы, проф. объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению праоохр. деят.
ПД – предусмотренная действующим законодательством гос. или санкционированная гос-вом деят., направленная на охрану и защиту прав граждан, юр.лиц и гос-ва и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в опр-ом процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами, связанная с применением законных мер гос. принуждения. Цель ПД · Выявление, пресечение и предупреждение правонарушений (преступлений и админ.проступков) · Восстановление нарушенных прав · Привлечение виновных к установленной законом ответственности Принципы ПД: · Законность (неукоснительное соблюдение и исполнение законов) · Публичность (гос. органы и должностные лица обязаны в процессуальном порядке принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, виновных лиц и справедливого наказания или выявление, пресечение и раскрытие преступления, обличение виновных, непривлечение к ответственности невиновного) · Равенство граждан перед законом · Неприкосновенность личности (чел.не может быть произвольно лишен свободы) · Неприкосновенность жилища (никто не в праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц) · Тайна переписки · Неприкосновенность личности (гарантия от незаконных и необоснованных задержаний, лишения свободы и др.посягательств) · Право на защиту (каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запр.законом) · Презумпция невиновности · Национальный язык · Гласность (за судопроизводством должен осущ-ся контроль со стороны общества) · Участие общественности в д-ти ПО? · Гуманизм (наказания и иные меры уголовно-прав-ого хар-ра не могут иметь целью причинение физ.страданий или унижение человеч.достоинства) · Демократизм (народ – единственный источник власти, он реал.свою власть, в т.ч. через ПО) Основные черты правоохранительной деятельности: Назначение правоохранительной деятельности — охрана и защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей. Начало правоохранительной деятельности, как правило, связано с наличием повода, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимости его предупреждения. Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (т.е. определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательством), а в некоторых случаях — исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Под процессуальной формой понимается установленный процессуальным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий. Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными для этого определенными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование. В ряде случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения. Законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность. Виды ПД: · Осущ. правосудия · Прокурорский надзор · Оказ. квалифиц помощи · Исполнение суд. решений · Расследование преступлений · ОРД – вид д-еят., осущ. гласно и негласно оперативными подразделениями гос. органов, уполномоч. на то ФЗ в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод чел.и гражд, собственности, обеспеч.безопасности общества и гос-ва от преступных посягательств · Охр. деят., предупреждение преступлений · Обеспеч.гос. безопасности · Выявление и раскрытие преступлений 2. Предмет, задачи и система курса «ПО РФ». Накопленный объем научных знаний о государственном устройстве России, опыт практической деятельности в государстве по созданию, построению правоохранительных органов, организация деятельности государственных органов по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России». · Понятие правоохран.органов · Задачи, принципы и организация правоохран.д-ти · История их развития · Законодат.основа · Система правоохран.органов · Их устройство · Порядок их организации и деят. · Компетенция и структура · Правовой статус лиц, являлся должностными лицами правоохран.органов Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К формированию предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни ученые отталкиваются от назначения уголовного процесса и организации в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих отдельные виды правоохранительной деятельности наряду с главной и основной для них иной правоисполнительной деятельностью. Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения. Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения. Изучение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» на втором этапе вузовского обучения (магистратура) не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки. Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала. Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении. Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы. Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины. Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную. В данном учебнике авторами предлагается также определенная систематизация изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по взаимосвязи материала курса: Раздел I. Общие положения. Раздел II. Судебная система Российской Федерации. Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации. Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора. Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи. Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический. · формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы. Формально-юридический (нормативно-догматический) метод. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями. Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде — его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника. · Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства. · Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности. · Сравнительный: он предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние правовой системы в целом либо отдельных правовых институтов и норм. · Социологический (конкретно-социологический) метод. Он состоит в исследовании права на основе фактических данных. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие. Дисциплина «Правоохранительные органы» не является юридической наукой в общепризнанном смысле этого понятия. А является только юридической учебной дисциплиной, целью которой выступает задача представить студентам начальные знания в сфере правоохранительной деятельности, дать общее понятия об органах осуществляющих правоохранительных деятельности, поспособствовать процессу формирования правовой культуры будущих «государевых людей» - юристов. Не смотря на это дисциплина «Правоохранительные органы» связана, также с иными юридическими науками и дисциплинами. В частности с Конституционным правом Российской Федерации, Теорией государства и права, Административным правом Российской Федерации, с дисциплиной «Прокурорский надзор». Каждая из этих дисциплин, чаще всего, расширяет или конкретизирует сведения, представленные в дисциплине «Правоохранительные органы».
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |