Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие ПО РФ. Основные черты ПД




В соответствии со ст.2 конституции РФ "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

И государство осуществляет эту функцию в виде специальной деятельности государственных органов, которые существуют исключительно и главным образом для решения указанных задач и называются правоохранительными.

ПО – специальные гос. органы, проф. объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению праоохр. деят.

Конституционный Суд РФ; Конституционные суды республик РФ конституционный контроль
Суды общей юрисдикции Правосудие – это осуществляемый судом особый вид гос-ой деят. и по реализации суд.власти путем рассмотрения в конст.,гражд, арбитр, админ и уг. судопроизв-ве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона гос. принуждения для установления и восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан,юр.лиц и гос-ва
Министерство юстиции РФ организационное обеспечение деятельности судов
Прокуратура РФ прокурорский надзор – это осуществляемая на основе закона Ген.прокурором и подчиненными ему прокурорами специфическая гос. деят от имени РФ, независимая от местных органов власти, по надзору за точным и единообразным исполнением действующих на ее террит.законов гос. органами, коммерч. и некоммерч. организациями, должностными лицами и гражданами.
Органы внутренних дел выявление и расследование преступлений
Адвокатура оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
Министерство внутренних дел РФ непосредственное обеспечение правопорядка в стране

 

ПД – предусмотренная действующим законодательством гос. или санкционированная гос-вом деят., направленная на охрану и защиту прав граждан, юр.лиц и гос-ва и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в опр-ом процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами, связанная с применением законных мер гос. принуждения.

Цель ПД

· Выявление, пресечение и предупреждение правонарушений (преступлений и админ.проступков)

· Восстановление нарушенных прав

· Привлечение виновных к установленной законом ответственности

Принципы ПД:

· Законность (неукоснительное соблюдение и исполнение законов)

· Публичность (гос. органы и должностные лица обязаны в процессуальном порядке принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, виновных лиц и справедливого наказания или выявление, пресечение и раскрытие преступления, обличение виновных, непривлечение к ответственности невиновного)

· Равенство граждан перед законом

· Неприкосновенность личности (чел.не может быть произвольно лишен свободы)

· Неприкосновенность жилища (никто не в праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц)

· Тайна переписки

· Неприкосновенность личности (гарантия от незаконных и необоснованных задержаний, лишения свободы и др.посягательств)

· Право на защиту (каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запр.законом)

· Презумпция невиновности

· Национальный язык

· Гласность (за судопроизводством должен осущ-ся контроль со стороны общества)

· Участие общественности в д-ти ПО?

· Гуманизм (наказания и иные меры уголовно-прав-ого хар-ра не могут иметь целью причинение физ.страданий или унижение человеч.достоинства)

· Демократизм (народ – единственный источник власти, он реал.свою власть, в т.ч. через ПО)

Основные черты правоохранительной деятельности:

Назначение правоохранительной деятельности — охрана и защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

Начало правоохранительной деятельности, как правило, связано с наличием повода, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимости его предупреждения.

Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (т.е. определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательством), а в некоторых случаях — исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Под процессуальной формой понимается установленный процессуальным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий.

Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными для этого определенными правами и обязанностями.

Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование.

В ряде случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

Законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Виды ПД:

· Осущ. правосудия

· Прокурорский надзор

· Оказ. квалифиц помощи

· Исполнение суд. решений

· Расследование преступлений

· ОРД – вид д-еят., осущ. гласно и негласно оперативными подразделениями гос. органов, уполномоч. на то ФЗ в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод чел.и гражд, собственности, обеспеч.безопасности общества и гос-ва от преступных посягательств

· Охр. деят., предупреждение преступлений

· Обеспеч.гос. безопасности

· Выявление и раскрытие преступлений

2. Предмет, задачи и система курса «ПО РФ».

Накопленный объем научных знаний о государственном устройстве России, опыт практической деятельности в государстве по созданию, построению правоохранительных органов, организация деятельности государственных органов по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России».

· Понятие правоохран.органов

· Задачи, принципы и организация правоохран.д-ти

· История их развития

· Законодат.основа

· Система правоохран.органов

· Их устройство

· Порядок их организации и деят.

· Компетенция и структура

· Правовой статус лиц, являлся должностными лицами правоохран.органов

Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К формированию предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни ученые отталкиваются от назначения уголовного процесса и организации в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих отдельные виды правоохранительной деятельности наряду с главной и основной для них иной правоисполнительной деятельностью.

Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения.

Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.

Изучение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» на втором этапе вузовского обучения (магистратура) не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки.

Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.

Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.

Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.

Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины.

Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную.

В данном учебнике авторами предлагается также определенная систематизация изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по взаимосвязи материала курса:

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Судебная система Российской Федерации.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации.

Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора.

Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи.

Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод:

реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.

· формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы. Формально-юридический (нормативно-догматический) метод. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями. Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде — его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника.

· Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.

· Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.

· Сравнительный: он предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние правовой системы в целом либо отдельных правовых институтов и норм.

· Социологический (конкретно-социологический) метод. Он состоит в исследовании права на основе фактических данных. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие.

Дисциплина «Правоохранительные органы» не является юридической наукой в общепризнанном смысле этого понятия. А является только юридической учебной дисциплиной, целью которой выступает задача представить студентам начальные знания в сфере правоохранительной деятельности, дать общее понятия об органах осуществляющих правоохранительных деятельности, поспособствовать процессу формирования правовой культуры будущих «государевых людей» - юристов. Не смотря на это дисциплина «Правоохранительные органы» связана, также с иными юридическими науками и дисциплинами. В частности с Конституционным правом Российской Федерации, Теорией государства и права, Административным правом Российской Федерации, с дисциплиной «Прокурорский надзор». Каждая из этих дисциплин, чаще всего, расширяет или конкретизирует сведения, представленные в дисциплине «Правоохранительные органы».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.