КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие как форма мышления
Пиноцитозный пузырек Выросты плазмолеммы эпителиоцита Вспомогательные функции
Приложение IV.
Приложение V.
Приложение VI.
Приложение VII.
Приложение VIII.
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Все то, что так или иначе характеризует предмет, позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит для человека его признаком (т. е. показателем, приметой, средством признания предмета). Признаки предмета могут носить самый разнообразный характер. Они могут быть общими и единичными, существенными и несущественными, необходимыми и случайными. В основе понятий лежат общие, существенные и необходимые признаки. Понятие носит предметный характер, т. е. отражает конкретно существующие в материальной или духовной деятельности людей вещи, процессы, явления, их свойства, связи и отношения. В то же время понятия обладают относительной самостоятельностью. Предмет может исчезнуть, а понятие его – сохраниться и передаваться от поколения к поколению. С изменением человеческой деятельность появляются новые понятия. Понятия закрепляются и выражаются в словах и словосочетаниях. Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. Понятия однозначны, а слова имеют нередко множество значений. В любом языке существуют омонимы и синонимы. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию и по форме, но выражающие различные понятия (напр., слово «коса» обозначает прядь волос, узкую полоску суши, инструмент для срезания травы и т. п.). Синонимы – слова, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию (напр., родина и отечество, хворь и болезнь, юридическая наука – правоведение и т. д.). В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Понятия служат одним из важнейших способов духовного освоения человеком мира. Они выполняют две основные функции. Первая – познавательная. Понятие образуется в результате выявления наиболее общих свойств предметов, т. е. уже в процессе своего формирования понятия помогают постигать общие свойства предметов, а значит, познавать их сущность. Понятия служат средством дальнейшего познания человеком мира при помощи логической операции подведения предмета под понятие. Напр., понятие «вещество» образовалось в результате выделения общих свойств предметов окружающего мира. В дальнейшем оно распространялось на новые явления, позволяя выделять в них уже известные человеку свойства. Вторая – коммуникативная, заключающаяся в том, что понятие является средством общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе общения, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений. 2 Объем понятия – это совокупность предметов, явлений, обозначаемых определенным понятием (например, в объем понятия «город» входят все города, существующие в мире; в объем понятия «студент» входят все студенты мира). В объеме понятия можно выделить элемент понятия – это отдельный предмет или явление, имеющее все основные св-ва представителей класса явлений, обозначаемых определенным понятием (например, элементом понятия «студент» является каждый отдельный студент). В объеме понятия можно выделить т/ж часть объема понятия, т.е. разновидность какого-либо класса явлений, обозначаемую определенным понятия (н., частью объема понятия «город» является, н., российский город, волжский город, город-миллионник). Объем понятия здания: кирпичное, деревянное и т.п. Вторая сторона понятия – это его содержание. Содержание понятия – это система существенных отличительных признаков, св-в, класса явлений, обозначаемого опред. понятием (например, содержанием понятия «студент» является учащийся вуза, регулярная проверка знаний). Содержание многих понятий в общественных науках до конца очень трудно раскрыть. Отношениями между этими двумя сторонами понятия регулируются законом обратного отношения между ними. Из него следует – чем больше объем используемого понятия, тем меньше его содержание, тем меньше мы знаем о предмете, и, наоборот, чем меньше объем используемого понятия, тем больше его содержание, тем больше мы знаем о предмете (например, «Кто вы по соц. статусу? – Студент – Студенты бывают разные. Можно ли по конкретней? – Я студент – американец. – Нельзя ли поконкретней? — …имеющий богатых родителей). 2. Виды понятий 1. По объему понятия бывают: - единичные – в объеме только 1 элемент; - общие – в объеме не менее 2-ух элементов. 2. По содержанию понятия бывают: - конкретные – обозначают относительно самост. явления (н., планета, человек, закон); - абстрактные понятие – те, кот. обозначают отдельные св-ва, черты относительно самост. явлений (н., храбрость, совесть, труд, энергия, право). 3. По объему и содержанию вместе выделяются следующие виды понятий: - определенные – них нетрудно определить объем (н., студент); - неопределенные – у них объем установить невозможно, даже у конкретных (н., талантливый студент – талантливые м/б в разном). 3. Отношения между понятиями (!) Тексты, обычно, составлены из множества понятий и важно выяснить, насколько они родственны, т.е. совпадают по содержанию и объему. По содержанию понятия бывают в отношениях сравнимости и несравнимости. Сравнимые понятия – это те, у которых есть общее, объединяющее их так называемое родовое понятие (н., клен, тополь ель – дерево, растение). У несравнимых понятий такого родового понятия нет (н., студент (человек) и студенческий билет – (документ)). Сравнимые понятия по объему бывают в отношениях совместимости и несовместимости. В отношениях совместимости – те понятия, объемы которых хотя бы частично совпадают, имеется общий элемент (н., юрист, адвокат – часть юристов – адвокаты). В отношениях несовместимости – те понятия, объемы которых нисколько не совпадают (н., адвокат, прокурор, судья – адвокат не может подрабатывать судьей). Отношения между объемами понятий иллюстрируются, обычно, прямоугольниками, кругами Эйлера.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |