Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие как форма мышления




Пиноцитозный пузырек

Выросты плазмолеммы эпителиоцита

Вспомогательные функции

 

k f 1(k) f 2(k) f 3(k) k f 1(k) f 2(k) f 3(k)
–2,0 –1,9 –1,8 –1,7 –1,6 –1,5 –1,4 –1,3 –1,2 –1,1 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,5 0,7 0,8 0,9 2,373 2,285 2,197 2,110 2,024 1,939 1,854 1,770 1,688 1,606 0,7979 0,7353 0,6751 0,6172 0,5619 0,5092 0,4592 0,4119 0,3676 0,3261 1,003 1,004 1,005 1,006 1,009 1,011 1,015 1,019 1,025 1,032 1,517 1,667 1,863 2,119 2,453 2,893 3,473 4,241 5,261 6,623 0,519 0,524 0,530 0,537 0,546 0,556 0,568 0,583 0,600 0,620 1,241 0,370 1,523 1,704 1,919 2,178 2,488 2,863 3,319 3,876 –1 –0,9 –0,8 –0,7 –0,6 –0,5 –0,4 –0,3 –0,2 –0,1 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 1,525 1,446 1,367 1,290 1,215 1,141 1,069 0,9982 0,9294 0,8626 0,2876 0,2520 0,2194 0,1897 0,1629 0,1388 0,1174 0,0984 0,0819 0,0676 1,042 1,054 1,069 1,089 1,114 1,147 1,189 1,243 1,312 1,401 8,448 10,90 14,22 18,73 24,89 33,34 44,99 61,13 83,64 115,2 0,643 0,671 0,702 0,740 0,783 0,833 0,891 0,959 1,039 1,132 4,561 5,408 6,462 7,780 9,442 11,55 14,24 17,71 22,19 28,05

 

 

Приложение IV.

 

 

Приложение V.

 

 

 

 

 

Приложение VI.

 

 

Приложение VII.

 

Приложение VIII.

 

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Все то, что так или иначе характеризует предмет, позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит для человека его признаком (т. е. показателем, приметой, средством признания предмета).

Признаки предмета могут носить самый разнообразный характер. Они могут быть общими и единичными, существенными и несущественными, необходимыми и случайными. В основе понятий лежат общие, существенные и необходимые признаки. Понятие носит предметный характер, т. е. отражает конкретно существующие в материальной или духовной деятельности людей вещи, процессы, явления, их свойства, связи и отношения. В то же время понятия обладают относительной самостоятельностью. Предмет может исчезнуть, а понятие его – сохраниться и передаваться от поколения к поколению. С изменением человеческой деятельность появляются новые понятия.

Понятия закрепляются и выражаются в словах и словосочетаниях. Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. Понятия однозначны, а слова имеют нередко множество значений. В любом языке существуют омонимы и синонимы. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию и по форме, но выражающие различные понятия (напр., слово «коса» обозначает прядь волос, узкую полоску суши, инструмент для срезания травы и т. п.). Синонимы – слова, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию (напр., родина и отечество, хворь и болезнь, юридическая наука – правоведение и т. д.).

В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами.

Понятия служат одним из важнейших способов духовного освоения человеком мира. Они выполняют две основные функции.

Первая – познавательная. Понятие образуется в результате выявления наиболее общих свойств предметов, т. е. уже в процессе своего формирования понятия помогают постигать общие свойства предметов, а значит, познавать их сущность. Понятия служат средством дальнейшего познания человеком мира при помощи логической операции подведения предмета под понятие. Напр., понятие «вещество» образовалось в результате выделения общих свойств предметов окружающего мира. В дальнейшем оно распространялось на новые явления, позволяя выделять в них уже известные человеку свойства.

Вторая – коммуникативная, заключающаяся в том, что понятие является средством общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе общения, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений.

2 Объем понятия – это совокупность предметов, явлений, обозначаемых определенным понятием (например, в объем понятия «город» входят все города, существующие в мире; в объем понятия «студент» входят все студенты мира). В объеме понятия можно выделить элемент понятия – это отдельный предмет или явление, имеющее все основные св-ва представителей класса явлений, обозначаемых определенным понятием (например, элементом понятия «студент» является каждый отдельный студент). В объеме понятия можно выделить т/ж часть объема понятия, т.е. разновидность какого-либо класса явлений, обозначаемую определенным понятия (н., частью объема понятия «город» является, н., российский город, волжский город, город-миллионник). Объем понятия здания: кирпичное, деревянное и т.п. Вторая сторона понятия – это его содержание. Содержание понятия – это система существенных отличительных признаков, св-в, класса явлений, обозначаемого опред. понятием (например, содержанием понятия «студент» является учащийся вуза, регулярная проверка знаний). Содержание многих понятий в общественных науках до конца очень трудно раскрыть. Отношениями между этими двумя сторонами понятия регулируются законом обратного отношения между ними. Из него следует – чем больше объем используемого понятия, тем меньше его содержание, тем меньше мы знаем о предмете, и, наоборот, чем меньше объем используемого понятия, тем больше его содержание, тем больше мы знаем о предмете (например, «Кто вы по соц. статусу? – Студент – Студенты бывают разные. Можно ли по конкретней? – Я студент – американец. – Нельзя ли поконкретней? — …имеющий богатых родителей). 2. Виды понятий 1. По объему понятия бывают: - единичные – в объеме только 1 элемент; - общие – в объеме не менее 2-ух элементов. 2. По содержанию понятия бывают: - конкретные – обозначают относительно самост. явления (н., планета, человек, закон); - абстрактные понятие – те, кот. обозначают отдельные св-ва, черты относительно самост. явлений (н., храбрость, совесть, труд, энергия, право). 3. По объему и содержанию вместе выделяются следующие виды понятий: - определенные – них нетрудно определить объем (н., студент); - неопределенные – у них объем установить невозможно, даже у конкретных (н., талантливый студент – талантливые м/б в разном). 3. Отношения между понятиями (!) Тексты, обычно, составлены из множества понятий и важно выяснить, насколько они родственны, т.е. совпадают по содержанию и объему. По содержанию понятия бывают в отношениях сравнимости и несравнимости. Сравнимые понятия – это те, у которых есть общее, объединяющее их так называемое родовое понятие (н., клен, тополь ель – дерево, растение). У несравнимых понятий такого родового понятия нет (н., студент (человек) и студенческий билет – (документ)). Сравнимые понятия по объему бывают в отношениях совместимости и несовместимости. В отношениях совместимости – те понятия, объемы которых хотя бы частично совпадают, имеется общий элемент (н., юрист, адвокат – часть юристов – адвокаты). В отношениях несовместимости – те понятия, объемы которых нисколько не совпадают (н., адвокат, прокурор, судья – адвокат не может подрабатывать судьей). Отношения между объемами понятий иллюстрируются, обычно, прямоугольниками, кругами Эйлера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.