Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лабораторно-практических занятий




ВВЕДЕНИЕ

Общепрофессиональная дисциплина «Теоретические основы товароведения и экспертизы» рассматривает основополагающие вопросы, усвоение которых позволяет в дальнейшем глубже разобраться в частных разделах товароведения и экспертизы однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров.

Выполнение лабораторно-практических работ способствует закреплению теоретического материала и приобретению умений рассчитывать и анализировать показатели ассортимента, оценивать качество и диагностировать дефекты, определять потери, расшифровывать маркировку товаров, проводить экспертизу, начиная с подготовки её и завершая составлением заключения.

Каждая работа посвящена отдельной теме курса, включает цель, задание, перечень необходимых образцов, нормативных документов и справочной литературы, методические указания к выполнению и рекомендации по оформлению результатов. В конце каждой работы приводятся вопросы для самоподготовки и контроля знаний по данной теме.

Студент должен самостоятельно проработать теоретический материал по соответствующей теме и подготовиться к выполнению лабораторно-практического задания.

По каждому заданию студент составляет отчёт в тетради, формирует и обосновывает вывод и представляет преподавателю на проверку.

Данное учебное пособие разработано авторами в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 100800.62 "Товароведение", учитывает опыт преподавания курса товароведения на кафедре товароведения Хабаровской государственной академии экономики и права. Сочетание разных форм практических занятий – изучение и анализ документов, решение ситуационных задач, проведение деловых игр, лабораторных испытаний, экспертизы, оформление актов, заключений по проведённой работе и других учебно-методических приёмов позволяет добиться углубления, закрепления студентами теоретических знаний в области товароведения, экспертизы и оценки продовольственных и непродовольственных товаров во внутренней и внешней торговле и формирования профессиональных компетенций.


Раздел (тема) дисциплины Наименований лабораторных работ Трудоёмкость (час.)
1. Классификация и кодирование товаров (тема 1) 1. Изучение правил и методов классификации и кодирования товаров  
2. Ассортимент товаров (тема 2) 2. Анализ ассортимента товаров  
Потребительские свойства и качество товаров (темы 3,4) 3. Изучение номенклатуры потребительских свойств и анализ требований к качеству товаров по нормативным документам 4. Изучение видов контроля качества товаров 5. Изучение видов и средств информации о товаре 6. Изучение порядка проведения идентификации товаров 7. Расчет фактических и нормируемых потерь товаров          
3. Оценочная деятельность в товароведении (тема 5) 8. Изучение методов оценки качества товаров 9. Органолептические методы качества продовольственных товаров 10. Измерительные методы оценки качества товаров (химические методы)        
4. Товарные экспертизы (тема 6) 11. Изучение средств и методов товарной экспертизы (обсуждение докладов) 12. Изучение правил и порядка проведения и оформления результатов товароведческой экспертизы. Деловая игра: приёмка партии картофеля 13. Экспертиза подлинности масла сливочного (деловая игра)      
Итого (54)

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тема 1. Классификация и кодирование товаров

 

В товароведении применяют методы систематизации – упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путём разложения их в определённом порядке. Основными методами систематизации являются идентификация, группировка и классификация.

Идентификация – метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим, т.е. распознавание товаров.

Группировка – метод обобщения объектов по одному общему признаку; применяется для выделения ассортиментных групп: например, одежда мужская, женская, детская.

Классификация – это логический процесс подразделения множества объектов на подмножества (группы) по определённым общим признакам.

Классификация в товароведении необходима для изучения товара, его учёта и движения, закупки, продажи и хранения. При классификации используются следующие правила:

1. Классификацию начинают с установления цели, выбора классификационных признаков и методов разделения множества на группы. В зависимости от цели число выбранных классификационных признаков меняется и должно быть оптимальным.

2. Система классификации должна учитывать всю номенклатуру товаров и в то же время предполагать резерв для появления новых товаров.

3. Разделение объектов на группы должно проводится последовательно: от большего к меньшему, от общего к частному.

4. Устанавливают порядок с использованием признаков классификации по степени их важности или существенности, т.е. начинать классификацию необходимо с наиболее общего, существенного признака, а затем перейти к менее существенному.

5. На каждой стадии группировки используется только один признак, что обеспечивает однородность группировок по этому признаку. Например, нельзя посуду разделить на группы – стеклянная, алюминиевая, столовая и эмалированная, так как в этих группировках использовано несколько признаков классификации: материал, покрытие, назначение – и полученные группы неоднородны.

Различают два метода классификации – иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации (от слова «подчинение) – это последовательное разделение множества на подчинённые классификационные группировки. Особенностью этого метода является тесная связь между группировками, выявляемая через общность и различие признаков.

В основу деления положена ступень классификации – это этап разделения, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Целью классификации является определение числа и характера признаков объекта. Например, при классификации ассортимента обуви в обувном магазине, достаточно использовать два признака – половозрастной и размерный.

Количество признаков и, следовательно, ступеней определяет глубину классификации. Чтобы на практике такая классификация не была громоздкой и запутанной, обычно её глубина насчитывает не больше 10 (чаще 3–5) ступеней. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества на независимые классификационные группировки. Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошёл от французского слова «facette» – грань отшлифованного камня.

По этому методу группировки независимы и не подчиняются друг другу. Фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать и увеличивать число признаков и группировок, что создаёт определённые удобства при пользовании.

Так как преимущества одного метода классификации одновременно являются признаками другого, то оба метода дополняют друг друга и их используют

совместно.

После проведения классификации выполняют кодирование товаров.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков. Для товароведов очень важно правильно выбрать признаки классификации и определить их значимость. Основной признак товароведения – назначение. Другие, наиболее часто применяемые признаки, – состав, пол и возраст, сезонность, способ производства, отделка, конструкция, рецептура, консистенция, вид, тип, модель, фасон, марка.

По назначению все товары подразделяются на три рода:

1) потребительские товары, предназначенные для индивидуальных потребителей с целью пользования;

2) товары промышленного назначения, предназначенные для производства других товаров, создающие сырьевое и технологическое обеспечение для них;

3) оргтехнические товары – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род подразделяют на классы, т.е. множество товаров, удовлетворяющих обобщённые группы потребностей.

Выделяют три класса потребительских товаров:

1) продовольственные (физиологические потребности в энергии);

2) непродовольственные (физиологические – защита и социальные

потребности);

3) медицинские (социальные – обеспечение здоровья).

Классы, в зависимости от используемого сырья и назначения, делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Виды и разновидности могут иметь наименования – номинальные и марочные.

Подкласс товаров – множество товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности, но имеющих различия. Например, класс продовольственных товаров делится на два подкласса по признаку происхождения – растительного и

животного.

Класс непродовольственных товаров делится по признаку назначения продукции на классы: текстильные и одёжно-обувные, галантерейные и обувные, культурно-бытовые, хозяйственные и др.

Группа товаров – подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные потребности, сгруппированные в основном по признакам сырья, материалов (способ соединения деталей). Например, подкласс гигиенических товаров делится на две группы товаров – парфюмерные и косметические.

Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся по признакам, присущим только им. Например, группа косметических товаров делится на товары для ухода за кожей, за волосами, декоративную косметику, средства гигиены полости рта. Группа кондитерских товаров делится на сахаристые и мучные изделия.

Вид товара – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Часто вид товара распознают по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции. Например, подгруппа сахаристых изделий делится на виды – карамель, конфеты и другие; средства для ухода за волосами на виды – шампуни, бальзамы, пенки, лаки, муссы и др.

Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, но отличающихся частными признаками. Например, по признаку содержания начинки различаются две разновидности карамели – леденцовая и с начинкой.

Шампуни по консистенции подразделяют на желеобразные, жидкие и

кремообразные.

Наименование товаров – совокупность товаров определённого вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, конструкций, технологий. Наименование товара может быть номинальными и марочным.

Номинальное наименование – обобщённое название товара, выпускаемого разными изготовителями: например, карамель «Театральная», конфеты «Маска», шампунь «Крапива».

Марочное наименование – индивидуальное название товара, выпускаемое определённым (одним) изготовителем. Часто на это название выдаётся патент, который защищает авторские права. Знак ® обозначает официально зарегистрированное название данной фирмы или название товара: например, обувь «Саламандра», шампунь «Sunsilk», крем «Нивея».

Тип – это характеристика нескольких разновидностей товара, например, моно- и стереоаппаратура.

Модель – одно из конструкционных решений или оригинальный вариант оформления, часто утверждённый документально, например, техническим

описанием.

Фасон – это конкретизация моделей по внешней форме (в одежде, обуви,

посуде).

Кодированием называют процесс образования и присвоения кодов товарам.

Код (артикул) знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и объекта классификации. Цель кодирования – распознавание любого объекта среди множества других.

При кодировании учитывают следующие требования, предъявляемые к коду:

- Код должен иметь определённую структуру построения.

- Код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков: цифр, букв и их сочетания.

- Код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нём. Алфавит кода – система знаков, принятых для образования кода. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода. Число знаков в алфавите кода с учётом пробелов называется основанием кода. Разряд кода – позиция знака в коде. Длина кода – число знаков в алфавите без учёта пробелов. Например, код ОКП 23 1112 имеет основание 7 и длину кода 6.

Одной из распространённых систем кодирования является штриховое кодирование. Код EAN – 13-разрядный (иногда 8-разрядный) цифровой код и сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Ассоциация EAN (Брюссель) выдаёт каждой стране двух- – трёхразрядный код: 460-469 – Россия; 30-37 – Франция.

В России кодированием товаров занимается Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН. Она выдаёт четырёх-разрядные коды предприятиям-изготовителям.

Последующие 5 цифр – код продукции – присваивает производитель. Последняя цифра в коде ЕАН (контрольное число) служит для проверки правильности считывания кода сканером.

Лабораторная работа №1. Изучение правил и методов классификации и кодирования товаров

 

Цель работы – приобрести навыки применения принципов и методов классификации товаров в торговле.

Задание

1. Ознакомьтесь с перечнем общероссийских классификаторов

(Приложение А).

2. Ознакомьтесь с принципами и методами классификации [1].

3. Изучите общие и частные признаки классификации товаров (обуви, стекла, швейных изделий) (Приложение Б). Результаты оформите в виде

таблицы 1.1.

Таблица 1.1 – Признаки классификации товаров

Наименование признака Характеристика признаков товаров
обувь стекло одежда
Общие: назначение исходный материал конструкция      
Частные (специфические): внешний вид (фактура, расцветка, отделка) модель фасон (силуэт, форма, покрой) размер, рост, полнота      

 

4. Используя данные таблицы 1.1, составьте графическую схему классификации конкретных товаров (по заданию преподавателя) по иерархическому методу (рисунок 1), указав классифицируемый объект, номер ступени и наименование признака.

Обувь
бытовая
спортивная
специальная
национальная
ортопедическая
1.1 мужская
1.2 женская
1.3 детская
1.3.1 натуральная кожа
1.3.2 текстиль
1.3.3 комбинированная
1.3.1.1 гусарики
1.3.1.2 ботинки
1.3.1.3 туфли
1.3.1.4 сапожки
1.3.1.2.1 модель
1.3.1.2.2 фасон
1.3.1.2.3 размер
номер
описание
номера (9,5-28,0)
 
 
 
 
 
 

 


Рисунок 1– Классификация обуви по иерархическому методу

 

5. Проведите классификацию фасетным методом с обозначением кодов (условных) по заданию преподавателя и оформите результаты в виде таблицы (таблица 1.3).

Таблица 1.2 – Фасетная классификация (коды условные)

Материал верха Вид обуви Примеры кодирования видового ассортимента обуви (коды условные)
Кожа – 10 Текстиль – 20 Искусственная кожа – 30 и т.д. Сапоги – ­01 Ботинки – 02 Туфли – 03 сандалеты – 04 и т.д. Сапоги кожаные – код 11 Сапоги из искусственной кожи – 31 Туфли кожаные – 13 Туфли текстильные – 23 и т.д.

 

6. Проведите классификацию товаров по фасетному методу, используя материалы Приложения А. Результаты оформите в виде таблицы 1.2.

 

Таблица 1.3 – Классификация товаров фасетным методом

Группа товара Классификационные признаки товара (фасеты) Ассортимент
         
Обувь 1 Вид обуви сапоги туфли сандалеты ботинки сабо
2 Материал верха          
3Материал подошвы
Стеклянная бытовая посуда            
 
 
Швейные изделия            
 
 

 

В заключение обобщите результаты и сделайте необходимые выводы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.