Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семантический – смысловой, относящийся к значению слова. 1 страница




АСУП объединяет в себе автоматизированные системы складского учета, автоматизированные бухгалтерские системы, системы планирования ресурсов и управления отношениями с поставщиками, системы анализа и прогнозирования продаж, системы контроля клиентской базой.

Ошибки

 

Ошибки всегда сопровождают любое человеческое действие, а значит, при разработке интерфейса пользователя необходимо предусмотреть способ борьбы с ними. Ошибки можно рассматривать как действия, которые приводят к нежелательному результату, если человек, совершивший ошибку, мог принять другое решение, соответствующее ситуации и уровню своей компетентности. Теоретически ошибок можно избежать. Неправильные действия, вызванные ситуацией или недостаточной компетентностью для выполнения работы, нельзя считать ошибкой.

Различают два типа ошибок - промахи и заблуждения. Промах - это неправильно реализованное верное намерение. Заблуждение - правильно выполненное действие на основе неверных предпосылок. Пример промаха – опечатка, включение не той передачи автомобиля. Заблуждение может произойти на уровне правил - неверное написание слова - или на уровне знаний - использование правильно написанного, но не подходящего по контексту слова. При управлении автомобилем заблуждением является неправильная оценка уклона дороги, которая ведет к включению несоответствующей ситуации передачи.

Интерфейс технической системы должен помогать человеку принимать решения в ситуациях, связанных с ошибками. Хорошо организованный интерфейс должен уменьшать число ошибок и облегчать их последствия. Таким образом, борьба с ошибками состоит из двух задач - предупреждение ошибок и их исправление.

Предупреждение ошибок требует, чтобы управляемое оборудование тем или иным способом распознавало ошибочную ситуацию или даже ее предпосылки и предупреждало об этом оператора. Оборудование не должно воспринимать команды с возможными опасными последствиями.

Исправление ошибок означает, что оператор или система выявляет ошибку и пытается ее исправить. Хорошо знакомый пример из области вычислительной техники - это команда "Отменить", которая используется для того, чтобы отказаться от уже выполненного действия, т.е. вернуться к предыдущему состоянию. Система запоминает результат выполнения команды как некое временное, промежуточное ее стояние, при этом демонстрирует его пользователю как новое. Например, файл не уничтожается немедленно после выполнения соответствующей команды - он лишь помечается как удаленный, а его уничтожение происходит позже. Если пользователь вдруг захочет отменить удаление файла, он может это сделать в течение некоторой времени после выполнения команды, пока файл физически не стерт.

Очевидно, что команда "Отменить" сработает, если в процессе реально не произошло никаких изменений. Однако в системе управления нельзя буферизовать выполнение команд, как это делается в виртуальной среде ЭВМ. Поэтому системой мониторинга и управления ошибки должны исключаться, насколько это возможно, с самого начала, т.е. система управления процессом должна включать информацию о возможных опасных состояниях или даже процедуру, моделирующую такие состояния, для того чтобы заранее предусмотреть последствия и необходимое противодействие.

Парадоксально, но в сложных системах нельзя стремиться полностью, избежать всех ошибок, именно ошибки представляют собой прекрасный источник опыта. Не случайно весьма важный метод обучения называется методом "проб и ошибок". Собственный опыт вырабатывает чутье, позволяющее выполнить большинство действий на сенсомоторном уровне, которое невозможно заменить теоретическими знаниями.

Если эксперименты и "игры" с технической системой нежелательны или просто невозможны, например, при управлении ядерным реактором, процедуры моделирования должны помочь набрать необходимый опыт без лишнего риска. Начинающий пилот, который несколько раз врезался в землю на тренажере, вероятнее всего, будет лучше управлять машиной в воздухе, чем тот, кто вообще не знаком с техническими возможностями и ограничениями своего самолета. Модели постоянно используются в электроэнергетике для того, чтобы предварительно оценить эффект от изменения потоков мощности и конфигурации, а также других операций, не подвергая риску реальную систему.

В общем, действия, выполняемые на сенсомоторном уровне, являются более быстрыми и эффективными, чем требующие любого обдумывания. С другой стороны, мышление высокого уровня необходимо при столкновении с новыми ситуациями, например для выяснения причин отказа какого-либо оборудования и принятия решения о том, как выйти из положения.

Следует добавить, что управление сложными системами в большинстве случаев – это выполнение заранее разработанных процедур. Штатные и нештатные ситуации описаны в руководствах оператора и в большинстве случаев не требуют, чтобы оператор проявлял собственную инициативу. Настоятельно рекомендуется применение системы оперативной помощи. Она должна вызываться всегда одной и той же клавишей, отчетливо и ясно обозначенной. Современные системы предлагают проблемно-ориентированную помощь, т.е. распознают текущую ситуацию - данные или программы, которые работают в настоящий момент, и формируют соответствующие указания.

Важным параметром при разработке интерфейса являются границы ответственности. Необходимо оценить, в какой мере оператор должен, следовать предписаниям и в какой - принимать собственные решения, и где проходит граница между одним и другим. Интерфейс должен быть ориентирован на необходимую степень компетентности пользователя (уровень правил или уровень знаний) и на тип действий при выполнении работы.

Командные строки, которые вводятся с клавиатуры, должны быть как можно короче, не теряя при этом своего смысла. Хороший метод - использовать первые буквы функционального имени команды при условии, что различные сокращения не конфликтуют.

Возможные способы избежать бессмысленных входных данных:

(1) показывать правильные значения в качестве фоновой информации;

(2) организовать выбор возможных значений из меню;

(3) выдавать сообщение, если введенные данные не поняты системой.

Способ (1) неудобен, если число возможных команд велико; он быстро приводит к заполнению экрана избыточной статической информацией. Способ (3) может вызвать запаздывания, зависящие от частоты ошибок. Решение (2) близко к оптимальному; это предпочтительный метод при пользовании оконного интерфейса и раскрывающихся меню. Новую величину можно либо набрать на клавиатуре, по крайней мере, часть знаков, либо выбирать из меню с помощью клавиш управления курсором или мыши. Выбор подтверждается клавишей <ENTER> и щелчком мыши. Система может предлагать выбор по умолчанию, например, текущую, предыдущую, наиболее часто используемую или наиболее безопасную команду. Умолчание может быть принято системой, если пользователь явно не изменил его.

Набор команды на клавиатуре требует определенного обдумывания и может привести к ошибкам. Рекомендуется запросить подтверждение перед исполнением ответственных команд, например "Вы действительно хотите загрузить систему [ДА/НЕТ]?" Здесь может возникнуть проблема, поскольку, когда некоторое действие заучено, оно выполняется автоматически на сенсомоторном уровне и без дальнейшего обдумывания. Сам по себе вопрос еще не гарантирует точных намерений пользователя, который может набрать "ДА" и только потом задуматься о вопросе.

В некоторых технических системах потенциально опасные команды преднамеренно оформлены так, что их трудно ввести. Это не обязательно лучший подход. Специфические команды, которые должны выполняться только в определенных критических ситуациях, вместо этого можно защитить паролем.

Очень важно иметь способ немедленно остановить управляемую систему в случае аварии. В такой ситуации никто не будет терпеливо набирать на клавиатуре предписанную последовательность команд. Четко обозначенная кнопка аварийного отключения "ОТКЛ" должна быть установлена в пределах досягаемости оператора. Как правило, такие кнопки раскрашиваются красным на желтом поле. Кнопка "ОТКЛ" обычно выполняется достаточно большой, чтобы можно было работать в специальных защитных перчатках и не промахнуться.

 

 

1.5. Оборудование для интерфейса пользователя

 

Для построения интерфейса пользователя применяется не очень много типов устройств. В управлении процессами обычно применяются полноэкранные терминалы, включающие монитор и клавиатуру, а также панели с выключателями, контрольными лампами и приборами. Устройства, обычно используемые для обмена информацией между пользователем и ЭВМ, — это монитор и клавиатура. Распространение персональных компьютеров и постоянно растущие требования привели к заметному улучшению качества мониторов. Размер экрана характеризуется длиной его диагонали, выраженной в дюймах, поскольку отношение ширины к высоте всегда одинаково (4:3). Разрешающая способность монитора, измеряемая количеством точек изображения, пикселей, связана с размером экрана. Разрешающая способность должна обеспечивать хорошее качество представления текста и графики. Монитор не обязательно должен быть цветным. По техническим причинам качество и. резкость изображения у монохромных мониторов лучше, чем у цветных, поэтому первые могут в ряде случаев оказаться дешевле и лучше.

Важнымэргономическим показателем монитора является скорость регенерации экрана, т.е. частота, скоторой электронный луч полностью обходитэкран. Эта частота должнабыть не менее 75 Гц,чтобы даже приналичии неблагоприятных факторов,связанных сразмером экрана и освещением рабочего места, пользователь видел свободнуюот мерцания картинку.

Показатель, активно обсуждавшийся в последние годы - это уровень излучения монитора. Определение не вполне корректно, поскольку монитор в действительности порождает электростатическое поле, электромагнитные волны и рентгеновские лучи. Современные мониторы имеют очень низкий уровень излучения.

Клавиатура - это самое распространенное устройство ввода. Буквенные и цифровые клавиши имеют везде одинаковое значение, исключая некоторые национальные особенности. В то же время определение управляющих клавиш не стандартизировано, а их положение меняется в зависимости от конструкции клавиатуры. При переходе на новую модель клавиатуры пользователь должен переучиваться заново, что приводит к трудностям и ошибкам в действиях на сенсомоторном уровне.

Обычные мониторы и клавиатуры сконструированы для применения в офисе и, следовательно, не годятся для производственных условий с высокой влажностью, запыленностью и вибрацией. Для работы на клавиатуре необходима определенная подвижность пальцев, которая ограничивается, если оператор работает в перчатках. Для применения в промышленных условиях мониторы и клавиатуры выпускаются в специальном прочном (промышленном) исполнении.

Хотя это и звучит старомодно, недорогим и практичным устройством ввода/вывода для наблюдения и управления медленным процессом является печатающее устройство или телетайп. Оно используется в тех случаях, когда обмен информацией идет медленно (1-2 события в минуту) и каждое сообщение является законченным, не связанным с другой информацией, и пользователь не должен ждать слишком долго завершения печати, чтобы получить полную картину ситуации. Преимущество печатающего устройства в том, что носитель информации (бумагу) можно хранить в архиве в качестве протокола без какой-либо обработки.

Панели (щиты) управления были распространены в основном в 1950-70-е годы, когда устройства интерфейса процесса подключались каждое к своему индикатору и устройству управления, расположенным в едином центре. Панели управления имели индикаторы в виде ламп и стрелочных приборов для вывода информации и выключатели или цифровую клавиатуру в качестве устройства ввода. Панели управления можно использовать при весьма ограниченном количестве входных/выходных данных и жестко определенных командах. Если панели управления используются в основном как устройства отображения, их называют мозаичными или имитаторными панелями.

Мозаичные панели применяются в настоящее время для отображения процессов со значительной пространственной протяженностью, например железнодорожных путей или трубопроводов, поскольку во многих случаях рассматривать такую систему по частям на экране монитора неестественно. Мозаичные панели можно использовать для отображения общего состояния технической системы, а на монитор выводить детальную информацию об определенных ее частях. Например, в системе управления железнодорожным движением большой мозаичный щит перед глазами диспетчеров показывает протяженность дорог, положение поездов и состояние наиболее важных сигналов. По запросу на экран можно выводить более подробную информацию об определенных узлах, поездах и другом оборудовании.

Щиты управления оснащаются визуальными и звуковыми индикаторами аварийных состояний, которые обычно управляются ЭВМ. Они используются, чтобы немедленно привлечь внимание оператора, даже если он занят чем-то другим. Параметры звукового устройства (громкость, частота) должны регулироваться. Такие устройства должны обязательно иметь быструю и доступную команду сброса, чтобы излишне не раздражать оператора после того, как он принял аварийный сигнал.

Указательные устройства прямого действия - световые перья и сенсорные экраны - особой популярностью пока не пользуются. Перемещение руки от рабочего стола к экрану и обратно весьма утомительно, требует времени, а точность движения ограничена. Выбор определенной точки на экране пальцем или световым пером требует больше времени, чем с помощью непрямого управляющего устройства - мыши или трекбола. К тому же в первом случае имеется эффект "отпечатка пальца". Световое перо и сенсорный экран, тем не менее, полезны в случаях, когда применение полной клавиатуры неоправданно или невозможно, а диалог можно организовать в виде небольшого набора меню с ограниченным числом альтернатив. Но даже здесь небольшая клавиатура легко заменяет сенсорный экран. Тем не менее, сенсорные экраны весьма популярны в системах управления станками и в общедоступных информационных системах, например в банкоматах или справочных киосках. Для таких приложений характерно, что пользователь стоит, число операции ограничено, а само устройство подвержено риску случайного или преднамеренного повреждения, поэтому механическая прочность для таких терминалов является основным требованием.

Мыши, трекболы и джойстики являютсяуказательными устройствами непрямогодействия для управленияположением маркера или курсора на экране терминала. Выбранный объект или полеподсвечиваются, и в результате возникает немедленная визуальная обратная связь. Выбранный вариант подтверждается нажатием клавиши, например клавиши мыши. Точность позиционирования намного выше, чем у сенсорного экрана или светового пера. Следует отметить, что джойстик и мышь вначале были предназначены для детей. Позднее их удобство по достоинству оценили и взрослые.

Мышь, трекбол и джойстик - это недорогие и простые устройства ввода, которые можно использовать для быстрого управления процессами с немедленной обратной связью: мышь и трекбол - для указания объектов на экране, джойстик - для дистанционного управления исполнительным механическим устройством, например роботом-манипулятором. Все эти устройства сами по себе неточны, но допускают быструю коррекцию. Человек выступает в роли "корректирующей обратной связи" - либо на основе зрительной информации с экрана, либо наблюдая за положением исполнительного механизма. Очевидно, что джойстик не годится для управления химическим реактором, поскольку это устройство не обеспечивает должную точность, а медленная динамика химического процесса не требует использования быстродействующего устройства ввода. Для управления процессом этого типа больше подходит потенциометр или устройство цифрового ввода информации.

Следует отметить, что хотя для большинства пользователей это не очевидно, графический интерфейс позволяет обойтись и без мыши. Переходить от окна к окну, выбирать объекты или элементы меню можно с помощью комбинаций соответствующих клавиш. Естественно, для того чтобы выучить многочисленные управляющие клавиши разных продуктов, потребуются значительные усилия, однако результат стоит того, как с точки зрения скорости работы, так и с точки зрения удобства и снижения утомляемости: переключение с клавиатуры на указательное устройство требует времени и отвлекает от выполняемой работы; с клавиатурой можно работать вслепую, а мышь требует концентрации внимания для точного позиционирования: при работе с мышью значительно сложнее организовать рабочее место, так как для нее требуется много свободного места на столе. Рано или поздно, вы начнете испытывать физический дискомфорт; наконец, однообразные манипуляции с мышью более утомительны, чем "игра" на клавиатуре. Если разработчики были бы последовательны при назначении функциональных клавиш, то выбор, очевидно, не в пользу мыши.

Производители ВТ вложили значительные средства в развитие систем распознания речи. Доступные сегодня системы могут распознать слова, которые произносятся раздельно и соответствуют предварительно записанным образцам. До тех пор, пока ЭВМ не сможет декодировать нормальную речь с различными интонациями и акцентами, особенно в неблагоприятных условиях производства с громкими посторонними шумами, использование интерфейсов с распознаванием речи будет, скорее всего, ограничено.

Синтез речи технически проще, чем распознавание, и на рынке предлагаются соответствующие продукты. Недостатком систем, использующих речевые синтезаторы, является то, что их сообщения произносятся внезапно, когда пользователь их не ожидает и, следовательно, может не обратить на них внимание. Синтезированный компьютером голос удивительно похож на человеческий, но все же в нем отсутствуют интонации, модуляции и ударения, которые являются важными составляющими человеческого голоса и сами по себе передают обширную информацию.

 

 

Контрольные вопросы по теме

 

Что такое эргономика?

Какие функции выполняет человеко-машинный интерфейс?

Какие основные характеристики интерфейса Вы можете назвать?

Приведите пример наглядного интерфейса.

Какие психологические особенности человека учитываются при проектировании интерфейса?

Что такое кодирование?

В чем разница между синтаксической информацией и семантическим знанием?

Каким образом мозг воспринимает информацию?

В чем отличие человеческой памяти от ОЗУ ЭВМ?

В чем отличие промаха от заблуждения?

Каким образом ЭВМ помогает уменьшать ошибки?

С какой целью используются принципы моделирования?

Каким образом можно облегчить ввод данных?

Какие виды оборудования обычно применяют для интерфейса пользователя?

В чем заключаются отличительные черты каждого из них?

ТЕСТ 1

 

Из предложенных Вам вариантов ответов выберите правильный.

Какие функции выполняет интерфейс?

 

а) повышает ответственность;

б) ускоряет ТП;

в) снижает стресс;

г) уменьшает ущерб от ошибок.

 

Какие характеристики описывают интерфейс?

 

а) простота;

б) удобство;

в) неповторимость;

г) адекватность.

 

Какие характеристики наиболее точно описывают свойства монитора?

 

а) длина диагонали экрана;

б) разрешающая способность экрана;

в) скорость регенерации экрана;

г) уровень излучения.

 

Из предложенных Вам вариантов ответов выберите правильный.

Какой из ниже перечисленных интерфейсов не является наглядным?

 

а) пульт управления для видеомагнитофона;

б) калькулятор;

в) клавиатура;

г) сенсорный экран банкомата.

 

Каким способом нельзя обеспечить последовательность интерфейса?

 

а) использование однотипных элементов;

б) применение стандартных интерфейсов;

в) использование адекватных элементов;в

г) применение кодирования.

 

 

ТЕМА 2. НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО

 

2.1. Надежность

 

Надежностьсистемы автоматики – это способность сохранять наиболее существенные свойства на заданном уровне в процессе эксплуатации. Для надежной работы системы необходимо использовать элементы, обладающие хорошими показателями надежности. Это особенно важно в связи с возрастающим применением систем управления для выполнения очень ответственных задач. Но чем сложнее эти системы, чем большее число элементов они содержат, тем больше появляется причин для снижения надежности. Возникает противоречие: чем ответственнее и сложнее задача, выполняемая системой автоматики, тем меньше может оказаться надежность этой системы. Основными путями преодоления этого противоречия являются следующие. Прежде всего, это повышение надежности элементов автоматики, кроме того, разработка методов создания надежных систем, состоящих из ненадежных элементов; разработка систем контроля, предупреждающих и обнаруживающих отказы; разработка методов обслуживания сложных систем.

Отказами в работе элементов называют как выход из строя, так и изменение их параметров, приводящее к неудовлетворительному выполнению элементами их функций. Отказы, как правило, появляются внезапно, случайно, т.е. подчиняются законам, свойственным случайным величинам. Их изучают с помощью математической статистики.

Важнейшим параметром системы является коэффициент готовности, который определяется как вероятность того, что элемент, устройство или система в данный момент времени работает правильно. Эта вероятность представляет собой отношение времени, в течение которого элемент исправен, ко всему сроку службы. Коэффициент готовности элемента или устройства – это функция вероятности отказа в течение заданного периода времени и времени, за которое элемент или устройство приводится в рабочее состояние после отказа.

Из-за взаимодействия между частями и компонентами полная надежность системы может оказаться достаточно малой, если не все составляющие имеют высокую надежность. В качестве примера рассмотрим производственную линию, включающую десять последовательно соединенных станков. Если каждый станок все время повторяет одни и те же операции и делает одну ошибку в среднем на каждую сотню операций, то вероятность того, что станок не сделает ошибку за цикл, равна 99%. Для получения приемлемого конечного продукта все станки должны работать правильно, так что общая вероятность

,

т.е. вероятность безошибочной работы всей линии всего лишь около 90%.

Одна из причин успеха цифровых систем управления процессами - их высокая надежность, которая в целом не зависит от того, каким образом и как долго эти системы используются. Например, для программного логического контроллера (ПЛК), построенного только на полупроводниках без подвижных частей, в отличие от электромеханических реле, время жизни не зависит от числа операций переключения.

Частота отказов существенно влияет на надежность системы, однако не меньшую роль играют ремонты. И с этой точки зрения электронные системы лучше, чем старые электромеханические. В случае отказа релейного оборудования поиск неисправности с помощью вольтметра занимает длительное время; наоборот, тестирование ПЛК с помощью ручного программатора и соответствующих программных средств гораздо быстрее и проще. С другой стороны, обслуживающий персонал должен иметь более серьезную подготовку и квалификацию. Отметим, что все чаще вместо ремонта электронных систем заменяют крупные и сложные системные компоненты целиком, что иногда довольно расточительно.

В системах управления процессами суммарная надежность зависит от структуры системы. При прямом цифровом управлении единственная центральная ЭВМ, на которой установлено разнородное программное обеспечение, решает все задачи сбора данных, управления и регулирования. Как следствие, ее отказ вызывает полную остановку выполнения всех функций. При распределенном прямом цифровом управлении функции управления и регулирования выполняются локальными устройствами, расположенными в непосредственной близости от технологических процессов. ЭВМ более высоких уровней иерархии передают нижестоящим устройствам вместо управляющих сигналов только опорные значения. Поломка локальной или даже центральной ЭВМ влияет только на часть функций, потому что системные компоненты независимы.

Отказоустойчивое решение должно гарантировать, что система как целое будет продолжать функционировать даже при наличии неисправностей. Это означает не только применение высоконадежных элементов, а скорее проектирование системы таким образом, чтобы отдельные неисправности не влияли на работу в целом.

Более того, автоматизированная система состоит не только из аппаратной части, а включает также программное обеспечение, которое может содержать ошибки, либо реагировать непредсказуемым образом на непредусмотренную входную информацию, несогласованные протоколы обмена данными, внешние коммуникации и т.д.

В простейшем случае отказоустойчивая технология основывается на некоторой избыточности. Если какая-то часть, аппаратная либо программная, не работает, то ее заменяет другой компонент. Существуют разные типы избыточности:

- физическая избыточность;

- информационная избыточность;

- избыточность по времени.

Физическая избыточность обычно достигается дублированием некоторых элементов. Когда элемент перестает работать должным образом, его заменяет другой. Если стоимость играет решающую роль, то дублируются только наиболее важные или более всего подверженные отказам компоненты. Этот принцип использован, например, при создании сети, в которой два канала данных построены таким образом, чтобы минимизировать влияние неисправностей, будь то пробой кабеля или отказ узла. Общепринятый принцип проектирования в системах реального времени - это физическое дублирование главного сервера и локальной сети. В зависимости от специфики системы обе ЛВС могут сработать с половинной загрузкой либо только одна постоянно находится в работе, а другая немедленно активизируется в случае сбоя первой.

Важными особенностями механизма физической избыточности является интерфейс между дублирующими друг друга компонентами, представляющий собой новый элемент, который может выйти из строя, и принцип выбора основного рабочего компонента. Главными проблемами являются: во-первых, как однозначно определить, что компонент или подсистема неисправны, и, во-вторых, как переключиться на дублера.

Информационная избыточность используется, например, в коммуникационных протоколах в виде служебной информации, добавляемой к пакету для того, чтобы обеспечить восстановление искаженных сообщений. Резервирование данных на внешних (съемных) носителях или теневое хранение переменных (переменная храниться одновременно на двух различных дисковых устройствах) – это другие примеры информационной избыточности.

Избыточность по времени заключается в том, что сначала выполняется действие, а затем оценивается его результат. Если результат неудачен, то действие выполняется заново. Таймауты и ограничения максимального количества повторений помогают избежать бесконечных циклов.

Если избыточность необходима для создания отказоустойчивой системы, то должны учитываться все составные элементы, а не только самые очевидные. Например, две ЭВМ должны быть подсоединены к двум независимым источникам питания, в противном случае выход из строя источника питания, то есть однократный сбой, приведет к выходу из строя обеих ЭВМ и, таким образом, перерастет в аварию общесистемного масштаба.

Ошибки в программах часто могут вводить в заблуждение, и их труднее найти, чем неисправности аппаратной части. И они далеко не безобидны.

Проблемы с программными ошибками зависят от сложности системы; ошибки, сделанные в процессе разработки программы, могут многократно воспроизводиться и остаться незамеченными в конечном продукте. По крайней мере, теоретически, все ошибки можно устранить. Проблема в том, как их обнаружить. Математические и логические методы помогают разрабатывать не содержащие ошибок программы. На практике, однако, несмотря на интенсивные и обстоятельные тесты, большая часть программ все-таки содержит ошибки на начальном этапе их эксплуатации. В случае непредусмотренных входных данных и сигналов прерывания программа может повести себя не так, как планировалось при ее разработке и тестировании.

Достаточно часто требования к программе меняются в процессе разработки по мере того, как ее функции становятся яснее и понятнее. Позднейшие изменения могут оказать значительное влияние на всю работу программы. Полностью готовая и протестированная программа может быть, в свою очередь, использована иначе, чем предполагалось разработчиками, что, естественно, увеличивает вероятность ошибок.

Лучших результатов можно достигнуть, если при разработке программы применяются специальные методы повышения надежности. Эти методы основаны на формальной математической теории и работают только в случаях, когда требования к программе также описаны математически формальным образом. Это означает, что требования должны быть сформулированы, что не всегда просто.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.