Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем часов по видам учебной нагрузки. Содержание учебной дисциплины




Содержание учебной дисциплины

«Основы валеологии»

 

Раздел I. Введение в основы валеологии

 

Тема 1. Валеология как наука

 

Понятие о валеологии: предмет, объект, метод. Цель и задачи валеологии. Место валеологии в системе наук. Связь с биологией, медициной, экологией, педагогикой, психологией, физкультурой, политологией и пр. классификация валеологии.

История развития валеологии. Изменение условий существования человека, развитие сложных технологий и требования к состоянию здоровья человека. Снижение функциональных резервов организма, нарушение механизмов саморегуляции, адаптации, воспроизводства и т.д. Появление эпидемий и новых видов патологий. Полисиндромные состояния.

Авиценна, Гиппократ о градациях здоровья. «Третье состояние». Современные попытки описания механизмов здоровья. Возникновение санологии.

Учение о физическом состоянии организма. Появление науки о здоровье. Открытие кафедр «здорового образа жизни». Современные представители валеологии.

 

Тема 2. Методы оценки соматического здоровья

 

Структура оценки индивидуального здоровья. Характеристика анамнеза. Биологический анамнез. Течение беременности и родов. Генеологический анамнез. Индекс отягощенной наследственности. Социальный анамнез. Оценка уровня физического развития. Основные антропологические показатели. развитие статических и моторных функций.

Тип конструкции. Классификация Р. Кречмера. Связь типа телосложения с характером заболевания. Классификация Н. Черноруцкого. Системная классификация: грациальный, астенический, атлетический, гиперстенический типы.

Оценка уровня нервно-психического развития: психический генный код, наличие перинатальных матриц (по С. Грофу), особенности темперамента.

Резистенность и ее оценка. Функциональное состояние органов и систем. Наличие хронических заболеваний и врожденных пороков. Группы здоровья.

 

Раздел II. Факторы и источники физического здоровья человека

Тема 3. Факторы здоровья

Генетические факторы. Генная программа, генокод, хромосомы и гены. Врожденность и наследственность. Действие патологических факторов в течение жизни и в период беременности. Условия и образ жизни родителей. Биологические, экологические, соматические, химические факторы. «Норма реакции». Конструкция. Изменчивость генов. Важность периода эмбрионального развития. Возрастание количества наследственности заболеваний в мире. олигофрении, поражения двигательных зон, патология слуха, зрения, речи; аутизм.

Заболевания, связанные с генетическими факторами. Заболевания прямого эффекта. Заболевания, связанные с наследственной предрасположенностью. Ведущая роль второй и третьей группы.

Классификация факторов окружающей среды. Энергетические воздействия. Излучение, физические поля. Динамический и химический характер атмосферы. Технологические выбросы. Экологическое положение в крупных промышленных центрах. Вода. Характеристики земной поверхности. Искусственное преобразование природы и вредные последствия. Нарушения обмена веществ, аллергии и другие патологии. Сбалансировать климатических и пейзажных условий. Ритм природных явлений. Сезонный и широтный эффекты. Появление новых условий среды.

Условия и образ жизни. Проблема продления жизни. Раннее старение. Высказывание античных философов о здоровом образе жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Индивидуальный аспект здоровья. Установление типа ВНД, морфофункционального типа, преобладающего механизма, вегетативной нервной регуляции. Единство биологического и социального. Возрастная и гендерная принадлежность. Социальная обстановка. Семейное положение, профессия, традиции, быт, материальное обеспечение. Личностно-мотивационные особенности и жизненные ориентиры.

Тема 4. Двигательная активность и здоровье

Понятие здоровья и здорового образа жизни. Количественный и качественный показатель здоровья. Здоровье индивида, здоровье групп, здоровье популяции. Факторы, ухудшающие состояние здоровья. Болезнь и способы ее интерпретации. Стадии болезни. Болезнь и болезненность.

Недостаток движения. Гипокинезия и гиподинамия. Физическая нагрузка и методы ее регулирования. Особенности двигательной активности в различные возрастные периоды.

Вредные привычки, предрасположенности к ним и меры профилактики.

Тема 5. Питание современного человека

Учет анатомо-физиологических особенностей ЖКТ. Процесс пищеварения, возрастные отклонения. Учет состояния организма. Питание как потребность. Валеологическая оценка некоторых блюд и пищевых веществ. Супы. Кофе и чай. Молоко. Усвояемость пищевых веществ.

Влияние химического состава пищи на здоровье человека. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода в питании. Лечебное питание. Диета и диетотерапия.

Суточный пищевой рацион. Режим питания. Условия построения рационального питания. Возрастные, сезонные, климатические условия питания. Питание при беременности, грудном вскармливании, детское питание. Компенсаторная роль питания при различных заболеваниях.

Тема 6. Иммунитет и дисфункции иммунной системы

Понятие об иммунитете. Характеристика защитных механизмов. Естественный и приобретенный иммунитет. Механизмы иммунной защиты. Специфический и неспецифический иммунитет. Органы иммунной системы. Неспецифические гуморальные системы. Неспецифические клеточные системы. Факторы риска иммунитета. Причины и признаки снижения иммунитета. Стресс и иммунитет.

Диапазон температур окружающей среды для человека. Терморегуляция – функция всего организма. Физическая терморегуляция. Химическая терморегуляция.

Валеологические основы закаливания. Принципы закаливания. Психологический настрой. Принцип систематичности. Принцип пульсирующих температурных воздействий. Принцип постепенности. Принцип комплексности. Принцип индивидуализации. Средства общего характера воздействия. Местные средства закаливания.

Факторы, провоцирующие простудные заболевания. Простудные и простудно-инфекционные заболевания. Симптоматика. Предупреждение простудных и простудно-инфекционных заболеваний.

Раздел III. Психологические основы здоровья

Тема 7. Биосоциальная сущность человека

Многообразие форм и факторов изменчивости человека. Единство биологических и социальных факторов в формировании индивидуального здоровья. Рост и развитие человеческого организма. Периодизация индивидуального развития. Понятие биологического возраста. Взаимосвязь физического и умственного развития. Соотношение возраста с периодами взросления. Социально-профессиональные вариации конституциональных типов. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями, поведением. Кризисы развития и кризисы жизни и их роль в здоровье личности: подростковый, уход из родительского дома, родительский, болезнь, прерывание беременности, менопауза, кризис середины жизни, кризис предпенсионного возраста, узелковый кризис. Проблемы биологической адаптации человека. Экологические аспекты конституции.

 

Тема 8. Пограничные состояния психического здоровья

Психическое здоровье как критерий личности и условия его сохранения. Факторы развития здоровой личности. Наследственность. Условия зачатия и особенности пренатального развития. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Психоэмоциональные состояния (стрессы, психотравмы и пр.) и их последствия. Общение. Духовно-нравственная атмосфера. Мотивация и личность.

Элементы личности: физический, социальный и духовный. Личность и самооценка.

Факторы, несущие реальную угрозу распада личности. Критерии психического здоровья. Сохранение психического здоровья: уровень, качество и стиль жизни. Механизмы психологической защиты личности (реперссия, отрицание, рационализация, проекция, изоляция, регрессия).

Психологическая помощь в кризисных ситуациях семейного, учебного и профессионального характера. Психологическая помощь в оптимизации психофизиологических, психоэмоциональных состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и групповой деятельности. Критерии адекватного отношения к здоровью. Гуманистическая концепция личности.

Тема 9. Тип высшей нервной деятельности и темперамент

Понятие о пограничных нервно-психические расстройства. Факторы риска развития пограничных состояний здоровья. Формы пограничных состояний здоровья. Психосоматические заболевания. Источники психогений.

Конституционально-генетический фактор развития неврозов. Критерии психологической нормы. Психическое здоровье как одна из составляющих общего здоровья человека. Поведенческие нарушенияю Расстройство настроения. Определение неврозов. Депрессия. Суицид.

Профилактика пограничных состояний здоровья.

 

 

Тема 10. Характер в норме и патологии

Понятие темперамента. Теории темперамента. Представление о темпераменте в древнем мире. Развитие учения о темпераменте. Учение И.П. Павлова, работы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Типы нервной системы и темперамента по И.П. Павлову.

Типы и свойства темперамента. Роль темперамента в психике и поведении.

Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Тема 11. Эмоциональный стресс.

Синдром «профессионального выгорания»

Понятие характера. Типологии характеров. Учения К.Юнга, Э.Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко и пр. Характер как система проявления отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к себе и вещам. Различная степень выраженности характера и его акцентуации. Связь характера с темпераментом и его социальная обусловленность. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Характер и направленность личности. Проявление характера в деятельности, речи, поступках, во внешнем облике. Вопрос о биологической основе характера.

Структура характера. Черты характера как устойчивая система отношений личности и их взаимосвязь. Факторы формирования характера.

Характер в структуре личности. Проблема дефиниции «нормального характера».

Раздел IV. Проблемы сохранения и формирования здоровья

Тема 12. Современные оздоровительные системы и программы

Эмоции в структуре психического. Стресс как особая форма эмоционального переживания. Стресс как форма адаптации. Значение стресса.

Стадии развития стресса.

Виды стресса. Хронический стресс. Причины и условия возникновения стресса. Признаки появления стресса. Особенности личности и стресс. Урбанизация и деформация психики. Стресс как основа заболеваний. Профессиональное здоровье.

Понятие профессионального выгорания. Физические, психологические симптомы выгорания. Уровни и стадии выгорания. Составляющие синдрома выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Индивидуальные и организационные факторы, вызывающие выгорание. Последствия выгорания. Предотвращение выгорания. Способы выхода из стресса.

Валеологические аспекты профориентации и профотбора, профессиональной деятельности. Склонности и способности. Профессиональный рост. Функциональное, рабочее и профессиональное долголетие.

Тема 13. Стратегии психологической профилактики психического заболевания. Профилактика наркомании и СПИДа

 

Основные принципы оздоровления: умеренность и забота о себе. Экогигиена питания. Биологические ритмы и физическая деятельность человека.

Дыхательные техники. Холотропное дыхание по С.Грофу. Дыхательная гимнастика. Парадоксальное дыхание по А.Н.Стрельниковой. Правила дыхания. Методика проведения. Показания и противопоказания. Метод К.П.Бутейко. Основные положения теории.

Комплексные программы (система К.Ниши, йога). Водолечение. Закаливание. Оздоровительное питание. Очистка организма. Оздоровительное голодание. Очистка по Н.Уокеру. Фитотерапия. Оздоровление БАДами и БИДами.

 

 

Специальность Курс Форма обучения Общий Аудиторные Всего Лекции семинары Практика Самостоятельная работа Вид отчетности
230102; 220301; 140401; 260601; 260201; 260202; 260203; 260401; 260204; 260504; 260302; 260501; 080401; 110901; 020803; 080503; 080102; 080301; 080501; 030105; 030301; 050701; 070601 1, 2 Очная (полная и сокращенная)               Зачет

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.