Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы определения нормативных затрат 1 страница




ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —В современную политическую науку термин был введен американским политологом Г. Алмондом, который под политической культурой понимал совокупность индивидуальных ориентаций на политическую систему. Наряду с ориентациями, в политическую культуру включаются: политические стереотипы, политические мифы, политические символы, политическая социализация, модели политического поведения. Понятие «П.К.» позволяет выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем. П. К. выполняет ряд функций: 1) идентификации, 2) ориентации, 3) политической адаптации и социализации, 4) коммуникации, 5) интеграции. Выделяют различные типы политической культуры: пат­риархальную, подданническую и политическую культуру участия. Специфическим типом является гражданская П.К., соединяющая в себе черты трех названных типов культур при главенствующей роли политической культуры участия. В зависимости от характера взаимоотношений между субкультурами выделяются интегрированные (основанные на консенсусе по базовым ценностям) и фрагментарные (отличающиеся конфликтностью субкультур) политические культуры.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯнаука, изучающая психологические аспекты политической жизни. Объектами политико-психологических исследований являются: политическое участие, политическое лидерство, политические ценности и установки, мотивы, влияющие на политическое поведение, политическая социализация, массовое сознание и т.д. К наиболее часто используемым методам исследований относят на­блюдение, тестирование, социологические опросы, моделирование ситуаций в лабораторных условиях, эксепертную оценку личности, создание психологических портретов, анализ биографий политических лидеров и др. Основными направлениями политической психологии считаются бихевиористское, когнитивистское, психобиографическое, психоисторическое. Зарождение политической психологии можно отнести к началу XX в. На ее становление большое влияние оказали работы Г. Лебона, Г. Тарда, Ч. Мерриама, Г. Лассуэлла, 3. Фрейда, Э. Эриксона. Однако годом рождения само­стоятельной науки можно считать 1968-й, когда в американской ассоциации политических наук было создано отделение политической психологии, а в Йельском университете была разработана специальная программа для углубленной подготовки политологов. Спустя десять лет было сформировано Международное общество политической психологии и начал издаваться специальный журнал. В настоящее время П.П. является самостоятельной научной дисциплиной.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ система -совокупность политических институтов, взаимодействий, норм, ориентации, выполняющих функции интеграции общества и адаптации к окружающей среде. Понятие «П.С.» было введено в политическую науку амер. политологом Д. Истоном. Разработанная им тео­ретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯпроцесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения. Различают пер­вичную и вторичную политическую социализацию. Первый тип характеризуется непосредственным приобретением знаний и политических установок. Второй — «проекцией» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Существуют несколько моделей со­циализации. Системная модель ориентирована на формирование позитивного отношения к власти, политической системе и политическим ценностям. Гегемонистская — формирует личность, приверженную «своей» политической системе и враждебно настроенную по отношению к «чужим». Плюралистическая нацелена на формирование представлений граждан о своих интересах, о политических средствах и способах их реализации, высокого уровня политической активности. Конфликтная сводится к формированию лояльности индивидов по отношению к определенной группе и нетер­пимости по отношению к другим.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ — устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать про­цессы общественных перемен.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТстолкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Исходя из причин возникновения, выделяют конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты идентификации. Первые из них возникают в результате столкновения интересов по поводу перераспределения ресурсов (размеры налогов, ассигнования, размеры социального обеспечения и т.п.). Вторые — связаны с существованием в обществе противоположных политических ценностей и норм и отсутствием консенсуса между ними. Третий тип конфликтов обусловлен этнолин­гвистической и религиозной неоднородностью общества и идентификацией индивидов с определенными политическими силами, конкретной расой, религией, социальной общностью и т.п. По масштабам п олитические конфликты подразделяются на межгосударственные, государственные, региональные и местные. Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъектами позиционных конфликтов выступают различные политичес­кие институты, занимающие неодинаковые властные позиции. Сторонами оппозиционного конфликта являются политические институты, занимающие различные места во властных иерархиях. Возможны три варианта разрешения конфликта: а) выигрыш одной из сторон конфликта; б) взаимный проигрыш всех сторон конфликтного взаимодействия; в) выигрыш всех субъектов конфликта. Одним из наиболее продуктивных способов разрешения политического конфликта является консенсус.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ (< англ. market рынок, сбыт) — это комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения из­бирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ (< греч. mythos слово, сказание, преда­ние) — это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. При исследовании политического мифа чаще всего используют методологический подход К. Юнга, согласно которому миф интерпретируется как проекция коллективного бессозна­тельного (архетипов) на некоторые реальные объекты. П.М. — это реакция на невозможность рационально объяснить происходящие радикальные изменения. Наиболее распространенными темами политических мифов являются: миф о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТпроявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме. К протестным формам поведения относятся митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, подписание петиций, массовые и групповые на­сильственные акции. Причинами, обусловливающими протестное по­ведение, являются: депривация, кризис традиционных норм и ценностей политической культуры, делегитимация политического режима.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — направление политичес­кой психологии и политологии, в рамках которого изучаются бессознательные, глубинные аспекты политических явлений и процессов.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ (<франц. regime порядок, система правил, государственный строй) — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов достижения политических целей и осуществления власти. Данное понятие раскрывает динамический, функциональный характер поли­тической системы. Наиболее часто встречающейся типологизацией режимов является их подразделение на тоталитаризм, авторитаризм и демократию.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСКэто вероятность нежелательных политических событий. В зависимости от факторов, влияющих на политический процесс, П.Р. подразделяют на легально-правительственный (обусловленный принятием политических решений) и экстралегальный (обусловленный независящими от правительства обстоятельствами). К факторам легально-правительственного риска относятся: выборы, изменение целей и при­оритетов проводимой политики, полная или частичная экспроприация собственности, разрыв дипломатических отношений и т.п. К факторам экстралегального риска относятся война, революция, политический терроризм, забастовки и т.п. Характер и уровень политического риска оцениваются с помощью специальных индексов и показателей внутриполитической нестабильности. Индекс политического риска определяется с помощью различных эконометрических и математических методов. Существует не­сколько разновидностей индексов BERI (Business Environment Risk Index), PRI (Political Risk Index) и Foreland (индекс риска с пятилетним прогнозом). Оценки уровней политического риска более ста восьмидесяти государств ежегодно публикуются в специальной литературе.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ (<греч. symbolon знак, опознавательная примета) — знак, выполняющий коммуникативную функцию, устанавливающий связь между личностью и властью. К политическим символам относятся: флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы. Для каждой политической культуры присущи свои политические символы. Приобщение к их содержанию и смыслу осуществляется через процесс политической социализации.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (< греч. stereos твердый, tupos отпечаток) — упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Для стереотипа характерна персонификация событий, высокий эмоциональный заряд, иррациональность, устойчивость. П.С. в обыденном сознании может заменить знания, значительно упрощая процесс ориентации в политическом пространстве.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМоппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. П.Т. относится к политическим преступлениям. По разным основаниям выделяются некоторые виды терро­ризма. По идеологическому признаку П.Т. подразделяется на правый и левый; по преследуемым целям — на культуротворческий, рациональный и идеологический; по исторической направленности — на «анархо-идеологический» и «культурно-сепаратистский».

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. П.П. подразделяется на политическое участие и абсентеизм.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного к современному обществу. Содержанием политического развития является возрастание способности политической системы адаптироваться к новым требованиям, поступающим из окружающей среды.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — осознанное отношение социальных субъектов к политическим явлениям. В структуру политического сознания включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания П.С. формируется в процессе политической социализации.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ — влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. По характеру политического участия его подразделяют на автономное (свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные или групповые интересы) и мобилизационное (принудительное, под воздействием определенных стимулов).

ПОЛИТОЛОГИЯ — наука о политике. П. как самостоятельная наука сформировалась во второй половине XIX столетия. В 1857 г. в Колумбийском университете была открыта кафедра политической науки. Позже аналогичные кафедры возникли в Йельском, Гарвардском, Принстонском и др. университетах. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук. Параллельно шло формирование политической науки и в Западной Европе. Такие ученые, как М. Вебер, Р. Михельс, М. Острогорский, В. Парето, внесли немалый вклад в становление и развитие политологии. Первоначально внимание исследователей концентрировалось на политических институтах, нормах и процедурах. Однако уже в первой трети XX в. стала ясной ограниченность такого подхода. В результате возникло бихевиористское движение в политологии, которое рассматривало политическое поведение в качестве исходного пункта политического анализа. В 50-е и 60-е гг. в политической науке сформировались новые парадигмы и направления исследо­ваний — системный анализ и политико-культурологический подход, которые на десятилетия вперед определили направленность развития политологии. В современной науке о политике существует множество различных направлений и подходов, методов политических исследований. Наряду со ставшими традиционными парадигмами: бихевиоризмом, структурным функционализмом, культурологическим подходом, развиваются сравнительно новые: геополитическая парадигма, «экологический» подход, политический феминизм (ориентированный на исследование гендерных(социальный пол) факторов политики, положения женщин в обществе и т. п.), постмодернизм и др. Расширяется и сфера научных интересов политологии. Внимание исследователей привлекают процессы перехода к демократии, политическое участие, новые общественные движения, неокорпоративизм и др. П. выполняет ряд важнейших функций: гносеологическую, прогностическую, прикладную, социализирующую. Ныне политическая наука выступает важнейшей частью общегуманитарного знания.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКАсовокупность неотъемлемых прав и свобод, обеспечивающих автономию личности и ограничивающих власть государства. Одним из первых доку­ментов, актом, утверждавшим П.Ч., считается «Великая хартия вольностей», принятая 15 июня 1215 г. англ. королем Генрихом II. Хартия насчитывала 63 статьи, которые ограничивали власть монарха и определяли права свободных граждан. В Новое Время П.Ч. были закреплены в амер. «Декларации независи­мости» (4 июля 1776 г.), «Билле о правах» (1789), во франц. «Декларации прав человека и гражданина» (1789). В августе 1789 г. во Франции была принята «Декларация прав человека и гражданина», закрепляющая идеи индивидуальной свободы, равенства и народовластия. Неотъемлемость прав человека, их универсальный и обязательный характер отмечаются во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Условно права человека можно разделить на личные (гражданские), политические и социально-экономические. К личным правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность жилища, свобода перемещения и выбора места жительства. Содержанием политических прав являются провозглашаемое равенство всех перед законом, право на гражданство, на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на свободу союзов и ассоциаций граждан, участие граждан в выборах и управлении страной. Комплекс социально-экономических прав обеспечивает право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Деятельность правового государства строится в соответствии с правами человека и ограничивается последними. Контроль за соблюдением прав человека осуществляется как государственными органами власти, так и международными организациями. К последним, в частности, относятся Комиссия и Комитет ООН по правам человека. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др.

ПРАВИТЕЛЬСТВО — политический институт, выполняющий функции исполнительной власти. Процедура формирования правительства зависит от формы правления. По Кон­ституции Российской Федерации формирование правительства является прерогативой президента. Председатель Правительства назначается Президентом и утверждается Государственной Думой.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. Термин «П.Г.» (< нем. Rechtstaat) впервые появился в нем. юридической литературе в первой трети XIX в. благодаря работам К. Велькерта, X. Зигварта и Р. Моля. Однако разработка теории правового государства начинается с эпохи буржуазных революций. В историю политической мысли навсегда вошли имена философов—основоположников учения о правовом государстве — Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, И. Канта и др. В центре теории правового государства — представления о верховенствующем положении права над государством. Право — это мера свободы, равенства и справедливости. Все законы, нормы и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы — первый принцип правового государства. Второй принцип — законности — гласит, что «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» (Дж. Локк). Теория разделения властей стала третьим принципом правового государства.

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА (< франц. elite лучшее, отборное, избранное) — это неоднородная социальная группа (или совокупность групп), занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая властью и возможностью влияния на общество. Ро­доначальниками элитистского направления в политологии считаются В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс. Существуют различные способы классификации и типологизации элит. Так, по функциональному признаку выделяются: политическая, экономическая, административная и культурно-информационная элиты; по месту в политической системе: правящая и оппозиционная элиты. Значительное распространение получила теория демократического господства элит. Ее основными положениями являются: 1) при демо­кратии власть осуществляется не одной, а несколькими элитными группами (существует плюрализм элит); 2) элиты отличаются открытостью; 3) ни одна из элитных групп не обладает монополией на власть;4) между элитными группами существует конкуренция; 5) смена элит носит ненасильственный характер.

ПРЕЗИДЕНТ (< лат. praesidens си­дящий впереди) — глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. В президентских республиках П. является одновременно главой государства и главой правительства. В мировой политической практике сложилось три системы избрания президента: 1) прямые выборы президента (Австрия, Бразилия, Ирландия, Мексика, Россия, Франция и др.); 2) косвенные выборы президента (Аргентина, США, Финляндия): население выбирает выборщиков, которые затем выбирают главу государства; 3) в парламентских республиках президент избирается путем многостепенных выборов; в этой системе выделяются следующие разновидности: а) П. избирается парламентом (Греция, Израиль, Турция и др.); б) для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц (Италия); в) в ряде федеративных государств (ФРГ, Индия) для избрания президента формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов Федерации. Срок полномочий президента ограничен рамками закона. В Мексике и Эквадоре запрещается избирать президентом одно и то же лицо дважды. В США, ФРГ, России — не допускается избрание на пост президента одного и того же лица в течение трех сроков подряд. В Италии, Франции, Финляндии отсутствуют какие-либо ограничения для переизбрания на пост президента. Объем полномочий президента зависит от формы правления. В парламентских республиках «слабый» П. выполняет в основном представительские, церемониальные функции. В президентских республиках П. сам возглавляет правительство, и оно несет политическую ответственность перед ним. В полупрезидентских республиках П. назначает премьер-министра, как правило, из числа лидеров наиболее крупной фракции парламента. При этой форме правления П. имеет право роспуска нижней палаты парла­мента. Полномочия президента сводятся к четырем основным функциям: 1) в области управления; 2) в области законодательной инициативы; 3) в области внешней и военной политики; 4) чрезвычайные полномочия. Глава государства во многих странах провозглашается главнокомандующим вооруженными силами.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙодин из основополагающих принципов правового государства. Р.В. означает институциональное распределение полномочий между законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной ветвями власти. Впервые принцип разделения властей был сформулирован англ. философом Дж. Локком. В современном виде указанный принцип был сформулирован Ш.Л. Монтескье в известном произведении «О духе законов» (1748) и введен им в ранг общеконституционного. Полномочия законодательной власти, согласно его учению, сводятся к принятию или отмене законов, праву устанавливать налоги и контролировать деятельность исполнительной власти. К полномочиям исполнительной власти он относил обеспечение безопасности государства, поддержание международных связей и отношений, управление на основе существующих законов. Прерогативой судебной власти является контроль за соблюдением законов. Механизм разделения властей позволяет предотвратить концентрацию власти в руках одного органа власти. В современных государствах принцип разделения властей реализован в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентской монархии.

РЕКРУТАЦИЯ — механизм отбора в правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии. К проблеме рекрутации одним из первых обратился Г. Моска. Итальянский ученый выделял три способа рекрутации: 1) наследование; 2) кооптацию (административный отбор в правящую элиту наиболее способных членов общества); 3) выборы.

РЕСПУБЛИКА (< лат. res для, publica народ) — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три современные разновидности республики: парламентскую, президентскую и полупрезидентскую.

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ — средства, используемые субъектом власти для достижения целей. Р.В. подразделяются на экономические (материальные, финансовые, сырьевые, технические и др.), социальные (престиж, статус, льготы, социальные услуги и др.), культурно-информационные (средства массовой информации, учреждения, науки и образования и др.) и принудительные (армия, службы безопасности правоохранительные органы, суд и др.).

РЕФЕРЕНДУМ (< лат. referendum то, что должно быть сообщено) — всенародное волеизъявление по какому-либо вопросу. Считается, что первый Р. был проведен в Швейцарии в 1439 г. Существует несколько разновидностей референдумов: 1) по степени полномочий референдумы подразделяются на законодательные, целью которых является принятие определенного законодательного акта или выявление решения, или мнения большинства, имеющего обязательный характер и консультативные, направленные на выявление общественного мнения по тому или иному вопросу; 2) по способу проведения подразделяют референдумы на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены некоторые конституционные вопросы, и факультатативные, проводимые по инициативе какого-либо высшего органа власти; 3) по сфере применения выделяются референдумы общегосударственные и местные или региональные. Отношение к референдуму неоднозначное: с одной стороны, он рассматривается как форма непосредственной демократии, позволяющая выявить и в дальнейшем учесть волю большинства; с другой стороны, существует опасность принятия с помощью референдума непродуманных и некомпетентных решений.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (< лат. saucularis мирской, светский) — процесс перехода от традиционных ориентаций, норм, ценностей к рациональным, учитывающим эмпирическую реальность. С точки зрения Г. Алмонда, в процессе секуляризации познавательные ориентации становятся преобладающими по отношению к оценочным и эмоциональным, а сама политическая культура становится более светской. С. — неотъемлемая часть политического развития.

СЕПАРАТИЗМ (< лат. separatus отдельный) — политическая деятельность, направленная на отделение части территорий от государства, провозглашение государственной независимости и суверенитета. Сепаратистские тенденции сильны в северной части Италии, в баскской автономии Испании, в провинции Квебек в Канаде. Истоками сепаратизма являются культурные, национальные, экономические, религиозные различия, а также стремление региональных элит обрести большую независимость. Довольно часто сепаратистские движения используют националистические лозунги.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИверхняяпалата Федерального Собрания Российской Федерации. В С.Ф. входят по два представителя от всех субъектов Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органа власти). К сфере ведения С.Ф. относятся: утверждение изменений границ между субъектами Федерации; ут ­верждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения; решение о воз­можности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора РФ и заместителя председа­теля Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВОразновидность государства, характеризующаяся развитой системой социального обеспечения, гарантирующая минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Термин «С.Г.» был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в. Принципами социального государства провозглашаются: индивидуальная свобода; солидаризм; справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом; демократия; социальная защита и социальный мир. Его основными целями являются: помощь нуждающимся, обеспечение минимального социального неравенства, защита от социальных рисков, содействие росту благосостояния людей. Существование социального государства связывается с наличием демократии, становлением постиндустриального общества. Статус социального государства официально закреплен в конституциях Герма­нии, Испании, Франции, России и др. странах. Выделяются три модели социального государства: либеральная, консервативная и социал-демократическая. Либеральная модель социального государства функционирует в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии. Консервативная модель создана в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ. Социал-демократическая существует в Дании, Норвегии, Швеции.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ — отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических объектов.

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМнаправление в политологии, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения структурного функци­онализма, любая политическая система состоит из структур, выполняющих определенные функции. Под структурами понимаются политические организации или институты. Структуры состоят из совокупности взаимосвязанных ролей (например: депутат — это политическая роль, а парламент — политическая структура). Под функциями понимается всякая периодическая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий. В различных политических системах одни и те же функции могут исполняться различными структурами.

СУБКУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — совокупность политических ориентаций, отличающихся от доминирующих политических ценностей. Носителем политической субкультуры может быть та или иная общность: элита, маргинальные слои, этнические группы, молодежь и др. Любая политическая культура состоит из субкультур. По характеру взаимоотношений между субкультурами выделяют интегративную и фрагментарную политическую культуру.

СУБЪЕКТ ВЛАСТИ — активная сторона политического действия, носитель и источник политической деятельности. Признаками субъекта власти являются принятие решений, влияние на процесс выработки и принятия решений, осуществление деятельности по реализации решений и контроль за их реализацией. Субъектами политики могут быть как социальные общности, ассоциации, группы интересов, политические лидеры, граждане, так и политические институты (парламент, правительство, президент, суд, партии, корпорации и др.).

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ — административно-территориальное образование, часть федеративного государства, обладающая ограниченными политическими правомочиями. Как правило, С.Ф. может иметь свою конституцию (соответствующую требованиям и нормам федеральной конституции), законодательные и исполнительные органы власти. Совокупность прав, находящихся в ведении субъекта Федерации определяется федеральной конституцией или отдельным договором с федеральными органами власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.