Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работ по стандартизации в рамках Европейского Союза




Характеристика технических условий как нормативных документов,

Технические условия изготовителей на поставляемую продукцию используют в роли нормативных документов, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах). Технические условия разрабатывают: на одно конкретное изделие, материал, вещество и т. п.; на несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п.

Это нормативный документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда создавать стандарты нецелесообразно.

Технические условия являются очень распространенным нормативными документами (фонд технических условий – около 600 000). В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Объект технических условий – продукция, в частности ее разновидности – конкретные марки, модели товаров. Типичными объектами технических условий среди товаров являются: изделия, выпускаемые мелкими сериями, изделия сменяющегося ассортимента, изделия, осваиваемые промышленностью, продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.

Технические условия– документы, в которых конкретный изготовитель добровольно устанавливает требования к качеству и безопасности конкретной продукции, необходимые и достаточные для ее идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, хранении и транспортировании.

Технические условия устанавливают полный набор требований к выпускаемой конкретной продукции (марки, типы и т. п.) и включают такие разделы, как область применения, требования к качеству и безопасности или технические требования, маркировка, упаковка, гарантии изготовителя и др.

Технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя. Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющимся на данную продукцию.

Технические условия подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование технических условий. Если решение о постановке продукции на производство принимают без приемочной комиссии, технические условия направляют на согласование заказчику (потребителю).

Обозначение технических условий может производиться двумя способами. По одному из них обозначение формируется: из кода «ТУ»; кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП); кода предприятия – разработчика технического условия по классификатору предприятий и организаций (ОКПО); двух последних цифр года утверждения документа.

Технические условия подлежат учетной регистрации в Центре стандартизации и метрологии (ЦСМ) по месту нахождения предприятия. На регистрацию представляется копия технического условия и в качестве приложения к нему – каталожный лист.

В каталожном листе приводятся подробные сведения о предприятии-изготовителе и выпущенной конкретной продукции в виде текста и в закодированном виде. Каталожные листы выполняют роль модулей, с помощью которых формируются каталоги выпускаемой продукции и строится система каталогизации в стране. Предприятие-разработчик несет ответственность за правильность заполнения каталожного листа.

 

26.Межгосударственная система стандартизации: история создания, ра­бочие органы, правила принятия межгосударственных стандартов.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ - совокупность организационно-методических мер, которые направлены на разработку и применение межгосударственных стандартов с целью обеспечения проведения согласованной деятельности в области стандартизации, осуществляемой на основе соответствующего Соглашения. Примечание - Указанные в определении меры базируются на межгосударственных стандартах, входящих в соответствующую систему, а также на правилах и рекомендациях по межгосударственной стандартизации, дополняющих и конкретизирующих эти стандарты.

РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан группой экспертов Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификацииВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 7 октября 1992 г. Настоящий стандарт устанавливает цели и общие принципы межгосударственной стандартизации, основные направления работ в этой области, объекты межгосударственной стандартизации, виды документов по межгосударственной стандартизации.

Стандарт разработан в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение) - Москва, 13.03.92-12/1 и протоколом совещания руководителей органов государственного управления строительством "Об организации межгосударственного сотрудничества в области стандартизации и технического нормирования в строительстве" - Минск, 06.06.92.

межгосударственный стандарт (ГОСТ): Стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный совет) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (далее - МНТКС).межгосударственная стандартизация: Стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ: результаты патентных исследований: международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (в том числе по межгосударственной стандартизации); прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. Организация разработки стандарта возлагается на российскую часть МТК (российский ТК, аналогичный данному МТК) в соответствии с порядком, установленным ГОСТ Р 1.2-92 (п. 1.3.6).

В зависимости от источников финансирования разработка стандарта осуществляется на основе договора, заключаемого с Госстандартом России (Госстроем России), другими государственными органами управления Российской Федерации, национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) государств-участников Соглашения, яругами государственными органами управления этих государств, заинтересованными предприятиями, организациями, общественными объединениями, расположенными как н Российской Федерации, гак и в других государствах-участниках Соглашения; техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации или с секретариатом Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).

При необходимости может быть составлено техническое задание на разработку стандарта (как приложение к договору или в качестве самостоятельного документа).

Разработку первой редакции проекта стандарта осуществляет рабочая группа (предприятие, организация) и направляет его с пояснительной запиской в МТК. Секретариат МТК проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на его разработку, требованиям ГОСТ Р 1.0 - 92 и 1.5-95 и направляет его полномочным представителям государств, членов МТК, или (если они не определены) национальным органам по стандартизации, или национальным органам управления строительством этих государств.

Полномочный представитель Российской Федерации в МТК совместно с российской частью секретариата МТК проверяют проект стандарта на соответствие требованиям взаимоувязанных с ним государственных стандартов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормах, применяемой терминологии, и направляют его (с пояснительной запиской) на отзыв членам аналогичного российского ТК, научно-исследовательской организации Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК, заказчику разработки стандарта (если им не является Госстандарт России или Госстрой России), другим заинтересованным предприятиям, организациям, государственным органам управления Российской Федерации (в том числе органам государственного контроля и надзора) с учетом полученных заявок. Секретариат МТК рассматривает все полученные отзыв и направляет их разработчику проекта стандарта дли подгонки окончательной редакции.

 

27.Международная и региональная стандартизация: роль международных (региональных) стандартов в организации международной торговли; категории международных стандартов.

В мире действует семь региональных организаций по стандартизации – в Скандинавии, Латинской Америке, Арабском регионе, Африке, Объединенном Европейском союзе (ЕС). Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС. Интеграция Европейского экономического сообщества (ЕЭС) сформировала единый внутренний рынок, который обслуживает в общей сложности более 320 млн жителей Англии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации.

Важнейшим правовым актом, направленным на защиту стран ЕС от распространения недоброкачественной продукции, стал принятый в 1985 г. Закон «Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции». Всем государствам – членам ЕС предписывалось в течение трех лет с момента его опубликования (30.07.1985 г.) привести свои правовые и административные акты, касающиеся ответственности за выпуск дефектной продукции, в соответствие с указанным Законом.В данном Законе устанавливалась презумпция виновности изготовителя за ущерб, возникший вследствие дефектного продукта. Потерпевший потребитель не должен более доказывать, что продукция произведена с нарушениями, ему достаточно указать на наличие дефекта в продукции и причинной связи с понесенным ущербом, а также размер ущерба. Изготовитель хорошо знает свое производство и если ему не удается привести доказательства своей невиновности (а юрисдикция предъявляет очень высокие требования), то он несет ответственность за возникший ущерб. Под ущербом в этом Законе понимается:

– ущерб, вызванный смертью или повреждением здоровья;

– повреждение или уничтожение любого имущества (кроме самой дефектной продукции) стоимостью не менее 500 евро.

Директивы ЕС по гармонизации устанавливают требования к продукции, которая является потенциально опасной для человека, окружающей среды, инфраструктуры. Значительная часть изделий не попадает под действие этих директив, и, следовательно, ее ввод в обращение не регулируется на законодательном уровне. Поскольку законодательство не предъявляет к такой продукции никаких требований, то ничто не может ограничить производителя при вводе этой продукции на рынок. При этом установление, подтверждение или доказательство соответствия продукции чему-либо также не требуется. Принято считать, что продукция, не попадающая под действие законодательства, попадает в законодательно нерегулируемую область, которую еще называют свободной, добровольной или нерегулируемой.

Нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое законодательство. Особенность и «сила» большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Например, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого стандарта ЕС.

Задачи международного сотрудничества в области стандартизацииНеуклонное расширение международных связей не позволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного государства. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы роста международной торговли в 3--4 раза превышают темпы развития национальных экономик.

Например, из-за различия между стандартами США И большинства других стран на телевизоры в 60-е гг. США вынуждены были отказаться от экспорта своих телевизоров в целый ряд стран. Голландской фирме “Филипс” пришлось выполнять один и тот же радиоприемник в 12 вариантах (по напряжению, частоте, силе тока и др.), чтобы удовлетворить требования стран-импортеров. В ряде случаев фирме приходилось менять даже конструктивную схему и использовать большое количество дополнительных деталей, контрольно-измерительных приборов, что, конечно большим потерям времени и средств.

До принятия Единой системы мер -- метрической системы экспорт нашей страной леса в Англию был связан с большими трудностями, так как в этой стране применялась дюймовая система мер. Поэтому ряду предприятий по распиловке леса приходилось специализироваться на работе по дюймовой системе. И только когда Англия приняла метрическую систему мер, эти трудности были преодолены.

 

28.Характеристика международных стандартов ИСО и МЭК. В 1946 г. под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ISO – International Standards Organization), ИСО, – неправительственная организация, осуществляющая разработку международных стандартов и международное сотрудничество в области стандартизации, штаб-квартира в Лондоне. В работе ИСО участвует более 120 стран. Главная цель ИСО – содействие развитию стандартизации в мировом масштабе с целью упрощения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в сфере интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности. В круг компетенции ИСО входит:

– принятие мер, направленных на упрощение, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;

– разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;

– организация внутренних информационных потоков;

– налаживание сотрудничества с другими международными организациями для совместного решения смежных вопросов.

Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета. При Совете создано дополнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО. Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов. Кратко рассмотрим деятельность Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО). В задачи КОПОЛКО входит:

– изучение путей содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

– выработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения по вопросам стандартизации;

– обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей.

Другая не менее авторитетная организация – Международная электротехническая комиссия (МЭК) – разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т. е. задолго до образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение по разграничению и координации сферы деятельности.

В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках ЕС, который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой рынок обслуживает в общей сложности 27 стран — членов ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации.

Еще в 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран — членов Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕACT) обсуждали возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК. Указанные технические комитеты имеют «зеркальные» комитеты ИСО.

В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределахСообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандартов — «из сотен национальных стандартов в каждой европейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов». Единые стандарты должны были лишить страны — члены ЕС возможности отказа от иностранных продуктов из государств Сообщества. Огромное внимание предполагалось уделить нормам по показателям качества продукции, уста­навливаемым едиными стандартами. В этой части предполагалось брать за образец стандарты ФРГ — ДИНы, дающие гарантию высокого технического уровня стандартизируемой продукции.

Еще в 1985 г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетнего поиска единых стандартов оказались незна­чительными, а работы по созданию единых стандартов продвигались «черепашьими темпами».

Существенный разрыв между тем, что было, и тем, что необходимо для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС к разработке программы «Зеленая книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где был изложен план перестройки и развития стандартизации на континенте. Основное в «Зеленой книге» — евростандарты должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы — содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды.

Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале 1990-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача удвоить число директив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.

В системе европейской стандартизации разрабатываются также предварительные европейские стандарты (ENV). Их используют чаще всего в быстро развивающихся отраслях (например, в отраслях информационных технологий). Срок их подготовки намного меньше (по сравнению со сроками разработки традиционных стандартов), а требования к достижению консенсуса для принятия снижены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.