КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандарты в области программного обеспечения
В Толковом словаре по информатике В.И. Першикова и В.М. Савинкова [52] понятие стандартизация определяется как принятие соглашения по спецификации, производству и использованию аппаратных и программных средств вычислительной техники; установление и применение стандартов, норм, правил и т.п. Стандарты имеют большое значение — они обеспечивают возможность разработчикам программного обеспечения использовать данные и программы других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных. Такие стандарты регламентируют взаимодействие между различными программами. Для этого предназначены стандарты межпрограммного интерфейса, например OLE (Object Linking and Embedding — связывание и встраивание объектов). Без таких стандартов программные продукты были бы «закрытыми» друг для друга. Стандарты занимают все более значительное место в направлении развития индустрии информационных технологий. Более 250 подкомитетов в официальных организациях по стандартизации работают над стандартами в области информационных технологий. Более 1000 стандартов или уже приняты этими организациями, или находятся в процессе разработки. Процесс стандартизации информационных технологий далеко не закончен (да, по нашему мнению, вряд ли когда-либо будет закончен, так как область информационных технологий постоянно динамично развивается). Все компании-разработчики должны обеспечить приемлемый уровень качества выпускаемого программного обеспечения (ПО). Для этих целей предназначены стандарты качества программного обеспечения или отдельные разделы в стандартах разработки программного обеспечения, посвященные требованиям к качеству программного обеспечения. С точки зрения пользователя, все многообразие ПО должно управляться единообразно. Должна быть единообразная навигация — перемещение по программе, единообразные органы управления ПО и единая реакция программного обеспечения на действия пользователя. Для этого разработаны стандарты на пользовательский интерфейс — GUI (Graphical User Interface). Все это регламентируется стандартами, действующими в сфере информационных технологий. Необходимость стандартизации разработки программного обеспечения наиболее удачно описана во введении в стандарт ISO/ IEC 12207: «Программное обеспечение является неотъемлемой частью информационных технологий и традиционных систем, таких, как транспортные, военные, медицинские и финансовые. Имеется множество разнообразных стандартов, процедур, методов, инструментальных средств и типов операционной среды для разработки и управления программным обеспечением. Это разнообразие создает трудности при проектировании и управлении программным обеспечением, особенно при объединении программных продуктов и сервисных программ. Стратегия разработки программного обеспечения требует перехода от этого множества к общему порядку, который позволит специалистам, практикующимся в программном обеспечении, «говорить на одном языке» при разработке и управлении программным обеспечением. Этот международный стандарт обеспечивает такой общий порядок». Попробуем внести порядок в многообразие стандартов, действующих в сфере ИТ, и классифицировать их (рис. 1.3). Как видно, верхняя часть классификации напоминает указанные выше виды стандартов. Однако здесь появляются и свои особенности. Это относится прежде всего к стандартам «де-юре» и «де-факто». Давайте сразу определим эти понятия. Стандарт «де-факто» — термин, обозначающий продукт какого-либо поставщика, который захватил большую долю рынка и который другие поставщики стремятся эмулировать, копировать или использовать для того, чтобы захватить свою часть рынка. Одна из главных причин значимости современной программы стандартизации — осознание опасности злоупотребления стандартами «де-факто». В 60-е и 70-е годы XX века создание стандартов «де-факто» ставило пользователей в зависимое от производителей положение при использовании основных средств обработки данных и телекоммуникаций. Важный аспект сегодняшней работы по стандартизации — преодоление этой зависимости через продвижение стандартных интерфейсов. Долгое время такими стандартами были SQL (Structured Query Language) и язык диаграмм Д. Росса SADT (Structured Analysis and Design Technique). Стандарт «де-юре» создается формально признанной стандартизующей организацией. Он разрабатывается при соблюдении правил консенсуса в процессе открытой дискуссии, в которой каждый имеет шанс принять участие. Ни одна группа не может действовать независимо, создавая стандарты для промышленности. Если какая-либо группа поставщиков создаст стандарт, не учитывающий требования пользователей, она потерпит неудачу. То же самое происходит, если пользователи создают стандарт, с которым не могут или не будут соглашаться поставщики, — этот стандарт также не будет успешным. Стандарты «де-юре» не могут быть изменены, не пройдя процесс согласования под контролем организации, разрабатывающей стандарты. Стандарты OSI (Open Systems Interconnection reference model), Ethernet, POSIX, SQL и большинство стандартов языков — примеры такого рода стандартов.
рис.1.3 Схема классификации стандартов в области информационных технологий
1.3 Международные организации, разрабатывающие стандарты
Международная организация по стандартизации (ИСО) Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово «isos» — равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО). Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и т.п. входят в область совместных разработок ИСО/ МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон — производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций. На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета — члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Довольно широки деловые контакты ИСО: с ней поддерживают связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях. ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с региональными организациями по стандартизации. Практически члены таких организаций одновременно являются членами ИСО. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимается стандарт ИСО нередко еще на стадии проекта. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН). Крупнейший партнер ИСО — Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации охватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникации. Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Международная электротехническая комиссия (МЭК) Международная электротехническая комиссия создана на международной конференции, в работе которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области. После второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО [48]. Объединенный технический комитет (JTC1) В 1987 г. ИСО и МЭК объединили свою деятельность в области стандартизации информационных технологий (ИТ), создав единый орган JTC1 (Joint Technical Committee 1 — Объединенный технический комитет 1), предназначенный для формирования всеобъемлющей системы базовых стандартов в области ИТ и их расширений для конкретных сфер деятельности. JTC1 имеет 17 подкомиссий, чья работа покрывает все: от техники программного обеспечения до языков программирования, компьютерной графики и обработки изображения, соединения оборудования, методов защиты и т.д. Работа над стандартами ИТ в JTC1 тематически распределена по подкомитетам (Subcommittees — SC). В дополнение создана специальная группа по функциональным стандартам (Special Group on Functional Standards — SGFS) для обработки предложений по международным стандартизованным профилям (International Standardized Profiles — ISPs), представляющим определения профилей ИТ. Ниже перечислены подкомитеты и группы JTC1, связанные с разработкой стандартов ИТ, относящихся к окружению открытых систем (Open Systems Environment — OSE): C2 — Символьные наборы и кодирование информации; SC6 — Телекоммуникация и информационный обмен между системами; SC7 — Разработка программного обеспечения и системная документация; SC18 — Текстовые и офисные системы; SC21 — Открытая распределенная обработка (Open Distributed Processing — ODP), управление данными (Data Management — DM) и взаимосвязь открытых систем (OSI); SC22 — Языки программирования, их окружение и интерфейсы системного программного обеспечения; SC24 — Компьютерная графика; SC27 — Общие методы безопасности для ИТ-приложений; SGFS — Специальная группа по функциональным стандартам.
1.4 Национальные организации, разрабатывающие стандарты Среди национальных организаций, разрабатывающих стандарты, мы рассмотрим только две организации, которые интересуют нас в наибольшей степени. Это Государственный комитет РФ по стандартизации и Американский национальный институт стандартов и технологии.
Государственный комитет РФ по стандартизации Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы власти, фирмы, учреждения. Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации является общепризнанной на национальном, региональном или международном уровне. Основные функции такого органа - разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации. Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии — правопреемник упраздненного Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в отношении функций по реализации государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии — специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации. Председатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений. В ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии находятся службы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, а также центры стандартизации, метрологии и сертификации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации. Госстандарт России выполняет следующие функции: • координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии; • взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии; • направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции; • подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции; • устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации; • принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации; • осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов; • руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации; • осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации; • представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии, и в межгосударственном совете СНГ; • сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран; • руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах; • осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации; • участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации; • устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций; • при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ; • организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации. В организационной структуре Госстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, издательство, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). На базе территориальных органов Госстандарта создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. По данным на 1996 г., было аккредитовано более 500 органов по сертификации различных видов услуг и около 2000 испытательных лабораторий. Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ, который является основным заказчиком по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве государственных. Данная норма прописана в п.4 статьи 15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора». Госстандарт определяет стратегические направления по государственной стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения от субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывает планы по государственной стандартизации, как правило годовые. Приоритетными считаются задания по гармонизации отечественных нормативных документов с международными (региональными), национальными зарубежными стандартами, а также по разработке требований безопасности к объектам стандартизации и защите прав потребителей. Выполнение планов государственной стандартизации финансируется из государственного бюджета и контролируется Госстандартом РФ. Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации. Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации. По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях, участвуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию государственных стандартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в России заседаний международных организаций по стандартизации и др. Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. В их число включаются и научно-исследовательские институты Госстандарта РФ. Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные предприятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе технического комитета. Госстандарт РФ привлекает к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей | организаций — разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий — основных потребителей продукции (услуг), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Последнему придается особое значение, поскольку через представителей этих обществ осуществляется обратная связь с потребителем, что дает возможность получать актуальную информацию, необходимую для выполнения одной из основных целей стандартизации: обеспечить соответствие продукта ожиданиям и предпочтениям потребителя. Общества потребителей имеют право участвовать в работе технических комитетов по определению требований к качеству объекта стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов. Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное. Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей организационной структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенции ей. Руководит работой отдел стандартизации.
Американский национальный институт стандартов и технологий.
Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и технологий» (NIST). Его предшественники: • Американский комитет технической стандартизации, который в 1928 г. был реорганизован в Американскую ассоциациюпостандартизации (ASA) Организация по стандартизации США (USASI), просуществовавшая менее трех лет и преобразованная в ANSI, а теперь —NIST. NIST — неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководящая деятельностью организаций — разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем заинтересованы различные фирмы и стандарт приобретает межотраслевой характер). NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организациейв США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. Это отвечает основной задаче NIST — содействию решения проблем, имеющих общегосударственное значение (экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства). Институт разрабатывает целевые программы. Программно-целевое планирование охватывает производство и транспортировку топлива, снабжение электроэнергией, применение ядерной, солнечной и других видов энергии. Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные документы. Национальные (федеральные) стандарты содержат обязательные к выполнению требования, касающиеся в основном аспектов безопасности. Наряду с обязательными федеральными стандартами в США действуют технические регламенты, утверждаемые органами государственного управления — Министерством торговли, Министерством обороны. Управлением служб общего назначения, Федеральным агентством по охране окружающей среды, Федеральным агентством по охране труда и здоровья на производстве, Федеральным управлением по безопасности пищевых продуктов и медикаментов. Комиссией по безопасности потребительских товаров и некоторыми другими. NIST поддерживает тесные деловые контакты с этими организациями, в частности, по информационному обеспечению фирм, частных организаций, разрабатывающих стандарты. Сами указанные выше органы управления нередко участвуют в разработке фирменных стандартов и учитывают наличие таковых при планировании создания федерального стандарта. Нередки случаи, когда фирменный стандарт, удовлетворяя их требованиям, принимается в качестве федерального. Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, аккредитованные Американским национальным институтом стандартов. Наиболее известные из них: • Американское общество по контролю качества (ASQC); • Американское общество инженеров-механиков (ASME); • Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и др. Эти организации разрабатывают не только федеральные стандарты, но и стандарты, носящие добровольный характер. Всего в США разработкой добровольных стандартов занимаются более 400 различных организаций и фирм, а добровольных стандартов насчитывается более 35 тыс.. На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний, научно-технических и инженерных обществ.
1.5 Внутрифирменные (внутрикорпоративные) стандарты
Внутрифирменные стандарты действуют внутри организации — разработчика программного обеспечения или любой другой компании, связанной с информационными технологиями, Такие стандарты, как правило, регламентируют порядок оформления документации, приказов и технической литературы внутри компании, пользовательский интерфейс разрабатываемых приложений (например, запрет на использование некоторых элементов интерфейса), стиль программирования, спецификации модулей, имена используемых переменных, таблиц баз данных (БД). Внутрикорпоративные (внутрифирменные) стандарты имеют узкую сферу полномочий (одна или несколько фирм), но играют большую роль, так как они абсолютно конкретны.
Назначение и классификация внутрикорпоративных стандартов Как уже отмечалось выше, внутрифирменные (внутрикорпоративные) стандарты занимают особое место в классификации стандартов. Это связано с тем, что они регламентируют технологические процессы, происходящие внутри фирмы (например процессы анализа, кодирования, тестирования), они максимально конкретны и детализируют уровень мероприятий, если пользоваться управленческой терминологией. Внутрифирменные стандарты, как правило, базируются на применении методик и технологий, которые: • зарекомендовали себя лучшим образом в аналогичных проектах; • получили наибольшее распространение в области разработки программного обеспечения; • получили наибольшее распространение в области, для которой программное обеспечение создается; • являются передовыми и многообещающими. Вместе с тем внутрифирменные стандарты учитывают особенности предприятия — разработчика программного обеспечения. Его конкретные особенности связаны со средством разработки, на котором кодируется программное средство, квалификацией персонала, финансовым положением фирмы. Можно ли разработать универсальный стандарт и тиражировать его на различных предприятиях? Увы, нет. Существуют общие подходы, известны технологии разработки внутрикорпоративных стандартов, но всякий раз этот процесс уникален, поскольку не существует двух совершенно одинаковых предприятий — они различаются отраслевой спецификой, размерами, стратегией, организационной структурой и многими другими факторами. Кроме того, документы, особенно относящиеся к внутреннему документообороту, различаются в силу устоявшихся бизнес-правил, традиций, корпоративной культуры, отношений между подразделениями. Внутрикорпоративные стандарты, разработанные для одного предприятия, не подойдут для другого. Поэтому типового внутрикорпоративного стандарта просто не может быть. При этом следует различать структуру бизнес-процессов, которая действительно может быть типовой, и внутрикорпоративный стандарт, согласующий структуру бизнес-процессов и организационную структуру конкретного предприятия. Любой внутрикорпоративный стандарт должен иметь юридическую силу внутри предприятия, т.е. быть оформлен в виде Документа и быть введен в действие приказом или распоряжением. В приказе ввода в действие внутрикорпоративного стандарта, как правило, должны содержаться следующие пункты: • срок действия стандарта (например, «со дня подписания», «с 1 мая 2002 г.»); • область действия (распространяется на процесс кодирования и тестирования); • способ доведения до исполнителей (например, «Руководителям подразделений зачитать приказ в вверенных им подразделениях»); • ответственные лица за контролем исполнения (например, «Контроль за исполнением стандарта»); • ответственность (например, «За невыполнение пунктов стандарта сотрудник лишается премии»). Если вышеперечисленные пункты отсутствуют, то сложнее разбирать конфликтные ситуации, которые могут произойти. Если стандарт вообще не оформлен в виде документа, то фактически это обозначает, что его не существует вовсе, в этом случае конфликтные ситуации неизбежны. На практике на вопрос о правомерности применения того или иного проектного решения (например, использования элемента интерфейса) можно услышать: «Так было всегда». Такая практика вредна, стандарт должен быть оформлен, а не передаваться старожилами из уст в уста. Выявляется и ряд отрицательных моментов, связанных с внутрифирменными стандартами. Первый момент — стандарты должны тщательно разрабатываться, продумываться, и, создавая их, фирма должна учесть большое количество нюансов, чтобы не переделывать стандарт через месяц. Стандарт — это то, что дает стабильность. Второй момент находится в некотором противоречии с первым — стандарты могут тормозить использование современных технологий, средств. Это особенно важно в сфере информационных технологий, где развитие технологий ц их смена идут очень быстро. Этого можно избежать, если разработать внутри фирмы механизм регулярного пересмотра стандарта для включения в него современных и передовых элементов. В комиссию по пересмотру стандартов должны входить специалисты высокой квалификации из всех заинтересованных подразделений, мнение конечного потребителя также должно быть учтено (например, если вопрос касается пользовательского интерфейса или совместимости с другими программными средствами). Классификация внутрифирменных стандартов. Внутрифирменные стандарты можно разделить по отношению к процессам производства (рис. 1.6). Производственные стандарты — те стандарты, которые регламентируют процессы производства программного обеспечения по этапам и стадиям жизненного цикла. Управленческие стандарты регламентируют порядок управления производственными процессами. Рис. 1.6. Схема классификации внутрифирменных стандартов Для чего нужны внутрифирменные стандарты. Какую пользу дают внутрифирменные стандарты? С их помощью: • достигаются лучшие показатели обучения персонала. Соответственно проще заменить человека в случае его увольнения. Отсюда следует, что можно брать на работу специалистов более низкой квалификации и доучивать их на месте без серьезных затрат для фирмы; • повышаются надежность и качество программного обеспечения; • повышается дружественность программного продукта, сокращаются сроки обучения конечного пользователя; • улучшается обслуживание, сокращаются сроки внедрения программного продукта. Внутрифирменные стандарты обычно создаются самыми квалифицированными людьми в своей области, которые хорошо знают разрабатываемый программный продукт, владеют методологией и богатой практикой создания программных средств, а также людьми, как правило, руководителями проекта или направлений, которые видят картину в целом, управляют процессом производства программного средства непосредственно и имеют связь с конечным пользователем. Стандарт содержит структуру процессов, таблицы, матрицы, диаграммы, пояснительный текст. Очень важно определить компоненты, подлежащие включению во внутрифирменный стандарт, и те, которые включать в него не следует. Базовые российские стандарты в области информационных технологий ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207:2000. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программного обеспечения. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002. Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 (Процессы жизненного цикла программных средств). ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000. Информационная технология. Пакеты программ. Требование к качеству и тестирование. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294:1993. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения. ГОСТ Р ИСО 9127:1994. Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002. Информационная технология. Процесс создания документации пользователя программного средства. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2002. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-3-2002. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 3. Требования доверия к безопасности. ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002. Информационная технология. Сопровождение программных средств. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-2002. Информационная технология. Уровни целостности систем и программных средств. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002. Информационная технология. Классификация программных средств. ГОСТ 28195:1989. Оценка качества программных средств. Общие положения
1.ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000. (Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование). Стандарт устанавливает требования к пакетам программ, инструкции по испытанию пакета программ на соответствие его установленным требованиям и предназначен для пакетов программ, являющихся объектом продажи и поставки. 2. ГОСТ 28195:1989 (Оценка качества программных средств. Общие положения.) 3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126:1993. (Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению.)
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 12968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |