КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система стандартизации России
Переход от стандартизации к техническому регулированию в нашей стране, начиная с 2004 года вплоть до 2011-15 годов означает деятельность по установлению: – обязательных требований; – добровольных правил; – общих принципов; – процессов (методов) производства; – характеристик в отношении продукции, работ или услуг; – эксплуатации и утилизации; – оценки соответствия; – контроля за соблюдением обязательных требований.
Как видим, отличие стандартизации от технического регулирования весьма существенно. Если стандарт в широком смысле слова означает образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов, а нормативно-технический документ по стандартизации устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, то технический регламент — это просто федеральный закон, постановление Правительства РФ или указ Президента РФ, устанавливающий требования только к объектам технического регулирования, например, к зданиям и сооружениям, но не к продуктам питания. Правила стандартизации вырабатывались веками и к ним привыкли. 2. Принципы технического регулирования, принятые на долгосрочную перспективу, ориентированы на «недопустимость ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации, недопустимость совмещения в одной организации функций органа государственного контроля и органа по сертификации, недопустимость внебюджетного финансирования госконтроля
Очевидны различия принципов, целей и задач стандартизации и технического регулирования, меняющие основы управления качеством. Заниматься техрегулированием будет один государственно-общественный орган —организация, подведомственная Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт), а не несколько десятков организаций разных ведомств.
Вторая черта реформы — отделение нормативных функций от контрольных. Практический пример, показывающий отличие технических регламентов от ГОС-Тов. Как уже отмечалось, по закону технические регламенты могут разрабатывать производители. Одним из таких производителей является ассоциация «Мясной союз». Ассоциация планирует разделить всю мясную продукцию на четыре группы по содержанию в ней растительных добавок
«мясная»: 1) если в ней присутствует белок только животного происхождения; 2) мясо — растительное; 3) растительно-мясное, в зависимости от количества растительного белка 4)аналоговая, произведенная только из растительного сырья, но по виду напоминающую мясную. Разделить продукты на мясные и растительные участников рынка заставила обострившаяся конкуренция, где первыми пострадали производители мясных консервов, которые в погоне за снижением себестоимости стали добавлять к мясу соевые добавки, крахмал, муку, а в итоге потеряли потребителя. 1 Нельзя сказать, что это открытие российского рынка современной эпохи. В 80-е годы существовали нормативы экономии и затрат, утвержденные системой Госстандарта. Тогда на каждый килограмм колбасы нормировалось вложить 340 граммов жилистого мяса, а остальное составляли те же ингредиенты: крахмал, селитра и даже… туалетная бумага. Другой пример: В 2001 году Российский союз предприятий молочной отрасли оспорил законность названия «масло сливочное» в отношении мягкого масла, содержащего растительные жиры, а в 2002 году производитель сгущенного молока «Ингеоком» попытался запретить своим конкурентам, добавляющим растительные жиры в молоко, называть свою продукцию «сгущенным молоком». Оба эти примера показывают, что в борьбе за качество побеждают «чистые продукты».
В 2003 году Молочным союзом приняты новые стандарты, разделяющие молочные и молоко-содержащие продукты, а также сливочное масло и спрэды (масложировые смеси с содержанием растительного масла). Принятие нового стандарта — очень дорогостоящее мероприятие и обходится участникам рынка отрасли в величину от 3 до 8 тыс. $ в случае бесконфликтного обсуждения этого стандарта. В других случаях это может составлять и более миллиона долларов. Как уже было показано, стандартизация означает нормативный способ управления качеством от кого бы то он ни исходил. Механизм воздействия стандартов на качество — это контроль за выполнением установленных норм и правил с применением санкций в случае такой необходимости. Есть такие понятия: — продовольственная безопасность страны; — лекарственная безопасность страны. В современных стандартах страны это должно быть обязательно учтено. Важное место в системе стандартов занимают международные стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО) или в латинской транскрипции (ISO) и международной электротехнической комиссией (МЭК). Международные стандарты представляют собой организационно-техническую основу единства мирового опыта совершенствования понятий, классификаций, требований по обеспечению качества товаров и услуг, основные показатели назначения, где главное место занимают показатели безопасности, надежности, охраны окружающей среды, а также требования совместимости и взаимозаменяемости. Применение международных стандартов — важное условие принятия России в ВТО, а также развития международных и научно-технических связей и контактов. Документы серии ИСО-9000 приняты в качестве национальных стандартов в 90 странах мира, в т.ч. и в России. Первоначально стандарты ИСО 9000 были задуманы как средство унификации огромного количества национальных и международных стандартов, применение которых позволило бы и предприятию-поставщику, и потребителю достигнуть требуемого уровня качества при минимальных затратах.
Сфера услуг становится в нашем тысячелетии доминирующей и наиболее дорогостоящей и потому нуждается в пояснении.
Услуги — результат разносторонней деятельности, осуществляемой производителем по заказу потребителей и обычно ведущий к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги; при этом обязательным является одновременное присутствие продавца и покупателя» В перечне услуг выделяют следующие их виды: 1. Транспортные 2. Услуги связи: а) почтовые и курьерские б) телекоммуникационные 3. Строительные 4. Страховые 5. Финансовые 6. Компьютерные и информационные 7. Деловые, профессиональные и технические услуги: а) юридические; б) услуги по аудиту, бухгалтерскому учету; в) реклама, маркетинг, изучение общественного мнения; и др.
8. Услуги в области культуры и отдыха; 9. Услуги в сфере образования.
Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации. Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты. К функциям Госстандарта относятся: · выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции); · рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;
· обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы; · осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники; · руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации; · участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов; · издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации; · повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке; · нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда; · обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов. Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций). Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области. ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов: · ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения; · ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов; · ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий; · ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения; · ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. Государственные стандарты Российской Федерации включают: · обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии; · обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; · обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции; · параметрические ряды и типовое конструирование изделий; · основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции; · положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы. Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать: защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды; · повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства; · совместимость и взаимозаменяемость продукции; · содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства; · создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов; · устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда; · безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; · содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности. Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются: · снижение себестоимости производства стандартной продукции; · увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества; · рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия; · уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции. Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему: I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг. II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации. Ш. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г. IV.Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ). Таким образом, нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории: · государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р; · общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ; · межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ; · отраслевые стандарты – ОСТ; · технические условия – ТУ; · стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП; · стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО. Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004). Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам. На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий. Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов. По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции. Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее. Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведение непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприятия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов. Так, например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия. К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся: · ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия; · разработка технических условий на выпускаемую продукцию; · экспертиза и согласование проектов нормативно-технических документов, поступающих на предприятие со стороны; · разработка необходимых стандартов предприятия. Если служба стандартизации предприятия выполняет функции базовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие: · разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее испытаний для своей подотрасли; · согласование проектов стандартов смежных отраслей; · экспертиза и согласование проектов технических условий, разработанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией. Если служба стандартизации предприятия выполняет функции головной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с директивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими организациями этой отрасли. Умелое использование возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |