Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оснащение занятия




Основные вопросы темы

МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

М етодические рекомендации

 

Минск


ТЕМА: МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

 

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ: вопросы медицинской статистики (в т.ч. и метод стандартизации) очень широко используется как в научной работе, так и практической деятельности врачей различных специальностей. Грамотный подход и умение обобщать имеющиеся статистические материалы свидетельствуют о высокой квалификации врача, организатора здравоохранения.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомиться с методикой вычисления и анализа стандартизованных показателей (прямой метод, косвенный, обратный косвенный) и использованием их в практике.

 

В результате изучения темы студент должен:

ЗНАТЬ:

- сущность метода стандартизации;

- применение метода стандартизации при оценке показателей здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения

УМЕТЬ:

- вычислять стандартизованные показатели прямым, косвенным и обратно косвенным методом стандартизации;

- использовать прикладные программы на ПЭВМ для расчета стандартизованных показателей;

- использовать полученные результаты для оценки показателей здоровья и деятельности организаций здравоохранения.

 

1. Сущность метода стандартизации.

2. Виды метода стандартизации.

3. Характеристика стандартизованного показателя.

4. Прямой метод стандартизации (этапы расчета, применение).

5. Косвенный метод стандартизации (этапы расчета, применение).

6. Обратно косвенный метод стандартизации (Этапы расчета, применение).

7. Использование РС 1ВМ-286 при вычислении и оценке показателей.

 

1. Таблицы.

2. Ситуационные задачи для самостоятельной работы на занятии.

3. ПЭВМ, программное обеспечение.

4. Микрокалькуляторы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

Целью самостоятельной работы является получение знаний о применении метода стандартизации для оценки показателей здоровья и деятельности организаций здравоохранения.

При подготовке к занятию изучите рекомендованную литературу и уясните логическую структуру темы.

Для проверки знаний, полученных при подготовке к занятию, ответьте на вопросы:

1. Какие статистические величины могут быть рассчитаны при изучении явления?

2. Какие статистические величины применяются для изучения количественного признака явления?

3. Для каких целей рассчитываются относительные показатели?

4. Какие показатели рассчитываем при изучении частоты явления?

5. Какие вы знаете интенсивные показатели?

6. Какие подходы можно использовать при сравнении общих интенсивных показателей?

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Общие интенсивные показатели (рождаемости, смертности, заболеваемости и т.д.) правильно отражают частоту явлений при их сравнении лишь в том случае, если состав сравниваемых совокупностей однороден. Если же они имеют неоднородный возрастно-половой или профессиональный состав, различие по тяжести болезни, по нозологическим формам или по другим признакам, то ориентируясь на общие показатели, сравнивая их, можно сделать неправильный вывод о тенденциях изучаемых явлений и истинных причинах разницы общих показателей сравниваемых совокупностей.

Например: летальность в терапевтическом отделении №1 в отчетном году составила 2%, а в терапевтическом отделении №2 в т ом же году – 6%. Если оценивать деятельность этих отделений по общим показателям, то можно сделать вывод о неблагополучии на 2 терапевтическом отделении. А если предположить, что состав лечившихся больных в этих отделениях отличается по нозологическим формам или по тяжести заболеваний госпитализированных, то наиболее правильным способом анализа является сопоставление специальных коэффициентов, рассчитанных отдельно для каждой группы больных с одинаковыми нозологическими формами или тяжестью заболеваний, так называемых "«повозрастных коэффициентов».

Зачастую, однако в сравниваемых совокупностях наблюдаются противоречивые данные. Кроме того, даже при наличии одинаковой тенденции во всех сравниваемых группах не всегда удобно пользоваться набором показателей, а предпочтительней получить единый показатель, оценивающий изменение явления. В таких случаях прибегают к методу стандартизации, то есть к устранению (элиминации) влияния состава (структуры) совокупностей на общий интенсивный показатель.

Следовательно, метод стандартизации применяется тогда, когда имеющиеся различия в составе сравниваемых совокупностей могут повлиять на размеры общих интенсивных показателей. Кроме того, используя метод стандартизации, можно устранить влияние не только одного признака (пола или возраста), а сочетание двух и более признаков (тяжесть заболевания и возраст, возраст и пол и т.п.).

Сущность метода стандартизации заключается в условном устранении предполагаемой неоднородности состава среды в сравниваемых статистических совокупностях. Для того, чтобы устранить влияние неоднородности составов сравниваемых совокупностей на величину общих интенсивных показателей, их приводят к единому стандарту, т.е. условно допускается, что состав сравниваемых совокупностей одинаков. Выбор стандарта зависит от метода вычисления стандартизованного показателя (т.е. исходных данных). В качестве стандарта можно принять:

- суммарный состав двух сравниваемых групп;

- средний состав двух сравниваемых групп;

- состав одной из сравниваемых групп;

- состав какой-либо близкой по существу третьей совокупности (из вне);

- подгрупповые (специальные) показатели, характеризующие изучаемое явление.

Стандартизованный показатель показывает, каковыбыли бы общие интенсивные показатели (рождаемости, смертности, летальности и т.п.), если бы на их величину не оказывала влияние неоднородность в составах сравниваемых групп.

 

Характеристика стандартизованного показателя:

- является условным;

- применяется исключительно для анализа в целях сравнения общих интенсивных показателей;

- выражается в условном наклонении (если бы, было бы).

Существует три метода вычисления стандартизованного показателя: прямой, косвенный и обратно косвенный (Керриджа).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.