Поручение верховного надзора за мерами и весами епископам с обяза-
ра о десятинах, судах
тельством «городские и торговые всякие мерила... блюсти без пакости,
и о людях церковных
ни умалити, ни множити...»
1134-1135 гг.
Устав князя Всеволода
Впервые упоминается о проведении ежегодной периодической повер-
Мстиславовича о цер-
ки мер и весов, находящихся под надзором епископа. За нарушения за-
ковных судах, людях и
конных мер устанавливались жестокие наказания, вплоть до смертной
мерилах торговых
казни, и конфискация имущества
21 декабря 1550 г.
Грамота на Двину
Предписывала создание первых образцовых печатных (орленых) мер
о новых печатных
объема для сыпучих тел — медных осьмин, которые следовало хранить
мерах и осьминах
централизованно в приказах Московского государства. С них надлежа-
(Двинская грамота)
ло изготовить деревянные копии и, заклеймив их, разослать по уездам для городских померщиков и торговцев «всякое жито мерити»
1649 г.
Уложение царя Алек-
Устанавливается сажень в 3 аршина, а верста — 1000 сажен. Землю по-
сея Михайловича
велевается измерять четвертями и десятинами
1681 г.
Наказ царя Федора
Все весы должны быть сходны с таможенными, заорленными весами.
Алексеевича Большой
Обязывал таможенного голову при вступлении в должность поверять
Московской таможне
контари, терези, гири и фунты. За найденные у торговцев воровские
о сборе таможенных
весы определялась конфискация товаров и ссылка с семьей. Иного-
пошлин
родним торговым людям давали из таможни на время торговли печатные железные аршины за пошлину; при отъезде брали их обратно
30 марта 1716г.
Устав Воинский царя
Наказание за обмер и обвес — возвратить добро втрое (которым обма-
Петра 1
Устав Воинских артикулов
нул), взимать штраф и подвергнуть телесному наказанию
Дата
Документ
Содержание документа
18 июня 1719 г.
Указ Сенатский о
Запрещается продавцам иметь незаорленые весы и меры; за фальши-
наблюдении порядка и чистоты по городу Санкт-Петербургу
вые меры и весы устанавливается штраф
5 апреля 1722 г.
Регламент об управле-
В Адмиралтейской коллегии иметь правдивые весы и аршины
нии Адмиралтейства и
с клеймами, которые применять только для поверки остальных весов
верфи и часть вторая
и мер длины каждые полгода, что вменялось в обязанность контролеру.
регламента Морского
Учреждается должность вагмейстера и унтервагмейстеров; устанавливаются правила для взвешивания разных материалов
17 сентября 1781 г.
Устав о вине
Установить в каждом винном магазине засвидетельствованные и клейменные в Казенной палате меры. Учредить в магистрате или ратуше контрольные меры, чтобы покупщик вина мог той мерою поверить объем купленного товара. Назначить специальных людей для разрешения споров между продавцом и покупщиком. Подтверждается запрещение обмера или обмана в приеме или отпуске при продаже вина
13 декабря 1829 г.
Высочайше утвержден-
Об учреждении при Санкт-Петербургском Монетном дворе собрания
ная записка министра финансов
образцовых мер и весов главнейших иностранных государств
11 октября 1835 г.
Именной указ, данный
Установил основания Российской системы мер, утвердил первые эта-
Сенату о системе Рос-
лоны. Предусмотрел создание государственного учреждения для хра-
сийских мер и весов
нения основных образцов мер и организацию централизованной регулярной поверки мер и весов
Дата
Документ
Содержание документа
4 июня 1842 г.
Именной указ, данный
Впервые в истории отечественной метрологии установлены основы
Сенату: Положение
государственной службы мер и весов. Вводилась единая система мер
о весах и мерах
на всей территории России (с 1 января 1845 г.); учреждено первое государственное метрологическое и поверочное учреждение России — Депо образцовых мер и весов, сформулированы функции Депо и обязанности ученого хранителя, назначаемого из членов Академии наук. Разработана система организации надзора и поверки мер и весов; указаны министерства и учреждения, которые обязаны были заниматься единообразием мер и весов в государстве, определены порядок хранения, правила применения, производства и поверки от эталонов до рабочих и торговых мер
20 мая 1875 г.
Подписание Метриче-
Создание Международной организации по мерам и весам (МОМВ) и
ской конвенции полномочными представителями правительств 17 государств, в том числе России, на специально созванной дипломатической конференции
Международного бюро мер и весов (МБМВ)
8 июля 1916 г.
Закон Государственно-
Об изменении действующих узаконений о мерах и весах и об установ-
го Совета и Государс-
лении новых штатов Главной палаты мер и весов и местных повероч-
твенной Думы
ных, Новое положение о мерах и весах, Положение о Главной палате мер и весов, штаты ее и местных поверочных палаток
Дата
Документ
Содержание документа
14 сентября 1918 г.
Декрет Совета На-
Создание Межведомственной комиссии для повсеместного внедрения
родных Комиссаров РСФСР о введении международной метрической десятичной системы мер и весов
в России метрической системы мер
1960 г.
Принятие XI Генеральной конференцией по мерам и весам Международной системы единиц (СИ)
Утверждение ГОСТ 9867—71 «Международная система единиц»
10 июня 1993 г.
Закон РФ от 10 июля
Установил правовые основы стандартизации в Российской Федерации,
1993 №5154-1 «О стан-
обязательные для всех государственных органов управления, предпри-
дартизации»
ятий, предпринимателей, общественных объединений. Определил меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации
1 июля 2003 г.
Федеральный закон от
Технические регламенты, стандартизация, метрология и оценка соот-
27 декабря № 184-ФЗ
ветствия определяют регулирующую роль государства с помощью уста-
«О техническом регу-
новления норм и правил, организующего поведение на рынке хозяйс-
лировании»
твующих субъектов
нимум 3,5—4 тыс. стандартов. В последнее время максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует система 5—10-летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма — недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты даже не переведены.
2. Слабая работа в области технологической стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса.
3. Низкое качество работы технических комитетов. Имея глубокие познания в конкретных отраслях деятельности, члены комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации.
4. Необходимо восстанавливать утерянные в последние десятилетия службы по стандартизации на предприятиях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление