Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды стандартов. Технические условия (ТУ) имеют двойной статус: документа технического и нормативного




Технические условия (ТУ) имеют двойной статус: документа технического и нормативного. Технические условия изготовителей на поставляемую продукцию используют в роли нормативных документов, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах). В зарубежной практике документ, аналогичный ТУ, — техническая спецификация, разрабаты- 1 вается фирмой-изготовителем и по согласованию с фирмой- 1 потребителем применяется как неотъемлемая часть контрак- i та с фирмой-потребителем. В соответствии с ГОСТ 2.114 ТУ разрабатывают: на одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.; на несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые ТУ). Это нормативный документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда создавать стандарты нецелесообразно.

Технические условия являются очень распространенным НД (фонд ТУ — около 600 000). В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Объект ТУ — продукция, в частности ее разновидности — конкретные марки, модели товаров. Типичными объектами ТУ среди товаров являются: изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов); изделия сменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию); изделия, осваиваемые промышленностью; продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий. ТУ — документы, в которых конкретный изготовитель добровольно устанавливает требования к качеству и безопасности конкретной продукции, необходимые и достаточные для ее идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, хранении и транспортировании.

Технические условия устанавливают полный набор требований к выпускаемой конкретной продукции (марки, типы и т.п.) и включают такие разделы, как область применения, требования к качеству и безопасности или технические требования, маркировка, упаковка, гарантии изготовителя и др.

Технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя. Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющимся на данную продукцию.

Технические условия подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ. Если решение о постановке продукции на производство принимают без приемочной комиссии, ТУ направляют на согласование заказчику (потребителю).

Технические условия, содержащие требования, относящиеся к компетенции органов госнадзора, подлежат согласованию с ними. Технические условия утверждает разработчик документа.

Обозначение ТУ может производиться двумя способами. По одному из них обозначение формируется:

из кода ТУ;

кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП);

трехразрядный регистрационный номер, присваевае-мый разработчиком;

кода предприятия-разработчика ТУ по классификатору предприятий и организаций (ОКТЮ);

двух последних цифр года утверждения документа.

Например: ТУ 1115-017-38576343—93, где 1115 - код групп продукции по ОКП; 38576343 — код предприятия по ОКТЮ.

По второму способу допускается использовать ранее принятые системы обозначения ТУ.

Технические условия подлежат учетной регистрации в Центре сертификации и метрологии (ЦСМ) по месту нахождения предприятия. На регистрацию представляется копия ТУ и в качестве приложения к нему — каталожный лист.

В каталожном листе приводятся подробные сведения о предприятии-изготовителе и выпущенной конкретной продукции в виде текста и в закодированном виде. Каталожные листы выполняют роль модулей, с помощью которых формируются каталоги выпускаемой продукции и строится система каталогизации в стране. Предприятие-разработчик несет ответственность за правильность заполнения каталожного листа.

При согласии заказчика (потребителя) разрешается не разрабатывать ТУ, если продукция может быть выпущена: по контракту — продукция, предназначенная для экспорта; по образцу-эталону и его техническому описанию — непродовольственные товары (кроме сложной бытовой техники и продукции бытовой химии), потребительские свойства которых определяются непосредственно образцом товара без установления количественных значений показателей его качества или когда значения этих показателей установлены ГОСТ (ГОСТ Р) на группу однородной продукции; по техническому документу — полуфабрикаты, вещества, материалы, изготовленные в установленном объеме по прямому заказу одного предприятия.

Образцом-эталоном следует считать готовое изделие (комплекс изделий), утвержденное в качестве представителя конкретной продукции и предназначенное для сличения с ним выпущенной продукции по внешнему виду и другим признакам, определяемым органолептическими методами. Неотъемлемой частью образца-эталона является ярлык, содержащий сведения о продукции, ее изготовителе и об утверждении образца-эталона. Ярлык закрепляют на образце способом, исключающим возможность оспаривания подлинности образца-эталона. При выпуске продукции различных цветовых решений можно утверждать образец-эталон одного цветового решения с приложением к нему комплекта всех предусмотренных цветофактурных образцов материалов или покрытий. Количество образцов-эталонов устанавливается по согласованию с основным потребителем; предпочтительно утверждение двух образцов. Индивидуальная упаковка, имеющая самостоятельное декоративное, или рекламное значение, утверждается, как правило, вместе с образцом-эталоном. Срок действия образца-эталона не устанавливается, за исключением случаев, когда свойства продукции не могут длительно сохраняться.

//'); //]]>

Технические условия

Документы в области стандартизации применяют федеральные органы исполнительной власти, субъекты хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации; при выполнении работ и оказании услуг; при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов и описаний на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г., сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.

Не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам. Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности, требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметров конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента.

Таким образом, при соблюдении любого стандарта, удовлетворяющего нормам Закона о техническом регулировании, обеспечивается выполнение соответствующих требований технического регламента.

Стандарты, не обеспечивающие выполнения норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона о техническом регулировании, а потому не могут применяться на территории РФ.

Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, носят не нормативный и тем более не правовой, а исключительно информационный характер.

Соответствие требований национальных стандартов требованиям технических регламентов (а именно, отсутствие в национальных стандартах требований к продукции ниже требований технических регламентов, а также отсутствие в национальных стандартах требований к конструкции или

исполнению, не обеспечивающих выполнения требований технических регламентов) гарантируется предусмотренными Законом о техническом регулировании процедурами разработки и принятия национальных стандартов, включая экспертизу проектов национальных стандартов.

Соответствие требований иных стандартов (стандартов организаций) требованиям технических регламентов согласно п. 1 ст. 14 Закона о техническом регулировании может удостоверяться через экспертизу национального органа по стандартизации.

В иных случаях соответствие требований стандартов требованиям техническихрегламентов удостоверяется процедурами, аналогичными оценке соответствия любого другого товара.

Риски и ответственность, связанные с возможностью несоответствия применяемых стандартов требованиям соответствующих технических регламентов, аналогичны рискам и ответственности, связанным с выпуском в обращение товаров, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой, установленной ст. 16 Закона о техническом регулировании (опубликование уведомлений о разработке, сбор замечаний в срок не менее двух месяцев, публичное обсуждение, опубликование уведомлений о завершении обсуждения, экспертиза и пр.). Утверждение национальных стандартов без соблюдения указанной процедуры является незаконным.

Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов. Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов.

Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев. Стандарты могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и (или) исполнения. Кроме того, области применения стандартов могут не совпадать с областями применения технических регламентов.

Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента. Стандарты могут также содержать нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.

Таким образом, корреляция требований стандартов и требований технических регламентов осуществляется, как правило, не на уровне документов в целом, а на уровне конкретных объектов технического регулирования. Поскольку Законом о техническом регулировании предусмотрена норма, согласно которой стандарты не могут противоречить техническим регламентам, в описании области применения стандартов должно указываться ее соответствие объектам технического регулирования в конкретных технических регламентах.

Организация разработки стандарта включает следующие этапы:

разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций);

разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;

принятие и государственная регистрация стандарта;

издание стандарта.

С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при замене или дополнении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении новых, более прогрессивных, требований, которые не повлекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных, требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Ростехрегулирование (до 2004 г. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии — Госстандарт России) принимает решение об отмене стандарта в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся поданному стандарту или в других обоснованных случаях.

В отношении иных стандартов (стандартов организаций) такая адекватность обеспечивается обычными режимами оценки соответствия продукции, с сохранением аналогичных рисков и ответственности.

Дату введения в действие документа в области стандартизации устанавливают в организационно-распорядительном документе о его утверждении с учетом времени, необходимого для издания.

Необходимость применения документов в области стандартизации в отношении продукции (услуг), производимой (оказываемых) на территории РФ и с целью вывоза с ее территории, определяет контракт (договор), за исключением случаев, установленных законодательством РФ. Продукция, в том числе импортируемая, не подлежит реализации или передаче для реализации по назначению, если она не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным в действующих стандартах, или если продукция, подлежащая обязательной сертификации, не имеет сертификата и знака соответствия, выданных или признанных в установленном порядке уполномоченным на то органом.

Импортируемая продукция должна соответствовать обязательным требованиям по безопасности и экологии действующих в Российской Федерации национальных стандартов, что должно подтверждаться соответствующим сертификатом.

Международные, региональные и национальные стандарты других стран применяют на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов по стандартизации. Международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран (при наличии соответствующих соглашений с этими странами) применяют на территории РФ в качестве национальных стандартов.

Применение в РФ международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов других стран осуществляют утверждением национального стандарта, представляющего собой:

— аутентичный текст соответствующего документа на русском языке (идентичный стандарт);

— аутентичный текст соответствующего документа на русском языке с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей национальной экономики (модифицированный стандарт).

В национальном стандарте, подготовленном на основе международного, регионального или национального стандарта другой страны и содержащем ссылки на стандарты, уже примененные ранее в качестве национальных или по своим требованиям аналогичные соответствующим национальным стандартам, приводят ссылки на такие национальные стандарты. Если международный, региональный или национальный стандарт другой страны, подлежащий применению, содержит ссылки на стандарты, не применяемые в Российской Федерации, и при этом отсутствуют эквивалентные национальные стандарты, необходимо до его утверждения решить вопрос о применении этих стандартов.

Межгосударственный стандарт с собственным номером применяют при поставках продукции в страны Содружества Независимых Государств (СНГ). Изготовление и поставка продукции на экспорт в соответствии с требованиями международных, региональных и национальных стандартов других стран и стандартов фирм зарубежных стран возможны по предложению потребителя (заказчика) этих стран на договорной (контрактной) основе.

Документы РФ в области стандартизации могут применять другие государства, их юридические и физические лица на основе соответствующих соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих органов и организаций РФ, утвердивших эти документы.

Информацию о документах в области стандартизации, их опубликование и распространение осуществляет Ростехре-гулирование. Оно обеспечивает доступность пользователей, в том числе зарубежных, к информации о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также к самим этим документам, организуя публикацию официальной информации об этих документах, а также о международных, региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения.

Документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы

-стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран и правила их применения, информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждениях соответствия составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Этот фонд является государственным информационным ресурсом. Правила создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством РФ.

В Российской Федерации функционирует Единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Исключительное право официального опубликования и распространения в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов принадлежит национальному органу по стандартизации. Издание национальных стандартов других стран организует и осуществляет национальный орган по стандартизации в соответствии с договорами и соглашениями с этими странами.

Издание, переиздание и распространение стандартов организаций осуществляют принявшие их организации.

//'); //]]>

Система законодательных и нормативных актов в сфере технического регулирования

Система законодательных и нормативных актов в сфере технического регулирования включает следующие основные элементы:

• Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

• международные соглашения, принятые Российской Федерацией в области технического регулирования;

• систему (свод) общих и специальных технических регламентов;

• методики расчетов, испытаний и контроля параметров, принимаемые в соответствии с техническими регламентами Правительством РФ;

• совокупность стандартов — национальных, отраслевых, корпоративных (стандартов ассоциаций, саморегулируемых организаций, отдельных предприятий).

В установленной Законом о техническом регулировании системе технического законодательства принципиальным является разделение норм на обязательные и добровольные.

Все обязательные требования вводятся техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательно установленными процедурами (опубликование уведомления о разработке, публичное обсуждение и пр.). Требования, не входящие в технические регламенты (например, требования стандартов или ведомственных документов), по Закону о техническом регулировании не могут являться обязательными и носят лишь рекомендательный характер.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Все основные правила и процедуры национальной системы стандартизации изложены в следующих документах:

ГОСТ Р 1.0—2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации.

ГОСТ 1.1—2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.

ГОСТ Р 1.2—2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

ГОСТ Р 1.4—2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5—2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ Р 1.8—2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения.

ГОСТ Р 1.9—2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения.

ГОСТ Р 1.12—2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.

Постановление Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации.

В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р». Национальные стандарты РФ можно приобрести в территориальных отделах распространения Научно-технических документов и информации (магазинах стандартов) ИПК «Издательство стандартов», а также у организаций, имеющих договора с Ростехрегулированием на изготовление и распространение утверждаемых им документов.

Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов.

//'); //]]>




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 4004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.