Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Учебники, учебные пособия. Тема 30. Структура лирического произведения: мир и событие




Тема 30. Структура лирического произведения: мир и событие

ВОПРОСЫ

1. Сравните различные характеристики лирики как литературного рода в справочной литературе: какие при этом выделяются типические (инвариантные) признаки в области тематики, речевой структуры и взаимоотношений лирического субъекта с его адресатом?

2. Сопоставьте разные концепции лирики в специальных исследованиях: в каких случаях специфика лирического высказывания усматривается: а) в самовыражении индивидуального “я”, будь оно обращено к самому себе или к миру (в частности, к другому субъекту); б) в выражении сверхындивидуального “я”, знаком, формой (маской) или медиумом для которого служит лирический субъект; в) во взаимодействии двух равных и принципиально различных субъектов: “я” изображающего (авторского) и “я” изображенного. Учтите, что не все теоретически допустимые варианты решения проблемы непременно представлены в нашей подборке, тем более — в равной степени.

3. Сравните определения понятия “лирический герой” в справочной литературе и суждения на эту тему, высказанные в статье Ю.Н. Тынянова и в книге Л.Я. Гинзбург. Попробуйте соотнести их с одним из следующих возможных вариантов решения вопроса: лирический герой — а) термин, обозначающий субъекта речи и изображения в лирике; б) один из видов лирического субъекта, наиболее близкий, по мнению читателей, — мировоззренчески и биографически — автору; в) образ автора в лирике, сознательно спроецированный автором-творцом на соответствующий узнаваемый читателем прототип — автора как историческую и частную личность. Какое из определений представляется Вам (и по каким причинам) более убедительным и продуктивным?

1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. С. 230-232.

“Фабульные мотивы редки в лирической поэзии. Гораздо чаще фигурируют статические мотивы, развертывающиеся в эмоциональные ряды. Если в стихотворении говорится о каком-нибудь действии, поступке героя, событии, то мотив этого действия не вплетается в причинно-временную цепь и лишен фабульной напряженности, требующей фабульного разрешения. Действия и события фигурируют в лирике так же, как явления природы, не образуя фабульной ситуации”.

“Лирическое стихотворение типично этой неподвижностью темы, даваемой в различных вариациях, вводимой все в новые и новые ассоциации.

Развитие темы идет не путем смены основных мотивов, а путем нанизывания на эти основные мотивы побочных, путем подбора этих вторичных мотивов к одной и той же основной теме”.

“Типично трехчастное построение лирических стихотворений, где в первой части дается тема, во второй она или развивается путем боковых мотивов, или оттеняется путем противопоставления, третья же часть дает как бы эмоциональное заключение в форме сентенции или сравнения («pointe»)”.

2) Kayser W. Das sprachliche Kunstwerk.

“Возникающая благодаря взаимодействию и постепенно развертывающаяся субстанция лирических стихотворений называется на языке литературной науки лирическим событием ” (с. 251).

3) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций.

“Лирика — несюжетный жанр. Лирика передает чувства поэта; элементы рассказа, действия, сюжета растворены здесь в эмоциональном переживании”. “...со-бытия, факты являются в лирическом стихотворении только поводом для переживаний поэта, и они целиком растворены в этих переживаниях”. “...погружение поэта в свои эмоциональные переживания, в лирическое состояние позволяет сократить сюжет до минимума, даже, в сущности, его полностью исключить, — имеется только ситуация, в которой зарождаются такие-то мысли, такие-то чувства” (с. 375).

4) Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. (Ч. 1. <Раздел:> Проблема поэтического сюжета).

“Поэтические сюжеты отличаются значительно большей степенью обобщенности, чем сюжеты прозы. Поэтический сюжет претендует быть не повествованием об одном каком-либо событии, рядовом в числе многих, а рассказом о Событии — главном и единственном, о сущности лирического мира. В этом смысле поэзия ближе к мифу, чем к роману” (с. 103-104).

“...поэтический сюжет подразумевает предельную обобщенность, сведение коллизии к некоторому набору элементарных моделей, свойственных данному художественному мышлению. В дальнейшем сюжет стихотворения может конкретизироваться, сознательно сближаясь с наиболее непосредственными житейскими ситуациями. Но эти ситуации берутся в подтверждение или в опровержение какой-нибудь исходной лирической модели, но никогда не вне соотношения с ней”. “Другое отличительное свойство поэтического сюжета — наличие в нем некоторого ритма, повторяемостей, параллелизмов. В определенных случаях с основанием говорят о «рифмах ситуаций»” (с. 105-106).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.