КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 7. Изучение видов и средств информации о непродовольственных и продовольственных товарах (Тема 6. Виды и средства информации о товаре)
Цель работы: Ознакомиться с видами и средствами маркировочно - справочной и маркировочно-условной информации, эксплуатационной документацией, изучить требования к видам и средствам информации с позиции стандартов и Закона "О защите прав потребителей". Материалы для работы: 1.Нормативно-технические документы по правилам маркировки способам ухода. 2.Руководство по эксплуатации. 3.Товарные ярлыки, памятки. 4.Каталоги, альбомы, проспекты. Задание 1. Изучить теоретические сведения. Информация о товарах, направленная на раскрытие содержания потребительской стоимости и способствующая целенаправленному формированию спроса на товары и их реализацию, является необходимым элементом коммерческой деятельности. Информацию с позиции товароведения можно классифицировать ряду признаков: •по источнику происхождения (в соответствии с жизненными циклами товаров на производственную, торговую и т.п.); •по характеру проявления - организационную и товароведную; •по объему информации - на специальную, покупательскую; •по видам маркировочно-справочную, маркировочно-условную, эксплуатационно-сопроводительную, рекламно-справочную, обратную товароведно-справочную. В соответствии с программой курса рассмотрим и основном товароведную информацию для специалистов. Она включает следующие виды информации: маркировочно-справочную, маркировочно-условную, эксплуатационно-сопроводительную и рекламно-справочную. Маркировочно-справочная информация включает маркировку, условные обозначения, нанесенные на товар или упаковку. Составной частью маркировки является клеймо. Перечень маркировочных данных и метод их нанесения для каждого изделия указывается в соответствующей нормативно-технической документации. В зависимости от вида изделия маркировочные данные могут иметь те или иные особенности. К маркировочно-условным следует отнести такие виды маркировочной информации, которые представляют собой условные знаки. Это производственный и товарные знаки предприятия. К основным видам эксплуатационно-сопроводительной информации о бытовой технике относятся эксплуатационные документы, руководство по эксплуатации (РЭ), паспорт, этикетка. Руководство по эксплуатации (РЭ) - эксплуатационный документ, который разрабатывается в том случае, когда для правильной эксплуатации изделия потребителю нужны дополнительные сведения о конструкции, правилах использования, техническом обслуживании и т.д. Руководство по эксплуатации содержит описаний конструкции изделия, его принципа действия, сведения, необходимые для правильной эксплуатации (использования, хранения) и технического обслуживания, а также основные параметры и характеристики, гарантированные предприятием-изготовителем. Паспорт - эксплуатационный документ, удостоверяющий гарантированные предприятием-изготовителем основные параметры и характеристики изделий. Паспорт в общем виде состоит из разделов: общие указания, технические данные, комплект поставки, свидетельство о приемке, гарантийные обязательства, цена. Этикетка - эксплуатационный документ, в котором излагаются основные показатели и сведения, требующиеся для эксплуатации изделий. На этикетке приводятся следующие сведения: наименование изделия; обозначение изделия или его индекс; технические данные; номер стандарта и ТУ, требованиям которых соответствует изделие; сведения о приемке изделий; сведения о качестве изделий; цену; дату выпуска. К основным видам рекламно-справочной информации относятся всевозможные печатные издания типа товарных каталогов, справочников, словарей, проспектов, плакатов, вкладышей, а также соответствующим образом подготовленные диафильмы, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Товарный каталог - это систематизированный указатель (перечень) товаров с соответствующими иллюстрациями, кратким описанием потребительских свойств и указанием цены, предлагаемых промышленным (торговым) предприятием (организацией) для продажи оптовому (розничному) покупателю. Каталог - издание, рассчитанное на длительное пользование. Каталоги могут быть иллюстрированы рисунками или фотографиями товаров. Образцы товаров в каталогах приводятся в систематизированном порядке, с указанием их наименования, назначения, технических характеристик, параметров, цвета, цены и т.д. Для облегчения ориентации потребителя каталог, как правило, снабжается алфавитным указателем. - Товарные альбомы в отличие от каталогов издаются для информации потребителя о товарах одной группы (например, "Мебель", "Часы", "Сыры" или одного предприятия-изготовителя обувь "Белвест", ювелирные изделия фирмы «Самоцветы»). Основная цель товарного альбома - дать более полное, чем в каталоге, представление о товаре, и его потребительских свойствах. Поэтому в альбоме имеется небольшая вводная часть, где дается краткая характеристика предприятия-изготовителя, поясняются особенности предлагаемых товаров, условия продажи и т.д. Товарные альбомы отличаются от каталогов большим форматом. Рекламно-справочные проспекты - эффективное средство товароведной информации, предназначенное для оперативного ознакомления массового потребителя с потребительскими свойствами предлагаемого товара, способами его использования, правилами ухода, условиями хранения, ценой и т.д. Проспект имеет определенную структуру. Обычно в начале подчеркивается наиболее отличительный потребительский признак товара, затем дается текст, иллюстрация с пояснениями о достоинствах предлагаемого товара, а в конце проспекта перечисляются мотивы целесообразности приобретения данного товара. В зависимости от содержания, назначения и способов распространения различают проспекты-брошюры, проспекты-инструкции, проспекты-письма, проспекты-справочники, проспекты-календари. Задание 2. Изучить ГОСТ 13799-81 Продукция плодовая, ягодная, овощная и грибная консервированная. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Обратить внимание на особенности маркировки потребительской и транспортной тары. Задание 3. Изучить ГОСТ Р 52178-2003 Маргарины. Общие технические условия. Выписать требования к маркировке транспортной и потребительской тары. Задание 4. Изучить ГОСТ 16598-80* Изделия текстильные. Условное обозначение и способ ухода. Зарисуйте предупредительные знаки и символы ухода за товарами. Задание 5. Изучить структуру и содержание проспектов, товарных альбомов, каталогов. Отметить разделы каждого источника информации Результаты оформить в произвольной форме, определить достоинства и недостатки каждой рекламно-справочной информации. Задание 6. Ознакомиться с требованиями к руководству по эксплуатации. Изучить стандарт, регламентирующий требования к руководствам по эксплуатации и на его основе составить перечень разделов, определяющих структуру Руководства по эксплуатации (РЭ) на конкретный товар. Задание 7. Оценить памятки по уходу за швейными и трикотажными изделиями. Таблица 1. Оценка памятки по уходу за швейными изделиями
Вопросы для самопроверки: 1.Какие виды товароведной информации Вы знаете? 2.Данте определение маркировочно-справочной информации 3.Чем отличаются товарные альбомы от каталогов? 4.Какие разделы содержит паспорт? Занятие 8. Изучение основ экспертизы товаров (Тема 7. Экспертиза товаров). Цель работы: изучить понятия, принципы, объекты экспертизы, средства товарной экспертизы, нормативные документы, используемые при экспертизе; методы и виды экспертизы товаров. Материалы для работы: 1.Нормативно-технические документы. 2.Руководство по эксплуатации. Задание 1. (для самостоятельной работы студента) Дать определение понятий: - экспертиза, - эксперт, - субъект экспертизы, - объект экспертизы. Задание 2. (Для самостоятельной работы студентов). Письменно ответить на следующие вопросы: Кто выполняет экспертизу, какие требования предъявляются к экспертам? Какие виды экспертиз Вы знаете? Как классифицируются экспертизы? Какие требования предъявляют к экспертным организациям? Задание 3. Изучить правила проведения экспертизы. Сформулируйте и опишите правила проведения экспертизы товаров? Опишите порядок проведения экспертизы. Задание 4. Изучить методы проверки качества и ответить на вопросы. Что такое выборка товаров? Каков порядок и правила отбора проб при проведении экспертизы? Задание 5. Изучить специфику оформления результатов экспертизы. Ответьте на вопросы: Как оформляются результаты проведения экспертизы? Какую структуру имеет акт экспертизы? Какую информацию содержит акт экспертизы? Задание 6. По предложенному преподавателем виду товара письменно в тетради описать регламент проведения экспертизы, отразить все особенности проведения экспертизы этого товара (методы и порядок отбора проб, условия проведения испытаний, обработка результатов), составить экспертное заключение.
Занятие 9. Изучение фальсификации и дефектологии продовольственных и непродовольственных товаров (Тема 8. Идентификация и фальсификация товаров) Цель работы: ознакомьтесь с классификацией видов и способов фальсификации товаров, изучить термины и определения дефектов Материалы для работы: 1.Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". 2.Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. 3.ГОСТ 24103-80* Изделия швейные. Термины и определение дефектов. 4.ГОСТ 12566-88* Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности. 5.ГОСТ 13277-79 Молоко коровье пастеризованное. Технические условия. 6.ГОСТ 6292-93 Крупа рисовая. Технические условия. 7.Образцы швейных изделий Задание 1. (для самостоятельной работы). Изучите теоретические сведения. Фальсификация - действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств. Понятие "фальсифицированные товары" иногда путают с понятиями "товары-заменители" и "дефектные товары". Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на маркировке или в товарно - сопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению. При фальсификации обычно подвернется подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная, информационная. Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки товара. При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной пли частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. - Способы ассортиментной фальсификации: •частичная замена продута водой; •добавление в продукт низко ценного заменителя, цитирующего натуральный продукт, •замена натуральною продукта имитатором. Качественная фальсификация - подделка товаров с помощью добавок, непредусмотренных рецептурой, для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств ил! замена товара высшей градации качества низшей. Способы качественной фальсификации: использование добавок, имитирующих улучшение качества; пересортица. В зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицировании продуктом, различают две разновидности качественной фальсификации безопасная для жизни и здоровья потребителя; опасная. Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара \массы, объема, длины и т.п., превышающих предельно допустимые нормы отклонений. В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цепе товаров больших размеров. Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или указываются еле дующие данные: наименование товара; страна происхождения товара фирма-изготовитель товара; количество товара. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке, рекламе. В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов. Наряду с указанной выше классификацией видов и способов фальсификации можно выявить еще две группы способов фальсификации зависимости от места ее осуществления: технологическая и предреализационная. Технологическая фальсификация - подделка товаров в процесс технологического цикла производств. Предреализационная фальсификация - подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Для определения фальсификации товаров могут применяться две группы методов: органолептические и измерительные (см. тему 4). Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Существуют следующие виды дефектов: явный, скрытый, критический, значительный, малозначительный, устранимый, неустранимый. Дефектным считается изделие, имеющее хотя бы один дефект. Уровень дефектности показывает содержание дефектных единиц партии продукции или число дефектов, приходящихся на 100 единиц продукции, и рассчитывается по формуле: Уд = число дефектов/число проверенных единиц продукции∙100%
Задание 2. (для самостоятельной работы). Ознакомиться со статьями 5, 11, 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Задание 3. Ознакомиться с методом обнаружения фальсификации молока путем разбавления водой метод определения плотности ГOCT 13277-79. Задание 4. Ознакомиться с методами обнаружения фальсификации крупы, связанной с пересортицей ГOCT 6292-93. Задание 5. (для самостоятельной работы). По "Правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" ознакомиться с методикой измерений тканей (для предупреждения количественной фальсификации). Задание 6. Изучить термины и определения дефектов швейных изделий по ГОСТ 24103-80* Изделия швейные. Термины и определения дефектов. Оформить результаты в виде таблицы. Таблица 1. Дефекты швейных изделий
Задание 7. Рассмотреть определение сортности по ГОСТ 12566-88*. Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности. Выписать допустимые и недопустимые дефекты швейных изделий и представить систему определения сортности. Задание 8. Рассмотреть предложенные образцы дефектов. Сделать выводы, результаты оформить. Таблица 2.
Задание 9. Ознакомиться с видами дефектов, степени и опасности потребителей. Выписать примеры из стандартов, предложенных преподавателем. Результаты оформить в виде таблицы. Таблица 3. Характеристика дефектов потребительских товаров
Вопросы для самопроверки: 1.Что такое фальсификация? 2.В чем отличие фальсифицированных товаров? 3.Перечислите основные виды и способы фальсификации? 4.Какие изделия считаются дефектными?
5.2 Часть II – Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |