Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция первая. введение в валеологию




Социальные, медицинские и психологические аспекты науки

Валеология (valeologia – лат здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин, предложенный проф. И.И. Брехманом в 1980 г., оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформляется в науку – науку фундаментальную и необходимую, в первую очередь, своей нужностью для людей, которые хотят посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения.

Это, в первую очередь, относится к студентам педагогических вузов, ибо будущая трудовая деятельность педагога – это проблема научить, обучить, привить навыки и умения своим ученикам, как правильно, вернее, как нужно и необходимо сохранить свое здоровье. Это – основа существования, творческая жизнь, жизнь созидательная, встреч, радостей и огорчений, жизнь – ради чего ты родился и должен жить.

Для этого «надо поменять поток сознания людей...», как говорил Порфирий Корнеевич Иванов, известный народный мыслитель, один из пионеров природного оздоровления человека. Он же в своих «Детках» завещал: «Зачем болезнь лечить, если можно ее в тело не пускать?» (12 сводов).

Процитировав так называемого Учителя, сославшись на известного американского ученого Поля Брэгга или напомнив о выдающемся вкладе ученых прошлого столетия И.П. Павлова, И. И. Мечникова и др., или наших современников – И.В. Давыдовского, Я.С. Френкеля и многих других, разработавших и оставивших многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении жизненного потенциала и долголетия, не хочется ограничить себя и читателя рамками теоретических и практических воззрений, проверенных жизнью. Важно понять это с первых шагов обучения, сознательно внушить себе, что полученная информация на лекциях и семинарских занятиях полезна, правдива и обоснована, проверена опытом жизни и может быть полезна для Вас, как будущих педагогов.

Наш предмет прост на слух. Вроде бы все известно о сохранении здоровья, тем более, ежедневно поток информации по телевидению, радио, разноликой прессе, многочисленным лоточным изданиям, которые буквально захлестнули нас в последнее время, можно найти все и обо всем – как рожать, кого и как любить, чем питаться и наслаждаться, сколько жить и чем лечиться... и т.д. и т.п.

Хочу сразу предупредить и настроить на будущее – наука валеология – это здравствовать, быть здоровым. Значит, будет даваться информация правдивая, научно обоснованная и полезная. Ваша задача – осмысленно воспринимать ее, возможно оппонировать, но твердо знать, что ее можно нести в жизнь, т.е. использовать в будущей педагогической практике. Многие термины, понятия о нашей науке трактуются с медицинских, социальных, психологических и физиологических позиций, поэтому считаю необходимым дать научно обоснованное разъяснение, расшифровку их.

Это, в первую очередь, делается с целью педагогических и этических норм, ибо только на кафедре физиологии, экологии и медицины Вам профессионально расскажут о значимости тех или иных терминов. Это важно для педагогов еще и потому, что полученная информация применяется и используется в практике названных наук.

И Вам не придется краснеть, когда «интеллектуал» в возрасте 5-7 лет и чуть старше задаст Вам слишком «острый вопрос» открытым текстом, например, о беременности, сексе, половых извращениях или о наркомании и курении, потому что на наших лекциях Вы получите обширную, повторяю, информацию о концепциях здоровья и здорового образа жизни, социально и психологически значимых факторах, категориях, специфике, особенностях, правилах, обычаях и традициях. В лекциях рассматриваются вопросы, связанные с культурой общения, профилактикой и причинами болезней цивилизации, видами и способами питания, сексуального общения, экологических и экстремальных влияний на здоровье.

Значительное место в сохранении здоровья играет режим труда и отдыха, двигательной активности. В нашей компетенции – дать Вам информацию о рождаемости, периодах полового созревания, психогигиене взаимоотношений в семье, профилактике детских, инфекционных и венерических заболеваний.

Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с долголетием и возможностями продления психической и физической работоспособности в различные возрастно-половые периоды, зависящие от образа и стиля жизни индивидуума.

Слово о здоровье

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Спросите больного человека: может ли он отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом, которые были посильны для него до болезни? Думаю, ответ будет четким и однозначным – нет, ибо в настоящее время он не здоров.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Необходимо со студенческой скамьи осознать полученную Вами на лекциях информацию и постараться сделать это постулатом всей жизни, помня, что здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Современные жизненные условия выдвигают требования к выпускнику вуза, особенно к тем, чья специфика трудовой деятельности связана с общением, воспитанием подрастающего поколения, т.е. определенным педагогическим воздействием на личность другого человека. Но главное – быть самому здоровым и везде и всегда быть пропагандистом здорового образа жизни.

Наряду с высокими профессиональными знаниями, крепким здоровьем, оптимизмом и физической работоспособностью, каждый из Вас должен, подчеркиваю, должен быть здоровым человеком и, безусловно, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.

Да, именно «вести», а не «катиться», т.е. выработать правила стиля жизни, которые подходят Вам, вашей семье и вызывают психологическое удовлетворение, положительные эмоции, радость в общении, связанные с правильной мотивацией на долголетие и двигательную активность, т.е. у Вас должна быть высокая жизненная позиция, направленная на хорошее состояние здоровья.

Нормальная полноценная жизнь человека немыслима без достаточно хорошего здоровья.

Врачи всегда считали первейшей своей обязанностью помочь больному человеку стать здоровым. Лучшим, как правило, называют того врача, который умеет находить причины, вызывающие болезнь. Следующий этап – найти способы воздействия на эти причины. Врач не может лечить больного, не познав сущность процессов, происходящих в организме заболевшего человека.

Но на сегодня, т.е. как говорят на «сейчас», стоит наиболее конкретный вопрос: как смоделировать, чтобы человек вообще не болел, а его организм противостоял различным вредным воздействиям? К сожалению, эти так называемые экзогенные и эндогенные факторы (воздействия) в огромном количестве находятся вблизи нас Их следует знать прежде всего с точки зрения профилактики здоровья. Ниже мы остановимся на наиболее отрицательно влияющих факторах на состояние здоровья человека.

Факторы, влияющие на здоровье

Организм человека наделен приспособительными и компенсаторными возможностями, данными ему эволюционным развитием. Человек, как homo sapiens – высший и наиболее сложно организованный продукт не только биологической, но и социальной эволюции. И здесь хорошо вписываются строки из поэзии Фирдоуси (X в. н.э.): «В цепи человек стал последним звеном и лучшее все воплощается в нем», т.е. процесс продолжается и в дальнейшем нет остановки его совершенствования. Цель жизненной позиции человека – быть не только самому здоровым, но и иметь здоровым будущее поколение, иметь здоровых детей, внуков и правнуков.

Науке известно, что здоровье генетически обусловлено.

В XX веке общество «трясло» от различных политических событий, связанных прежде всего с войнами, различными сменами политических и экономических режимов, перестройками и т.д.

Естественная смена поколений проходила в сложных экономических условиях. В настоящее время, как мы видим, эти сложности все еще не устранены, что, безусловно, затрудняло и затрудняет процесс реализации генетического потенциала человека, отрицательно сказывающегося на его биологических характеристиках. Это ухудшает генофонд народа.

Генофонд представляет собой качественный состав и относительную численность всех форм генов и популяций, т.е. населения.

Около десяти миллионов генов и порождаемых ими белковых форм образуют биологическую систему человека.

Ее работа зависит от полноценности генов, которые весьма чувствительны к вредным токсичным веществам, проникающим в клетки организма с воздухом, водой, продуктами питания. Данные вещества могут вызвать мутацию (видоизменения) генов, при наличии которых белок в организме или вовсе не образуется, или полностью теряет свою биофункцию.

Активность организма снижается, он заболевает, теряет способность к сопротивлению, происходят изменения органов и систем, вплоть до патологических изменений психической деятельности. В популяции, таким образом, возрастает число детей с врожденными умственными и физическими недостатками.

В развитых странах мира давно поняли отрицательное влияние экологических факторов окружающей среды, необустроенности быта, социальных и экономических бумов на здоровье человека. С этой целью постоянно проводят комплексы мероприятий по нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на генофонд населения.

В нашей стране практически мало что делается, вернее воплощается, из задуманного – отсюда такие глобальные катаклизмы, как Челябинск, Арал, Чернобыль, Коми, Саратовская экологическая катастрофа в феврале 1997 г., кислотные дожди, необъятные пространства вырубленных лесов, отравленные реки, экологически вредные продукты питания и многое другое, пагубно влияющее на здоровье. Отсюда – болезни, смертность и самая короткая в Европе продолжительность жизни, огромное число неполноценных детей. По показателю общей продолжительности жизни Россия на 133 месте в мире среди мужчин и на 100-м среди женщин.

Необходимо привести статистические данные для подтверждения вышесказанного.

Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности

Первые показатели по детям.

Страна быстро «стареет», поэтому проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.

В последние 2 года (1995/96 гг.) рождаемость в России упала, по сравнению с 1987 г., зато резко возрос уровень смертности детей старше 1 года (за 3 года более, чем на 35\%).

Структура причин смерти детей такова: ведущее место занимают несчастные случаи, отравления и травмы, на долю которых приходится 41,6\% всех случаев смерти детей в возрасте 1–4 лет, 76\% случаев смерти подростков 15–19 лет (результат «социальных сокращений» дошкольных учреждений, спортивно-технических и художественных школ и реформы школьного образования); итог – почти 2 млн. детей оказалось на улице...

В структуре смертности трудового потенциала общества доминируют не сердечно-сосудистые и злокачественные заболевания, а как говорилось выше, несчастные случаи и травмы (38\%) и младенческая смертность (19,8\%).

Но оставшиеся в живых российские дети, к сожалению, не обладают крепким здоровьем. Доля здоровых новорожденных за последние 7 лет снизилась с 48,3 до 36,5\%. Прогноз специалистов таков: через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15–20\%.

Уровень заболеваемости детей других возрастных групп тоже вызывает тревогу. За последние 5 лет частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13\%, болезней эндокринной системы – на 29,5\%, болезней крови – на 35,4\%, астмы – на 40\%, болезней органов пищеварения – на 21,6\%.

Особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 10\% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось с 28,3\% до 6,3\%, т.е. более, чем в 3 раза. Соответственно, с 40\% до 75\% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. И это – будущие матери, носительницы генофонда нации. А если процитировать постулат «здоровые родители – здоровые дети...», то это вызывает особую тревогу.

По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5\% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии.

Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах.

Сложилась «экстравагантная демографическая ситуация» – когда каждое поколение родившихся меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения характерен только для России и не отмечался ранее ни в нашей стране, ни в других странах мира даже во время войн. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной прежде всего с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

«Если ситуация в России не изменится..,– говорил академик М. Пальцев в 1998 году на Всероссийском съезде ректоров вузов,–... то лишь 54\% ребят, которым сегодня 16 лет, доживут до пенсионного возраста» (?!!).

А вот примеры, непосредственно характеризующие здоровье подрастающего поколения Москвы.

Доля детей олигофренов в Москве достигает 20\% из числа выживших. Более половины населения страны (около 80 млн.) относятся к категории ослабленных.

Каждый третий новорожденный – маргинал (хроник или дефектив.), а к 17 годам их количество достигает 45\%.

Часть молодежи, неспособная освоить дневное среднее образование, среди рожденных в шестидесятые годы составляла 43\%, а среди рожденных в семидесятые – 54\%.

Число алкозависимых (потребляющих в пересчете на водку крепкие спиртные напитки 0,2 л в неделю) составляет свыше 80 млн. человек.

Пренебрежительное отношение к здоровому населению, незнание, а вернее нежелание общества исповедовать и вести здоровый образ жизни, говорит прежде всего, что общество больно, больны экономика, социальный быт, производство, здравоохранение.

Определение здоровья

Что же собой представляет понятие «здоровье»?

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Оценка состояния здоровья

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

• здоровье отдельного человека (индивидуума);

• здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

• здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели.

I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Известный хирург, пропагандист здорового образа жизни, академик Н.А. Амосов говорит: «Народ здоров, если здорово общество».

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов.

Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена жизнью: «...человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни».

Резюмируя данную лекцию, можно сказать, что основа здорового образа жизни, стиль жизни и жизненные мотивации каждого человека в конечном счете определяют его здоровье и социальное благополучие в течение всей жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.