Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регенерация




При повреждении нервного волокна дистальный участок отростка нейрона (осевой цилиндр) разрушается и фагоцитируется. Леммоциты делятся и образуют тяж клеток (бюнгнеровская лента). Проксимальный участок аксона в терминальном конце гипертрофируется. Это сопровождается увеличением размеров тела нейрона (набухание), тигролизом (распадом базофильного вещества цитоплазмы), вакуолизацией цитоплазмы. В дальнейшем происходит формирование тонких отростков от расширенной терминали аксона. Они определяют направление роста. Отросток растет со скоростью 0-25 мм/сутки. Достигнув бюнгнеровской ленты, аксон ускоряет рост до 2-4 мм/сутки. Достигнув места иннервации, аксон формирует нервное окончание, а нервное волокно миелинизируется. Микроглиоциты, макрофаги и леммоциты выделяют биологически активные факторы, препятствующие апоптозу нейрона и стимулирующие рост отростка (фактор роста нервов, фактор роста фибробластов и т.д.)

Строение нейронов нервных узлов. Для более детального ознакомления с его структурами рекомендуем заполнить схему в соответствии с предложенными обозначениями.

 

Графическая схема Обозначения структур. Функции структурных элементов
1. Биполярные нейроны спинномозговых узлов.   1. Нейроны вегетативных узлов. 2.1. Нейроны внутриорганных парасимпатических нервных узлов. 1. Клетка Догеля 1 типа   2. Клетка Догеля 2 типа. 3. Клетка Догеля 3 типа. 2.2. Нейроны внеорганных симпатических нервных узлов. 4. Главная популяция нейронов 5. МИФ-нейроны 1. Тело. 2. Ядро с ядрышком. 6. Миелинизированные волокна.   1. Тело. 1. Ядро с ядрышком. 2. Миелинизированные преганглионарные нервные волокна 3. Немиелинизированные постганглионарные нервные волокна.   1. Тело. 2. Ядро с ядрышком. 3. Миелинизированные преганглионарные нервные волокна 4. Немиелинизированные постганглионарные нервные волокна. Чувствительные нейроны. Обеспечивают восприятие возбуждения от нервных окончаний и их передачу в ЦНС.   Эффекторные   Рецепторные Ассоциативные В основном эффекторные нейроны.   Ассоциативные или нейросекреторные нейроны.  

 

Контрольные вопросы.

8. Назовите отделы периферической нервной системы.

9. Общее строение нервных узлов.

10. Особенности спинномозговых узлов.

11. Строение и медиаторы преганглионарных и постганглионарных нервных волокон вегетативных узлов.

12. Какое ядро спинного мозга формирует преганглионарные нервные волокна в симпатической нервной системе?

13. Функция и особенности строения МИФ-нейронов.

14. Как вы считаете, воспринимает ли ЦНС сигнал, формирующийся при возбуждении клеток Догеля 2 типа (равноотростчатых нейронов)?

15. Классификация чувствительных нервных окончаний.

16. Имеются ли несвободные инкапсулированные и неинкапсулированные двигательные нервные окончания?

17. Приведите пример двигательных нервных окончаний.

 

 

5. РАЗДЕЛ: ОРГАНЫ ЧУВСТВ

 

Методические рекомендации по изучению материала из предшествующих тем:

Особенности строения и классификация эпителиальных тканей

Составные элементы и функциональное значение соединительной ткани

Гистофункциональные особенности нервных клеток и нервных волокон.

Органы чувств–периферические отделы анализаторов. Органы чувств обеспечивают восприятие раздражителей их преобразование и передачу по нервным путям в подкорковые и корковые центры, где анализируется поступившая информация, и формируются субъективные ощущения.

Анализатор состоит из рецептора (воспринимает раздражение), кондуктора (проводит раздражение) и центральной части (корковый конец), где происходит анализ поступившей информации.

В зависимости от вида рецептора органы чувств делятся на три типа:

1.Первичночувствующие. Рецептором является специализированные нейросенсорные клетки, которые преобразуют внешнюю энергию в нервный импульс (орган зрения и орган обоняния).

2.Вторичночувствующие. Рецептором является не нервная, а эпителиальная клетка. Раздражение передается дендритами чувствительных нейронов, которые воспринимают возбуждение сенсоэпителиальных клеток и возникающий нервный импульс достигает корковых или подкорковых центров.

3.Проприоцепивная кожная и висцеральная сенсорные системы. Инкапсулированные и неинкапсулированные рецепторы.

5.1. ТЕМА: ОРГАН ЗРЕНИЯ И ОБОНЯНИЯ.

Методические рекомендации по изучению материала из предшествующих тем:

1.Перечислить оболочки глазного яблока.

2.Перечислить внутреннее содержимое глазного яблока.

3.Что относится к вспомогательному аппарату?

4.Выработка и отток водянистой влаги. Ее функция.

5.Понятие об аккомодации.

6.С помощью чего фиксирован хрусталик?

7.Назвать рецепторы органа зрения. Где они находятся?

8.Чем отличаются зрительный нерв и зрительный тракт?

9.Как нарушается зрение при поражении зрительного нерва и зрительного тракта?

10. Где находится корковый конец зрительного анализатора?

Цель занятия:

Изучение микроскопического и ультрамикроскопического строения и морфо-функциональных особенностей органа зрения.

Развитие органа зрения

Из двустенного глазного бокала (парное впячивание переднего мозгового пузыря) формируется сетчатка. Сосудистая и фиброзная оболочка являются производными мезенхимы. Хрусталик является производным эктодермы. В основе хрусталиковые волокна (эпителиальные клетки без ядер). Сосуды и мезенхима принимают участие в образовании стекловидного тела. Мышцы радужки являются производными глазного бокала.

В органе зрения различают светопреломляющий аппарат, аккомодационный аппарат, рецепторный аппарат.

Светопреломляющий аппарат глаза.

Включает роговицу, хрусталик, стекловидное тело, жидкость передней и задней камеры глаза.

Роговица состоит из коллагеновых фибрилл, имеющих параллельную ориентацию. Микроскопически выделяют 5 слоев: 1.Передний многослойный плоский неороговевающий эпителий 2. Передняя пограничная мембрана (боуменова оболочка) 3.Собственное вещество роговицы 4.Задняя пограничная мембрана (десцеметова оболочка) 5.Задний эпителий. Передний эпителий многослойный плоский неороговевающий, покрыт слезной жидкостью, в нем много рецепторных окончаний. Задний эпителий–однослойный плоский.

Хрусталик. В основе хрусталиковые волокна (каждое волокно - прозрачная шестиугольная призма), являющиеся производными эпителиальных клеток без ядер. В цитоплазме хрусталиковых волокон находится прозрачный белок кристаллин. Центральные волокна укорачиваются, накладываются друг на друга, образуя ядро хрусталика. Снаружи хрусталик покрыт прозрачной капсулой (аналогичной утолщенной базальной мембране). На задней поверхности хрусталика расположены камбиальные клетки. Фиксация хрусталика осуществляется с помощью волокон ресничного пояска, которые с одной стороны крепятся к цилиарному телу, а с другой - к капсуле хрусталика.

Стекловидное тело - прозрачная желеобразная масса. Заполняет полость между хрусталиком и сетчаткой. Содержит белок витреин и гиалуроновую кислоту.

Водянистая влага заполняет переднюю и заднюю камеры глаза. По составу влага близка к плазме крови, но она отделена от крови барьером, препятствующим проникновению в нее лейкоцитов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.