Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие делинквентности




Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий. Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной. А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д., однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному». Поэтому относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа - делинквентное и неделинквентное. Существует еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию к правонарушению. Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей. Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку. В-четвертых, такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

 

Понятие и классификация делинквентного поведения

Юношей и девушек 11-12 - 15-16 лет мы называем подростками; это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству.

В этот период идет не только физическое и половое созревание, но и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением.

Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками.

Делинквентное поведение - это отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее собой уголовно наказуемые действия. [5, стр. 64]

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.

Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает логических доказательств в споре. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэтому, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек - значительно реже. Агрессия у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих социального защитника. Агрессивность в подобных ситуациях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. А.С. Макаренко предложил эффективный способ борьбы с этим злом - шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это, с одной стороны, позволяло юноше самоутвердиться и развить у себя хорошие качества будущего семьянина, а с другой - подшефному ребенку получить защитника и опекуна, у которого он мог бы перенять полезный опыт старшего.

Агрессия старших подростков и юношей по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызывающей и обидной форме), стычках в местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно и гневливо требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо и приниженно отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, так как сам подросток заранее не знал, куда его заведет этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всем винят взрослых.

Агрессия некоторых подростков и юношей нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко эти эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В этом состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное, «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.

В длительном процессе перевоспитания отдельных категорий молодых правонарушителей требуется, в частности, обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях окончательного исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонарушителей требуется выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, переубеждать и открывать для молодежи достойные и увлекательные жизненные перспективы.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов, как это было отмечено выше, в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок. Соперников туда стремятся не допускать. Для предотвращения подобных действий рекомендуется организация воспитателями и родителями совместных массовых мероприятий, объединяющих подростков из соседних дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное участие лидеры этих дворовых групп подростков.

Наконец, возможна агрессивность при регулировании отношений в группе. Она связана с установлением или сохранением определенного «порядка» в конкретном молодежном объединении и направлена против «предателей» и «смутьянов» в назидание колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде определенной неформальной группы.

Делинквентное поведение относится к наиболее выраженным проявлением девиации. Девиантное поведение - отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития.

К проявлениям отклоняющегося поведения относят устойчивые отклонения корыстной, агрессивной ориентации и социально-пассивного типа.

Социальные отклонения корыстной направленности - это правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция и т. п.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде проступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации выражаются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилования, убийства).

Отклонения социально-пассивного типа проявляются в стремлении уйти от активной общественной жизни, уклониться от своих гражданских обязанностей и долга, в нежелании решать личные и социальные проблемы. К такого рода отклонениям можно отнести отклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. [9, с. 288]

Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять так называемый докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения находят выражение в мелких проступках, нарушениях норм морали и правил поведения в общественных местах.

Г.М. Миньковский выделяет четыре группы несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности:

1. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10-15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают их организаторами.

2. Несовершеннолетние с отрицательной направленностью (30-40%). Эту группу отличают привычка к бесцельному времяпровождению, склонность к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению».

3. Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25-30%). Такие подростки совершают преступления, прежде всего ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.

4. Несовершеннолетние с положительной направленностью (25-30%). Преступления этими подростками совершаются случайно, в результате так называемой детской мотивации - легкомысленности или неправильной оценки действительных последствий.

Также по степени выраженности и характеру личностных деформаций несовершеннолетних можно выделить три основных группы делинквентных личностей:

1. Профессиональные преступники (регулярно совершающие преступления, живущие на доходы от них);

2. Ситуативные (действующие в зависимости от обстановки);

3. Случайные (преступившие закон только однажды).

 

 

Классификация делинквентного поведения.

Для раскрытия сущности делинквентности как формы выделяют следующие её виды:

правовая – нарушение правовых норм и границ поведения, а также контроль и санкции силой и властью государства;

моральная – нарушение моральных норм, действует через внутренние психологические механизмы человека (совесть, справедливость, честь);

эстетическая – нарушение эстетических норм, представление человека о прекрасном и безобразном в быту, природе, искусстве и т.д. (у человека может появиться внутренняя неудовлетворенность);

Изменение поведенческих проблем согласно результатам факторного анализа Изменение поведенческих проблем на основе метаанализа предыдущих факторных анализов
Агрессивные Оппозиционное (overt- не деструктивные)
Требуют внимания Злобно-негодующие
Непослушные дома Задирают других
Не чувствуют вину Спорят со взрослыми
Ревнивы Игнорируют советы взрослых
Импульсивны Раздражительны
Крикливы Легко возникают реакции раздражительности
Выставляются напоказ Упрямы
Затевают драки  
Внезапные перемены настроения Агрессивные (overt-деструктивные)
Говорливы  
Слезливы Нападают на других
Хвастаются Обвиняют других в своих ошибках
Манипулируют другими Воруют
Истеричны Жестоки по отношению к другим
Дуются (обидчивы) Физические драки
Раздражительны Злобно-мстительные
Делинквентные Имущественные правонарушения (covert-деструктивные)
Употребляют алкоголь/наркотики Жестоки к животным
Плохие компании Врут
Лгут Совершают поджоги
Непослушны в школе Воруют
Убегают из дома Вандализм
Совершают поджоги  
Воруют Нарушения статуса (covert-недеструктивные)
Затевают драки  
Прогуливают Нарушают правила
Вандализм Убегают из дома
Портят чужие вещи Сквернословят
  Прогуливают

религиозная (самая древняя) – нарушение заповедей, действует через чувство морального долга и одновременно угроза со стороны Бога;

социальная – нарушение узаконенного установления, прядка, строя;

политическая – нарушение отношений между партиями, государствами, субъектов политической жизни [49].

Курт Бартол определяет делинквентность несовершеннолетних как

широкий спектр действий, осуществляемых в нарушении закона или общественных норм. Причем делинквентность рассматривает в разных областях наук: социологии, медицинской психологии и юриспруденции. «На первый взгляд кажется, что достаточно простого юридического определения: Делинквентность несовершеннолетнего – это поведение, нарушающее уголовный кодекс, совершаемое лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста. …Социальные и психологические определения делинквентности могут в существенной степени совпадать, при этом оба могут пересекаться с юридическими определениями. Социальная делинквентность включает различные действия несовершеннолетних, которые считаются недопустимыми: агрессивное поведение, прогулы, мелкое воровство, вандализм или употребление наркотиков. Такие действия могут привлекать полицию, а могут и не привлекать. …Психологические определения делинквентности включают нарушения поведения и антиобщественное поведение. Нарушение поведения - это диагностический термин, который употребляется для обозначения целого класса поведенческих паттернов, характеризующихся вошедшими в привычку дурными проступками, - воровство, поджог уход из дома, школьные прогулы, вандализм, драки, жестокое обращение с животными и с людьми и привычная ложь. …Обычно незаконные действия, совершаемые делинквентами, подразделяются на пять главных категорий.

Противоправные действия против людей.

Противоправные действия против собственности.

Преступления (а также проступки и прегрешения*), связанные с наркотиками.

Статусные правонарушения.

[*курсив наш].

Статусные правонарушения…являются действиями, которые могут совершать только подростки…в диапазоне от нарушения дисциплины, например нарушения запрета на пребывание на улице в ночное время, побегов из дома и прогулов уроков в школе до правонарушений, которые интерпретируются очень субъективно, - непослушание и неуправляемости»(42, с.35- 38)

Корнилова Е. и др. отмечают, делинквентное поведение выделяется по своей асоциальной направленности, стойкости и стереотипности действий, которые могут быть квалифицированы как «допреступные», но пока не влекущие за собой уголовной ответственности подростка. Подростки, совершившие проступки, не обязательно характеризуются стойким делинквентным поведением (вторичной делинквенцией). Следовательно, к группе риска делинквентного поведенияобычно относят те случаи, когда наряду с совершением правонарушений установлен диагноз «расстройства поведения». Они же выделяют два подтипа поведенческих расстройств. Это оппозиционное неповинующееся поведение (оппозиционно-протестное, или ОПП) и собственно расстройства поведения (РП).

В американских исследованиях в работах Т. Ахенбаха были выделены два измерения поведенческих проблем, первое соответствует ОПП DSM–IV, но включает также мягкое агрессивное поведение (запугивание, задирание, драчливость) - недеструктивное, второе соответствует агрессивному поведению – деструктивное.

 

Рассмотрим приведенную таблицу:

Метаанализ, проведенный Фриком с соавторами, позволил определить поведенческие проблемы как биполярные (covert-overt). Поведение, маркируемое как overtpole, включает преимущественно конфронтационные поступки (оппозиционное девиантное поведение и мягкая умеренная агрессия). В противовес этому область covertpoleвключает поступки, не конфронтационные по своей природе (вранье, воровство). Однако в отличие от результатов Ахенбаха второе измерение учитывает объяснение ковариации поведенческих проблем. Overt-поступки подразделяются, в свою очередь, на деструктивные (агрессия) и недеструктивные(оппозиционное поведение). Соответственно covert-поступки также подразделяются на деструктивные (имущественные нарушения) и недеструктивные(нарушение статуса, оскорбления). Выделение этих четырех категорий соответствует многим системам определения типов делинквентного поведения. В подростковом возрасте выделяется группа детей, которые начинают демонстрировать асоциальное поведение после появления проблем в обучении (школьная дезадаптация или функция истории школьных неудач) [51].

 

Сопутствующие переменные при деликтах (проступках, прегрешениях).

.Сопутствующие переменные не обязательно играют казуальную роль в развитии делинквенции.

Дети с делинквентным поведением обычно растут в семьях, где родители не вовлечены в деятельность детей, используют жесткие и негативные дисциплинарные воздействия (неэффективные родительские практики). Кроме того, неэффективные родительские практики, как делинквентное поведение могут быть обусловлены каким-то третьим фактором. Им выступают нарушения определенных процессов (например, отсутствие эмпатии), которые существуют между родителями и ребенком, что приводит родителей к неэффективным родительским стратегиям, а ребенка к делинквенции. И наконец, эффект родительских тактик может быть недирективным. Невключенность в дела ребенка (безнадзорность как крайнее проявление) и жестокость воспитания способны приводить к нарушению эмоциональных связей в системе «ребенок – родитель» и побуждает ребенка к асоциальным действиям.

Социальное познание.

Интерпретация делинквентным подростком той информации, которую он получает в социальном общении, характеризуется враждебностью часто именно в ответ на двойственные ситуации, когда требуется раскодирование социальных намеков. Такие ситуации не понимаются ими, или воспринимаются как провокация. Кроме того, делинквентные подростки склонны к искажениям в восприятии как своего, так и чужого поведения. Итак, у них страдает как продумывание возможных ответов при необходимости интерпретировать ситуации, так и принятие решений. Угрожающая семейная обстановка («семейная экология») способствует не только возникновению форм делинквентности, но и переносу складывающихся поведенческих клише в другие ситуации межличностного общения. При нарушении «семейной экологии» следует назвать три фактора:

Родительская депрессия;

Алкоголизация родителей;

Асоциальное поведение родителей (криминализация).

Первые два рассматриваются как (неспецифические) факторы риска, для приспособляемости ребенка. Специфическими называют фактор криминализации в поведении родителей. В узком смысле это обозначение для фактов пребывания в тюрьме и стойкого асоциального поведения (с совершением общественно опасных действий). Асоциальные поступки детей при этом можно понимать и как действия по образцу, и как следствие нарушений социализации, и как следствие нарушений эмоционального общения с родителями. Рассматривается также и фактор наследственности. В отечественных исследованиях в качестве фактора нарушений семейной экологии остро стоит проблема связи алкоголизации подростков с алкогольными обычаями микросреды, в которой они вращаются. Выявлены типы акцентуаций характера, наиболее часто встречающихся среди подростков, злоупотребляющих алкоголем (типы: неустойчивый, гипертимный, лабильный, эпилептоидный, истероидный).

Нарушения стабильности супружеских отношений – другая сфера жизни семьи, которая влияет на возникновения делинквентного поведения. Как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях обнаружено, что сниженный уровень вовлеченности родителей в деятельность детей (школьную, знакомство с друзьями) и качество надзора, который осуществляют, прямо коррелируют с делинквентностью подростков.

Группы сверстников.

Делинквентные дети обычно отвергаются ровесниками и остаются в последующем изолированными от «нормальных» групп сверстников. В результате наступает депривация, недополучения социального опыта (в частности не осваиваются неагрессивные формы взаимодействия). Другое следствие такого отвержения – подготовка почвы для включения детей с делинквенцией в асоциальные группы сверстников. Как результат такие подростки еще более изолируются от своих просоциальных ровесников. Подростки с делинквентностью оказываются как бы «загнанными в ловушку делинквентной субкультурой», которая в дальнейшем уменьшает их возможности в образовательном, социальном и экономическом росте.

Депрессивные расстройства.

По данным, проводимым П. Фриком, у подростков с делинквентным поведением установления симптомов депрессии варьируется от 15до 31% связанные со школьной неуспеваемостью – отсюда отказ от посещении школы, грубость, драчливость, мелкие правонарушения. К симптоматике депрессивных расстройств следует отнести также разнообразные и нередко постоянные жалобы на соматическое неблагополучие, не подкрепляемые, однако, действительной патологией со стороны внутренних органов. Более сильной выраженности этих состояний могут сопутствовать наркомания и криминальное поведение. Использование запрещенных средств может при этом рассматриваться как одна из форм общей тенденции подростка пренебрегать социальными нормами поведения. Тогда это выступает аналогом других расстройств – вранья, драки, злоупотребление курением или наркотическими веществами в качестве симптомов для диагноза делинквентного поведения. В частности подход Т. Ахенбаха, предполагает включение этих симптомов (курение, алкоголизация, использование запрещенных веществ) в качестве индикаторов делинквентного поведения.

Тревожность.

Тревожность прямо не связана с делинквентным поведением, а лишь сопутствует его возникновению – это реакция на конфликты со сверстниками, родителями, учителями и с милицией. Повышенная тревожность усиливается с нарастанием поведенческих проблем. Но дети с бездушно-эмоциональными чертами менее подвержены стрессу в связи со своим поведением и менее мотивированны на изменение своего поведения.

Необходимо отметить такую форму личностных расстройств при делинквентном поведении, которая квалифицируется как избегающее расстройство (avoidant). Оно проявляется в виде робости и замешательства в присутствии других, непрерывного избегания контактов с незнакомыми людьми, будь то ровесники и более взрослые. Но к членам семьи и хорошо знакомым лицам такие дети испытывают привязанность.

В.Г.Степанов относит к делинквентному поведению школьников:

1.побеги из дома и как следствие появление подростков-бомжей;

2.вхождение школьников в криминальные группы и как следствие употребление спиртных напитков, наркотиков;

3. аутоагрессия, т.е. покушение на целостность своего организма (ссора, обида, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей, депривация (от англ. deprivation– лишение, утрата) – недостаточность в удовлетворении базовых потребностей (в пище, общении, сенсорно-эмоциональных воздействиях и др.) [6]

4. татуировки в возрасте от 11до 13 лет (ложный романтизм, показ самостоятельности).

5. «отчуждение» (присвоение или воровство) детьми и подростками чужих вещей в драке («трофеи победителя») или хулиганском нападении (красть у своих – нельзя, у чужих можно) при последующем раздаривании этих «трофеев» товарищам и знакомым[45].

Е.В.Змановская выделяет делинквентное поведение по ряду оснований:

в зависимости от типа нарушений нормы (право, мораль, этикет и т.д.);

по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, ретретиские, т.е. с отрицанием цели и средств, вандализм, вымогательство, драки, потребление наркотиков, гомосексуализм, проституция, авантюризм, спекуляция, воровство, мошенничество, граффити /настенные надписи/);

по субъекту: индивиды, группы, социальные организации.

В рамках указанных групп надо различать также делинквенции, совершаемые детьми и подростками, людьми в зрелом и пожилом возрасте. Среди них наиболее опасными, наносящими вред человеку, группам, обществу являются: насилие, распространение и продажа и потребление наркотиков, проституция, организация и содержание притонов, правонарушения. Видами делинквентного поведения являются также социальный паразитизм, бюрократизм, отклонения в сфере морали (эксгибиционизм и др.) садизм, садомазохизм и др.[23].

1.3. Социология и психология делинквенции (проступков, прегрешений).

Согласно М.Е.Еникееву, проступки (прегрешения) по психологическому механизму их совершения делятся на два класса – совершаемые в форме простого и в форме сложного волевого действия. При анализе проступочного (греховного) деяния, совершенного в форме простого волевого действия, на первый план выступают операциональные установки делинквента, его поведенческие стереотипы. При анализе проступочного деяния, совершенного в форме сложного волевого действия (т.е. с осознанным преступным умыслом), учитывается комплекс объективно-субъективных взаимосвязей между отдельными компонентами деяния, особенности допроступочного, проступного и послепроступного поведения субъекта. Проступочное (греховное) деяние может быть совершено на основе сложной системы побуждений (например, на почве мести, озлобления, ревности, вражды). Люди с пониженной саморегуляцией отличаются преобладанием ситуативной мотивацией, стремятся к максимальному использованию ситуативных возможностей для удовлетворения своих актуализированных потребностей. Сама «доступность обстановки» нередко провоцирует у них актуализацию соответствующей мотивации. Если рассматривать схематично человеческое поведение как «мотив RцельRспособ Rрезультат»,то мотивация поведения – системообразующий и смыслоконтролирующий фактор, причем не только мотив, но привычный способ поведения является запуском стереотипизированной поведенческой активности в определенных «пусковых» ситуациях. Социальный «фильтр» – моральный выбор стоит на пути всех спонтанных побуждений. Социально дезадаптивное поведение отличается ослаблением этого «фильтра». Положительная оценка субъектом подготавливаемого им проступка (прегрешения) – одна из предпосылок совершения проступка (прегрешения). Успешность подготовки проступка (прегрешения) укрепляет у делинквента установку на совершения проступка (прегрешения). У него ослабляется чувство страха, укрепляется уверенность в успехе. Обнаруживая условия, содействующие проступку (прегрешению), способствующие проступку, делинквент еще больше приближается к принятию решения о совершении проступка (прегрешения). Внешними условиями проступочного деяния являются не только материальные обстоятельства, но и поведение других людей: как поведение паттернов, так и виктимное поведение «жертв». Надо отметить, что в самых тяжелых, критических ситуациях высоконравственные люди находят достойные выходы. И если есть свобода выбора, то сама личность ответственна за тот вариант поведения, который она избирает. К обстоятельствам содействующим принятию решения о совершении проступка (прегрешения) относятся: провоцирующее поведение потерпевших; давление со стороны преступной группы; расчет на поддержку соучастников; ослабление сознательного контроля в конфликтных эмоциональных состояниях; преуменьшение грозящей опасности разоблачения; наличие субъективно трактуемой возможности сокрытия проступка (прегрешения); алкогольное и наркотическое опьянение [6].

 

Под делинквентным поведением (от лат. delinquens - совершающий проступок) понимают не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как правонарушения, за которые наступает административная ответственность. Сюда можно было бы отнести: мелкое хулиганство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обсчет продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы в неположенном месте и др. К числу делинквентных поступков школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие поступки: невозвращение ночью домой, употребление алкоголя, незаконное хранение оружия, прогулы школьных занятий и т.д.

Нарушения молодежью социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Случается, что принятие в стране определенных законодательных актов приводит к тому, что девиантное поведение начинает квалифицироваться как делинквентное.

Так, в 2004 году во Франции был принят закон, запрещающий ношение студентами национально-религиозной одежды и атрибутики в светских учебных заведениях. За это студентов могут не допустить к занятиям и даже привлечь к административной ответственности. Пример трансформации делинквентного поведения в девиантное – легализация проституции в Париже и Амстердаме.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется еще и законом, - делинквентным. Возможность применения наказания проводит границу между делинквентным и преступным поведением.

Профессиональная преступность. Когда мы вступаем в сферу криминального поведения, то речь, как правило, идет о профессиональной преступности. Под профессиональной преступностью понимается совершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения основного или дополнительного дохода. Профессиональная преступность представляет собой относительно замкнутую общественно опасную систему, обладающую рядом признаков и характеристик, способную к самовоспроизводству криминальной деятельности.

Данные социологических исследований позволяют охарактеризовать профессиональную преступность следующим образом:

- Совершение преступлений является одним из основных или основным способом добычи средств к существованию.

- Совершение преступлений включает предварительную подготовку, обучение, овладение профессиональными навыками и секретами.

- Профессиональный преступник выбирает преступную карьеру в качестве жизненной цели.

- В рамках профессиональной преступности существует четкая иерархическая внутриклановая градация.

- Профессиональной преступности свойственны свои традиции, обычаи, жаргон и другие элементы преступной контркультуры.

- Профессиональные преступники способны готовить криминальную смену, передавать навыки и приемы совершения противоправных деяний начинающим преступникам.

Характерной чертой роста криминального профессионализма является появление активно действующих организованных преступных сообществ. Организованная преступность обладает следующими признаками:

- Наличие двух или более человек, которые объединились для совершения преступлений материально-корыстной направленности.

- Внутри группы имеется иерархия и действуют определенные нормы поведения, чаще всего жесткие. Отдельные элементы структуры выполняют охранительные функции, функции разведки и контрразведки с тем, чтобы эта структура могла выжить.

- Имеется своя материально-техническая база, куда входят денежные средства, автотранспорт, средства связи, вооружение.

- Существуют каналы для «отмывания» денег.

- Наличие признаков коррупции, связей с представителями органов власти и управления, которые либо действуют, либо бездействуют в интересах данной группировки.

- Раздел сфер влияния между отдельными группировками либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.

На высшей стадии своего развития организованная преступность ставит перед собой политические цели: проникновение в органы государственной власти и управления. Это еще более опасно для стабильного существования социума.

Разновидностью организованной преступности считается рэкет (от англ. racket - шумиха). Рэкет – это организованная деятельность, направленная на понуждения лица к выполнению действий имущественного характера в интересах криминальных объединений. Рэкет имеет следующие характерные черты:

- Рэкетиры действует не от своего имени, а от имени какой-то преступной организации.

- Рэкету присущ фактор организованности, парализующий волю человека – жертвы посягательства. Именно этот фактор заставляет жертву уступить притязаниям рэкетиров.

- Как социальный феномен он возникает тогда, когда складываются отношения между «данниками» и теми, кто взимает эту дань.

- В отличие от простых вымогателей рэкетиры имитируют продажу некой услуги, в качестве которой обычно представляется покровительство, защита, и своего рода налог на то, чтобы заниматься определенной деятельностью.

Рэкет как масштабное явление возникает, когда государство не обеспечивает функций социального контроля за различными видами отклоняющегося поведения.

Должностные, хозяйственные и финансовые преступления наносят существенный ущерб экономике страны. Они включают в себя: систематические уклонения от уплаты налогов, крупномасштабные банковские аферы, создание «финансовых пирамид», хищения, взяточничество и т.д.

Политическая преступность – это злоупотребления властей или политических соперников влияющие на расстановку политических сил в стране или политические настроения в обществе. Против политических противников организуются террористические акты, заказные убийства, иные насильственные посягательства. Самым страшным для общества проявлением политической преступности выступает сращивание государственного аппарата с организованной преступностью.

Процесс профессионализации и интеллектуализации преступности в России объясняется тем обстоятельством, что ряды преступного мира стали пополняться за счет квалифицированных специалистов из госсектора, оказавшиеся вследствие падения уровня жизни и растущей безработицы на «социальном дне». В криминальной среде появились хозяйственные руководители, офицеры, специалисты по технологиям, анализу информации, владеющие оружием и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 5490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.