Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая динамика (этапы и сплоченность)




Групповая динамика (цели, нормы, структура)

1. Термин «групповая динамика» был впервые использован в 1939 г. представителем гештальт-психологии К. Левиным в США, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К. Левина, групповая динамика - это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

В современной литературе существует несколько значений термина «групповая динамика»:

• это направление исследования малых групп;

• метод их изучения, т. е. особый вид лабораторного эксперимента, используемого при проведении исследований социальных установок и межличностных отношений в группе;

• совокупность динамических процессов, которые одновременно проходят в группе в определенную единицу времени.

К характеристикам групповой динамики относятся:

• цели группы;• групповые нормы;• структура группы и проблема лидерства;• групповая сплоченность;• групповое напряжение;• фазы развития группы.

2. Цели группы определяются тем, в какую общую систему практической работы с людьми включена группа (например, цель производственной группы - достижение выпуска продукции; цель групп социально-психологического тренинга - совершенствование коммуникативных навыков личности). Планируемый результат группы также зависит от того, на какую методологию опирается ведущий группу специалист.

 

Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями руководителя. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными скрываемыми или неосознаваемыми целями. Попытки манипулировать группой или использовать ее в собственных целях, скорее всего, будут мало способствовать эффективной работе группы, а возможно, и принесут ей вред.

 

3. Групповые нормы - это совокупность правил и требований, которые вырабатываются каждой группой; это определенные стандарты, которые соблюдаются членами группы.

 

Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, что правильно и неправильно. Нормы направлены на то, чтобы подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. При этом в организации нормы могут иметь положительный и отрицательный характер.

 

В ходе развития группы нормы могут изменяться, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций. Однако без их согласования не может быть организованной активности.

 

Нормы можно разделить на две категории:

 

• заданные руководителем группы;

 

• выработанные группой.

 

Для того чтобы выполнялись нормы, предложенные руководителем, ему зачастую требуется прилагать для их соблюдения особые усилия. В противоположность этому нормы, выработанные самой группой, защищаются членами группы.

 

4. Структура группы одновременно является формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленнее формальной, так как взаимоотношения складываются после образования группы.

 

Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерство в группе тесно связано с проблемами руководства, зависимости, подчинения и соперничества. Отношение к формальному и неформальному лидерам в группе не является стабильным. Соперничество, борьба за власть занимают существенное место в групповом процессе.

 

5. Сплоченность - мера взаимного тяготения членов группы друг к другу и к группе; выражается в стремлении остаться в группе, в стремлении к сотрудничеству при решении общих задач и к хранению группы.

 

Чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоциональных межличностных связях, тем она сплоченнее. Чем сплоченней группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов. В сплоченной группе создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки. Сплоченность порождает эмоциональную привязанность членов группы и лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность. Взаимная зависимость членов группы, объединенных стремлением к общей цели, обуславливает их готовность разделять трудности и сглаживать личностные расхождения. Сплоченности содействуют:

 

• удовлетворение личных потребностей членов группы в группе или при помощи группы;

 

• согласованность целей всей группы с индивидуальными потребностями и целями;

 

• взаимная зависимость при работе над конкретными задачами;

 

• выгоды, следующие из членства в группе;

 

• разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;

 

• мотивированность членов группы; дружеская, располагающая атмосфера;

 

• соперничество с другой группой или группами. Высокосплоченной считается группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу. Такие группы хорошо работают и могут повысить эффективность всей организации. Однако в случае расхождения целей группы и целей организации высокая степень сплоченности может отрицательно сказаться на производительности труда всей организации.

 

Отрицательной стороной чрезмерной сплоченности группы может быть и нежелание ее членов мыслить критически и принимать серьезные решения вследствие развития процесса группового единомыслия. Эта тенденция возникает из-за склонности членов группы быстро сходиться во мнениях и из-за готовности соглашаться друг с другом, не считаясь с возможностью ошибки. Несмотря на это, сплоченность обычно бывает желательной в группе.

 

6. В результате взаимодействия членов группы, различающихся по взглядам, позициям, моделям поведения, по своим планам и потребностям, в группе периодически возникает напряжение, которое может выражаться в агрессивности, злости, раздражении, неприятии, страхе, отчуждении. В некоторых случаях напряжение приводит к открытым конфликтам.

 

Напряжение в группе также играет и позитивную роль как фактор, побуждающий членов группы к активности, изменениям.

 

Для эффективной групповой деятельности необходимо динамическое равновесие между сплоченностью и напряжением. Под влиянием сплоченности члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность, а напряжение выступает как побуждающий фактор: оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то переменить в себе.

 

7. Принято выделять четыре основные стадии развития группы:

 

• взаимное признание;

 

• общение и принятие решения;

 

• мотивация и продуктивность;

 

• контроль и организация.

 

Взаимное признание. На начальной стадии развития группы ее члены обычно неохотно общаются друг с другом. Как правило, они не хотят выражать свое мнение, отношение и взгляды.

 

Общение и принятие решения. После того как в группе достигнуто состояние взаимного понимания, ее члены начинают открыто общаться друг с другом. Это приводит к увеличению доверия и большему взаимодействию в группе. Обсуждения начинают более полно фокусироваться на решении проблемных задач.

 

Мотивация и продуктивность. На этой стадии группа работает как кооперативное, а не как конкурирующее подразделение. По мере накопления опыта совместной работы увеличивается эффективность групповых решений и действий. Контроль и организация. На этой стадии важное значение приобретает членство в группе, в которой все действуют в соответствии с существующими в группе правилами. Цели группы преобладают над целями индивида, соблюдаются существующие положения и осуществляются санкции. Окончательной санкцией является исключение из группы за невыполнение установленных в ней задач и правил. Другие виды санкций - временная изоляция от группы или осуждение другими членами группы.

 

 

Курт Левин ввел в психологию и психотерапию понятие групповая динамика (1936), подразумевая под этим процесс взаимодействия социальных и

психологических детерминант (причин), воздействующих на поведение индивидов в группе. И хотя он практически не занимался терапевтической практикой,

этот термин - групповая динамика - постоянно употребляется в смысле групповой процесс в групповой психотерапии такими ее выдающимися

представителями, как Карл Роджерс, Шутц, Кельман, Кратохвил и другими.

С этим нельзя не согласиться, так как сама идея и цель групповой психотерапии не просто в налаживании определенного группового взаимодействия, а

именно в движении (динамике), развитии группы и каждого индивида в терапевтическом, позитивно развивающем направлении. Групповая динамика, являясь

неразрывным процессом развития группы и индивидов, может быть условно разделена на определенные этапы. Кельман выделяет три таких основных этапа:

податливость, идентификацию, присвоение.

На первом этапе (этап податливости) члены группы начинают поддаваться влиянию друг друга, терапевта и всей группы. Точнее, они сдвигаются с мертвой

точки бессознательной самозащиты своего внутреннего мира, включая сложившееся в нем отношение к своему неврозу или другой психологической

проблеме, которая привела их в группу. Однако это еще не приятие других мнений и влияний, а только снятие защиты к их неприятию. Это, главным образом,

лишь принятие изложенных терапевтом норм и правил работы группы и начало участия в этой работе. Устанавливается добровольная, но еще в значительной

степени формальная общность группы. (Здесь и далее следует помнить об индивидуальных различиях членов группы и соответственно о разной скорости и

эффективности прохождения ими этих процессов.)

На втором этапе (этап идентификации) происходит внешнее принятие группы и ее участников - готовность не формально, а с пониманием выслушивать их

мнения, подключаться к дискуссиям. Можно сказать, что на этом этапе устанавливается неформальная общность группы, ощущение определенного «мы»,

даже при разногласиях по отдельным вопросам и некотором неприятии отдельными участниками друг друга.

На третьем этапе (этап присвоения) происходит принятие отдельными участниками уже сложившихся групповых ценностей и мнений как своих собственных,

готовность оперировать ими от своего имени вне группы, в своей личной жизни.

Другие представители групповой психотерапии (Шутц, Такман, Кратохвил и другие) по-своему описывают эти же этапы, но суть остается одна:

последовательная групповая динамика от формального объединения до обретения значительной психотерапевтической силы взаимоподдержки,

взаимовлияния, взаимокоррекции при одновременном самораскрытии и позитивном развитии группы в целом и каждого ее участника.

Ялом выделяет такие лечебные факторы психотерапевтической группы, как сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление

информации, множественный перенос, межличностное обучение, развитие межличностных умений, имитирующее поведение. Эта классификация мало

отличается от большинства других, терапевтическая ценность упомянутых факторов очевидна. Однако целесообразно сделать некоторые комментарии.

Сплоченность

К общеизвестному мнению о важности сплоченности группы следует добавить, что, как показала практика, большинство участников в значительной мере

страдают от физического или психологического одиночества, что обычно коррелирует с высокой тревожностью, чувством незащищенности и ненужности. В

удачно сложившихся группах все участники удовлетворяют естественную человеческую потребность в аффилиации (чувстве принадлежности к какому-либо

сообществу), у них снижается чувство тревожности, повышается ощущение психологической защищенности.

Надо сказать, что чувство сплоченности, сопринадлежности к группе людей, понимающих тебя, принимающих таким, какой ты есть, и к тому же переживающих

аналогичные проблемы, нередко оказывается настолько важным для членов группы (особенно тех, кому не хватает такого общения в повседневной жизни),

что у них меняется иерархия мотивов занятия групповой психотерапией: само общение в данных группах становится для них большей потребностью, чем

решение тех проблем, с которыми они сюда пришли. (Хотя, разумеется, одно не только не исключает другого, а лишь взаимно способствует).

Внушение надежды

Здесь хотелось бы предупредить, что воздействие отдельных членов группы на других может быть как положительным (повышающим уверенность в успехе),

так и отрицательным (снижающим эту уверенность скептицизмом).

Еще Э. Куэ доказал, что помогают те лекарства, в которые пациенты верят, и не помогают те, в которые не верят. Естественно, что к психотерапии это

относится еще больше. Это очень важно учитывать психотерапевту при подборе группы и при работе с ней.

Обобщение

Эффект обобщения близок к эффекту сплоченности. Так как группы комплектуются по определенной общности проблем, то у их участников снижается чувство

тревожности и одиночества в борьбе со своими неприятностями: они видят, что и у других людей схожие ситуации, и обретают надежду, что вместе и под

руководством квалифицированного психотерапевта смогут их преодолеть.

У участников терапевтических групп, сформированных из людей, страдающих общими проблемами, снимается чувство ущербности, которое они могут

испытывать в обычном обществе и которое усугубляет их комплексы и мешает самораскрытию.

Здесь многое зависит от психотерапевта, который должен постоянно поддерживать у участников группы чувство собственного достоинства, уважительного

отношения к группе и к тому, чем она занимается. Иначе у них может возникнуть чувство принадлежности к группе ущербных в чем-то людей, что лишь усугубит

личные комплексы.

Также внимательно нужно следить за возможностью негативного обобщения, когда кто-либо из участников группы, исходя из собственного неудачного опыта

или повышенной мнительности, начнет заражать своим пессимизмом (иногда даже лишь выражением лица) других. Таким людям надо уделять особое

внимание, нейтрализуя их отрицательное влияние на группу, вселяя в них веру в успех. В некоторых случаях их вообще не надо принимать в группу, а

предложить индивидуальную психотерапию.

Альтруизм

Еще Альфред Адлер подчеркивал, что самое лучшее и быстрое средство излечения от неврозов - это переключение внимания на бескорыстную помощь

другим. И хотя при правильной организации групповой психотерапии этот процесс спонтанно усиливает эффект работы группы и индивидуальное позитивное

развитие, не мешает периодически напоминать о важном терапевтическом воздействии альтруизма: лучшая помощь себе - через помощь другим.

Предоставление информации

Этот пункт реализуется вместе со всеми предыдущими, в свою очередь усиливая их. Участники группы, обмениваясь информацией по общим проблемам,

решают и такие терапевтические факторы, как: обобщение, внушение надежды, сплоченность и альтруизм. К тому же нередко члены группы получают друг от

друга действительно ценную практическую информацию из практического опыта решения общих проблем, знакомства с соответствующей литературой и т.п.

Однако и здесь важно следить, чтобы не пошло распространение неквалифицированных, научно необоснованных советов, а также информации, подрывающей

веру в успешность всего процесса групповой работы. К сожалению, именно в сфере психотерапии нередко встречаются такие «советчики», а учитывая

повышенную тревожность и внушаемость большинства членов психотерапевтических групп, такое информационное воздействие может быть далеко не

безвредно (см. негативное обобщение).

Множественный перенос

Это определенное развитие идеи З.Фрейда о переносе, то есть о том, что клиент неосознанно переносит на психотерапевта различные особенности своих

отношений к другим людям, значимым для него в прошлом и настоящем.

Ялома и ряд других специалистов предлагают применять определенные механизмы такого анализа личности клиента, изучая его отношения не только к

психотерапевту, но и к другим членам группы (с учетом их особенностей, которые могут оказаться более значимыми для одного и менее для другого и тем

самым дадут определенную информацию о них самих и их проблемах).

Естественно, что анализ переноса наиболее эффективно применяется психотерапевтами с психоаналитической подготовкой.

Межличностное обучение

В группе, в лабораторных или модельных условиях, отрабатываются те навыки общения, которые члены группы хотели бы более успешно применять в

реальной жизни. Здесь они легче преодолевают робость при обращении к другим и предложении собственной помощи, видят, как реагируют на это

окружающие, и либо обретают уверенность, что все делают правильно, либо самостоятельно или с помощью психотерапевта и группы вносят определенные

коррективы, добиваясь в конечном итоге нужного результата (своего поведения с желательной реакцией на него со стороны других).

Однако именно здесь необходимо сказать об одной существенной проблеме, на которую указывают практика и специалисты групповой психотерапии: даже

при идеальной отработке нужных навыков общения в терапевтической группе перенос этих же навыков в реальную жизнь далеко не всем дается легко и

быстро. Помочь этому может параллельное занятиям в группе выполнение домашних заданий, то есть закрепление тех же навыков дома, на работе, в любых

удобных для этого условиях.

На следующем занятии желательно разбирать и совместно анализировать успехи и неудачи выполнения домашних заданий.

Развитие межличностных умений

Собственно, это и является задачей большинства психокоррекционных групп - развитие межличностных умений, которых не хватает участникам группы для

самореализации и оптимизации своего бытового или делового общения.

Уже само присутствие и работа в таких группах развивает умения, однако и здесь психотерапевту нужно внимательно следить, чтобы закреплялись именно те

навыки, которые нужны, так как неправильное общение (а точнее, неправильно занятая в группе позиция) будет лишь закреплять ошибки.

Здесь важно учитывать все предупреждения, которые мы относили к предыдущим пунктам, а также к особенностям типов поведения отдельных членов

группы.

Имитирующее поведение

Имитирующее поведение я бы отнес не столько к лечебным факторам, сколько к факторам, облегчающим вхождение индивидов в работу группы. Они

начинают строить свое поведение по механизму простого подражания психотерапевту, а потом тем членам группы, у которых нужные модели поведения

быстрее возникнут. Реальная, простая, почти механическая деятельность, обязательная для всех, снижает индивидуальную скованность и нерешительность

каждого в отдельности. Затем, по мере эмоционального вовлечения в этот процесс, члены группы незаметно начинают все больше проявлять собственную

инициативу, осваиваясь в группе.

Здесь очень важно следить за формированием и сохранением атмосферы психологической защищенности, доброжелательности, взаимной поддержки.

Каждое правильно выполненное действие должно быть поощрительно отмечено психотерапевтом и оценено группой, а неправильное действие

благожелательно скорректировано.

Катарсис

Катарсис - слово, которым в греческой трагедии обозначалось финальное очищение через страдание, как мы помним, в психотерапию было введено

З.Фрейдом.

В групповой психотерапии этап катарсиса очень важен и требует как высокого мастерства психотерапевта, так и соответствующей готовности группы.

Психотерапевт, как хороший режиссер, подводит группу или создает соответствующую групповую атмосферу (в зависимости от стиля руководства группой) к

публичному «вскрытию нарывов»: неприемлемых для сознания чувств и мыслей, тщательно скрываемой от самого себя вины, стыда, ненависти; к

совместному их обсуждению, признанию и «покаянию» и через это - к очищению, облегчению.

Процесс организации катарсиса в группе требует исключительного мастерства, такта и интуиции, учета индивидуально-психологических особенностей членов

группы. В любом случае необходимо руководствоваться главной заповедью врача: не навреди!

При недостаточной уверенности в адекватной психической реакции отдельных членов группы или в собственном психотерапевтическом мастерстве от этого

этапа лучше воздержаться или провести его в более мягкой форме, тонко предупреждая возможности нежелательных (как для отдельного индивида, так и для

всей группы) эмоциональных реакций.

Можно просто подвести группу к обсуждению наболевших скрытых проблем, постепенно (а не взрывом) раскрывая и обсуждая их, вовремя наступая на

проблему и своевременно отступая от болевой точки при опасности потери контроля над ситуацией и усугубления психической травмы или распада группы (что

нередко случается).

Требования к групповому психотерапевту. Даже кратко перечисленные нами особенности групповой терапии показывают, что специалист этого профиля

должен обладать целым рядом специфических умений и навыков.

Подготовка такого специалиста, как правило, проходит те же стадии, что и подготовка большинства психотерапевтов различных направлений: обучение,

стажировка под руководством специалиста, самостоятельная деятельность.

На первой стадии он постигает теоретические основы и практические приемы психотерапии; на второй стадии - проходит стажировку в группе под

руководством квалифицированного психотерапевта; на третьей стадии - принимает активное участие в работе группы.

Здесь могут быть и определенные переходные этапы внутри стадий, точнее, разные стадии накладываются друг на друга: одна еще не завершилась, а другая

уже началась. Так, первая стадия (обучение практическим приемам) продолжается и совершенствуется и на второй, и на третьей стадиях (стажировка и личное

участие). В процессе второй стадии (стажировки) стажер не остается пассивным, а постепенно все более активно участвует в работе группы как ее член (то

есть уже входит в третью стадию). А в третьей стадии он тоже проходит определенные этапы от участия в работе как рядового члена группы до освоения и

применения различных стилей руководства группы (в том числе и с позиции ее активного участника - идеального партнера).

Считается, что наилучшие условия для практического становления специалиста групповой психотерапии создаются в группах тренинга, так называемых

Т-группах. Так как по условиям этих групп в них руководство периодически переходит от одного участника к другому, то каждый может достаточно быстро (по

горячим следам) оценить, какой эффект та или иная манера руководства группой оказывает на ее непосредственных участников, и внести необходимые

коррективы в свой стиль руководства.

Кроме знания ранее упомянутых ролей и норм групповой терапии, важно знание и соблюдение (не только психотерапевтом, но и всеми участниками)

требований внутригрупповой этики. Эти нормы и требования имеют некоторые различия у разных авторов и даже в отдельных группах. Однако главное

требование для всех -уважение личной свободы выбора каждого на участие в групповом процессе и его отдельных фрагментах.

Другим важным требованием является обязательное соблюдение не только психотерапевтом, но и каждым членом группы конфиденциальности, то есть то,

что произносится или делается в группе, не выносится за пределы группы. Без уверенности в такой конфиденциальности ни о каком полном самораскрытии

членов группы не может идти речи, а значит, не может быть решена главная задача групповой психотерапии. а) весь комплекс интрагрупповых социально-психологических процессов, феноменов, явлений, эффектов, раскрывающий психологическую природу существования малой группы, особенности ее жизнедеятельности, основные этапы ее жизненного пути и функционирования с момента зарождения до "умирания" и окончательного распада как единой, целостной общности; б) название достаточно широкого и хорошо разработанного направления исследований малых групп с социально-психологических позиций, заложенного в США еще в середине XX века К. Левиным и его сотрудниками. К содержанию групповой динамики относятся практически все внутригрупповые процессы, с помощью которых традиционно описывается интрагрупповая активность: интрагрупповое структурирование, лидерство и руководство, межличностные конфликты, самоопределение личности в группе и групповое давление, формирование групповой сплоченности и совместимости, межличностная идентификация, интрагрупповое нормообразование и т. д. Все эти процессы и явления, а также подробно описанные в специальной литературе характеризующие особенности их протекания, социально-психологические феномены и эффекты в решающей степени определяются как спецификой внешних обстоятельств жизнедеятельности конкретной общности, так и двумя универсальными, характерными для любой малой группы внутренне противоречивыми векторами ее развития — групповой интеграцией и групповой дифференциацией. Если говорить о тенденции группового развития, традиционно обозначаемой как интеграция, то необходимо иметь в виду тот факт, что эта "линия" интрагрупповых социально-психологических процессов, по сути дела, напрямую направлена на формирование и становление ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства группы, не на невилировку индивидуальных мнений членов общности по всем вопросам, а на достижение и упрочение их подлинной сплоченности, прежде всего, по поводу жизненно значимых для малой группы проблем и задач. Понятно, что подобный фон межличностной сплоченности и совместимости во многом обеспечивает высокий уровень устойчивости и стабильности сообщества, позволяет не только определять эффективную тактику его актуальной жизнедеятельности, но и адекватно решать вопросы его перспективного развития. Что касается тенденции дифференциации, то данный вектор протекания внутригрупповых социально-психологических процессов обусловлен спецификацией и иерархизацией межличностных взаимосвязей в рамках взаимодействия и общения членов группы, закономерным статусным и ролевым расслоением, сложностью композиции сообщества. Совершенно очевидно, что, будучи конструктивно сбалансированы, и интеграция, и дифференциация как глобальные групповые тенденции развития "работают", прежде всего, на становление и упрочение общности. В то же время, как правомерно считают специалисты в области психологии малых групп, "сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность и пульсирующий характер процесса развития малой группы, предполагающего ряд качественно своеобразных уровней (этапов) и включающего возможность как последовательного восхождения группы на более высокий уровень развития группы, так и обратного движения" (А. И. Донцов).

 

Вряд ли требует специальных доказательств тот факт, что отслеживание и корректировка данного процесса является одной из основных и одновременно наиболее сложных задач практического социального психолога. Динамический подход К. Левина представляет собой достаточно надежное и универсальное средство ее решения.

 

С точки зрения К. Левина, "основной инструмент анализа групповой жизни — это представление группы и ее окружения о качестве “социального поля”. Социальные процессы и события рассматриваются как происходящие внутри множества сосуществующих социальных целостностей (групп, подгрупп, членов групп, барьеров, каналов коммуникации и т. д.) и являющихся продуктом этих целостностей.... Все происходящее внутри такого поля зависит от распределения в нем разного рода сил. Чтобы предсказывать какие-либо события, мы должны уметь определять величину и направление результирующих сил для различных точек поля.... Однако некоторые аспекты социальных проблем могут быть проанализированы с помощью другого аналитического инструмента, называемого “фазовым пространством”. Фазовое пространство — это система координат, каждая из которых отражает интенсивность одного “свойства”. Фазовое пространство не претендует на роль картины поля, состоящего из групп, индивидов и их экологического окружения, но концентрируется на одном или нескольких факторах. Оно представляет (посредством графиков или уравнений) количественные отношения между этими несколькими свойствами, переменными, аспектами поля или какого-либо события в нем" (1)

 

Если применить такой способ редукции к проблеме движения группы в пространстве "интеграция — дифференциация", легко заметить, что наиболее значимыми в данном контексте переменными будут групповая сплоченность и групповое напряжение.

 

Под групповой сплоченностью (интеграцией) понимается один из базовых процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Она является результирующей действия сил, которые влияют на членов группы, побуждая их оставаться в группе и любой ценой сохранять ее.

 

Динамической характеристикой, противоположной групповой сплоченности, является групповое напряжение.

 

Групповое напряжение (дифференциация) понимается как следствие противоречия между личными интересами и жестко детерминированной необходимостью иметь в виду потребности остальных членов группы и группы в целом, а также соблюдать групповые нормы и следовать групповым традициям. Оно также связано с внутренним напряжением каждого индивида, что является следствием подсознательных влечений, потребностей и опытом предыдущего развития личности.

 

Практически в каждой группе на всех этапах ее жизненного цикла, действуют факторы, усиливающие как сплоченность, так и напряжение.

 

Основными факторами, "подпитывающими" групповую сплоченность, являются следующие: удовлетворение личных потребностей участников как актуальных, так и потенциальных; симпатия между членами группы; стремление к членству, включая усилия, приложенные для попадания в группу; комфортная атмосфера внутри группы; престиж группы; групповая деятельность; соперничество с другой группой; наличие внешнего давления или угрозы; наличие в группе девианта; определенная и одобряемая структура неформальной власти в группе, ее кооперация и совместимость с официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).

 

С другой стороны, к факторам, "подпитывающим" групповое напряжение, обычно относят: агрессивное поведение членов группы; деструктивные способы коммуникации (двойные послания, подтексты и т. п.); неадекватное поведение лидера; отсутствие ясно сформулированной цели; дефицит ресурсов (некомпетентность); дефицит информации (неизвестность и неопределенность); неопределенность и слабую легитимность распределения неформальных властных полномочий в группе; конкуренцию между сложившейся структурой неформальной власти в группе и официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).

 

Легко заметить, что, хотя факторы, усиливающие групповую сплоченность и групповое напряжение, не находятся в прямой и непосредственной взаимосвязи, усиление одних приводит к снижению влияния других и наоборот. При этом, решая задачу повышения групповой сплоченности, практический социальный психолог обязан принимать во внимание, что наличие группового напряжения — это необходимое условие динамики развития группы. Полное доминирование факторов сплоченности неизбежно приводит к стагнации. При критически низком уровне напряженности участники "могут создать из группы своеобразный оазис, противопоставляемый внешней окружающей действительности".

 

"Сплоченность и напряжение, собственно говоря, не являются противоположными терминами и понятиями. Противоположность сплоченности — это отсутствие сплоченности; напряжения — расслабление, разрядка, раскованность. В групповой динамике, тем не менее, их можно рассматривать как силы, действующие друг против друга. При этом они имеют важное положительное значение, если находятся в динамическом равновесии" (2). Однако данная формула нуждается в существенном уточнении. С точки зрения эффективного функционирования, важен не только динамический баланс между сплоченностью и напряжением, но и уровень этого равновесия. Если сплоченность и напряжение одинаково низки, то группа будет существовать как формальное и недееспособное сообщество. Классическим примером такого рода были многие из "первичных комсомольских ячеек" в советских школах и институтах, собиравшиеся раз в год для очередных перевыборов "актива". Для полноценного развития и эффективного решения содержательных проблем баланс сплоченности и напряжения в группе необходимо поддерживать на достаточно высоком уровне.

 

Кроме того, соотношение "интеграция — дифференциация" само по себе является хотя и во многом определяющим, но явно недостаточным критерием для оценки уровня группового развития. Действительно обоснованный вывод такого рода можно сделать, введя еще как минимум одну переменную, например, "просоциальность-асоциальность".

 

С точки зрения теории групповой динамики, развитие группы представляет собой последовательность ряда универсальных стадий, характеризующихся сконцентрированностью на определенных динамических процессах. В современной социальной психологии обычно выделяется пять таких стадий: формирование, смятение и конфликт, принятие ответственности и заключение соглашения, достижения и свершения, завершение.

 

Первая динамическая стадия характеризуется обычно преобладанием сплоченности над напряжением (в противном случае, группа, скорее всего, попросту не "состоится") и сконцентрированностью участников на конкретизации целей совместной деятельности. При этом параллельно идет процесс формирования первичной неформальной структуры группы. Вполне очевидно, что в каждом конкретном случае такая структура будет отличаться определенным своеобразием. Вместе с тем она с достаточным основанием может быть сведена к универсальной трехчленной формуле: "герой" — "антигерой" — "электорат".

 

Практически в любой группе на первой динамической стадии очень быстро выделяется неформальный лидер. Как правило, такое "назначение" в значительной степени является результатом действия механизма проективной идентификации, то есть неформальным лидером оказывается человек, в чем-то отвечающий бессознательным архаичным образам "идеального героя" большинства членов группы.

 

Точно таким же образом, но уже вследствие негативных проекций определяется "антигерой", часто называемый в работах по групповой динамике "козлом отпущения". При этом необходимо учитывать, что так же, как многие люди сознательно стремятся в лидеры и соответствующим образом выстраивают свое поведение, нередко встречаются индивиды, сознательно провоцирующие негативное к себе отношение. Таким путем они пытаются получить специфические, но вполне реальные психологические "бонусы", связанные с положением "униженных и оскорбленных".

 

Эти три роли — лидер или "герой", антигерой, или "козел отпущения" и, наконец, "электорат", или основная масса участников, которая, собственно, и производит данные неформальные назначения (в отечественной традиции они обычно обозначаются как среднестатусные члены группы) являются базовыми социально-психологическими ролями, взаимодействующими в любой группе на первой стадии ее функционирования.

 

Вторая стадия группового развития характеризуется резким смещением динамического баланса "сплоченность — напряжение" в сторону последнего и сконцентрированностью участников на межличностных отношениях. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе реального взаимодействия происходит постепенное разрушение "фантомов", связанных с распределением базовых ролей на первом этапе. Иными словами, реальной подоплекой многочисленных межличностных конфликтов, возникающих на данной стадии, как правило, является вопрос о власти и месте каждого участника в неформальной групповой иерархии.

 

В таких условиях критической ошибкой социального психолога является попытка настраивать людей на сотрудничество через апелляцию к чувству ответственности и использование техник усиления групповой сплоченности. Наиболее целесообразными в данной ситуации являются действия, направленные на перевод конфликта в открытые формы и с последующей работой по его разрешению. В результате на смену концентрации на подлинных и мнимых противоречиях приходит понимание того, что между участниками и сложившимися подгруппами есть реальные различия и, одновременно, есть потребность во взаимодействии. В связи с этим актуализируется предметная задача создания механизма совместной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности каждого члена команды. В логике решения данной задачи приходит осознание проблем, связанных со сложившейся неформальной структурой группы и необходимости перераспределения влияния и власти в группе на более рациональных и легитимных началах, нежели это было на предшествующей стадии группового развития.

 

Третья динамическая стадия характеризуется балансом сплоченности и напряженности на достаточно высоком уровне и сконцентрированностью участников на нормирование деятельности группы. На данной стадии фактически заново формируется интрагрупповая структура уже на рациональных и отчетливо рефлексируемых всеми членами сообщества основаниях. При этом, как правило, происходит фактическая интеграция формальной и неформальной власти в группе. Кроме того, формулируются четкие нормы, регламентирующие внутригрупповое взаимодействие, персональную ответственность за соблюдение которых принимает на себя каждый из членов группы.

 

На четвертой стадии группового развития сплоченность преобладает над напряжением, но последнее сохраняется на достаточно высоком уровне. Группа на данной стадии сконцентрирована на решении предметных задач, ориентированных на достижение общей цели. Важно понимать, что данная стадия жизненного цикла группы ни в коей мере не является бесконфликтной. Другое дело, что конфликты не носят здесь преимущественно личностный характер и, как правило, связаны с различием подходов к решению общей задачи.

 

Пятая, завершающая стадия характеризуется постепенным снижением уровня баланса "сплоченность-напряжение" и сконцентрированностью на "отделочных работах", связанных с общей целью, а также на ритуальных и эмоциональных аспектах завершения жизненного цикла группы.

 

Практический социальный психолог, оценивая потенции развития сообщества, жизнедеятельность которого он курирует, в первую очередь, должен определить, насколько соотнесены и сбалансированы в функционировании группы тенденции интеграции и дифференциации с тем, чтобы не допустить неадекватного превалирования одного вектора развития над другим. В противном случае никакая конструктивная психологическая программа поддержки и сопровождения попросту не может быть выстроена, так как избыточная мощность процессов дифференциации приведет к потере единства и целостности сообщества, а превалирование процессов интеграции — к стагнации и к потере вариативных способов взаимодействия малой группы с социальным окружением.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 8220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.