Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маршруты доставки грузов




 

Маршруты по своей сути это транспортные схемы движения автомобилей при перевозке грузов. С другой стороны каждый маршрут – путь следования подвижного состава от начального до начального пункта. Поэтому длина маршрута (l м) складывается из расстояния проходимого автомобилем от первого пункта погрузки до последнего пункта разгрузки, расположенных на данной транспортной схеме, и расстояния проходимого при возвращении в первоначальный пункт погрузки.

Время на маршруте (t м) – время прохождения полной длины маршрута (транспортной схемы) автотранспортным средством.

Оборот – законченный цикл движения на маршруте с возвращением в начальный пункт. Длина оборота (l о) – длина этого пути.

Время оборота (t о) – состоит из времени прохождения длины оборота (т.е. из времени движения за оборот t до) и суммы затрат времени связанных с выполнением грузовых операций (S t пв).

При выполнении перевозок грузов помашинными отправками различают маятниковые, кольцевые и радиальные схемы, а при доставке грузов мелкими отправками – развозочные, сборные и развозочно-сборные.

 

МАЯТНИКОВЫЕ МАРШРУТЫ

 

Маятниковым маршрутом называется такая схема следования автомобилей, когда движение между конечными пунктами в прямом и обратном направлениях, как правило, происходит по одной и той же трассе и может многократно повторяться.

Маятниковые маршруты бывают четырех видов, что определяет особенности их описания и расчета работы: маршрут с обратным не груженым пробегом; с груженым пробегом в обоих направлениях; с обратным не полностью груженым пробегом и с обратным полностью груженым пробегом, но при этом перевозится меньше груза, чем в прямом направлении.

На маршруте с обратным не груженым пробегом (см. рис. 1.2) за каждый оборот выполняется одна ездка. Тогда

 

t о = t е = t п + t дг + t в + t дх, (1.9)

 

где t п – время простоя автомобиля при погрузке;

t дг – время движения с грузом;

t в – время простоя при разгрузке;

t дх – время движения без груза.

 

l ге А – пункт погрузки;

В – пункт разгрузки;

А В l ге – расстояние перевозки

груза за ездку;

l х l х – пробег без груза за

ездку

Рис. 1.2. Схема маятникового маршрута

с обратным не груженым пробегом

 

Если известна скорость движения автомобиля (V т), то

 

t о = t е = + t пв = + t пв (1.10)

 

 

Такая организация является худшим вариантом, так как половина пробега является непроизводительным.

При перевозке грузов на маятниковом маршруте с обратным груженым пробегом (рис. 1.3) за каждый оборот выполняется две ездки и каждый пункт маршрута является погрузочным и разгрузочным.

 

l ге

 

А В

 

l ге

 

Рис. 1.3. Схема маятникового маршрута

с обратным груженым пробегом

 

За время оборота автомобиль дважды попадает в пункты погрузки и разгрузки. Поэтому

 

 

t о = + 2 t пв (1.11)

 

Запись согласно формулы (1.11) справедлива если затраты времени на выполнение грузовых работ в пунктах одинаковы. Если время t пвА ¹ t пвВ, то

 

t о = t еА + t еВ, (1.12)

где t еА – время ездки из пункта А;

t еВ– время ездки из пункта В.

 

Время ездки, в общем случае, на таком маршруте

 
 


t е = + t пв (1.13)

 

Организация перевозок грузов по маятниковым схемам с обратным полностью груженым пробегом наиболее рациональна, т.к. большинство времени и весь пробег на маршруте используется для производительной работы.

В случае доставки грузов по схеме маятникового маршрута с обратным не полностью груженым пробегом (рис. 1.4) за каждый оборот также выполняется две ездки, и при этом подразумевается, что в прямом и обратном направлениях перевозится одинаковое количество груза за каждую ездку.

 

l ге1

 

А В

С

l х2 l ге2

 

Рис. 1.4. Схема маятникового маршрута с обратным не

полностью груженым пробегом

 

Автомобили также за оборот дважды попадают в погрузочные и разгрузочные пункты, но здесь имеется один пункт, только погрузочный-А, один пункт, только разгрузочный-С и один погрузочно-разгрузочный-В. Количество транспортной работы, которое выполняется при доставке груза в обратном направлении меньше, чем в прямом. Эта особенность должна учитываться в дальнейшем при расчете потребности в транспортных средствах и ресурсах.

 

t о = t еА + t ВС + t дх, (1.14)

 

Время ездки определяется по формуле (1.13), но при этом следует учитывать, что ездка из В заканчивается после исполнения холостого пробега в пункте А, т.к. только после этого автомобиль может стать под следующую погрузку.

Особенность работы автомобилей на маятниковом маршруте четвертого вида (рис. 1.5) заключается в том, что в обратном направлении перевозится меньше груза за каждую ездку, чем в прямом, или перевозится груз такого класса, который не обеспечивает одинаковую загрузку автомобиля, т.е. коэффициент использования грузоподъемности при перевозке в прямом направлении (g1) больше коэффициента использования грузоподъемности (g2) в обратном направлении.

На таком маршруте весь пробег за оборот производительный, но величина транспортной работы по направлениям разная.

 

l ге1; g1

А В

 

l ге2; g2

 

Рис. 1.5. Схема маятникового маршрута,

где в обратном направлении перевозится

меньше груза

 

Это не может оказать специфического влияния на потребность в транспортных средствах, но должно учитываться при расчете эксплуатационных ресурсов.

Время каждой ездки определяется согласно модели (1.13) и при этом должно быть учтено, что в общем случае (даже при одинаковой организации и механизации грузовых работ) затраты времени на погрузку-выгрузку (t пв1)груза перевозимого в прямом направлении больше, чем в обратном (t пв2).

За оборот также выполняется две ездки и автомобили дважды попадают в грузовые пункты

 

t еА = + t пв1, t еB = + t пв2 (1.15)

 

2

t о = + S t пвi (1.16)

1

 

В практической деятельности автомобильного транспорта маятниковые маршруты получили широкое распространение при перевозках массовых грузов помашинными отправками. Одной из причин этого состояния является наличие большого количества мелких частных перевозчиков и слабое использование ими экономико-математических методов в планировании маршрутов (транспортных схем) доставки грузов. Сложившееся в настоящее время положение отрицательно влияет на себестоимость выполнения перевозок и экономику страны.

 

КОЛЬЦЕВЫЕ МАРШРУТЫ

 

Кольцевой маршрут представляет собой замкнутый контур, который образуется при движении автомобилей через ряд погрузочных и разгрузочных пунктов. Пункт начала маршрута является его конечным пунктом.

В зависимости от взаимного расположения грузовых пунктов и транспортных связей схемы маршрутов могут иметь различный вид (рис. 1.6).

 

l ге1; g1

А

А В

l х2

l ге3; g3 l х l ге2; g2

С

l ге1; g1 Д

Д С

l х1

l ге2; g2В

 

 

А В

 

Ж

С

 

 

Е

Д

 

Рис. 1.6. Схемы кольцевых маршрутов

 

В тех случаях, когда невозможно организовать доставку грузов по маятниковым схемам, с груженым пробегам в обоих направлениях, проектируют кольцевые маршруты с целью исключения излишних нерациональных холостых пробегов. Прежде чем осуществлять организацию перевозок по кольцевой схеме необходимо заранее убедится в ее рациональности (целесообразности).

Условие целесообразности кольцевой схемы, в первую очередь, заключается в том, чтобы суммарный пробег с грузом за оборот на маршруте (S l ге) был больше суммы холостых пробегов (S l х) за тот же оборот, т.е.

 

S l ге i > S l х j (1.17)

 

Но иногда целесообразна организация кольцевого маршрута даже если суммарный пробег с грузом за оборот несколько меньше чем суммарный холостой пробег за тот же оборот. В этом случае учитывают все не производительные пробеги по кольцевой и маятниковым схемам, включая нулевые, и если окажется, что суммарный не производительный пробег при кольцевой схеме перевозок меньше, то принимается решение в пользу кольцевой.

Так же при принятии решения о доставке грузов по кольцевой схеме необходимо учитывать длину и время оборота, которые должны быть такими, чтобы автомобили могли выполнить за смену минимум один полный оборот.

Время оборота на кольцевом маршруте

 

 

n

t о = + S t пвi, (1.18)

1

 

где n – число ездок за оборот;

m – количество холостых пробегов за оборот;

 

i = 1, n; j = 1, m.

 

Длительность каждой ездки на кольцевом маршруте может быть найдена в соответствии с формулой (1.13). Такие сведения нужны для построения графиков прибытия транспортных средств в пункты, расположенные на кольцевом маршруте, что в свою очередь используется для построения согласованного графика работы автомобилей и погрузочно-разгрузочных механизмов.

 

РАЗВОЗОЧНЫЕ, СБОРНЫЕ И РАЗВОЗОЧНО-СБОРНЫЕ МАРШРУТЫ

 

Развозочные, сборные и развозочно-сборные маршруты являются разновидностью кольцевых маршрутов.

Развозочным маршрутом (рис. 1.7) называется такой кольцевой маршрут, на котором осуществляется доставка грузов по кольцевой схеме в разгрузочные пункты, где оставляется (выгружается часть груза), т.е. происходит постепенная разгрузка автомобиля.)

Сборным маршрутом называется кольцевой маршрут, на котором осуществляется постепенная загрузка транспортного средства при прохождении через ряд погрузочных пунктов (рис. 1.7)

А2 В1

В1 А1 А А1 А2 В2

А В2 В А3 В3

В А3 А4В4

В3

а) б) в)

 

Рис. 1.7. Схемы: а) развозочного маршрута, б) сборного маршрута,

в) развозочно-сборного маршрута

 

Развозочные и сборные маршруты организуются в тех случаях, когда вес (объем) груза отправляемый (получаемый) корреспондирующими пунктами, меньше грузоподъемности (вместимости) подвижного состава. Особенно распространены такие маршруты при доставке грузов в магазины или почты в почтовые отделения.

Пробег с грузом за оборот (l го) представляет собой сумму длин пробегов с грузом по каждому участку маршрута (S l г i)

 

 

n

l го = S l г i (1.19)

1

где n – число участков маршрута, на которых перевозится груз.

 

Из практики работы известно, что после исполнения развозки (сборки) по рассматриваемой схеме работы в течение смены или суток могут больше не производится, тогда при расчете времени оборота не нужно учитывать затраты времени на холостой пробег.

 
 


t о = + t пв + S t з i (1.20)

 

где t з i – затраты времени на заезд в каждый пункт, за исключением начального (конечного).

Как следует из схем развозочного (сборного) маршрутов (рис. 1.7) за один оборот выполняется одна ездка.

Развозочно-сборным маршрутом называется такая разновидность кольцевого маршрута, где при доставке грузов осуществляется разгрузка и одновременно сбор (погрузка) в одних и тех же пунктах. Поэтому развозочно-сборный маршрут представляет собой совокупность двух выше рассмотренных маршрутов. Такие маршруты могут применяться, например, при развозке кислорода, газа в баллонах и одновременно сборе пустых и т.п. Так как полная погрузка и выгрузка осуществляется в одном и том же пункте, то автомобиль обязательно проходит весь маршрут с грузом.

 

t о = + t пв1 + t пв2 + S t з i (1.21)

 

где t пв1 – затраты времени на погрузку-выгрузку развозимого груза;

t пв2 - затраты времени на погрузку-выгрузку собираемого груза.

 

Грузы (развозимые и собираемые), как правило, обеспечивают разное использование грузоподъемности, что должно учитываться при определении величины транспортной работы.

Особенностью развозочно-сборного маршрута, по сравнению с развозочным (сборным), является то, что за один оборот выполняется две ездки.

 

 

РАДИАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ

 

Радиальный маршрут это сложная система, которая состоит из центрального пункта и нескольких периферийных. Ветви маршрута по своей конфигурации могут соответствовать маятниковым схемам различного вида и кольцевым (рис. 1.8)

В В В А

В

 

 

В

а) б) В А

В А В

 

 

Рис. 1.8. Схемы радиальных маршрутов (схем):

 

- центральный пункт схемы;

А, В - периферийные пункты.

 

Такие понятия как оборот и его длина не применимы в целом для радиальных транспортных схем. Поэтому с помощью выше приведенных формул можно рассчитать только время оборота (ездки) по каждой ветви, конечно, учитывая при этом ее конфигурацию. Среди ветвей с кольцевой конфигурацией могут быть развозочные (сборные) и развозочно-сборные.

Организация вывоза (завоза) грузов по радиальным схемам осуществляется при доставке грузов из центра на периферию или наоборот, например: вывоз изделий и материалов стройиндустрии на строительные объекты (кирпич, железобетон, товарный бетон), вывоз грузов с железнодорожных станций (при перевозке контейнеров могут быть развозочные или сборные схемы ветвей), завоз продукции сельского хозяйства в хранилища или пункты переработки (зерно на элеваторы, картофель на базы хранения, сахарная свекла на заводы по производству сахара), вывоз бензина или дизельного топлива на АЗС и т.п.

Организация эффективной работы автомобилей на радиальных маршрутах значительно сложнее, чем на кольцевых и тем более на маятниковых. Сложность организации обусловлена тем, что в центральных пунктах происходит пересечение грузовых потоков, входящих (выходящих) потоков автомобилей и их взаимное влияние друг на друга на общих постах погрузки (выгрузки). Не кратность времен оборотов по ветвям маршрута приводит к одновременному прибытию нескольких транспортных средств на повторную погрузку (выгрузку). Это в свою очередь вызывает появление простоев в ожидании исполнения грузовых работ. Поэтому в крупных центральных пунктах обязательно организуются диспетчерские службы, в задачи которых входит разработка расписаний (графиков) и управление работой автомобилей и постов погрузки (выгрузки).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 5315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.