Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГСС РФ. Основные термины и понятия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГСС РФ)

 

Органы и службы стандартизации Российской Федерации

 

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение оп­ределенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации — это органы, признанные на опреде­ленном уровне, основная функция которых состоит в руководстве ра­ботами по стандартизации.

 

Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

 

Как отмечалось выше, государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими феде­ральными органами исполнительной власти в пределах их компетен­ции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т.е. создавать техни­ческие регламенты. В частности, как отмечалось выше, роль техничес­ких регламентов выполняют санитарные правила и нормы (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Миноб­разования России.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как на­ционального органа по стандартизации.

Госстандарт России как национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:

— утверждает национальные стандарты;

—принимает программу разработки национальных стандартов;

— организует экспертизу проектов национальных стандартов;

— обеспечивает соответствие национальной системы стандартиза­ции интересам национальной экономики, состоянию материально-тех­нической базы и уровню научно-технического прогресса;

— осуществляет учет национальных стандартов, правил стандарти­зации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступ­ность заинтересованным лицам;

—создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

— организует опубликование национальных стандартов и их рас­пространение;

— участвует в разработке международных стандартов, обеспечивая учет интересов РФ при их принятии;

—представляет РФ в международных организациях, осуществляю­щих деятельность в области стандартизации;

—утверждает изображение знака соответствия национальным стан­дартам.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта отно­сятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на терри­тории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, в других центрах экономических районов: в Нижнем Новгороде — Верхне­волжский ЦСМ, в Екатеринбурге —Уральский ЦСМ).

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на опреде­ленных уровнях управления—государственном, отраслевом, предпри­ятий (организации).

Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) —головной инсти­тут в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ серти­фикации продукции (ВНИИС)—головной институт в области серти­фикации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комп­лексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — го­ловной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической инфор­мации, стандартизации научно-технической терминологии. Федераль­ный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в ус­тановленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам ко­пиями стандартов и ТУ.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-техни­ческий потенциал.

Как указывалось выше, любой стандарт—продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее—ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК не­сут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заклю­ченными договорами на проведение этих работ.

Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.

В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого иму­щества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действу­ющего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ».

В составе ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» два подкомитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министер­ства экономического развития и торговли Российской Федерации, в частности Управления внутренней торговли и общественного питания; Госстандарта России; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.

Для организации и координации работ по стандартизации в отрас­лях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделе­ния (службы) стандартизации министерств (и других органов государ­ственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в со­ответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют науч­но-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

 

Стандартизация сегодня развивается по следующим основ­ным направлениям:

традиционная (организуется и осуществля­ется в России в соответствии с Конституцией Российской Фе­дерации (ст. 71, перечисление Р, Законом РФ «О техническом регулировании» и ГСС РФ);

образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и по­слевузовском профессиональном образовании»);

медицинская (организуется и осуществляется во исполнение Федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);

социаль­ная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормати­вов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»). В данной главе излагаются основные термины и понятия стандартизации применительно к первому, т.е. традиционному направлению стандартизации продукции, услуг и работ (производительных процессов) в целом и их ком­понентов.

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия объ­ектов стандартизации их целевому или функциональному назна­чению, устранение технических барьеров в торговле, а также со­действие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.

Объект стандартизации — конкретная продукция, конкрет­ные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, груп­пы однородных конкретных услуг, группы однородных конкрет­ных производственных процессов (рис. 2.2).

Конкретная продукция (конкретные услуги) — это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т. п.), характеризующаяся определенными конструктивно-технологи­ческими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целевого (или функционального) назначения и конкретны­ми значениями показателей уровня качества (полезности) и уровня потребительной экономичности.

Группы однородной конкретной продукции (однородных кон­кретных услуг) — это совокупность конкретной продукции (ус­луг) определенного вида, характеризующаяся общим целевым (или функциональным) назначением и обладающая общими ос­новными свойствами уровня их качества (полезности) и уровня их потребительной экономичности.

 

Составными частями группы однородной конкретной про­дукции (группы однородных конкретных услуг) могут быть подгруппы однородной конкретной продукции или услуг (пред­ставленные, например, семействами, гаммами, рядами однород­ной конкретной продукции или услуг), характеризующиеся общностью конструктивно-технологических решений, но с раз­личными значениями их главных параметров, являющихся по­казателями целевого (или функционального) назначения про­дукции (или услуг).

Конкретный производственный процесс — это процесс, ис­пользуемый для производства (изготовления, строительства, вы­ращивания, хранения, транспортирования, а также восстанов­ления, утилизации, захоронения или уничтожения) конкретной

продукции или оказания конкретной услуги. При решении задач стандартизации они обычно рассматриваются как состоящие из двух частей: основной технологической и организационно-технической (управляющей).,

Группы однородных конкретных производственных процессов — это совокупность конкретных производственных процессов, ис­пользуемых для производства группы однородной конкретной продукции или для оказания группы однородных конкретных услуг.

 

 

Аспект стандартизации — направление стандартизации вы­бранного объекта стандартизации, характеризующее определен­ное свойство (или группу свойств) данного объекта.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции или группы однородной конкретной продукции являются:

• термины и определения;

• условные обозначения и сокращения;

• классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального на­значения);

• требования к основным показателям уровня качества (по­лезности);

• требования к основным показателям уровня экономично­сти;

• требования к комплектности продукции;

• требования к методам и средствам хранения и транспор­тировки;

• требования к методам и средствам восстановления (ре­монта);

• требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

• требования охраны окружающей природной среды (требо­вания к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потребление);

• требования к правилам и средствам приемки продукции;

• требования к методам, методикам и средствам контроля (испытаний, измерений, анализа) показателей уровня ка­чества продукции;

• требования к маркировке продукции;

• требования к упаковке продукции, транспортной и потре­бительской таре;

• требования и условия технически эффективного и безо­пасного потребления (эксплуатации или использования)

продукции по ее целевому (или функциональному) назна­чению;

• требования и условия технически эффективной и безопас­ной утилизации (или захоронения, или уничтожения).

Нормативный документ по стандартизации — это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касаю­щиеся объектов стандартизации, определенных видов деятель­ности или их результатов, и доступный широкому кругу пользо­вателей. Иерархия документов по стандартизации, существую­щая в современном мире, представлена в табл. 2.1.

К нормативным документам по стандартизации в России от­носятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила по стандартизации.

Нормативные документы по стандартизации являются частью более общей совокупности — нормативно-технических докумен­тов (НТД), включающих в себя как нормативные документы по стандартизации, так и технические документы (конструкторские, технологические и проектные), разрабатываемые на их основе.

Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характери­зующегося отсутствием устойчивых возражений по существен­ным вопросам у большинства заинтересованных сторон, приня­тый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах достиже­ний науки, техники и практического опыта, цель их примене­ния — получение оптимальной пользы для общества. Они явля­ются наиболее массовым видом документов, используемых для оформления результатов деятельности по собственно стандарти­зации в число которых входят технические регламенты, ОКТЭИ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы — эталоны изделий, материалов и веществ.

 

Технический регламент документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и ме­тоды производства. Он может также включать требования к тер­минологии, символам, упаковке, маркировке или этикетированию продукции, а может быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации — ВТО),

В качестве технических регламентов в России рассматрива­ются: техническое законодательство Российской Федерации; указы Президента РФ и постановления Правительства, содер­жащие требования технического характера; стандарты, содер­жащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиН и др.).

Общероссийские классификаторы технико-экономической ин­фраструктуры систематизированные своды классификацион­ных группировок определенных объектов классификации, со­держащие их условные цифровые коды и наименования. Разра­батываются на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение (применение).

В России по состоянию на 1 января 1998 г. действовало бо­лее 30 ОКТЭИ, в том числе:

• Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

• Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

• Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельно­сти (ТНВЭД);

• Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

ОКТЭИ используются в качестве единых машинно-ориенти­рованных языков общения субъектов хозяйственной деятельно­сти и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТНВЭД предназначены для государственного регулирования со­става видов и структуры производимой и потребляемой в Рос­сии конкретной продукции.

Правила по стандартизации нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержа­щий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выпол­нении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Правила по стандартизации никогда не разрабаты­ваются на собственно продукцию и услуги, а только в следую­щих случаях:

• при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-тех­нических и (или) общетехнических стандартов (ГОСТ Р);

• при отсутствии таких стандартов (для более оперативного урегулирования определенных организационно-технических и (или) общетехнических отношений);

• при нецелесообразности разработки и принятия в обосно­ванных случаях соответствующих организационно-техни­ческих и (или) общетехнических стандартов.

Разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертифи­кации, аккредитации, лицензированию, государственному кон­тролю и надзору за соблюдением обязательных требований тех­нических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Правила по стандартизации принимают Госстандарт России и Госстрой России. Если они прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Построение, изложение, оформление и содержание правил по стандартизации осуществляется по ГОСТ Р 1.5.

Рекомендации по стандартизации разрабатываются на кон­кретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации. Реко­мендации по стандартизации принимают Госстандарт России, Госстрой России, а также подчиненные им всероссийские науч­но-исследовательские институты в соответствии с их головной ролью и профилем деятельности. Положения, содержащиеся в рекомендациях, являются добровольными.

Международный стандарт — стандарт, принятый междуна­родной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (ISО) и МЭК (IЕС), поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах — членах ИСО и МЭК, добровольный.

Международный (региональный) стандарт — стандарт, приня­тый международной региональной организацией. Так, сущест­вуют европейские стандарты СЕN, СЕNELEС и ЕТSI, которые принимаются межправительственными европейскими организа­циями: Европейским комитетом по стандартам (СЕN), Европей­ским комитетом электротехнической стандартизации (СЕNELЕС) и Европейским институтом телекоммуникационных стандартов ЕТSI.

В соответствии с директивами ЕС статус указанных стандартов для их применения в странах — членах ЕЭС обяза­тельный.

Разрабатываются (как и отечественные стандарты) на кон­кретную продукцию (или группы конкретной продукции), кон­кретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы кон­кретных производственных процессов или их элементов), имеющих соответственно общемировое, региональное или пре­имущественно национальное значение (применение).

Межгосударственный стандарт стандарт, принятый госу­дарствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.). Межгосударственные стандарты яв­ляются в настоящее время международными стандартами регио­нального типа.

Национальный стандарт — стандарт, принятый националь­ным органом по стандартизации. Таковыми являются, напри­мер, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ), Германии (ВШ).

Гармонизированный стандарт — национальный стандарт, требования которого технически идентичны, т.е. тождественны или выше (жестче), но не противоречат требованиям к конкрет­ному объекту стандартизации, установленным в соответствую­щем международном стандарте (стандартах) или в (международ­ном) региональном стандарте (стандартах), или в прогрессивном национальном стандарте (стандартах) зарубежной страны, с ко­торым (которыми) гармонизируется данный национальный стандарт.

Гармонизация ГОСТ Р и ГОСТ, применяемых на территории Российской Федерации, с соответствующими международными стандартами (за принятие которых Россия проголосовала поло­жительно) является центральным условием выполнения Россией Соглашения по техническим барьерам в торговле и одним из наиболее важных общих условий для вступления России во Всемирную торговую организацию.

Комплекс стандартов — это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объеди­ненных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организа­ционно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

В России и странах — членах СНГ применяются, например, следующие комплексы государственных и межгосударственных стандартов: 1. ГСС РФ; 2. ЕСКД; 3. ЕСТД; 7. ГСИ; 9. ЕСЗКС; 12. ССБТ; 13. Репрография; 15. СРПП; 17. ССОП; 19. ЕСПО; 21. СПДС; 24. ЕКСАС; 27. ССНТ; 29. ССЭТО, ЕСДП и ОНВ и др.

Комплексы государственных и межгосударственных стандар­тов организационно-технического и общетехнического характера (совместно с техническими регламентами, принимаемыми спе­циализированными государственными контрольно-надзорными органами, страны) являются основополагающими, системообра­зующими для всего федерального фонда стандартов и ОКТЭИ.

Международная стандартизация — это международная дея­тельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества. Она осуществляется в рамках не только таких организаций, как ИСО и МЭК, но и многих других (неправительственных и межправи­тельственных), например: Всемирной организации здравоохране­ния (ВОЗ) при ООН; Продовольственной и сельскохозяйствен­ной Организации Объединенных наций (ФАО); Международной организации гражданской авиации (ИКАО); Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ); Европейской эконо­мической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и др.

Региональная стандартизация — это международная деятель­ность по стандартизации, участие в которой открыто для соот­ветствующих органов стран преимущественно только одного географического или экономического региона мира. К ним от­носятся, например, страны — члены СНГ, ЕЭС, Арабской орга­низации по стандартизации и метрологии (АСМО), Панамери­канского комитета стандартов (КОПАНТ) и т.д.

Национальная стандартизация — это деятельность по стандар­тизации, которая проводится на уровне одной страны мирового сообщества.

В одних странах мира национальная стандартизация осуще­ствляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в Республике Куба), в других — негосударственными организа­циями (ФРГ, Великобритании, Финляндии).

Применение стандарта — это использование стандарта пользо­вателем с выполнением установленных в нем требований и в со­ответствии с областью его распространения и сферой действия.

Пользователями являются: субъекты хозяйственной дея­тельности (исследователи, разработчики, испытатели, органы по сертификации, товаропроизводители, торговые организа­ции, товаропотребители, сервисные и ремонтные организации, организации по утилизации, захоронению или уничтожению использованной продукции или отходов производства); насе­ление, т.е. покупатели и потребители конечной продукции (то­варов народного потребления) и всевозможных бытовых услуг; государственные органы и институты всех ветвей и уровней власти.

Область распространения стандарта — это конкретные объ­екты стандартизации, а также аспекты стандартизации, требова­ния к которым установлены в данном стандарте.

Сфера действия стандарта определяется статусом и компе­тенцией органа (или организации), принявшего (утвердившего) стандарт данной категории. Это может быть территория СНГ (ГОСТ), территория Российской Федерации (ГОСТ Р), отрасль науки и техники (ОСТ, СТО), предприятие (СТП).

Применение международного стандарта — это использование конкретного международного стандарта пользователями в дан­ной стране (странах) с полным или частичным выполнением ус­тановленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

Страны мирового сообщества используют следующие основ­ные варианты применения международных стандартов.

1-й вариант — путем непосредственного (в буквальном смысле слова) применения международного стандарта в практи­ке хозяйствования страны — пользователя стандарта (главным образом на уровне фирм), причем без какого-либо его пере­оформления и (или) дополнительного обозначения (переобозна­чения) и без официального аутентичного перевода на нацио­нальный официальный язык страны.

2-й вариант — путем официального аутентичного перевода международного стандарта на национальный официальный язык страны — пользователя этого стандарта и прямого включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации, причем без каких-либо дополнений и (или) ужесточений требований (или, напротив, с включением допол­нений и (или) ужесточением требований). Это вариант прямого применения международного стандарта, но опосредованного с точки зрения его переоформления на национальный официаль­ный язык страны-пользователя.

3-й вариант — путем частичного использования содержания требований международного стандарта пользователями в данной стране в качестве одного из многих источников научно-техни­ческой информации, учитываемой (или лишь принимаемой во внимание) при разработке аналогичного отечественного норма­тивного документа по стандартизации. Этот факт обычно не от­ражается в обозначении отечественного документа по стандар­тизации, но об этом в той или иной форме сообщается в преди­словии, а также в справочно-информационных приложениях к нему (библиография или список источников, использованных при разработке отечественного документа).

Первые два варианта обычно отражаются в специальных правилах переобозначения стандарта (см. ГОСТ Р 1.5, п. 8.1). Кроме того, об этом сообщается в предисловии к отечественно­му стандарту.

В России и странах — членах СНГ используются в настоя­щее время все три указанных выше варианта.

Применение регионального стандарта — это использование конкретного (международного) регионального стандарта пользо­вателями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения.

Межгосударственные стандарты категории ГОСТ, за которые Российская Федерация проголосовала положительно, использу­ются в России с полным выполнением установленных в них требований.

Применение национального стандарта другой страны — это ис­пользование национального стандарта другой страны пользова­телями в данной стране (на основании заключенного в установ­ленном порядке двустороннего соглашения между сторонами) с полным или частичным выполнением требований, установлен­ных в конкретном национальном стандарте другой страны, и в соответствии с областью его распространения.

Варианты и условия применения национальных стандартов других стран в России принципиально аналогичны трем изло­женным выше вариантам применения международных стандар­тов ИСО и МЭК.

Дата введения стандарта в действие — это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Устанавливаются для стандартов, содержащих обязательные требования (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, СТП). Для стандартов научно-технических, инже­нерных обществ (СТО), являющихся для субъектов хозяйствен­ной деятельности полностью добровольными, даты введения их в действие не устанавливаются.

Дата введения технического регламента в действие — это дата, с которой технический регламент приобретает юридическую си­лу. Так как технические регламенты (по определению) всегда являются обязательными документами, установление дат введе­ния их в действие также обязательно.

Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей научно-технической, опыт­но-конструкторской, технологической, проектной, производст­венной, стандартизаторской, управленческой, учебно-педагоги­ческой и других видах деятельности.

Пользователи должны соблюдать установленные в стандартах обязательные требования в соответствии с областью распростра­нения и сферой действия, причем с даты введения их действие. А до этой даты соблюдение установленных в них обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц яв­ляется добровольным.

Пользователь технического регламента — это юридическое или физическое лицо, применяющее технический регламент в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской, управленче­ской, учебно-педагогической и других видах деятельности.

Пользователи обязаны соблюдать все установленные в рег­ламентах императивно-обязательные требования в полном объ­еме и в соответствии с областью распространения и сферой дей­ствия, причем с даты введения их в действие. До этой даты со­блюдение (полное или частичное) установленных в них империтивно-обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц является добровольным.

Структурные элементы стандарта — это совокупность элемен­тов построения, изложения, оформления, содержания и обозна­чения стандартов. В общем случае стандарты содержат следую­щие структурные элементы:

1) титульный лист (обязательный элемент);

2) предисловие (обязательный элемент);

3) сведения о праве собственности на данный стандарт (обя­зательный элемент);

4) содержание (при необходимости);

5) введение (при необходимости);

6) наименование (обязательный элемент);

7) область применения (обязательный элемент);

8) нормативные ссылки (при наличии);

9) определения или термины и определения (при наличии);

10) обозначения и сокращения, используемые в тексте стан­дарта (при наличии);

11) требования (главный и обязательный элемент);

12) приложения обязательные и рекомендуемые (при нали­чии);

13) библиографические данные, т.е. информационные сведе­ния о документах, использованных при разработке данного стандарта (при наличии);

14) сведения об отнесении стандарта к определенной клас­сификационной группировке Универсальной десятичной клас­сификации (УДК) печатно-книжной продукции (обязательный элемент);

15) обозначение данного стандарта (обязательный элемент). Общие требования к построению, изложению, оформлению,

содержанию и обозначению стандартов, принятых на террито­рии Российской Федерации, установлены в ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ 1.5

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основные законы и понятия химии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.