КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ГСС РФ. Основные термины и понятия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГСС РФ)
Органы и службы стандартизации Российской Федерации
Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации
Как отмечалось выше, государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т.е. создавать технические регламенты. В частности, как отмечалось выше, роль технических регламентов выполняют санитарные правила и нормы (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Минобразования России. В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации. Госстандарт России как национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции: — утверждает национальные стандарты; —принимает программу разработки национальных стандартов; — организует экспертизу проектов национальных стандартов; — обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса; — осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; —создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; — организует опубликование национальных стандартов и их распространение; — участвует в разработке международных стандартов, обеспечивая учет интересов РФ при их принятии; —представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации; —утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам. Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, в других центрах экономических районов: в Нижнем Новгороде — Верхневолжский ЦСМ, в Екатеринбурге —Уральский ЦСМ). Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления—государственном, отраслевом, предприятий (организации). Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации. К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) —головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС)—головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ. Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Как указывалось выше, любой стандарт—продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее—ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ. Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК. В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого имущества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действующего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ». В составе ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» два подкомитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в частности Управления внутренней торговли и общественного питания; Госстандарта России; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций. Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники. Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.
Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям: традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71, перечисление Р, Законом РФ «О техническом регулировании» и ГСС РФ); образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»); медицинская (организуется и осуществляется во исполнение Федерального закона «О государственной системе здравоохранения»); социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»). В данной главе излагаются основные термины и понятия стандартизации применительно к первому, т.е. традиционному направлению стандартизации продукции, услуг и работ (производительных процессов) в целом и их компонентов. Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству. Объект стандартизации — конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов (рис. 2.2). Конкретная продукция (конкретные услуги) — это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т. п.), характеризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целевого (или функционального) назначения и конкретными значениями показателей уровня качества (полезности) и уровня потребительной экономичности. Группы однородной конкретной продукции (однородных конкретных услуг) — это совокупность конкретной продукции (услуг) определенного вида, характеризующаяся общим целевым (или функциональным) назначением и обладающая общими основными свойствами уровня их качества (полезности) и уровня их потребительной экономичности.
Составными частями группы однородной конкретной продукции (группы однородных конкретных услуг) могут быть подгруппы однородной конкретной продукции или услуг (представленные, например, семействами, гаммами, рядами однородной конкретной продукции или услуг), характеризующиеся общностью конструктивно-технологических решений, но с различными значениями их главных параметров, являющихся показателями целевого (или функционального) назначения продукции (или услуг). Конкретный производственный процесс — это процесс, используемый для производства (изготовления, строительства, выращивания, хранения, транспортирования, а также восстановления, утилизации, захоронения или уничтожения) конкретной продукции или оказания конкретной услуги. При решении задач стандартизации они обычно рассматриваются как состоящие из двух частей: основной технологической и организационно-технической (управляющей)., Группы однородных конкретных производственных процессов — это совокупность конкретных производственных процессов, используемых для производства группы однородной конкретной продукции или для оказания группы однородных конкретных услуг.
Аспект стандартизации — направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство (или группу свойств) данного объекта. Так, аспектами стандартизации конкретной продукции или группы однородной конкретной продукции являются: • термины и определения; • условные обозначения и сокращения; • классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения); • требования к основным показателям уровня качества (полезности); • требования к основным показателям уровня экономичности; • требования к комплектности продукции; • требования к методам и средствам хранения и транспортировки; • требования к методам и средствам восстановления (ремонта); • требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении; • требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потребление); • требования к правилам и средствам приемки продукции; • требования к методам, методикам и средствам контроля (испытаний, измерений, анализа) показателей уровня качества продукции; • требования к маркировке продукции; • требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре; • требования и условия технически эффективного и безопасного потребления (эксплуатации или использования) продукции по ее целевому (или функциональному) назначению; • требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации (или захоронения, или уничтожения). Нормативный документ по стандартизации — это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей. Иерархия документов по стандартизации, существующая в современном мире, представлена в табл. 2.1. К нормативным документам по стандартизации в России относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила по стандартизации. Нормативные документы по стандартизации являются частью более общей совокупности — нормативно-технических документов (НТД), включающих в себя как нормативные документы по стандартизации, так и технические документы (конструкторские, технологические и проектные), разрабатываемые на их основе. Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием устойчивых возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах достижений науки, техники и практического опыта, цель их применения — получение оптимальной пользы для общества. Они являются наиболее массовым видом документов, используемых для оформления результатов деятельности по собственно стандартизации в число которых входят технические регламенты, ОКТЭИ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы — эталоны изделий, материалов и веществ.
Технический регламент — документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке или этикетированию продукции, а может быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации — ВТО), В качестве технических регламентов в России рассматриваются: техническое законодательство Российской Федерации; указы Президента РФ и постановления Правительства, содержащие требования технического характера; стандарты, содержащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиН и др.). Общероссийские классификаторы технико-экономической инфраструктуры — систематизированные своды классификационных группировок определенных объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Разрабатываются на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение (применение). В России по состоянию на 1 января 1998 г. действовало более 30 ОКТЭИ, в том числе: • Общероссийский классификатор продукции (ОКП); • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП); • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД); • Общероссийский классификатор стандартов (ОКС). ОКТЭИ используются в качестве единых машинно-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТНВЭД предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции. Правила по стандартизации — нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержащий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Правила по стандартизации никогда не разрабатываются на собственно продукцию и услуги, а только в следующих случаях: • при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов (ГОСТ Р); • при отсутствии таких стандартов (для более оперативного урегулирования определенных организационно-технических и (или) общетехнических отношений); • при нецелесообразности разработки и принятия в обоснованных случаях соответствующих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов. Разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Правила по стандартизации принимают Госстандарт России и Госстрой России. Если они прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными. Построение, изложение, оформление и содержание правил по стандартизации осуществляется по ГОСТ Р 1.5. Рекомендации по стандартизации разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации. Рекомендации по стандартизации принимают Госстандарт России, Госстрой России, а также подчиненные им всероссийские научно-исследовательские институты в соответствии с их головной ролью и профилем деятельности. Положения, содержащиеся в рекомендациях, являются добровольными. Международный стандарт — стандарт, принятый международной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (ISО) и МЭК (IЕС), поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах — членах ИСО и МЭК, добровольный. Международный (региональный) стандарт — стандарт, принятый международной региональной организацией. Так, существуют европейские стандарты СЕN, СЕNELEС и ЕТSI, которые принимаются межправительственными европейскими организациями: Европейским комитетом по стандартам (СЕN), Европейским комитетом электротехнической стандартизации (СЕNELЕС) и Европейским институтом телекоммуникационных стандартов ЕТSI. В соответствии с директивами ЕС статус указанных стандартов для их применения в странах — членах ЕЭС обязательный. Разрабатываются (как и отечественные стандарты) на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы конкретных производственных процессов или их элементов), имеющих соответственно общемировое, региональное или преимущественно национальное значение (применение). Межгосударственный стандарт — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.). Межгосударственные стандарты являются в настоящее время международными стандартами регионального типа. Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. Таковыми являются, например, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ), Германии (ВШ). Гармонизированный стандарт — национальный стандарт, требования которого технически идентичны, т.е. тождественны или выше (жестче), но не противоречат требованиям к конкретному объекту стандартизации, установленным в соответствующем международном стандарте (стандартах) или в (международном) региональном стандарте (стандартах), или в прогрессивном национальном стандарте (стандартах) зарубежной страны, с которым (которыми) гармонизируется данный национальный стандарт. Гармонизация ГОСТ Р и ГОСТ, применяемых на территории Российской Федерации, с соответствующими международными стандартами (за принятие которых Россия проголосовала положительно) является центральным условием выполнения Россией Соглашения по техническим барьерам в торговле и одним из наиболее важных общих условий для вступления России во Всемирную торговую организацию. Комплекс стандартов — это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. В России и странах — членах СНГ применяются, например, следующие комплексы государственных и межгосударственных стандартов: 1. ГСС РФ; 2. ЕСКД; 3. ЕСТД; 7. ГСИ; 9. ЕСЗКС; 12. ССБТ; 13. Репрография; 15. СРПП; 17. ССОП; 19. ЕСПО; 21. СПДС; 24. ЕКСАС; 27. ССНТ; 29. ССЭТО, ЕСДП и ОНВ и др. Комплексы государственных и межгосударственных стандартов организационно-технического и общетехнического характера (совместно с техническими регламентами, принимаемыми специализированными государственными контрольно-надзорными органами, страны) являются основополагающими, системообразующими для всего федерального фонда стандартов и ОКТЭИ. Международная стандартизация — это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества. Она осуществляется в рамках не только таких организаций, как ИСО и МЭК, но и многих других (неправительственных и межправительственных), например: Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при ООН; Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных наций (ФАО); Международной организации гражданской авиации (ИКАО); Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ); Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и др. Региональная стандартизация — это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов стран преимущественно только одного географического или экономического региона мира. К ним относятся, например, страны — члены СНГ, ЕЭС, Арабской организации по стандартизации и метрологии (АСМО), Панамериканского комитета стандартов (КОПАНТ) и т.д. Национальная стандартизация — это деятельность по стандартизации, которая проводится на уровне одной страны мирового сообщества. В одних странах мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в Республике Куба), в других — негосударственными организациями (ФРГ, Великобритании, Финляндии). Применение стандарта — это использование стандарта пользователем с выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения и сферой действия. Пользователями являются: субъекты хозяйственной деятельности (исследователи, разработчики, испытатели, органы по сертификации, товаропроизводители, торговые организации, товаропотребители, сервисные и ремонтные организации, организации по утилизации, захоронению или уничтожению использованной продукции или отходов производства); население, т.е. покупатели и потребители конечной продукции (товаров народного потребления) и всевозможных бытовых услуг; государственные органы и институты всех ветвей и уровней власти. Область распространения стандарта — это конкретные объекты стандартизации, а также аспекты стандартизации, требования к которым установлены в данном стандарте. Сфера действия стандарта определяется статусом и компетенцией органа (или организации), принявшего (утвердившего) стандарт данной категории. Это может быть территория СНГ (ГОСТ), территория Российской Федерации (ГОСТ Р), отрасль науки и техники (ОСТ, СТО), предприятие (СТП). Применение международного стандарта — это использование конкретного международного стандарта пользователями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения и сферой действия. Страны мирового сообщества используют следующие основные варианты применения международных стандартов. 1-й вариант — путем непосредственного (в буквальном смысле слова) применения международного стандарта в практике хозяйствования страны — пользователя стандарта (главным образом на уровне фирм), причем без какого-либо его переоформления и (или) дополнительного обозначения (переобозначения) и без официального аутентичного перевода на национальный официальный язык страны. 2-й вариант — путем официального аутентичного перевода международного стандарта на национальный официальный язык страны — пользователя этого стандарта и прямого включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации, причем без каких-либо дополнений и (или) ужесточений требований (или, напротив, с включением дополнений и (или) ужесточением требований). Это вариант прямого применения международного стандарта, но опосредованного с точки зрения его переоформления на национальный официальный язык страны-пользователя. 3-й вариант — путем частичного использования содержания требований международного стандарта пользователями в данной стране в качестве одного из многих источников научно-технической информации, учитываемой (или лишь принимаемой во внимание) при разработке аналогичного отечественного нормативного документа по стандартизации. Этот факт обычно не отражается в обозначении отечественного документа по стандартизации, но об этом в той или иной форме сообщается в предисловии, а также в справочно-информационных приложениях к нему (библиография или список источников, использованных при разработке отечественного документа). Первые два варианта обычно отражаются в специальных правилах переобозначения стандарта (см. ГОСТ Р 1.5, п. 8.1). Кроме того, об этом сообщается в предисловии к отечественному стандарту. В России и странах — членах СНГ используются в настоящее время все три указанных выше варианта. Применение регионального стандарта — это использование конкретного (международного) регионального стандарта пользователями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения. Межгосударственные стандарты категории ГОСТ, за которые Российская Федерация проголосовала положительно, используются в России с полным выполнением установленных в них требований. Применение национального стандарта другой страны — это использование национального стандарта другой страны пользователями в данной стране (на основании заключенного в установленном порядке двустороннего соглашения между сторонами) с полным или частичным выполнением требований, установленных в конкретном национальном стандарте другой страны, и в соответствии с областью его распространения. Варианты и условия применения национальных стандартов других стран в России принципиально аналогичны трем изложенным выше вариантам применения международных стандартов ИСО и МЭК. Дата введения стандарта в действие — это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Устанавливаются для стандартов, содержащих обязательные требования (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, СТП). Для стандартов научно-технических, инженерных обществ (СТО), являющихся для субъектов хозяйственной деятельности полностью добровольными, даты введения их в действие не устанавливаются. Дата введения технического регламента в действие — это дата, с которой технический регламент приобретает юридическую силу. Так как технические регламенты (по определению) всегда являются обязательными документами, установление дат введения их в действие также обязательно. Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской, управленческой, учебно-педагогической и других видах деятельности. Пользователи должны соблюдать установленные в стандартах обязательные требования в соответствии с областью распространения и сферой действия, причем с даты введения их действие. А до этой даты соблюдение установленных в них обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц является добровольным. Пользователь технического регламента — это юридическое или физическое лицо, применяющее технический регламент в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской, управленческой, учебно-педагогической и других видах деятельности. Пользователи обязаны соблюдать все установленные в регламентах императивно-обязательные требования в полном объеме и в соответствии с областью распространения и сферой действия, причем с даты введения их в действие. До этой даты соблюдение (полное или частичное) установленных в них империтивно-обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц является добровольным. Структурные элементы стандарта — это совокупность элементов построения, изложения, оформления, содержания и обозначения стандартов. В общем случае стандарты содержат следующие структурные элементы: 1) титульный лист (обязательный элемент); 2) предисловие (обязательный элемент); 3) сведения о праве собственности на данный стандарт (обязательный элемент); 4) содержание (при необходимости); 5) введение (при необходимости); 6) наименование (обязательный элемент); 7) область применения (обязательный элемент); 8) нормативные ссылки (при наличии); 9) определения или термины и определения (при наличии); 10) обозначения и сокращения, используемые в тексте стандарта (при наличии); 11) требования (главный и обязательный элемент); 12) приложения обязательные и рекомендуемые (при наличии); 13) библиографические данные, т.е. информационные сведения о документах, использованных при разработке данного стандарта (при наличии); 14) сведения об отнесении стандарта к определенной классификационной группировке Универсальной десятичной классификации (УДК) печатно-книжной продукции (обязательный элемент); 15) обозначение данного стандарта (обязательный элемент). Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов, принятых на территории Российской Федерации, установлены в ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ 1.5
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |