Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Самым общим может быть такое: экономическая теория — это наука об основах хозяйственной или экономической жизни общества




ЛЕКЦИЯ

Самым общим может быть такое: экономическая теория — это наука об основах хозяйственной или экономической жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни или с удовлетворением жизненных потребностей.

ТИПОВОЙ БИЛЕТ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

 

  1. Назовите следующие соединения. К каким классам неорганических соединений они относятся?

BaO, Zn(OH)2, H2SO4, MgCl2, Ca(H2PO4)

  1. Укажите степени окисления всех элементов в приведенных формулах

N2O3, NH4NO2, KMnO4, Fe2(SO4)3

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: кальций ® оксид кальция ® гидроксид кальция ® карбонат кальция ® гидрокарбонат кальция.

4. Где содержится больше атомов натрия, в 71 г Na2SO4 или в 80 г NaOH?

5. Определите объем оксида серы (IV) (н.у.), который можно получить из 200 мл 16% -ного (по массе) раствора сульфита калия (плотность раствора 1,14 г/см3) при взаимодействии его с серной кислотой при нагревании.

 

Библиографический список

1. Глинка Н.Л. Общая химия. – М.:Химия, 1988. С.1-50.

2. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии (для поступающих в вузы). – М.:Новая волна, 1996. С.1-84.

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделить:

сфера исследования - экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

объект исследования - экономические явления;

субъект исследования - человек, группа людей, государство - в общем "человек экономический";

предмет исследования - жизнедеятельность "экономического человека", группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся;

основная задача - не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических процессов и законов.

Нам известно выражение "человек разумный". Что же означает выражение "человек экономический". Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей в различных хозяйственных системах при ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей.

Конечно, образ «человека экономического», или «homo economicus» страдает определенной односторонностью, поскольку человек — не только «человек экономический». Тем не менее экономическая деятельность людей — существенная характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Экономическая теория структурно включает в себя:

микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов);

макроэкономику (функционирование национальной экономической системы в целом);

мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства);

супермакроэкономику (функционирование мировой экономики в целом).

Нашей задачей является изучение общих основ экономической теорией, являющихся базой для всех названных разделов.

2. Потребности. Ресурсы. Блага

Мы говорили о том, что экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей. Что есть потребности?

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия (осуществлять производственную деятельность). Таким образом, потребностиявляются исходным пунктом экономической деятельности, а их удовлетворение — конечным результатом. Необходимость постоянно удовлетворять потребности свойство человеческого общества, каждого человека. Потребности многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям.

Потребности в средствах существования, т.е. благах, удовлетворяющих жизненно важные потребности людей (еде, одежде, жилье и т.д.).

Потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образовании, культуре, досуге и т.д.).

Потребности в средствах деятельности (предметы для производства товаров, услуг и т.д.).

Потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши и т.д.)

Возможны и другие классификации потребностей: по виду удовлетворения (индивидуальное, коллективное); по альтернативности удовлетворения потребностей и т.д.

С точки зрения экономики особенно важно отметить принципиальное свойство изменения потребностей — с развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т.д. При этом потребности растут быстрее производства соответствующих благ. Это находит отражение в законе возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не­зависимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.

Закон (принцип) возвышения потребностей: потребности растут быстрее производства благ.

Благо — это средство для удовлетворения потребностей.

Благо — это любой предмет, как материальный, так и нематериальный, который способен в конечном счете удовлетворить определенные потребности потребителя или может быть использован производителем для соответствующих целей. Благами являются как вещи, так и их свойства. В рыночной экономике их обычные названия — товары и услуги.

Блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага.

Ресурсы — это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей:

- производственные ресурсы;

- потребительские блага.

Под производственными ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов:

- природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;

- трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;

- капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

- предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;

- знания, необходимые для хозяйственной жизни.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

- признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;

- признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;

- признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.

Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами:

- маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет.

- обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.

3.Ограниченность благ и ресурсов

Любое экономическое действие начинается с определения соответствующей потребности. Относительное и временное удовлетворение потребностей в рамках данного периода неизбежно влечет за собой их последующее возобновление, разрастание, усложнение и углубление. Такое положение остается постоянным. С другой стороны, наши средства для удовлетворения потребностей (ресурсы и технологии) практически всегда ограниченны. Эта ограниченность может быть различной.

Прежде всего, это естественная неодинаковость количеств различных благ, имеющихся в природе, ряд из которых менее распространен, чем другие. Ограниченность охватывает также блага, создаваемые людьми. Это касается не только запасов данных видов благ на данный момент, но и возможностей (а значит, и средств), имеющихся для их воспроизводства в данных условиях.

В зависимости от возможности пополнить их запасы блага разделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые. Объемы и степень восполняемости запасов различных благ характеризуют их ограниченность друг относительно друга и выражаются в категорииредкости благ.

Имеющихся в наличии у данного потребителя запасов благ может не хватить для удовлетворения данной потребности в полном ее объеме, что чаще всего и имеет место. Но даже если представить себе, что данная конкретная, узко определенная потребность в данный период полностью удовлетворена, то и в этом случае будет совершенно очевидным, что все остальные одновременно существующие у данного экономического субъекта потребности, которые также могли бы быть удовлетворены за счет использования тех же самых средств, что инасыщенная потребность, остались неудовлетворенными. Такаяограниченность благ относительно потребностей в них выражается в категории недостаточности благ.

Ограниченность - универсальное свойство благ:

редкость благ - ограниченность благ друг относительно друга;

недостаточность благ - ограниченность благ относительно потребностей в них.

 

4. Экономический выбор и альтернативные издержки

Многообразие потребностей при ограниченности средств их удовлетворения приводит к тому, что в действительности будут удовлетворены далеко не все из них и скорее всего не в полной мере. Следовательно, любое экономическое действие фактически означает выбор подлежащей удовлетворению в данный момент потребности — одной или нескольких изо всех возможных. В то же время удовлетворение возрастающих потребностей ограничено имеющимися ресурсами и технологиями. Из этого следует, что проблема принятия экономических решений, в сущности, является проблемой выбора одного из альтернативных вариантов экономических действий.

Одновременно это же действие означает отказ от удовлетворения всех остальных потребностей в данной ситуации. Вместе с тем любое экономическое действие означает расходование определенной доли запасов ограниченных ресурсов, а, следовательно, сокращение возможностей удовлетворения остальных потребностей. Следовательно, выделение определенных количеств ресурсов на удовлетворение определенных потребностей всегда связано с отказом от использования этих ресурсов для удовлетворения других потребностей, а вместе с тем — и с некоторым ограничением удовлетворения данных потребностей. Таким образом, оборотной стороной проблемы выбора является проблема экономии — ограниченного и продуманного выделения средств на удовлетворение данной потребности при обеспечении возможности удовлетворения других потребностей данного экономического субъекта.

Проблему экономического выбора и определения затрат можно продемонстрировать на простейшей модели: граница производственных возможностей (рис. 1.1). Эта модель показывает различные соотношения, комбинацию результатов функционирования экономики при данной технологии и факторах производства. График показывает, что при данных неизменных условиях увеличить производство блага А можно лишь за счет снижения производства блага Б. При этом экономика работает эффективно, если полностью используются имеющиеся ресурсы с максимальным результатом. Это означает, что точки на графике производственных возможностей отражают эффективное производство.

 

Точки ниже границы производственных возможностей (например, точка С показывают, что экономика работает неэффективно, если производятся, например, только блага Б2 и А1. Производство в какой-либо точке, лежащей правее границы производственных возможностей вообще неосуществимо. Переход к новым технологиям означает, что кривая производственных возможностей смещается вверх (штриховая линия), что позволяет выпускать большее количество благ А и Б при данных ограничениях. При этом имеется множество альтернативных вариантов производственных комбинаций ресурсов и соответствующей структуры выпускаемой продукции.

Итак, под производственными возможнос­тями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.

Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора.

Суть проблемы выбора состоит в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования в поисках лучшего сочетания факторов производства.

Данная проблема отражается постановкой трех основных вопросов экономики:

Что? Что производить? Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени?
Как? Как производить? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги?
Для кого? Кто будет покупать произведенные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?

 

Упрощенно представим, что страна производит только два товара — автомобили и самолеты. Шкала производственных возможностей представлена в таблице - Она показывает, сколько разных благ можно создать при полном использовании ресурсов.

Производственные возможности страны по производству автомобилей и самолетов в год.

Варианты Самолеты, тыс. шт. Автомобили, млн. шт.
A    
B    
C    
D    
E    

Рис 2- Кривая производственных возможностей

 

Данные табл. 1.1 позволяют построить график производст­венных возможностей - кривую, которая очерчивает границу пол­ного использования хозяйственных ресурсов.

Если страна сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов — до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей.

Разумеется, в реальной жизни приходится определять про­изводственные возможности в отношении множества благ.

Если, исходя из ограниченности благ и необходимости выбора среди альтернативных вариантов, рассмотреть проблему затрат, то проблема эффективности выступает в следующем виде. Любое действие, направленное на получение данного блага, одновременно означает отказ от получения всех остальных альтернативных данному благ, то есть тех благ, получением которых приходится жертвовать ради обладания данным выбранным благом. Например, покупка литра молока может означать отказ от приобретения буханки хлеба на те же деньги.

Конечно, в подавляющем большинстве ситуаций имеется больше двух возможностей выбора. В подобном положении рационально действующий экономический субъект оценивает выгоду, получаемую им от каждого альтернативного варианта использования данных ресурсов, и останавливает свой выбор на той альтернативе, выгода от осуществления которой будет максимальной.

Чего же при этом лишается рациональный экономический субъект? Очевидно, что такой потерей будет наибольшая выгода из тех, от получения которых он вынужден отказаться ради выбранной, самой большой выгоды. Ведь только пожертвовав всеми остальными альтернативами, и в том числе наилучшей из них, данный субъект может реализовать наиболее выгодный вариант экономического действия. Следовательно, затратами на получение данного блага будут альтернативные, не полученные при этом блага, а наивысшая выгода из отвергнутых при данном действии выгод от альтернативных благ будет составлять издержки данного действия.

Иначе говоря, альтернативные издержки — это выгода от наилучшей из нереализованных альтернативных возможностей.

Альтернативная стоимость - ко­личество благ, которое нужно отдать (или, как говорится, при­нести в жертву) в обмен на продукты, пользующиеся значительно большим предпочтением. Другими словами: Альтернативная стоимость — это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое».

Глядя на график, можно представить себе множество вари­антов выбора между выпуском самолетов и автомобилей. Предположим, принято решение увеличить производство автомобилей с 4-х до 7 млн. штук. Однако при от­сутствии резервов сделать это можно лишь путем сокращения выпуска самолетов с 3-х до 2-х тыс. штук, то есть на 1 тыс. изделий.

Последняя цифра точно определяет экономические послед­ствия, своего рода “цену” принятого решения - “альтернативную стоимость”.

Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей. Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн. автомобилей.

Обратим внимание на то, что по мере увеличения производства блага его альтернативная стоимость возрастает. Так, в нашем примере производство 1 тыс. самолетов требует отказа от выпуска 1 млн автомобилей, 2 тыс. самолетов — уже 3 млн автомобилей; 3 тыс. самолетов — 6 млн автомобилей, а для производства 4 тыс. самолетов нужно вообще отказаться от выпуска автомобилей, т.е. для производства каждой дополнительной тысячи самолетов нужно отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что альтернативные издержки первой тысячи самолетов равняются 1 млн автомобилей, а четвертой тысячи самолетов — уже 4 млн автомобилей. Говоря по-другому, для выпуска каждой дополнительной единицы продукта приходится жертвовать все большим количеством другого, альтернативного продукта. Причина роста альтернативных затрат заключается в неполной взаимозаменяемости ресурсов. Далеко не все из них могут быть безболезненно сняты с одного вида производства и переброшены на другой. Рационально действующий экономический субъект сначала использует наиболее пригодные для данного вида производства ресурсы, а затем по мере наращивания такого производства будет вынужден переходить ко все менее пригодным для этого ресурсам в условиях их ограниченности. Таким образом, специфические экономические ресурсы только частично, в определенной и все понижающейся степени, могут быть использованы для другого, альтернативного вида производства.

Увеличение альтернативных издержек по мере выпуска каждой дополнительной единицы продукции является известной, проверенной и учитываемой в хозяйственной жизни закономерностью. Поэтому данную закономерность именуют законом возрастающих альтернативных издержек: в условиях ограниченности и специфичности ресурсов альтернативные затраты неуклонно возрастают по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции.

 

Еще более известен закон, тесно связанный с вышеуказанным, — закон убывающей отдачи (производительности). Его можно сформулировать следующим образом: непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь замена одного из них на другой (другие) возможна до определенного предела. Например, если четыре ресурса: земля, труд, предпринимательские способности, знания — оставить неизменными и увеличивать такой ресурс, как капитал (к примеру, число станков на заводе при неизменном числе станочников), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого дальнейший рост указанного производственного фактора становится все меньше. Результативность работы станочника, обслуживающего все большее число станков, снижается, увеличивается процент брака, растут простои станков и т.д.

Допустим, что в фермерском хозяйстве выращивается пшеница. Рост применения химических удобрений (при неизменности остальных факторов) приводит к увеличению урожая. Рассмотрим это на примере (в расчете на 1 га):

 

Показатель                
К-во удобрений, мешков                
Урожай пшеницы, ц                
Прирост урожая, ц                
К-во удобрений для увеличения урожая на 1 ц, мешков   0,2 0,143 0,1 0,11 0,143 0,25  

 

Мы видим, что, начиная с 4-го увеличения производственного фактора, прирост урожая хотя и продолжается, но во все меньших размерах, а затем вообще прекращается. Иначе говоря, эффект увеличения одного производственного фактора при неизменности других на том или ином этапе начинает затухать и в конечном счете сводится к нулю.

Закон убывающей отдачи можно интерпретировать и по-другому: прирост каждой дополнительной единицы продукции требует с определенного момента все больших затрат экономического ресурса. В нашем примере для прироста урожая пшеницы на 1 ц вначале требуется 0,2 мешка удобрений (ведь для увеличения урожая на 5 ц нужен один мешок), затем 0,143 и 0,1 мешка. Но потом (при увеличении урожая свыше 42 ц) начинается увеличение затрат удобрений на каждый дополнительный центнер пшеницы — 0,11; 0,143 и 0,25 мешка. После этого увеличение затрат удобрений вообще не дает прироста урожая. В такой интерпретации закон называется законом возрастающих альтернативных издержек (возрастающих затрат).

5.Экономический кругооборот

В процессе производства происходит использование ресурсов (труда, средств производства, технологий, земли) для создания продукта. Ресурсы в процессе производства выступают факторами производства, или факторами создания продукта.

 

 

Рис. 3 - Факторы производства

 

Людские ресурсы с их способностями к труду (т.е. рабочей силой) в процессе производства выступают как труд. Природные ресурсы и вырабатываемые из них материалы, на изменение, преобразование которых направлена человеческая деятельность, выступают как предметы труда. И,наконец, накопленные ресурсы человеческой деятельности, посредством которых человек воздействует на предметы труда в трудовом процессе, выступают как средства труда.

Средства труда и предметы труда, взятые в единстве, составляют средства производства. Создание продукта в результате взаимодействия всех данных факторов производства опосредовано технологией, т.е. способами производства продукта, продиктованными существующей научно-технической базой производства, включая информационные возможности, и организацией производства, предполагающей особую систему управления последним.

 

Результативность производства зависит от качества ресурсов, их комбинации и форм организации производства. С точки зрения результативности производства ресурсы характеризуются как производительные силы.

Производительные силы — возможности создания и увеличения производства продукта, заключенные в имеющихся ресурсах общества.

Произведенные блага поступают в потребление отдельных субъектов экономики через распределение и обмен.

Распределение — это определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности. Роль распределения в обществе очевидна. Несправедливое распределение благ зачастую является причиной социальной напряженности в обществе, может подорвать стимулы к активной предпринимательской деятельности. Не случайно проблемы распределения всегда находились в центре внимания экономической науки.

Распределение продукта зависит в значительной мере от того, как распределены факторы производства между субъектами производства, т.е. от собственности на них. Например, владелец контрольного пакета акций, как правило, имеет не только большую экономическую власть, но и право на получение большей части дохода. Связь между долей в собственности на факторы производства к получаемым доходам на практике не столь проста, она, в конечном счете, проявляет себя в многообразных формах.

 

Обмен — стадия движения общественного продукта, которая доставляет произведенные продукты и условия производства субъектам экономической деятельности. Обмен продуктами осуществляется на базе общественного разделения труда, или специализации субъектов экономики на производстве того или иного вида продукции.

Обмен на основе разделения труда в условиях современной экономики принимает форму обмена товарами. Посредником в обмене выступают деньги.

Потребление, то есть удовлетворение потребностей, — конечный пункт и смысл производственной деятельности в любом обществе. Потребности удовлетворяются как созданными, так и не созданными производственной деятельностью благами.

По целям потребления оно делится на личное потребление, т.е. направленное на удовлетворение потребностей людей за пределами производства, и производственное потребление, или использование продукта для целей возобновления и расширения факторов производства, для инвестиционных целей. Потребление населения и фирм опосредовано использованием их доходов.

 

Потребление не может прекратиться, и, следовательно, неизбежно постоянное повторение производства, обмена, распределения и потребления в их единстве и взаимосвязи, или воспроизводство. Всилу этого экономика выступает как воспроизводящаяся экономика, что получает выражение в экономическом кругообороте.

 

Рис. 4 - Движение продуктов труда

 

 

по теме № 1: «Понятие уголовного права. Уголовная политика, зарубежное уголовное законодательство»

(для курсантов очного отделения по специальности 030501.65 – Юриспруденция)

 

Время – 4 часа

 

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры

уголовного права, криминологии

Бел ЮИ

кандидат юридических наук

подполковник милиции

Пантюхин А.В.

 

Обсуждена и одобрена на заседании

предметно-методической

секции кафедры

«___» __________ 200__ г.

Протокол № ____

 

 

Белгород – 2009

Цели лекции:

Учебная: оказание помощи курсантам в овладении теоретическими знаниями о понятии уголовного права как отрасли права, предмете, методе и системе уголовного права, задачах уголовного права, принципах уголовного права.

Воспитательная: привитие курсантам убежденности в важности и необходимости усвоении темы лекции для их будущей практической деятельности.

 

Развивающая: формирование познавательной активности, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, развитие профессионального мышления, памяти.

 

Время: 4 часа

 

Примерное распределение учебного времени:

План лекции №1 Страницы
Вступительная часть (5 мин.)  
Учебные вопросы:
1. Понятие и предмет уголовного права (20 мин).  
2. Задачи уголовного права (20 мин).  
3. Принципы уголовного права (20 мин).  
4. Наука уголовного права (20 мин.)  
Заключительная часть (подведение итогов) (5мин.)  
План лекции №2 Страницы
Вступительная часть (5 мин.)  
Учебные вопросы:
1. Понятие задачи и принципы уголовной политики (30 мин.).  
2. Направления уголовной политики и роль правоохранительных органов в ее реализации (30 мин).  
3. Зарубежное уголовное законодательство (20 мин).  
Заключительная часть (подведение итогов) (5мин.)  

Основная литература

1.*Конституция Российской Федерации. М., 2009.

2.*УК РФ, 2009.

3 .* Уголовное право: курс лекций: Части Общая и Особенная / под ред. засл. деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. А.И. Рарога. - М.: ТК Велби: Издательство Проспект, 2007.

4.* Уголовное право: учебник / авт. кол.: В.Т. Гайков и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 608 с.

5.*Уголовное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. В.С. Комиссарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2007. - 384 с.

 

 

Дополнительная литература

1.*Акутаев Р. М. О принципе справедливости в уголовном праве // Российский юридический журнал. - 2007. - № 4. - С. 120-123.

2.*Арендаренко А. Значение принципа социальной справедливости для уголовного права России // Закон и право. - 2007. - № 6. - С. 44-46.

3.*Волосова Н. О принципе равенства всех перед законом и судом
// Закон и право. - 2007. - № 1. - С. 36-39.

4.*Горелик А. Реализация принципа справедливости в правилах назначения наказания // Следователь. - 2007. - № 1. - С. 2-7.

5.*Жариков Ю. С. Роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в обеспечении законности уголовно-правового регулирования
// Российский судья. - 2007. - № 9. - С. 6-8.

6.*Панченко П. Н. Прав человека и направления совершенствования гуманитарного содержания норм общей части уголовного законодательства
// Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 4. - С. 123-127.

 


Сегодня наш разговор посвящен теме: «Понятие уголовного права. Уголовная политика, зарубежное уголовное законодательство». Прежде всего, хотелось бы отметить, что содержательная структура уголовной политики достаточно сложна. Правовой основой борьбы с преступностью являются три самостоятельные и фундаментальные отрасли права, образующие так называемый уголовно-правовой комплекс. В него входят: уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, которые, с учетом специфики предметов и методов их правового регулирования, охватывают объект своего воздействия - преступность - со всех сторон. Причем определяет и цементирует структуру этого комплекса, конечно, уголовное право как носитель его материального содержания. Соответственно в рамках единой государственной уголовной политики выделяется:

1) уголовно-правовая;

2) уголовно-процессуальная;

3) уголовно-исполнительная политика.

Именно эти разновидности и образуют структуру уголовной политики в целом. Однако в юридической литературе высказано мнение, что наряду с указанными видами реально сложилась и существует самостоятельная "криминологическая политика", которая не входит в уголовную. Истинность такого утверждения сомнительна.

Действительно, профилактика (предупреждение) преступности - одно из важных направлений борьбы с ней. Но оно составляет неотъемлемое содержание уголовной политики. В практической деятельности невозможно, охраняя наиболее важные социальные ценности общества, ведя борьбу с преступными посягательствами, не выполнять одновременно функцию их предупреждения. Одно диалектически связано с другим и представляет собой две взаимодействующие стороны правоохранительного процесса "вытеснения" криминала из жизни общества.

Всем трем отраслям права, входящим в уголовно-правовой комплекс, органически присуща превентивная функция закона. В науке уголовного права общепризнанно положение, что любая его норма заключает в себе определенный предупредительный потенциал. Уголовно-правовой запрет, лишенный предупредительного воздействия, утрачивает особое социальное значение, присущее праву в целом, поскольку он изначально не способен выполнить свою основную задачу - охранить соответствующую группу общественных отношений.

Итак, уголовное право как инструмент реализации уголовной политики Российского государства в области борьбы с преступностью призвано обеспечить надежную охрану законных интересов граждан, общества и государства, что, к сожалению, пока что не удается осуществить в реальной практической деятельности всех ведомственных структур системы уголовной юстиции. Есть основание предположить, что применение нового уголовного законодательства, более совершенного и по содержанию (в том числе объему нормативного материала), и по форме, улучшит не только общую криминогенную обстановку в стране, но и поможет усилить борьбу с организованной и профессиональной преступностью, опасными посягательствами насильственной и корыстной направленности, взяточничеством, наркобизнесом, проникновением криминальных структур в сферу экономики (особенно - в деятельность естественных монополий, кредитно-финансовую, включая банковский сектор экономики и рынок ценных бумаг, агропромышленный комплекс) и даже сферу социальной зашиты населения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.