Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений




Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон – ядро диалектики, т.к. отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «почему происходит развитие?» Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е. развитие – это всегда саморазвитие.

Противоположностей в мире бесконечно много и можно говорить о принципе разнообразия мира.

Закон раскрывается через понятия: тождество (т.е. на начальных стадиях развития стороны предмета уравновешивают друг друга, соответствуют друг другу, хотя и не абсолютно), различие (по мере развития нарастает различие между сторонами предмета, они разные и развиваются неодинаково), противоположности (различие сторон усиливается до противоположности), противоречия (отношения между противоположностями), конфликт (если противоре6чите вовремя не разрешается, оно обостряется и разрешается «взрывом», общим скачком).

Этапы развития противоречия: 1) возникновение и развитие противоречия (начиная от тождества, через различия к состоянию противоположностей сторон), 2) разрешение противоречий (в форме частных, постепенных скачков, или общих, «взрывных» скачков, когда рвутся, меняются все связи между элементами предмета).

Форма разрешения противоречий зависит от природы предмета и от внешних условий его существования, как вы это понимаете? (попробуйте разобрать это на примере конфликта в молодой семье, социального конфликта в одной стране или на любом другом примере).

 

МЕРА – единство качественных и количественных сторон предмета

(нужное нам качество связано с определенным количеством и

со структурой предмета)

ГРАНИЦЫ МЕРЫ: здесь происходит СКАЧОК – изменение структуры.

К границам меры (т.е. к скачку) подводят количественные изменения

(нарушение пропорций, сбалансированности и т.п.)

Закон раскрывается через категории:

КАЧЕСТВО- это определенность предмета, совокупность его свойств.

КОЛИЧЕСТВО – это степень выраженности качества.

МЕРА – это границы, в которых изменение количества не ведет качественным изменениям.

СКАЧОК – это переход от одного качества к другому (количество изменяется непрерывно, а качество изменяется скачкообразно).

Предметы многокачественны, но есть ведущее качество, сущность предмета. Например, я – человек, белорус, студент, покупатель и т.д.. Главное качество – человек. Любое качество проявляет себя через свойства. Приведите свои примеры.

Предметы и явления всегда представляют собой систему состоящую из элементов, связанных устойчивыми связями, т.е. структурой, поэтому переход к новому качеству (скачок) –это изменение связей между элементами системы (т.е. структуры). Это ведет к изменению и самих элементов и, в итоге, к новому предмету (возникает новое качество). Приведите примеры.

Формы скачков: 1) общие (или взрывные) – когда ломается вся структура, все связи системы; 2) частные (или постепенные), когда рвутся отдельные связи структуры. Форма скачка зависит: а) от внутренней природы предмета и б) от внешних условий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.