КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни, методы и формы научного познания
Специфика научного познания состоит в том, что оно стремится дать целостную, рационально-теоретически организованную систему знаний о мире. Для достижения этого само научное познание должно быть упорядочено. Структура научного познания включает определенные уровни научного исследования: 1. эмпирический; 2. теоретический; 3. метатеоретический. Если обыденное познание пользуется, так называемым, методом проб и ошибок, то в науке есть целая система методов познания. Бэкон Ф. сравнивал метод с фонарем, освещающим путь. «Метод» так и переводится как путь, способ познания или преобразования мира, совокупность приемов и операций для освоения действительности. Наука о методах – методология. Роль методологии выполняет философия. Классификация методов: 1. частнонаучные; 2. общенаучные; 3. философские. 1. Эмпирический уровень научного познания Он связан с исследованием объектов в процессе прямого или косвенного (приборы) взаимодействия с ними, т.е. опирается на чувственное познание При этом формируются эмпирические методы: 1. наблюдение; 2. эксперимент; а также измерение и сравнение. Цели наблюдения и эксперимента ставятся на рациональном уровне. В результате мы получаем такую форму эмпирического познания как научный факт. Знания в форме научных фактов констатируют количественные и качественные характеристики объектов и явлений. 2. Теоретический уровень научного познания. Он имеет место тогда, когда из имеющихся знаний выводятся новые, без непосредственного обращения к объекту. При этом используются теоретические методы: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному; Объект абстрактные понятия, фиксирующие отдельные конкретное, т.е.
2. сочетание исторического (описание развития по порядку) и логического (выведение закономерностей исторического развития) методов; 3. гипотетико-дедуктивный метод (выдвигаем общую гипотезу и смотрим, что она может объяснить, т.е. от общего идем к частному); 4. аксиоматический метод; 5. методы математизации, формализации, абстрагирования и обобщения и др., например, системно-структурный, методы синергетики… Никакое научное познание невозможно также без использования общелогических методов (приемов) познания: - анализ (разделение целого на части на практике или мысленно) и синтез (соединение); - абстрагирование и обобщение; - индукция и дедукция; - аналогия и моделирование и др. (найти самим). 3. Метатеоретические основания науки Приставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто. Метатеоретические основания науки – это принципы, объясняющие развитие не отдельных научных уровней или конкретных наук, а принципы функционирования любого научного знания. Т.е. метатеоретические основания науки – это уровень общенаучного и философского знания. На этом уровне формируются: -- научная картина мира (НКМ); -- идеалы и нормы исследования; -- философские принципы и др. НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется. В целом в науке как общенаучная доминировала механистическая картина мира. Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности. Их можно разделить на 3 группы: 1. идеалы и нормы описания и объяснения; 2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний; 3. идеалы и нормы организации знаний. Развитие научных знаний Обычно становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной теории. Поэтому говорят не о становлении теории, а о росте научного знания.
Парадигма (от греч. Образец) – совокупность ведущих представлений и методов научного познания на данном отрезке эволюционного развития науки. Затем наступает этап научной революции и происходит смена парадигм. Научная революция открывает новые объекты и методы исследования. …большую роль играют традиции и новации в науке… Итак, наука – единство постепенных количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных революций. Примеры научных революций: гелиоцентрическая система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |