КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура занятия. Исходный уровень знаний и умений
Исходный уровень знаний и умений. По выполнению практической работы № 4 по теме И Н С Т Р У К Ц И Я Основные знания, умения учащихся. 9.1. Изучив тему, учащиеся должны знать:
1. Основные методы внутрилабораторного контроля. 2. Иметь понятия об этапах контроля качества лабораторных исследований.
9.2. Основные умения учащихся:
1. Провести параллельные, дублированные, смешанные пробы. 2. Обработать статистические данные по формулам.
«Введение. Понятие о контроле качества в лабораторной диагностике». Цели занятия: 1. Сформировать понятие о контроле качества в лабораторной диагностике. 2. Изучить этапы контроля качества. 3. Изучить классификацию ошибок внелабораторного и внутрилабораторного контроля. 4. Изучить критерии контроля качества лабораторных исследований. 5. научить проводить расчеты по формулам для статистической обработки данных.
Учащийся должен знать: 1. Основные методы внутрилабораторного контроля. 2. Иметь понятие об этапах лабораторных исследований.
Учащийся должен уметь: 1. Провести параллельные, дублированные, смешанные пробы. 2. Обработать статистические данные по формулам.
1. Теоретическая часть:
Контроль качества лабораторных исследований – это система мер по контролю, направленных на количественную оценку точности, сходимости, воспроизводимости и правильности лабораторных исследований на всех этапах их осуществления – от периода подготовки пациентов к процедуре взятия крови до использования полученных результатов в клинике. Осуществляется ежедневно и включает следующие этапы: 1. Преаналитический (подготовка пациента, взятие биологического материала, его предварительная обработка, транспортировка и хранение). 2. Аналитический (контроль процедур: дозирования; проведения реакций, т.е. перемешивания; термостатирования; соблюдения необходимого времени реакции; измерения и др.), расчет результатов. 3. Постаналитический (на этом этапе обращают внимание на правильность оформления бланка с результатами, их лабораторно-клиническую интерпретацию, доведение полученной информации до сведения врача). На каждой из этих этапов могут возникать ситуации, приводящие в последующем к ошибкам определения показателей лабораторных тестов, диагностики и лечения.
Основная цель программы контроля лабораторных показателей – выявить и устранить ошибки. Ошибки обычно разделяют на две основные группы: 1) внелабораторные, 2) внутрилабораторные. Доаналитические (внелабораторные) ошибки составляют около 20% всех ошибок. Их подразделяют на основные группы: - концелярские ошибки; - ошибки, связанные с состоянием пациента и его подготовкой к исследованию; - ошибки взятия проб; - хранения биологического материала; - хранения и чистоты реактивов, инструментов и посуды,
Внелабораторные, доаналитические ошибки вызываются суточными и сезонными колебаниями концентрации метаболитов в биологических жидкостях (крови, моче и др.), индивидуальными, возрастными, половыми особенностями, характером питания, состоянием нервной системы, влиянием физической активности. Результаты лабораторного анализа во многом зависят от того, насколько правильно соблюдаются правила взятия биологической жидкости и подготовки проб на исследование. Для хранения образцов биологических жидкостей требуются специальные контейнеры. Кровь, собранную в одну пробирку, не следует переливать в другую, так как это может явиться источником новых ошибок. Уровень биологической жидкости, взятой в специальную пробирку, не должен превышать соответствующую, нанесенную на ней линию, так как это может привести к ошибкам, связанным с подготовкой пробы. Для выполнения некоторых тестов требуется соблюдение специальных условий сбора и хранения проб (например, в случае определения газов крови пробы должны быть направлены в лабораторию "на льду"). Задержка в доставке в лабораторию исследуемого биоматериала также может привести к ошибкам. К внелабораторным ошибкам приводит прием больными лекарственных веществ. На результаты лабораторных исследований могут оказывать влияние не только сами лекарственные вещества, но также промежуточные или конечные продукты их метаболизма (например, метаболиты пенициллина ложно повышают значение концентрации белка в моче). Внутрилабораторные ошибки могут быть объективными и субъективными. Объективные ошибки часто связаны с некачественным стандартом, неправильным его приготовлением и калибровкой прибора, неправильными расчетами. Такие ошибки часто допускаются при несоблюдении сроков хранения и неправильном приготовлении и загрязнении реагентов. К объективным ошибкам может привести состояние измерительной аппаратуры и ее энергообеспечение. Такие ошибки зависят от метода и техники исследования. Субъективные ошибки – это ошибки, связанные непосредственно с исполнителем, его квалификацией и вниманием. Исследование необходимо выполнять строго по инструкции, соблюдать все этапы. Проводить измерение на приборе только после изучения устройства и правил эксплуатации прибора. Пробирки и измерительные кюветы должны быть чистыми и сухими. При работе вручную лаборанты нередко допускают индивидуальные ошибки при пипетировании, при взятии биологического материала, реагентов. Из суммы всех перечисленных ошибок складывается интегральная ошибка, выражающаяся в неточности конечного результата. Возникающие в ходе всего исследования ошибки, согласно существующей классификации, принято подразделять на грубые, случайные, систематические. Грубые ошибки констатируют в тех случаях, когда результаты анализа претерпевают значительные отклонения от области патологии. Для случайных ошибок характерно отсутствие закономерности в их появлении, а для систематических – одинаковые по знаку отклонения показателей исследуемого теста – либо в сторону завышения, либо занижения.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |