Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура занятия. Исходный уровень знаний и умений




Исходный уровень знаний и умений.

По выполнению практической работы № 4 по теме

И Н С Т Р У К Ц И Я

Основные знания, умения учащихся.

9.1. Изучив тему, учащиеся должны знать:

 

 

1. Основные методы внутрилабораторного контроля.

2. Иметь понятия об этапах контроля качества лабораторных исследований.

 

9.2. Основные умения учащихся:

 

 

1. Провести параллельные, дублированные, смешанные пробы.

2. Обработать статистические данные по формулам.

 

 

«Введение. Понятие о контроле качества в лабораторной диагностике».

Цели занятия:

1. Сформировать понятие о контроле качества в лабораторной диагностике.

2. Изучить этапы контроля качества.

3. Изучить классификацию ошибок внелабораторного и внутрилабораторного контроля.

4. Изучить критерии контроля качества лабораторных исследований.

5. научить проводить расчеты по формулам для статистической обработки данных.

 

 

Учащийся должен знать:

1. Основные методы внутрилабораторного контроля.

2. Иметь понятие об этапах лабораторных исследований.

 

Учащийся должен уметь:

1. Провести параллельные, дублированные, смешанные пробы.

2. Обработать статистические данные по формулам.

 

 

1. Теоретическая часть:

 

Контроль качества лабораторных исследований – это система мер по контролю, направленных на количественную оценку точности, сходимости, воспроизводимости и правильности лабораторных исследований на всех этапах их осуществления – от периода подготовки пациентов к процедуре взятия крови до использования полученных результатов в клинике. Осуществляется ежедневно и включает следующие этапы:

1. Преаналитический (подготовка пациента, взятие биологического материала, его предварительная обработка, транспортировка и хранение).

2. Аналитический (контроль процедур: дозирования; проведения реакций, т.е. перемешивания; термостатирования; соблюдения необходимого времени реакции; измерения и др.), расчет результатов.

3. Постаналитический (на этом этапе обращают внимание на правильность оформления бланка с результатами, их лабораторно-клиническую интерпретацию, доведение полученной информации до сведения врача).

На каждой из этих этапов могут возникать ситуации, приводящие в последующем к ошибкам определения показателей лабораторных тестов, диагностики и лечения.

 

Основная цель программы контроля лабораторных показателей – выявить и устранить ошибки. Ошибки обычно раз­деляют на две основные группы: 1) внелабораторные, 2) внутрилабораторные. Доаналитические (внелабораторные) ошибки составляют около 20% всех ошибок. Их подразделяют на ос­новные группы: - концелярские ошибки;

- ошибки, связанные с состоянием пациента и его подго­товкой к исследованию;

- ошибки взятия проб;

- хранения биологического материала;

- хранения и чистоты реактивов, инструментов и посуды,
необходимых для взятия биологического материала.

 

Внелабораторные, доаналитические ошибки вызываются суточными и сезонными колебаниями концентрации мета­болитов в биологических жидкостях (крови, моче и др.), индивидуаль­ными, возрастными, половыми особенностями, характером питания, состоя­нием нервной системы, влиянием физической активности.

Результаты лабораторного анализа во многом зависят от того, насколько правильно соблюдаются правила взятия биологической жидкости и подготовки проб на исследование.

Для хранения образцов биологических жидкостей требуются специальные контейнеры. Кровь, собранную в одну пробирку, не следует переливать в другую, так как это может явиться источником новых ошибок. Уровень биологической жидкости, взятой в специальную пробирку, не должен пре­вышать соответствующую, нанесенную на ней линию, так как это может привести к ошибкам, связанным с подготовкой пробы.

Для выполнения некоторых тестов требуется соблюдение специальных условий сбора и хранения проб (например, в случае определения газов крови пробы должны быть направлены в лабораторию "на льду"). Задержка в доставке в лабораторию исследуемого биоматериала также может привес­ти к ошибкам.

К внелабораторным ошибкам приводит прием больными лекарственных веществ. На результаты лабораторных исследований могут оказывать влия­ние не только сами лекарственные вещества, но также промежуточные или конечные продукты их метаболизма (например, метаболиты пенициллина ложно повышают значение концентрации белка в моче).

Внутрилабораторные ошибки могут быть объективными и субъективными. Объективные ошибки часто связаны с некачественным стандартом, неправильным его приготовлением и калибровкой прибора, неправильными расчетами. Такие ошибки часто допускаются при несоблюдении сроков хранения и неправильном приготовлении и загрязнении реаген­тов. К объективным ошибкам может привести состояние измерительной аппа­ратуры и ее энергообеспечение. Такие ошибки зависят от метода и техни­ки исследования.

Субъективные ошибки – это ошибки, связанные непосредственно с ис­полнителем, его квалификацией и вниманием.

Исследование необходимо выполнять строго по инструкции, соблюдать все этапы. Проводить измерение на приборе только после изучения уст­ройства и правил эксплуатации прибора. Пробирки и измерительные кюве­ты должны быть чистыми и сухими. При работе вручную лаборанты нередко допускают индивидуальные ошибки при пипетировании, при взятии биологи­ческого материала, реагентов. Из суммы всех перечисленных ошибок скла­дывается интегральная ошибка, выражающаяся в неточности конечного результата.

Возникающие в ходе всего исследования ошибки, согласно существующей классификации, принято подразделять на грубые, случайные, системати­ческие.

Грубые ошибки констатируют в тех случаях, когда результаты анализа претерпевают значительные отклонения от области патологии.

Для случайных ошибок характерно отсутствие закономернос­ти в их появлении, а для систематических – одинаковые по знаку отклонения показателей исследуемого теста – либо в сторону завышения, либо занижения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.