Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма организации учебного процесса: практическое занятие




К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Тема: «Общая гистология. Понятие о ткани. Классификация тканей. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация, источники развития, строение».

 

 

Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………..
«___» _____________2007 г.
  Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава  
д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….
  Составитель: к.м.н., ст. преподаватель Е. А. Хапилина

 

Красноярск

1.Тема занятия: «Общая гистология. Понятие о ткани. Классификация тканей. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация, источники развития, строение».

 

3. Значение темы: На данном занятии начинается изучение тканей организма. На занятии необходимо уделить внимание некоторым общим вопросам: определению понятия «ткань», классификация ткани, способности к регенерации и реактивным изменениям тканей.

Знание характерных морфологических признаков эпителиальных тканей в норме помогает разобраться в сущности многих патологических процессов, правильно поставить диагноз и прогнозировать исход болезни.

 

4. Цели обучения:

4.1 Общая цель: Познакомиться с понятием «ткани», общими принципами организации, и классификации тканей. Знать основные признаки, присущие эпителиальным тканям. Подробно ознакомиться со строением, видами, локализацией, источниками развития однослойного эпителия.

4.2 Учебные цели:

1. Иметь представление о принципах строения, классификации тканей, о тканевом гомеостазе, основе кинетики клеточных популяций, регенерации тканей.

2. Знать структурную организацию эпителиальных тканей, их признаки, классификацию.

3. Уметь определять эпителиальную ткань, а так же виды однослойного эпителия на микроскопическом уровне.

 

4.3 Психолого-педагогическая цель: Воспитывать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал.

Уделить большое внимание самостоятельной работе студентов. На основе полученных знаний и самостоятельного осмысления сложных процессов, протекающих в живом организме, у студента вырабатывается способность к логическому мышлению, что необходимо в его дальнейшей учебной и практической деятельности.

5. Место проведения практического занятия: учебная комната

6. Оснащение занятия: таблицы, схемы, микроскопы, препараты № 108, 88, 93, электронная версия атласов.

 

7. Хронокарта занятия (продолжительность 135 минут):

№ п/п Описание этапа Время Цель этапа Оснащенность Ответствен ный
  Организационный этап 3 мин. 1. Отметить отсутствующих 2. Мотивация темы Учебная комната Дежурный группы Преподаватель
  Определение исходного уровня знаний 25 мин.     Разбор основных вопросов теории и практики 1. Контрольные вопросы 2. Таблицы 3. Компьютер 4. Схемы Преподаватель
  Самостоятельная работа 75 мин.   1. Изучение гистологических препаратов с зарисовками (карта ООД, приложение №4) 2. Компьютер ные программы 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Альбомы 4. Карандаши 5. Ручки 6. Компьютер     Преподаватель Дежурный группы
  Определение конечного уровня знаний 20 мин.     1. Закрепление изученного материала 1. Вопросы для самоподготовки (приложение №1) 2. Тестовые задания (приложение №2) 3. Ситуационные задачи (приложение №3) Преподаватель
  Подведение итогов 10 мин. 1. Подписание рисунков 2. Коррекция рисунков 3. Проставление оценок   Альбом Преподаватель
  Домашнее задание 2 мин. Тема: Многослойный эпителий. Железистый эпителий 1. Лекции 2. Учебные пособия 3. Методическая разработка по самоподготовке Преподаватель

 

8. Аннотация:

В начале занятия необходимо дать четкое определение понятию «ткань». Выделить основные группы тканей, указать источники происхождения. Далее перейти к полной характеристике эпителиальной ткани, указать основные признаки, расшифровать их.

Следует подчеркнуть, что ткань это система организма, реагирующая на любые воздействия внешней и внутренней среды как единое целое. В состав ткани входят, как правило, несколько дифферонов клеток, их производные. Студент должен запомнить определение клеточного дифферона, знать его составные части. Далее следует разобрать основные вопросы по эпителиальной ткани. Эпителиальные ткани покрывают поверхность тела, выстилают слизистые и серозные оболочки внутренних органов, а также, образуют большинство желез. Их разделяют на две большие группы: покровные и железистые.

Студент должен уяснить основные свойства эпителиальной ткани (морфологические признаки):

1. Эпителиальные клетки объединяются в непрерывные пласты,
лежащие на базальной мембране;

2. Между клетками нет межклеточного вещества и соединены они
между собой с помощью прочных контактов (десмосом,
замыкательных пластинок и т.д.)

3. Клетки обладают полярностью (в однослойных эпителиях выделяют
апикальный и базальный полюса, а в многослойных - разное
строение слоев клеток).

4. Эпителий не содержит кровеносных сосудов и питание его
осуществляется диффузно через базальную мембрану со стороны
подлежащей соединительной ткани.

5. Эпителий обладает высокой регенераторной способностью.

Затем следует подчеркнуть отличия однослойного и многослойного эпителия. Однорядного и многорядного эпителия. Рассмотреть классификации эпителия:

1. Но происхождению (эпидермальный тип, энтодермальный.
ангиодермальный. целлонефродермальный, эпендимоглиальный)

2. Морфофункциональная классификация.

Затем более подробно рассмотреть однослойный эпителий, его виды. место локализации. Указать на присутствие в эпителиальных тканях органоидов специального значения (реснички, микроворсинки), которые обуславливают функцию клеток и органов, которые выстланы этим эпителием.

Следует так же рассмотреть возрастные особенности однослойного эпителия, особенности регенерации того или иного эпителия, выполняемую функцию.

9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)

 

10. Тестовые задания по теме (приложение №2)

 

11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)

 

12. Рекомендации по УИРС:

 

Темы рефератов:

1. Виды клеточных дифферонов в эпидермисе, их функция и особенности строения.

2. Развитие различных видов эпителия.

3. Регенерационная способность эпителиальных тканей.

4. Процесс ороговения многослойного эпителия.

Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.

 

13. Перечень практических умений:

(смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности стоматология).

 

14. Список литературы:

Основная литература:

  1. Данилов Р.К. Гистология человека в мультимедиа: Учебник/Р.К. Данилов, А.А. Климов, Т.Г. Боровая. – 2- изд. – СПб: Элби_СПб, 2004. – 361с.

 

Дополнительная литература:

  1. Быков В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека: Учебное пособие/В.Л. Быков. – 2-изд., испр. – СПб: Специальная литература, 1999. – 247с.
  2. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская медицинская академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. – 128с.

 

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/Ред. С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “стоматология”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова и д.р.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.

4. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “стоматология”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.

5. Ситуационные задачи для студентов/сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова и д.р.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.

Приложение №1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.