Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛПЗ №5: деление клеток




Цель занятия:

· Усвоить способы деления клетки

· Изучить структуры ответственные за деление клетки

· Выяснить биологическое значение различных способов деления клетки.

Задания:

· Изучить препарат «Растительные клетки кожицы лука» рассмотреть их и зарисовать при большом увеличении;

· Изучить препарат «Нейроны спинномозгового узла», рассмотреть нейроциты и зарисовать их при большом увеличении;

· Изучить препарат «Центросомы в делящихся яйцах лошадиной аскариды» при большом увеличении, сделать обозначения.

· Изучить препарат «Амитоз в эпителии мочевого пузыря»

 

Рис. 7 Растительные клетки кожицы лука. Ув 40х

 

 

Рис. 8 Нейроны спинномозгового узла. Ув. 40

 

 

Рис. 9 Центросомы в делящихся яйцах лошадиной аскариды Ув. 40х

 

Рис. 10 Амитоз в эпителии мочевого пузыря в 40х

 

РАЗДЕЛ «ЭМБРИОЛОГИЯ»

 

ЛПЗ № 6: ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ

Цель занятия:

· Усвоить отличительные особенности половых клеток от соматических клеток

· Изучить процессы сперматогенеза и оогенеза

· Выяснить биологическое значение мейоза.

 

Задания:

· На препарате «Сперматозоиды петуха» при малом увеличении найти скопление спермиев, затем рассмотреть их при большом увеличении;

· Изучить препарат «Семенник барана» при большом увеличении и отметить на рисунке его структуры;

· Просмотреть препарат «Яичник млекопитающих» и выбрать фолликулы, в которых видна яйцеклетка с ядром и другие структуры, последовательно отражающие этапы роста ооцита и перестройку окружающих его оболочек;

· Заполнить таблицу «Отличия процесса спермиогенеза от процессов оогенеза» рисовать схему яичника и семенников, в которых отражены все стадии развития фолликулов и спермиев;

· Дополните рисунки 9,13.

 

 

Рис. 11 Сперматозоиды петуха Ув.40х

 

Рис. 12 Строение сперматозоида

 

 

 

Рис.13 Семенники барана Ув. 10х

 

Рис. 14 Семенники барана Ув. 40х

 

 

Рис. 15,16 Строение яйцеклетки Ув. 40х

 

 

 

 

Таблица 2. Отличие процесса спермиогенеза от процессов оогенеза

 

  Спермиогенез Оогенез
Начало генеза      
Периоды Развития      
Количество развивающихся клеток из одного (й) клетки      
Размеры          
       

 

 

ЛПЗ № 7: РАЗВИТИЕ ЛАНЦЕТНИКА И АМФИБИЙ

 

Цель занятия:

· Изучить периоды эмбриогенеза и ознакомиться с основными эмбриологическими терминами на примере ланцетника

· Сравнить развитие ланцетника и амфибии

· Распознавать зародыши на ранних стадиях эмбриогенеза – оплодотворения, дробления, гаструлы.

Задания: По муляжам, плакатам и демонстрационными препаратам разобрать следующие вопросы:

· Заполнить таблицы «Классификация типов яйцеклеток»;

· Заполнить таблицу «Классификация типов дробления»;

· Заполнить таблицу типы и строение бластул, гаструла; типы гаструляции;

· Зарисовать этапы эмбрионального развития ланцетника;

· Решить ситуационные задачи.

 

Таблица 3. Классификация яйцеклеток

Название Описание Принадлежность
по количеству желтковых включений
Алецитальные      
Олиголецитальные      
Полилецитальные      
по распределению желтковых включений в цитоплазме яйцеклетки
Изолецитальные      
Центролецитальные      
Мезолецитальные      
Телолецитальные    

 

Таблица 4. Классификация типов дробления

 

Название Описание Принадлежность
По полноте деления зиготы
Полное      
Неполное    
По размерам образующихся бластомеров
Равномерное    
Неравномерное    
Временным интервалам между делениями
Синхронное      
Асинхронное      

 

Таблица 5 Способы образования гаструл

Название Описание Принадлежность
Инвагинации (впячивание)    
Эпиболия (обрастание)      
Иммиграция (выселение)      
Деляминация (расслоение)      

 

 

1. Проникновение одного сперматозоида в яйцеклетку млекопитающих предотвращает возможность проникновения остальных сперматозоидов. Назовите вид оплодотворения и что препятствует проникновению в одну яйцеклетку более одного сперматозоида?Ответ: 2. Яйцеклетка содержит мало желтка и распределен он равномерно. Определите тип яйцеклетки, характер дробления, вид бластулы будущего зародыша. Каким представителям животного мира свойственны такие яйцеклетки?Ответ: 3. Даны два зародыша одного вида животных. Один на стадии двух бластомеров, другой на стадии морулы. Какой зародыш больше по массе?Ответ: 4. В результате дробления у одного зародыша образуется микро- и макробластомеры. Для каких яйцеклеток характерно наличие таких бластомеров?Ответ: 5. У зародыша дробление отмечено только на анимальном полюсе. Как называется такой вид дробления и тип яйцеклетки?Ответ: 6. Желтка в яйцеклетке много, концентрируется на вегетативном полюсе. Как называется такая яйцеклетка и для какого класса животного мира она характерна?Ответ: 7. В условном эксперименте микроманипулятором разрушили дерматом. Нарушение развития, какой ткани вызовет это воздействие?Ответ:

 

 

 

Рис. 17 Бластула лягушки Ув40х

 

 

 

Рис. 18 Гаструла лягушки ув.40х

 

 

Рис. 19 Нейрула лягушки Ув. 10Х

 

 

ЛПЗ № 8: ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПТИЦ

 

Цель занятия:

· Усвоить особенности строения яйцеклетки птиц;

· Усвоить этапы эмбриогенеза птиц на примере развития куриного зародыша;

· Отметить общие и отличительные черты эмбриогенеза птиц и других животных.

 

Задания:

· Разобрать муляж и музейный препарат этапов эмбриогенеза птиц;

· Зарисовать этапы в рабочую тетрадь и обозначить все структуры, заполнить таблицу;

· Изучить под малым и большим увеличением микроскопа препараты, отражающие разные стадии развития куриного зародыша;

· Решите ситуационные задачи.

 

 

Рис. 20 Схема развития яйца птицы  

 

 

Рис. 21 Яйцо курицы, вскрытое в начале инкубации 1- 2- 3-     Рис.22 Инкубированное яйцо курицы 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9-

 

 

 

рис.23 Формирование зародышевых листков курицы.

 

Ситуационные задачи

 

1. В результате дробления зародыша возникла целобластула. Определите тип яйцеклетки и характер дробления. 2. Желтка в яйцеклетке много, концентрируется на вегетативном полюсе. Как называется такая яйцеклетка и для какого класса животного мира она характерна?

 

 

3. В эксперименте у зародыша цыпленка нарушен процесс срастания амниотических складок. Образование, каких провизорных органов будет нарушено?

 

4. При развитии цыпленка образуется амниотическая складка. Какими зародышевыми листками она представлена, и какие оболочки она образует?

5. В эксперименте у зародыша птицы на стадии гаструлы блокирован процесс перемещения клеток через первичную полоску. Развитие, какого зародышевого листка будет нарушено? 6. Дробление зиготы дискоидальное. Определите тип яйцеклетки и для каких классов животных характерно такое дробление?

Рис. 24 Сомиты и нервная трубка курицы Ув.10х

 

Рис. 25 Сомиты и нервная трубка курицы Ув.40х

 

 

ЛПЗ № 9: ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

 

Цель занятия:

· Усвоить этапы эмбриогенеза млекопитающих;

· Выявить связь эмбриогенеза с морфологией яйцеклетки, характером строения плаценты у различных видов животных.

 

Задания:

· Разобрать этапы эмбриогенеза различных видов млекопитающих по таблицам, стендам, иллюстрациям и музейным препаратам;

· Сравнить эмбриогенез млекопитающих и птиц, заполнить таблицу сходства и отличия провизорных органов;

· Разобрать строение различных типов плацент, заполнить таблицу;

· Решите ситуационные задачи.

.

 

 

Таблица 6 Провизорные органы птиц и млекопитающих

 

Провизорные органы Птицы Млекопитающие Функции
Амнион          
Желточный мешок          
Аллантоис      
Серозная оболочка          
Хорион        
Плацента          

 

 

Таблица 7 Типы плацент

 

Название   Особенности Принадлежность  
     
     
       
     

 

Таким образом, у млекопитающих имеются:

4 зародышевых листка 4 осевых органа 4 провизорных органа
     
     
     
     

 

1. В условном эксперименте блокировано перемещение клеточного материала через первичную полоску и головной узелок. Какое нарушение в развитии зародыша вызовет это воздействие? 2. У зародышей развиты все провизорные органы, желточный мешок, амнион, серозная оболочка и аллантоис. К какому классу животных следует отнести эти зародыши? 3. В результате 2-го дробления у приматов образуется три различных по величине бластомера. Определите тип дробления зиготы. 4. Зародыш состоит из 8 бластомеров. Определите приблизительный срок беременности и место нахождения зародыша. 5. В зародыше млекопитающего образуется полость и происходит дифференцировка бластомеров. На какой стадии развития находится зародыш? Где это происходит? Какие образования являются результатом дифференцировки? 6. Для развития крупного рогатого скота характерно развитие эмбриобласта, который на второй неделе развития дифференцируется на два слоя. Как называются эти слои, и какими гистологическими они образованы?7. Зарегистрировано начало прикрепления зародыша крупного рогатого скота. На какой стадии находится зародыш? Каков возраст зародыша? 8. У зародыша млекопитающих началась закладка осевых органов. Каков возраст зародыша?

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

К РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

 

 

Краткий эмбриологический словарь

Аллантоис - внезародышевый орган, принимающий участие в газообмене и экскреции у рептилий и птиц. У зародыша человека имеют значение сосуды аллантоиса.

Амнион (амниотическая оболочка) - внезародышевый орган, создающий жидкостную среду для развития плода. Состоит из однослойного эпителия и соединительной ткани, связывающей амнион с хорионом.

Бластомер - клетка зародыша, образующаяся в результате дробления оплодотворенной яйцеклетки - зиготы.

Бластоциста - ранняя стадия развития зародыша человека, на которой зародыш имеет форму пузырька. Наружную стенку пузырька образуют клетки трофобласта, полость пузырька заполнена жидкостью, а к внутренней стороне трофобласта в виде зародышевого узелка прикрепляется эмбриобласт.

Бластула - стадия развития зародыша, которой заканчивается процесс дробления бластомеров, зародыш имеет форму диска или полого шара, в котором различают бластодерму и бластоцель, заполненную жидкостью.

Висцеральный листок мезодермы (висцеральная спланхномезодерма) - внутренний, обращенный к энтодерме, листок спланхнотома.

Внутренняя клеточная масса (эмбриобласт) - темные, расположенные на внутренней стороне стенки бластоцисты бластомеры, дающие начало телу зародыша и всем внезародышевым органам, кроме трофобласта.

Гаструляция - сложный процесс размножения, перемещения и дифференцировки клеточного материала зародыша, приводящий к образованию зародышевых листков - эктодермы, энтодермы и мезодермы и началу формирования осевых зачатков органов.

Деламинация - способ гаструляции путем расщепления единого пласта бластодермы на два слоя клеток - наружный - эктодерму и внутренний - энтодерму.

Дерматом - дорсо-латеральный участок сомита, являющийся зачатком соединительнотканной основы кожи.

Дискобластула - бластула, образующаяся в результате неполного неравномерного дробления и дискоидального дробления.

Дробление - ряд последовательных митотических делений бластомеров без роста дочерних клеток.

Желточный мешок - внезародышевый орган, появляющийся в эволюции впервые у рыб; стенка желточного мешка у зародыша человека является местом образования первичных клеток крови, кровеносных сосудов, а также местом первичной локализации гонобластов.

Зигота - одноклеточный организм, имеющий диплоидный набор хромосом.

Иммиграция - способ гаструляции путем выселения клеток зародыша при образовании зародышевых листков и мезенхимы.

Имплантация - внедрение зародыша в слизистую оболочку матки.

Инвагинация - способ гаструляции путем вдавления бластодермы в основном в области дна бластулы.

Мезодерма - средний зародышевый листок, образующийся путем выселения и дифференцировки клеток эктодермы (у хордовых) и первичной полоски (у млекопитающих и человека), располагающихся в виде слоя клеток между экто- и энтодермой.

Миотом - дорсомедиальная часть сомита, дающая начало стволовым миогенным клеткам, из которых развивается скелетная мышечная ткань.

Морула - многоклеточный зародыш, представленный плотным скоплением бластомеров, находящихся на стадии дробления.

Нервная трубка - эмбриональный зачаток тканей всей нервной системы.

Нефротом - сегментированная часть мезодермы, расположенная между сомитами и спланхнотомом, из которой развивается мочеполовая система.

Овогония - исходная клетка для развития яйцеклетки, размножающаяся в эмбриональном яичнике и дающая начало овоциту I-го порядка в яичнике новорожденной девочки.

Овуляция - разрыв зрелого фолликула и выброс овоцита в брюшную полость.

Париетальный листок мезодермы (париетальная соматомезодерма) - поверхностный, обращенный к эктодерме, листок спланхнотома.

Первичная полоска - утолщенный участок центральной зоны эктодермы зародышевого щитка в каудальной области, из которого мигрируют клетки, образующие мезодерму.

Плацента - внезародышевый орган млекопитающих и человека, состоящий из плодной части - разрастающихся хориальных ворсинок (хориона ворсинчатого) и материнской части - видоизмененной слизистой оболочки матки, превращающейся в децидуальную оболочку.

Прехордальная пластинка - участок эктодермы, перемещающийся через дорсальную губу бластопора впереди хордальной пластинки и входящий в состав переднего отдела первичной кишки.

Серозная оболочка - провизорный орган, образуется при смыкании амниотических складок у зародышей рептилий и птиц.

Синцитиотрофобласт - поверхностный многоядерный слой трофобласта, покрывающий ворсинки хориона, образуется путем слияния клеток трофобластического эпителия.

Склеротом - вентромедиальный участок сомита, дающий начало мезенхиме.

Сомиты - участки (сегменты) дорсального отдела мезодермы, появляющиеся в процессе дифференцировки мезодермального пласта.

Спланхнотом - вентролатеральная часть мезодермы, не подвергающаяся сегментации, но расщепляющаяся на париетальный и висцеральный листки, между которыми формируется вторичная полость тела - целом.

Трофобласт - внезародышевый орган млекопитающих и человека, развивающийся из светлых бластомеров, обеспечивает имплантацию зародыша и его питание, формирует наружный покров хориальных ворсинок.

Хорда - спинная струна, развивающаяся у хордовых животных из энтодермы и функционирующая у взрослого животного; у зародыша человека хорда развивается из эктодермы и редуцируется в процессе развития костного скелета.

Хорион ворсинчатый - поверхность хориона, обращенная к основной отпадающей оболочке матки и несущая разветвленные вторичные и третичные ворсинки, участвующие в формировании плаценты.

Хорион гладкий - большая часть поверхности хориона, обращенная к пристеночной и сумочной отпадающим оболочкам матки, не имеющая ворсин.

Целом - вторичная полость тела зародыша, выстланная мезотелием.

Цитотрофобласт - клеточный, более глубокий слой эпителия, входящий в состав трофобласта хориальных ворсинок.

Эктодерма - наружный зародышевый листок 3-слойного зародыша.

Энтодерма - внутренний зародышевый листок 3-слойного зародыша.

Эпиболия - нарастание материала анимальной части бластулы на вегетативную с одновременным погружением последней внутрь гаструлы.

Яйцеклетка - женская половая клетка, образующаяся в результате овогенеза, содержащая ядро с гаплоидным набором хромосом; у большинства видов животных в цитоплазме содержит желточные включения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.