Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективы




Структура потребления газа в отраслях народного хозяйства.

 

№ п/п Наименование отрасли Потребление, млрд.куб.м От общего объема потребления, %
  Электроэнергетика 140,6  
  Металлургическая 28,6 7,9
  Агрохимическая промышленность 17,8 4,9
  Агропромышленный комплекс 10,1 2,8
  Нефтехимическая промышленность 6,1 1,7
  Коммунально-бытовые хозяйства 30,8 8,5
  Население 41,7 11,6
  Другие 85,0 23,6
  Россия всего 360,7  

 

По некоторым ситуация с природным газом гораздо благоприятнее, чем по ТЭК в целом. Причины этого - крупные преимущества природного газа перед другими видами топлива в экологическом отношении, возможность достижения при его использовании более высоких технологических показателей (например, кпд на электростанциях) и в целом особая технологичность природного газа, который, как уже отмечалось, при транспортировке представляет собой готовый к использованию продукт.

Сейчас появились предпосылки изменения сложившегося ценового баланса различных видов топлива и энергии. Электростанции, одни из самых крупных, но традиционно наименее эффективных ввиду взаимозаменяемости разных видов топлив контрагентов газовой промышленности при использовании современных парогазовых технологий, становятся его наиболее эффективными потребителями. Поскольку в других сферах применение газа также дает значительный эффект, то явно назревают изменения ценовой формулы в сторону увеличения его цены для поставщиков, что, однако, не приведет к снижению спроса, но позволит стимулировать реализацию новых проектов и тем самым обеспечит "гладкий" переход к использованию во все большем объеме потенциальных потребительских преимуществ природного газа.

Сложившаяся в России тенденция к снижению спроса на газ дает возможность за счет использования уже имеющейся транспортной инфраструктуры обеспечить развитие первоочередных экспортных проектов путем достройки концевых участков трасс, ведущих из центра страны к ее границам. Тем не менее, по мере восстановления внутреннего рынка и дальнейшего роста экспорта потребуется ввод новых, прежде всего экспортоориентированных газопроводов.

Основные объемы добычи газа приходятся ныне на уникальные по своим масштабам месторождения Западной Сибири, инвестиции в которые были осуществлены ранее. Но сейчас уже возникает, а в ближайшие годы значительно увеличится потребность во вводе новых мощностей как для компенсации падения добычи газа на этих месторождениях, так и для обеспечения прироста добычи под новые контракты. Здесь возможны варианты: либо ускоренный ввод в разработку новых месторождений (Ямал и Штокман), либо более интенсивное использование имеющихся и перспективных ресурсов в На-дым-Пур-Тазовском и прилегающих к нему районах. По-видимому, конкретные решения будут зависеть от многих факторов, в том числе от темпа нарастания потребности в освоении новых ресурсов, от возможностей привлечения инвестиций для такого освоения, от масштабов и результатов геологоразведочных работ в традиционных и новых районах, от местных и экологических факторов и т.п.

Наиболее существенно то, что в среднесрочной перспективе предельные затраты на реализацию экспортных проектов станут включать издержки по всей цепи газоснабжения. При этом практически при любом из вариантов конкретных решений в добыче повысится уровень затрат, которые можно условно оценить в 15-25 долл. за 1 тыс. куб. м.

Для окупаемости строительства магистральных транспортных систем протяженностью 4-4,5 тысяч и более километров (в том числе частично в северных условиях, а частично в европейских странах -и то, и другое является фактором удорожания) до основных экспортных потребителей транспортная компонента составит не менее 60 долл. за 1 тыс.куб. м. Конкретные оценки в немалой мере будут зависеть от уровней налогов, условий финансирования и сопряженных затрат (например, на обеспечение надежности и резервирования поставок).

Таким образом, проекты поставки газа на наиболее обещающие рынки при нынешних экспортных ценах будут на пределе окупаемости и даже могут стать убыточными. В данном случае при расширяющемся европейском рынке и растущей потребности в российском газе, но без изменения ценового паритета газовая промышленность может превратиться из высокодоходной отрасли, вносящей большой вклад в бюджет страны, в систему, в основном работающую саму на себя.

Явно недостаточно с экономических и правовых позиций проработаны вопросы транзита газа. Между тем, например, в 1992 г. 54% международных поставок газа по трубопроводам осуществлялось с использованием транзита через третьи страны. Несмотря на то что транзит получил столь широкое распространение, практически отсутствуют его международные юридически обязательные правила. Можно лишь отметить соглашение ВТО о транзите, но оно не затрагивает страны, не присоединившиеся к этой организации. Договор о Европейской энергетической хартии включает только обязательство не препятствовать транзиту в случае внутригосударственных конфликтов.

В России также ощущается необходимость развития специфического, ориентированного на газовую промышленность законодательства. Проект закона о нефти и газе до сих пор не принят. Правда, он был достаточно противоречив, поскольку в него пытались включить не только общие для этих отраслей вопросы (типа лицензирования), но и частные, по которым имеются значительные различия (прежде всего это относится к транспорту и поставкам продукции потребителю). В настоящее время с учетом происшедших изменений (введение закона РФ о естественных монополиях, создание Федеральной энергетической комиссии, а также ставшей все более понятной обществу роли ЕСГ в народном хозяйстве страны) представляется своевременными разработка и принятие специального закона о газоснабжении или о ЕСГ.

Кроме того, Неразвитая рыночная инфраструктура на российском рынке газа обусловлена отсутствием необходимых финансово-экономических условий для развития полноценного конкурентного рынка.

Инвесторы, которые могли бы вкладывать средства в потенциально конкурентную сферу деятельности (прежде всего в разработку и обустройство новых газовых месторождений) и тем самым создавать конкурентную среду в основополагающей производственной сфере, испытывают значительные финансовые риски и отсутствие достаточных гарантий эффективного возврата вложенных средств. Главным образом эти риски обусловлены тем, что общий уровень цен (тарифов) на газовом рынке определяется заниженными ценами (тарифами), директивно устанавливаемыми для регулируемого сектора рынка газа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.