КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная система стандартизации (ГСС). Основные положения государственной системы стандартизации. Концепции системы стандартизации России
История развития стандартизации и сертификации в России и за рубежом. Современные тенденции развития сертификации. Международная деятельность в области стандартизации, сертификации. Физические основы измерения качества цементирования скважин и технического состояния обсадных труб. Схемы и конструкции зондов акустического и гамма-гамма-методов и локаторов муфт. Причины погрешностей измерений. Метрологическое обеспечение метода. Акустика: Различие в скорости распространения упругой волны и на изменение ее амплитуды в зависимости от механических свойств окружающей среды. ГГМ-ц: Для определения высоты подъема цемента и выделения интервалов некачественного цементирования скважин, обсаженных колоннами большого диаметра при одновременной оценке коррозионного и механического износов труб обсадной колонны. Акустика схемы: трехэлементные (излучатель, 2 приемника или наоборот) либо компенсированные четырехэлементные зонды (2 излучателя, 2 приемника). Компенсированный зонд содержит третий приемник для фиксации муфт обсадной колонны при любом качестве сцепления цемента с колонной, запись фазокорелляционных диаграмм (ФКД). и т.п. ГГМ схемы: Погрешности: Нестабильность метрологических характеристик излучателей и приемников. Метрологическое обеспечение: Акустика: В качестве эталонных средств воспроизведения скорости распространения и коэф. затухания волн является комплект стандартных образцов – эталонных трубных волноводов (стаканы длиной 4м: из стали, стеклопластика,асбоцемента и полиэтилена). Методика калибровки основана на прямых измерениях интервального времени распространения и коэффициента затухания акустических волн, воспроизводимых эталонными зондами. Установки: УПАК-2М.
ГГМ: Эталонные средства измерений – модели пластов, пересеченных скважиной, или комплект имитаторов плотности. Измеряемый параметр – объемная плотность пород. Принципы стандартизации и взаимозаменяемости использовались с древних времен. В древнем риме водопроводы сооружали из труб строго определенного диаметра, в древнем египте для строительства пирамид использовали унифицированные блоки высокой точности. Первые нормы и правила на русской земле – прародители современных стандартов- можно найти в уставе князя Владимира Святославовича(996г.) и в «соборном уложение царя Алексея Михайловича!(1649 г.). с больши основание можно считать стандартами некоторые основные нормы, принятые указами Петра 1 (1686-1725 гг.). отсчет настоящей стандартизации в России нужно ввести с образованием комиссии мер и весов 1746г, ибо единые меры и являются первыми, устанавливающими однообразие, государственными стандартами. В 1918 г. Принят декрет совета народных комиссаров «о введение международной системы мер и весов». Советский период истории государственной стандартизации начинается с 1925г., с момента создания комитета по стандартизации при совете труда и обороны СССР. В 1939 г постановлением НК СССР утверждено «положение о комитете по делам мер и измерительных приборов при СНК СССР» 14 октября 1946 г в лондоне состоялась конференция, где была создана международная организация по стандартизации (ИСО). В 1987 г ИСО разработала серию стандартов ИСО 9000-ИСО 9004. В 1988 г СССР принял эти стандарты в качестве национальных под номерами ГОСТ 40.9001-88- ГОСТ 40.9003-88. С 1993 г работы по стандартизации в России осуществлялись на основе принятого Закона Российской Федерации «о стандартизации». По определению Европейской экономической комиссии и ИСО «действие, проводимое с целью подтверждения соответствия изделия или услуг определенным стандартам или техническим условиям», получило название сертификация.
В 70-х годах по инициативе технического комитета по надежности МЭЕ и ИСО были начаты работы по созданию международной системы сертификации, решалась задача по разработки торгово-правовой и законодательной связи стандартизации и сертификации, обеспечивающей регулирование отношений между потребителями и изготовителями, а также безопасность жизни, здоровья и имущества людей, и охраны окружающей среды. Был создан свод принципов сертификации, получивший название «кодекс принципов ИСО/МЭК по системам сертификации третьей стороной на соответствие стандартам». Для определение соответствия продукции и услуг установленным в стандартах требованиям необходимо проведение объективных испытаний и контроля, независимых от изготовителя и потребителя продукции. Отсюда следует, что эти испытания должны проводиться третьей стороной, которой является официальные испытательные лаборатории(центры), а также инспектирующие органы. Были разработаны международные критерии оценки компетентности испытательных лабораторий и инспектирующих производство органов. В европе насчитывается несколько сотен международных и региональных соглашений по сертификации, базирующихся на унифицированных стандартах и единых методах испытаний и сертификации. Сертификация продукции в СССР начала развиваться в 1979 г. в 1995 г образованна всемирная торговая организация ВТО. Деятельность рассмотренных международных организаций по метрологии, стандартизации и сертификации в условиях современного мира позволяет совершенствовать работы по обеспечению взаимосвязи между указанными тремя направлениями в целях повышение качества продукции и производственной деятельности. Комплекс современных проблем в установлении и применение требований к продукции и услугам как в обязательной форме, так и на добровольной основе, правовое регулирование отношений в области оценки их соответствия и пути решения указанных проблем нашли отражения в Законе Российской Федерации «о техническом регулирование» №184-ФЗ от 27.02.2002 с изменениями от 01.05.2007.
Стандартизация по определению ИСО/МЭК -это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности. Результатом работы по стандартизации является принятие стандарта. Стандарт - это нормативный документ, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, требования или методы, касающиеся конкретных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу. Стандарты разрабатывают как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ и т.д.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера. Стандарт - это самое целесообразное решение повторяющейся задачи для достижения определенной цели. Стандарты содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции и экономичности ее производства, а также повышения уровня ее взаимозаменяемости. Для усиления роли стандартизации в техническом прогрессе, повышения качества продукции и экономичности ее производства разработана Государственная система стандартизации (ГСС). Она представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, структуру органов и служб стандартизации, их права и обязанности, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства Российской Федерации, порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и соблюдением.
Основными целями стандартизации (ГОСТ 1.0-92): • защита интересов потребителей и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды; • повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства; • обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции; • содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства; • устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделении труда; • обеспечение безопасности народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; • содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Основные задачи стандартизации: обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками); • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды; • установление требований по совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; • согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов; • унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий; • установление метрологических норм, правил, положений и требований; • нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции; • установление требований к технологическим процессам, в том числе снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, а также обеспечения применения малоотходных технологий; • создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации; • нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.); • создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции; • содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации. 3. Правовые основы стандартизации. Международная организация по стандартизации (ИСО). Гармонизация стандартов При разработке отечественных стандартов учитываются рекомендации международных организаций по стандартизации. Головной международной организацией в области стандартизации является ИСО. Цель ИСО- содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Для достижения цели ИСО: принимает меры по облегчению координации и унификации национальных стандартов и разрабатывает рекомендации для комитетов- членов(комитетами –членами ИСО являются национальные организации по стандартизации, которые изъявили согласие выполнять требования устава и правил процедуры ИСО); разрабатывает стандарты ИСО, если их одобрили 75% комитетов-членов, участвующих в голосовании. В настоящее время ИСО определила наиболее актуальные стратегические направления: - установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок. - снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов. Оптимизация рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций - оказание эффективного содействия ВТО путем внедрения программы, ориентированной на переработку технических условий и поставку товаров в страны ИСО - стимулирование «самоподдерживающих» элементов указанной выше программы: поощрение создание новых стандартов для промышленности. Развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи(предполагается всячески способствовать включению требований к поставленной продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признание оценки соответствия) -забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации Одно их главных направлений обеспечения эффективности участия России в деятельности ИСО- своевременное и полное использование международных стандартов в отечественной практике. Поэтому использование международных стандартов приобретает особое значение при разработке аналогичных документов РФ. ГАРМОНИЗИРОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ- стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Стандарты могут быть гармонизированы на международном, региональном уровне, на двухсторонней и многосторонней основе. При присоединении к международным системам и соглашениям по сертификации РФ приняла в качестве государственных стандартов нормативные документов МЭК, ЕЭК ООН, тем самым гармонизировав их. Существует несколько способов введения требований зарубежных нормативных документов в государственные стандарты. Прежде всего это так называемый «метод обложки». Он состоит в том, что делается аутентичный (достоверный, «слово в слово») перевод текста стандарта и ему присваивается обозначение «ГОСТ Р» в национальной системе стандартизации. Примером использования «метода обложки» может служить ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «система менеджмента качества». В этом случае в предисловии к государственному стандарту указывается, аутентичные текст какого нормативного документа он представляет. В рассматриваемом случае- это международный стандарт ИСО 9001-2000 аналогичного названия.
4. Основы технического регулирования и стандартизации. Технический регламент (закон) о техническом регулировании в Российской Федерации”
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, согласно ФЗ «о техническом регулировании»- правовое регулирование отношений в области установления, применение и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозок, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К объектам технического регулирования относят: 1) продукцию (в том числе здания, строения, сооружения); 2) процессы производства, эксплуатации, хранения, реализации, перевозок и утилизации; 3) работу, услуги. Основными принципами технического регулирования В РФ изложены в ФЗ «о техническом регулировании». Основная цель ФЗ – обеспечить создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые устанавливают обязательные требования, и добровольных стандартов. Правовая сторона стандартизации в РФ определяется ФЗ «о техническом регулировании». Он регулирует на добровольной основе отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и использовании требований к объектам стандартизации. Согласно этому закону СТАНДАРТИЗАЦИЯ- деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Цели стандартизации: -повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдений технических регламентов. -повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. -обеспечение научно-техничего прогресса - повышение конкурентоспособности продукции, услуг. -рациональное использование ресурсов - техническая и информационная совместимость -взаимозаменяемость продукции -содействие соблюдению требований технических регламентов. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ- документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растенийф, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В технических регламнтах с учетом степени риска приченения вреда устанавливают обязательные минимально необходимые требования, способные обеспечить различные виды безопасности. Технических регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов и других объектов технического регулирования, а также требования к их характеристикам. В РФ предусмотрены общие и специальные технические регламенты. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений. Сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; Пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозок, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которым выше не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов. Примерами такого рода процессов являются геофизические работы, выполняемые геофизическими предприятиями с применением радиоактивных источников и взрывчатых веществ, а также хранение, перевозок и утилизация. Технический регламент содержит перечень объектов технического регулирования, в отношение которых устанавливаются его требования, а также правила, формы и предельные сроки оценки соответствия, с учетом степени риска; требование к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технических регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения объектов технического регулирования, но не к самой конструкции и исполнению, за исключением случаев, если невключение этих требований не обеспечивает достижение безопасности и защиты окружающей среды.
5. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. Данное определение дано в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 26.06.2008 N 102-ФЗ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ" (принят ГД ФС РФ 11.06.2008). Единство измерений необходимо для того, чтобы можно было сопоставить результаты измерений, выполненных в разных местах и в разное время, с использованием разных методов и средств измерений. Определение понятия «единство измерений» довольно емкое. Оно охватывает важнейшие задачи метрологии: унификацию единиц, разработку систем воспроизведения единиц и передачи их размеров рабочим средствам измерений с установленной точностью, проведение измерений с погрешностью, не превышающей установленные пределы и др. Единство измерений должно выдерживаться при любой точности измерений, необходимой владельцу процесса. Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации регламентированы Законом РФ «Об обеспечении единства измерений». ЗАКОН ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
всего 29 статей
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |