КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартизация. Предметом стандартизации является решение проблемы рациональной совместимости структурных составляющих народного хозяйства
Предметом стандартизации является решение проблемы рациональной совместимости структурных составляющих народного хозяйства. Может быть достигнута путём выявления действующих во взаимосвязи элементов конкретной системы (установление единой номенклатуры, норм, правил, терминов, требований), которые в последствии обеспечивают их эффективное и качественное взаимодействие в отрасли. Проблема неоправданного многообразия структурных составляющих народного хозяйства. Может быть решено путём учёта и систематизации их количества к минимальному (принцип унификации).
Унификация – рациональное уменьшение количества типов, видов, размеров объектов одинакового функционального назначения. Стандарты основываются на обобщённых результатах науки, техники, практического опыта и направлены на достижение пользы для общества. Нормативный документ (НД) – устанавливает правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определённого вида деятельности и их результатов. В комплект технической документации кроме стандарта могут входить следующие нормативные документы: · Правила по стандартизации (ПР.) – это НД, содержащий обязательный для исполнения свод правил. Например: монтаж оборудования, построение конструкций. · Рекомендации (Р) – положения, содержащие совет или указания. · Норма – положение, устанавливающие количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены. · Регламент – документ, принятый органом власти, в котором содержатся обязательные правовые нормы. · Технический регламент – содержит технические требования к объекту стандартизации. · Технические условия (ТУ) – содержат требования на одно конкретное изделие, материал, артикул продукции. В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткий срок, что позволяет оперативно внедрить в производство новую продукцию. Правовой основой стандартизации в России является ФЗРФ (О техническом регулировании) ФЗоТР. Закон о стандартизации, и закон о защите прав потребителей. В масштабе всей страны на всех уровнях производства и управления на основе комплекса государственных стандартов объединяет и упорядочивает работы по стандартизации – Государственная система стандартизации (ГСС).
Согласно статье 11 ФЗоТР целями стандартизации являются: · Повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущество физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учётом риска возникновения ЧС природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений. · Обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единство измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин, оборудования, их составных частей, комплектующих изделий), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований и измерений. · Содействие соблюдению требований технических регламентов. · Создание систем классификации и кодирование технико-экономической и социальной информации (каталогизация продукции (работ, услуг), обеспечение качества продукции, систем поиска и передачи данных, содействие работ по проведению работ по унификации).
Организация работ по стандартизации в РФ базируется на следующих принципах ФЗоТР (ст.12): · Принцип максимального учёта при разработке стандартов, законных интересов заинтересованных лиц (разработчики, потребители). · Принцип системности Система – совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых приводит к выполнению поставленной цели с максимальной эффективностью и наименьшими затратами. · Перспективность работ – обеспечивается опережающих стандартов, устанавливающих повышенные, по отношению к достигнутому нормы и требования к объектам стандартизации, которые будут оптимальны в будущем. Базой для опережающей стандартизации служит научно-технический прогресс. · Динамичная стандартизация обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, а так же своевременным пересмотром или их отменой. · Оптимизация при стандартизации заключается в определении наивыгоднейших параметров объектов стандартизации, а так же в разработке методов оптимизации, их унификации и усовершенствовании. · Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции. · Принцип гармонизации Гармонизация – приведение содержания стандарта в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции, услуг. · Чёткость формулировок положений стандарта. Не допускается двусмысленность толкований, норм и требований. · Эффективность стандартизации достигается за счёт социального и экономического эффекта. Экономический эффект дают стандарты, обеспечивающие экономию ресурсов, повышение надёжности. Социальный эффект создают стандарты, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей и окружающей среды. ·
Порядок разработки стандарта: 1) Организация разработки стандарта (ТК) 2) Разработка проекта стандарта (его первая редакция) 3) Разработка проекта стандарта (его окончательная редакция) 4) Государственная регистрация стандарта 5) Издание стандарта
ISO Неполитическая организация, которая занимается разработкой международных стандартов. Международные стандарты направлены на повышение качества и безопасности продукции, снижение технических барьеров в торговле. · Делают разработку, изготовление и поставку изделий и услуг более эффективным безопасными и хорошего качества · Способствуют торговле между странами и делают её более справедливой · Обеспечивают правительства технической базой для законодательства в области здравоохранения, безопасности, экологии, а так же оценки соответствия · Делают жизнь проще, предоставляя решения общих проблем · Распространяют инновации Коммитет-член – полноправные участники ISO. МЭК – международная электротехническая коммисия. Добровольная неправительственная. 1996 год. МСЭ – международная организация электросвязи. В её состав входят телефонные, коммуникационные ведомства разных стран. Координация разработки гармонизированных правил и рекомендаций ПРИЭ для построения и использования глобальных телесетей и их сервисах.
Государственный стандарт — основная категория стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. ПринимаетсяМежгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В настоящее время являются нормативными неправовыми актами. Стандарты, принятые до 1996 года являлись нормативно-правовыми актами и поэтому были обязательными для применения в тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. Для документов, принятых после 1996 года нормативность сама по-себе перестала означать обязательность документа. В настоящее время документ становится обязательным нормативно-правовым актом после регистрации в Минюсте. В Российской Федерации федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все стандарты должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. До 1 сентября 2011 года в период до принятия соответствующих технических регламентов закон предусматривал обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. C 1 сентября 2011 года все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение.
В государственных стандартах содержатся как обязательные так и желательные требования к стандартизации.
Стандарты отраслей (ОСТ) Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенций (отраслевого значения). Стандарты отраслей разрабатываются в случаях и на условиях, указанных в ГОСТ Р 1.0 (7.3.1). В частности, стандарты отраслей разрабатывают на организационно-технические и общетехнические объекты, продукцию, работы (процессы) и услуги, применяемые в отрасли, в том числе организацию проведения работ по отраслевой стандартизации, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.), организацию работ по метрологическому обеспечению в отрасли. Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственным органом управления в пределах своей компетенции по процедурам, установленным этим органом. При установлении процедур разработки и принятия стандартов отраслей рекомендуется предусматривать: - привлечение к разработке проектов стандартов отраслей предприятий и специалистов, специализирующихся по определенным видам продукции и технологии и обладающих в данной области наибольшим научно-техническим потенциалом, объемом информации и авторитетом; - создание условий для участия в обсуждении проектов стандартов отраслей широкого круга субъектов хозяйственной деятельности, на продукцию, работы или услуги которых требования этих стандартов будут распространяться; - согласование проектов стандартов отраслей с государственными органами управления, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольно-надзорные или разрешительные функции, в случаях, когда проекты стандартов устанавливают требования, относящиеся к компетенции названных органов; - принятие стандарта отрасли только при условии учета и оптимального сочетания в нем интересов отдельных субъектов хозяйственной деятельности и отрасли в целом. Примечание - Проекты стандартов отраслей, содержащие ссылки или извлечения со ссылками на государственные стандарты, включающие требования к продукции, работам (процессам) или услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии, а также содержащие ссылки или извлечения со ссылками на правила и нормы, установленные соответствующими государственными органами управления, могут с ними не согласовываться. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов отраслей - по ГОСТ Р 1.5. Перед принятием стандарта отрасли проводится его проверка на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим нормам и правилам, терминологическим требованиям, правилам построения, изложения и оформления стандартов. При принятии стандарта отрасли устанавливают дату его введения в действие с учетом сроков осуществления мероприятий по подготовке к применению стандарта. Срок действия стандарта отрасли, как правило, не устанавливают. По решению государственного органа управления отраслью срок действия стандарта отрасли может быть ограничен. Принятые государственным органом управления стандарты отраслей подлежат учетной регистрации в порядке, установленном в отрасли. Издание, переиздание, формирование и ведение фондов стандартов отраслей организуют государственные органы управления, принявшие их в пределах своей компетенции. Эти органы обеспечивают также пользователей информацией о стандартах отраслей и самими стандартами на договорной основе. Стандарты отраслей должны обеспечивать соблюдение обязательных требований государственных стандартов. Стандарт отрасли применяют на территории Российской Федерации предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему данный стандарт. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют стандарты отраслей на добровольной основе. Требования стандартов отраслей к продукции, работам (процессам) и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре. Контроль за соблюдением требований стандартов отраслей при наличии ссылки на них в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре организуют государственные органы управления отраслью в пределах своей компетенции. Требования стандартов отраслей подлежат своевременному приведению в соответствие с достижениями науки, техники и технологии, а также требованиями государственных стандартов. Порядок пересмотра (изменения) стандартов отраслей устанавливают государственные органы управления или по их поручению головные организации по стандартизации с учетом требований, изложенных в 3.3. Изменение к стандарту отрасли разрабатывают при изменении количественных значений или введении новых (дополнительных) требований, если они не приводят к нарушению взаимозаменяемости продукции по измененному стандарту с продукцией, выпускаемой по этому стандарту до внесения в него изменений. При внесении изменений в стандарт его обозначение сохраняется. 3Пересмотр стандарта отрасли осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости модернизируемой продукции с продукцией, выпускаемой по действующему стандарту. При пересмотре стандарту, разработанному взамен действующего, присваивается обозначение действующего стандарта с заменой в обозначении года принятия стандарта. Отмену стандарта отрасли осуществляет государственный орган управления, принявший этот стандарт, при снятии продукции с производства, прекращении выполнения работ, оказания услуг по данному стандарту, а также при введении в действие государственного стандарта, распространяющегося на тот же объект стандартизации и устанавливающего такие же или более высокие требования. Информацию о принятых и отмененных стандартах отраслей представляют в Госстандарт России в порядке, им установленном.
Стандарты предприятий (СТП) Стандарты предприятий могут разрабатываться субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: а) для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей, международных, региональных и национальных стандартов других стран, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений; б) на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги, в том числе: 1) составные части продукции, технологическую оснастку и инструмент; 2) технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования к ним, с учетом обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья; 3) услуги, оказываемые внутри предприятия; 4) процессы организации и управления производством. Стандарты предприятий не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания (тиражирования), применения, обновления (изменения или пересмотра) и отмены стандартов предприятий субъекты хозяйственной деятельности устанавливают самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.0 (7.3.2). Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов предприятий - по ГОСТ Р 1.5. Стандарты предприятий утверждает руководитель (заместитель руководителя) предприятия (объединения предприятий) приказом или личной подписью на первой странице стандарта. В случае утверждения стандарта предприятия приказом в нем устанавливают дату введения стандарта в действие и утверждают, при необходимости, организационно-технические мероприятия по подготовке к применению стандарта. Стандарты предприятий утверждают, как правило, без ограничения срока действия. По решению субъекта хозяйственной деятельности срок действия стандарта предприятия может быть ограничен.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов и услуг, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством или других видов деятельности. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются для динамичного отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований. Порядок разработки, принятия, учета, издания (тиражирования), обновления и отмены стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений эти организации устанавливают самостоятельно. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений подлежат согласованию с соответствующими органами государственного контроля и надзора, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Изложение, оформление и обозначение стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений - по ГОСТ Р 1.5. Построение и содержание стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений эти организации определяют самостоятельно. Решения о применении стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений субъекты хозяйственной деятельности принимают на добровольной основе при разработке и подготовке продукции к производству, организации работ (процессов) и услуг, а также при разработке технической документация, нормативных документов по стандартизации. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений обновляют (пересматривают или вносят изменения) при получении новых результатов исследований и результатов их применения субъектами хозяйственной деятельности. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений отменяют, когда изложенные в них результаты исследований и разработок становятся морально устаревшими. Информацию о принятых и отмененных стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений представляют в Госстандарт России в порядке, им установленном.
Технические условия (ТУ)
Технические условия (ТУ) — это документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа[1]. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке. Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал и пр.) Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных или межгосударственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию. Состав, построение и оформление технических условий должны соответствовать требованиям ГОСТов.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |