КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На ком измерять
Существуют ли поколения
Близко к вопросу об индексах лежит вопрос о кластерах. Ибо если кластеры - это ассоциации в пространстве переменных, то кластеры - это ассоциации в пространстве объектов. Но в индекс объединяют по определенным правилам иногда говорящие нечто близкое величины, а иногда -- говорящие нечто противоположное. Например, можно назвать индексом качества изделия сумму очков, набираемых им по шкалам нескольких параметров, а упомянутая выше "оценка экономического положения страны" - индекс, составленный и из говорящих и нечто близкое, и нечто противоположное. В кластер же объединяют всегда нечто схожее.
Классический кластер в социологии - поколения. Но существуют ли они реально, или это имя без денотата? Формально это можно определить по функции распределения значений некоторого параметра по возрасту - если оно не унимодально, то кластеры существуют. По существу же можно спросить, есть ли причина, серьезно влияющая на параметры объекта и такая, что она по-разному действуют для части группы. Например, какие-то пережитые исторические события, повлиявшие на людей. "Послевоенное поколение" - 23, "Потерянное поколение" - 19, "Военное поколение" - 13, "Предвоенное поколение" - 0,7, "Поколение исхода" - 0,5 и, - о, мой личный восторг! - "Поколение П" - 180! Числа - это мощности кластеров в тысячах ссылок Google (тсG) - новых единицах, которые я предлагаю ввести...
Специфической проблемой социологии является составление выборки, то есть определение, кого обмерять. Бюст, талию, бедра и так далее. В технике этот вопрос возникает два раза - при периодическом контроле и при выборочном контроле. Станок, поточная линия, вообще то или иное производство выпускает какие-то изделия и у каждого десятого, сотого или какого-то иного изделия контролируется некий параметр. Выбор частоты контроля определяется просто - прогнозом скорости дрейфа данного параметра, вызванного дрейфом параметров технологического процесса. Ну и, как всегда, стоимостью контроля и "стоимостью" пропуска какого-то количества бракованных изделий. Выборочный контроль - это скорее контроль не изготовителя, а получателя. Выбор из партии изделий производится случайным образом (если нет подозрений, что бракованные располагаются детерминировано - как хорошая хозяйка покупает на рынке?), а количество определяется ровно так, как сказано выше.
В плане классической метрологии это может быть сопоставлено с выбором объектов или моментов для измерения. Например, мне надо проконтролировать партию в восемь тысяч приборов, сложенных штабелем. Оказывается, не стоит брать для контроля из последнего верхнего слоя, что было бы проще всего, а надо, увы, брать из всех слоев. Сообразите сами, почему, и назовите несколько причин. Далее, сколько брать образцов для анализа? А как отбирать пробы воды для анализа загрязнений в пруду? Или вот - нам надо измерить напряжение в сети. А в какой момент надо измерять? Днем или вечером? Или ночью? Или в момент финала чемпионата мира по хоккею, в котором встретились команды России и Буркина-Фасо? А давление воды в водопроводе - в ходе игры или немедленно по ее завершении? В метрологии эти вопросы не являются вопросами первого плана, их обычно относят в разделы, посвященные контролю продукции. Для социологии эти вопросы фундаментальны.
В психологии проблемы составления выборки нет, ибо мы исследуем одного конкретного носителя психологии. Однако если мы хотим, исследуя ряд носителей, сделать какие-то выводы о группе, то возникает скорее социологическая проблема составления выборки. Задача эта проста по постановке, но не имеет гарантированного решения. А именно, наша выборка должна по исследуемому нами параметру быть репрезентативна, то есть совпадать с "генеральной совокупностью", то есть со всей группой. Понятно, что такого совадения гарантировать нельзя, но из опыта известно, что для людей, если выборка совпадает с генеральной совокупностью по четырем-шести параметрам, то она будет репрезентативна. Эти основные параметры - пол, возраст, образование, тип населенного пункта, доход, область деятельности. Разумеется, поскольку разброс вообще есть, то "совпадение" можно понимать только вероятностно - то есть отклонение не более чем на столько-то с такой-то ("доверительной") вероятностью.
Иногда, впрочем, нужна и прямо противоположная выборка, полярная, вылавливающая группы, придерживающиеся крайних мнений.
Словарь вообще
Чтобы о чем-то говорить - поскольку говорение есть процесс с началом (и с неизбежным, увы, концом), - надо решить, с чего начинать. Начинать можно с любой части, а любая область науки и техники состоит из следующих частей: 1) накопленных знаний об ее объекте (на материальных носителях, в том числе в головах); 2) навыков применения этих знаний (запечатленных там же); 3) материальных результатов деятельности, созданных техникой (и для людей, и для себя - то есть средств производства, и для науки - то есть приборов), и наукой (для других областей науки и для себя); правда, можно считать, что наука не создает материальных результатов, а это делает "техника при науке", но это не столь важно; 3) знаний о взаимодействии области с другими областями; 4) знаний и навыков, относящихся к самой области - законов ее развития, истории и прогнозу ее развития и методике преподавания. 5) знаний, относящихся к другим областям, если это методическая или иная мета-область.
Одной из форм накопленных знаний является словарь - комплект терминов, посредством которых изъясняется область и их разъяснения. Любая область науки и техники содержит "определения" - термины, понятия и разъясняющие их тексты, устанавливающие связи между объектами этой области или между объектами этой области и объектами других областей. Достаточно написать эту фразу, чтобы услышать чавкающий звук и ощутить, что нога прова... И вот почему. В математике определения составляют ориентированный граф, то есть для каждого понятия могут быть указаны логически предшествующие. Однако чем ближе понятие к основам, тем более определения не является чисто математическими, а связанными с окружающим миром. Скажем, отрезок и прямую еще можно определить как след точки, но придется обсуждать понятие "след", а уж понятия "ноль", "единица" и "точка" явно придется искать не в математике. В математике существует специальная область, занимающаяся этими вопросами - "основания математики".
В физике ситуация несколько сложнее. Основные понятия физики определены сравнительно однозначно. Ни одному физику не придет в голову обсуждать, что такое "бозон", "напряжение", "ток". Но при движении к более глубоким и более новым понятиям однозначность исчезает: понятия "темной массы" и "темной энергии" обсуждаемы. Естественно, через некоторое время они обретут однозначность, не однозначными и обсуждаемыми станут другие. С другой стороны (каламбур) "дерева" определений мы тоже попадаем в область не однозначного - понятия "пространства" и "времени" тоже обсуждаются.
В остальных областях ситуация еще сложнее. Во-первых, нет однозначной системы связей между определениями. Если в одном курсе A определяется через B и C, то в другом В будет определяться через A и C. Во-вторых, не всегда можно определить полную систему следствий: в математике функция бывает или непрерывная, или разрывная, а в технике бывает не только винт и болт, но и нечто третье. Это "третье" можно зачислить в первое или второе, но можно и создать новую категорию. В-третьих, граница между понятиями и объектами может быть не вполне четка, то есть имеющееся на какой-то момент определение устраивает всех, но потом обнаруживается новый объект, который не может быть классифицирован на основе уже принятых признаков. Например, большинство анкет и прочих мерзостей современной жизни содержит графу "пол".
Так вот, даже в ЖЖ под "пол" заделано три выбора: "мужской", "женский", "я еще не определилось". На одном сайте я видел такие три выбора: "мужской", "женский", "нет". Простенько так, без комментариев. А вот в стандартном социологическом пакете SPSS под "пол" заделано уже четыре варианта: "мужской", "женский", "прочий", "не установленный". Если же вы возьмете серьезную книгу по сексологии, у вас и волосы встанут дыбом от того, как много вариантов находится между простыми и скучными "м" и "ж".
Почему мы вообще так много говорим о терминах и основных понятиях? Для этого есть две причины.
Во-первых, когда мы хотим применить метрологию к какой-либо предметной области, то первая фраза будет "пусть надо измерить то-то и то-то". Но что это за "то-то"? Если речь идет о физике или технике и надо измерить напряжение или ток, то никому в голову не придет спрашивать "а что такое ток?". В социологии ситуация иная: кроме самых фундаментальных понятий, про все остальные можно спросить "а что вы под этим понимаете?" И поэтому получается, что социологическая метрология выглядит заметно иначе, нежели физико-техническая. В психологии ситуация промежуточная..
Во-вторых, про многие понятия самой метрологии можно спросить... сами понимаете, что. Конечно, в метрологии ситуация с определенностью терминов не такая, как в социологии, но она и далеко не такая, как в физике. Вот и начнем с того, что приведем основные определения метрологии согласно общепринятым учебникам и слегка прокомментируем их.
Одно важное примечание. Разговоры об основных понятиях, о фундаментальных определениях, о базовых ценностях, о главных целях и так далее очень часто являются пустопорожним трепом. Причем даже в ситуациях, когда человек вроде бы и не трепло, и начал-то он интересно и конкретно, почему-то через пол-часа лекции все сползает на что-то мутное и бессмысленное. На одной такой лекции я только что сам отсидел... Понимая эту опасность, я постараюсь быть кртк.
Словарь метрологии
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |