КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели техногенного риска
Показатели безопасности технических систем При разработке новых устройств и элементов в технической документации указываются их основные показатели безопасности. Вид показателей зависит от характера работы системы, её свойств и от того, является ли система восстанавливаемой или невосстанавливаемой. Используются количественные и качественные показатели безопасности. Количественные показатели характеризуют безопасность непосредственно с помощью некоторых числовых величин. Качественные показатели дают косвенную оценку безопасности. Количественные показатели безопасности делятся на детерминированные и вероятностные. Детерминированные показатели обычно выражаются физическими величинами или отношением этих величин. Например, безопасность многоканальной резервированной радиоаппаратуры может оцениваться числом каналов, отказы которых приводят к опасным ситуациям. К детерминированным относятся показатели, оценивающие работу предприятий железнодорожного транспорта (абсолютное количество крушений, аварий, случаев брака и отношение этих случаев к технической оснащенности). Причем эти показатели могут рассчитываться относительно времени или объема работ. Детерминированным показателям присущ ряд недостатков Эти показатели не отражают вероятностную природу процессов эксплуатации и обслуживания систем, имеют обычно ограниченную область применения и носят частный характер. Они не могут быть определены «a priori» аналитическими методами при разработке систем. Наиболее адекватно оценивают безопасность вероятностные количественные показатели, которые определены в ОСТ 32.17-92. Они имеют общий характер (применяются для любых систем, элементов и устройств) и могут определяться экспериментально, расчетным путем или с помощью моделирования. К основным вероятностным показателям относятся: P s(t) – Вероятность безопасной работы; Q oп(t) – Вероятность опасного отказа; I oп(t) – Интенсивность опасных отказов; Т оп – Средняя наработка до опасного отказа; w oп(t) – Параметр потока опасных отказов; Т Бср – Средняя наработка на опасный отказ; K b – Коэффициент безопасности.
Хотя безопасность рассматривается как одно из свойств надежности, оно выходит за рамки надежности, поскольку неполнота безопасности может проявляться и в нормальных условиях работы объекта. Примером может служить работа теплоэлектроцентралей на органическом топливе (угле, сланце, мазуте) с нормальным режимом функционирования котлов, но с выбросами в атмосферу вредных продуктов сгорания в дозах, превышающих допустимые из–за низкого качества топлива. Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации, производстве, потреблении и транспортировании продукции. К ним следует отнести содержание вредных компонентов, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных компонентов (газов, жидкостей, различных излучений и т.д.).
Одним из основных показателей надежности ТС является вероятность P (t) безотказной работы на некотором временном интервале (функция надежности). Функция Q (t) =1 – P (t), дополняющая P (t) до единицы и характеризующая вероятность отказа, является функцией риска аварии – поражения людей и нанесения материального ущерба. Для оценки риска применяют модели теории надежности. Прогнозирование аварийных ситуаций возможно на основе распределения Пуассона, часто применяемого к редким событиям и природным явлениям. Функцией риска аварии из–за отказа объекта называют вероятность отказа: H (t) = 1 – P (t), где Р (t) –вероятность безотказной работы (функция надежности). При экспоненциальном распределении отказов и интенсивности отказов λ(t) = const P (t) = exp(–λτ) функцию риска можно записать в виде H (t) = 1 – exp(– t /θ), где θ = 1/λ –математическое ожидание срока службы (ресурса) или средняя наработка на отказ. Вероятность возникновения аварии представляет оценку риска аварий на объекте в период τ = 1 – exp(–λτ). Таким образом, прогнозирование аварийных ситуаций возможно на основе элементарной статистики. Такого рода данные представляют интерес при принятии решений о мерах по снижению степени риска аварий на объектах. Значения вероятности аварий Q (N, λτ) для N ≤ 5 и риска возможной аварии приведены в таблице. Таблица – Вероятность N аварий и оценка риска аварийности в зависимости от параметра λτ, согласно распределению Пуассона
Аварии на опасных производственных объектах (ОПО) анализируют, рассматривая случайную величину потерь (ущербов) Y ≥ 0. Потери Y разделяют на материальные – G (непрерывная случайная величина) и людские – N (дискретная случайная величина). Базовым показателем, наиболее полно характеризующим меру опасности ОПО, может служить математическое ожидание Mt [ Y ] величины социально–экономического ущерба техногенного характера от возможных в течение заданного времени t происшествий и непрерывных вредных выбросов. В качестве других показателей, необходимых для оценки функционирования системы обеспечения безопасности ОПО и менеджмента риска, могут быть следующие: Q (t) – вероятность возникновения хотя бы одного происшествия конкретною типа (авария, несчастный случай и др.) за время t; Mt [ Z ] – ожидаемые средние задержки времени приостановки технологического процесса на ОПО вследствие возможных происшествий; Mt [ S ] - ожидаемые в это же время средние затраты на предупреждение и снижение тяжести происшествий и непрерывных вредных выбросов. Использование указанных показателей для апостериорной количественной оценки техногенного риска ТС и принятия решения о степени его приемлемости, как правило, не вызывает трудностей. Для этого достаточно регистрировать: – интенсивность и длительность проводимых процессов; – расходы и трудозатраты на обеспечение безопасности; – количество и тяжесть имевших место происшествий. Затем проводят расчеты по статистическому оцениванию выбранных показателей и сравнивают с их требуемыми или желаемыми значениями. Сложнее проводить априорную оценку предложенных показателей, поскольку это требует комплекса моделей, связывающих выбранные показатели не только с параметрами конкретных ЧМС систем, но и с окружающей их внешней средой. Для преодоления этих трудностей целесообразно оперировать понятием "средний ожидаемый ущерб" от техногенного происшествия конкретного типа за определенное время эксплуатации ОПО. С учетом подобных допущений, величина среднего ожидаемого ущерба людскими, материальными и природными ресурсами за некоторый период времени t эксплуатации ОПО, может быть оценена следующим образом. Дискретная случайная величина людских потерь N при аварии на ОПО может иметь значения 0, n 1, n 2,..., n k. Каждому из значений величины N соответствует некоторая вероятность p 0, p 1, р 2, …, pk. Математическое ожидание дискретной случайной величины N людских потерь определяется как Если ввести в рассмотрение случайную величину числа рискующих попасть в аварию U, то можно записать общее выражение среднего группового индивидуального риска R инд как математическое ожидание частного случайных величин N и U: где КN / U – корреляционный момент случайных величин N и 1/ U. Математическое ожидание непрерывной случайной величины G (ожидаемый ущерб) определяется как Полный ожидаемый вред/ущерб от аварии определяется как математическое ожидание случайной величины, определяемой как коллективным риском, так и ожидаемым ущербом: где Н –стоимостная оценка человеческой жизни. Применение в промышленности новых технологий, использование нетрадиционных технических решений не предполагает быстрого получения достаточного числа статистически достоверных данных по аварийности, а также безотказности эксплуатируемого оборудования. Расчеты вероятности аварийных ситуаций, как правило, необходимы для сравнительного анализа различных вариантов, обоснования и оптимизации предлагаемых мер безопасности.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |