Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины, понятия, имена 2 страница




Дхарма – одно из центральных понятий индуизма, означающее царящий над миром вечный моральный закон.

ЕВРАЗИЙСТВО – историко-культурная концепция, утверждающая исключительность русского этноса и его культуры, которая определяется синтетическим характером русского этноса. Россия поэтому представляет собой особый тип цивилизации (евразийский), отличающийся и от Запада, и от Востока. Причем, особое влияние на русское самосознание оказала не Европа, а Восток: тюркско-татарский компонент, связанный с татаро-монгольским завоеванием Руси.

ЕВРИПИД (ок. 480-406 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид). Творчество Еврипида сложилось уже в период кризиса античной демократии и отличается критическим отношением к мифологии, традиционным взглядам на человека как орудия в руках богов. Его героям присущ психологизм. Усиливается интерес к бытовым деталям и частным судьбам людей. Автор трагедии «Медея» и др.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ – концепция, согласно которой Европа - центр и эталон культурного развития человечества.

Еретик - человек, отступивший от христианского вероучения и общепринятых церковных правил и порядков.

ЗАПАДНИЧЕСТВО – историко-культурная концепция, отстаивающая идею органической включенности России в европейскую цивилизацию: Россия – составная часть Европы.

Заратустра (Заратуштра – иран.; Зороастр – греч.) – пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм (6 в. до н.э.). Составил древнейшую часть «Авесты».

ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) – немецкий философ и социолог, представитель «философии жизни», где проблема культуры постепенно становится центральной. Культура, по Зиммелю, есть особая форма жизни, где очень сложно переплетаются субъект-объектные отношения. Здесь осуществляется «путь души к себе самой» - путь от природного состояния души к состоянию культурному. Культура существует там, где встречаются два элемента: душа индивида и «дух, обретший предметность» - результаты творческой деятельности многих людей, в которых выразились их душевные силы. Произведения искусства и моральные нормы и представления, наука и техника, религия и право, и т.д. – все эти культурные феномены ведут каждого индивида к более совершенному состоянию. Зиммелем было введено понятие «кризис культуры». Он утверждает, что в самой сущности культуры заложено противоречие, которое рано или поздно приводит к кризису культуры. Противоречие это многопланово. Так, одним из его проявлений является наличие постоянного возрастания культурных ценностей в истории. При этом все артефакты являются относительно самостоятельными по отношению к их создателям. В каждом созданном явлении культуры есть некоторый смысл, который не вкладывался автором, но он может быть обнаружен другими, а потому дальнейшая эволюция культурного продукта может привести его к эмансипации от общих целей культуры - они могут обрести враждебный человеку смысл. Все это и порождает эпоху «перезрелости и утомления» (кризиса культуры), когда люди начинают ощущать состояние кризиса, их интересы и надежды смещаются в сторону средств жизни, отклоняясь от главной цели культуры – совершенствования души человека. Культурологические идеи Зиммеля отражены в его работах: «Конфликт современной культуры», «Сущность и противоречия культуры» и др.

ЗНАК – любой материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета (явления, свойства и т.д.) и используемый для хранения, переработки и передачи информации об этом предмете.

Зороастризм – религия домусульманского периода, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась в парсов в Индии и гебров в Иране. Название произошло от имени пророка Зороастра. Священный канон «Авеста», в гимнах «Авесты» люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему.. Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества – Ахурамазды. Одной из главных этических идей является тезис о том, что истина и добро, Равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Главную роль в ритуалах зороастризма играет огонь (например, взгляд молящегося должен был быть устремлён на огонь).

Идентичность – психологическое представление о своём «Я», характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности.

Идентичность этническая см. этническая идентичность.

Индуизм - религия, одна из наиболее крупных религий мира по числу последователей (95% всех индусов – в Индии). Сформировался в 1 тыс. н. э., как итог соперничества буддизма с брахманизмом. Основа – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. Важнейшими из многочисленных богов индуизма считаются трое (тримурти) – Брахма (творец, созидатель), Шива (бог смерти, разрушения, изменения, олицетворяет культ жизненной силы и мужского начла), Вишну (мягок, непротиворечив, выполняет охранительную функцию). В качестве священных почитаются животные (корова, змея), река (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизм характерно представления об универсальности и всеобщности верховного божества.

ИКОНОПИСЬ – писание икон; вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Эстетика иконы требует воплощения «божественного», сверхчувственного в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Поэтому складывается канон символических изображений, где отсутствует передача реальных объемов и трехмерного пространства.

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., представители которого стремились передать свои впечатления, свое восприятие подвижности и изменчивости реального мира, для чего использовали новые художественные формы, новые различные живописные техники.

Индивидуализм – тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу, освобождение человека от навязанных ему группой поведения и идей, самостоятельный и ответственный выбор жизненного пути. Индивидуализм включает широкой диапазон ориентаций – от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.

Индуизм - национальна

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – процесс обретения индивидом культурных навыков, «вхождение» в культуру: освоение культурных традиций, ценностных ориентаций и т.д., необходимых для жизни в определенной культурной среде, в определенной культуре.

Интеллектуальный - человек с высоким уровнем развития мыслительных способностей (интеллекта).

Интеграция - 1) объединение в целое каких-либо частей, элементов; 2) процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.

Интеграция культурная см. культурная интеграция.

Интеллигентность - образованность, культурность.

Интеллигенция (от лат. intelligens – понимающий мыслящий, разумный) – общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным трудом, развитием и распространением культуры; родовое понятие, определённый социокультурный тип; определённый социальный слой. Термин «интеллигенция» введён П.Д.Боборыкиным в 60-е годы в 19 веке для обозначения им образованного слоя русского общества. А как реальная общественная группа зародилась, по мнении. Некоторых учёных уже в 15 веке. Как многочисленная социальная группа – в последней трети 18 века. Почву для неё подготовили реформы Петра I. Российская интеллигенция формировалась как маргинальный слой: всегда не признавалась как властями и не понималась народом. В отличие от Запада, где интеллигенция стояла «над классами», в России – «между классами»: к властям в оппозиции, а по отношении к народу испытывала чувство вины. Основную массу интеллигенции составляли земские служащие, учителя, врачи, инженеры и другие – они представляли разночинскую интеллигенцию – внесословную. Интеллигенция российская – служилая. Служение необходимо понимать двояко: 1) как государственную службу, которая в России считалась всегда привилегированным и почётным делом, связанным с гражданским подвигом служения Отечеству; 2) как нравственное просвещение народа, стремление и желание пострадать за него. Служение своему народу провозглашалось высшей целью русской интеллигенции. Слово «интеллигенция» перешло в другие языки. На Западе вместо него распространён термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции. В русском понимании слов «интеллигенция» на Западе нет. Однако, термин «интеллигенция» сегодня принят во всём мире, и в международном значении – это образованный слой общества, занимающийся творческим умственным трудом за плату. Интеллигенция как культурная общность имеет неписанный этический кодекс, несёт в себе определённое моральное значение, заключающее в себе качества всесторонности и гармоничности, черты деятельного борца во имя общечеловеческих идеалов, приверженность высокой культуре.

Интровертная культура – культура замкнутая, самоуглублённая, обращенная на свой внутренний мир.

ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ – система условий создания, сохранения, трансляции и воспроизводства культур.

ИСКУССТВО – форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому (с точки зрения красоты) освоению мира; процесс и совокупный результат человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах.

Ислам - основатель ислама Мухаммед (ок. 610г.). По-арабски мусульманин значит исповедующий ислам. А ислам в переводе с арабского – послушание (послушание воле Аллаха). Высшей ценностью является Аллах и его воля. Аллах суров и строг, и в отличие от христианского Бога он не сострадает людям. Аллах оказывает людям благодеяния из милости, но жестоко карает тех, кто не ценит его милости. Священная книга – Коран (что по-арабски означает чтение). Коран мусульмане читают нараспев на арабском языке. Знание Корана высоко ценится. Аллах в Коране наделяется тремя главными качествами: единственностью, превосходством над всем, что существует, и присущностью, т.е. присутствием во всём, что происходит. В Коране справедливость становится выше милосердия. Мусульманские ценности воплощаются в пяти основных обязанностях – в пяти столпах веры, которые должны выполнять правоверный мусульманин. 1) шахада – «свидетельство веры» - формула исповедания ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его»; 2) намаз (салат) – обязательная молитва пять раз в день, по пятницам коллективно в мечети; 3) саум – пост в месяц рамадан: запрещается днём есть, пить, вдыхать дым и благовония, вступать в половые отношения, ночью запреты снимаются; 4) закят – обязательный налог в пользу бедных, уплата которого делает богатство праведным; 5) хадж – паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин. Мухаммед основал не только религию, но и религиозное государство. До сих пор существует около 30 мусульманских стран, в которых ислам признаётся официальной государственной религией.

Иудаизм - монотеистическая религия, которая появилась в начале II тысячелетия до н. э. среди древнееврейских скотоводческих племён. Основой её стали 10 заповедей, которые Моисей провозгласил на горе Синай (эти заповеди были сохранены Иисусом Христом в христианском вероучении). Иудаизм – это религия Завета, т.е. наставления, полученного людьми от единого и всемогущего Бога, вездесущего, бестелесного, всеведущего и вечного. Иудаизм направлен не на космос, как многие древние религии, а на народ израильский, ведь именно иудеи, по их представлениям, владели истиной, знали Бога, единого и общего для всех, но который выделял их среди прочих, поэтому это был преимущественно их Бог, т.е. был божеством одного народа (идея богоизбранности евреев). Священная книга «Библия» («Ветхий завет»). Синагогальная организация, авторитет раввинов в иудаизме служил интегрирующим моментом в условиях отсутствия социального, политического, территориального, даже языкового единства расселённых почти по всему свету евреев диаспоры. Именно религия позволила сохранять этнокультурную общность потомков древних евреев до сих пор.

КАЛОКАГАТИЯ – принцип древнегреческой культуры, объединяющий телесные и нравственные достоинства человека, утверждающий гармонию «внешнего» и «внутреннего» в человеке.

КАНОН – система правил и норм (порядок) в искусстве, в этике, в философии, господствующая в какой-либо период времени или в каком-либо направлении.

КАРМА – одно из основных понятий в религиозно-философских учениях Древней Индии. Это мистический закон посмертного воздаяния за поступки при жизни, который определяет судьбу человека, это сумма злых и добрых дел человека (его карма) определяет форму последующего рождения. Согласно учению о переселении душ между старым и новым воплощением души существует кармическая связь: всякое существо в своем нынешнем существовании расплачивается или вознаграждается за всю совокупность чувств и поступков, присущих ему в предыдущей жизни. Хорошая карма гарантирует удачное рождение (в новой жизни человек родится брахманом или князем и его все будут уважать и почитать; средняя карма даёт возможность возродиться примерно в том же качестве, какое было ранее; скверная карма вдёт к тому, что в новой жизни человек возродиться изгоем, рабом или неприкасаемым, или животным, червяком, жалкой мошкой).

КАТАРСИС – особое состояние очищения души через сильное эмоциональное переживание, в частности через сопереживание героям античной трагедии.

Католичество - одна из трёх ветвей (направлений) христианства. В 395 году после разделения Римской империи христианство разделилось на два направления: католичество (Рим) и православие (Константинополь). Представляет собой единую церковь, возглавляемую Римским папой. Считают, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. Церковь является хранителем и распорядителем Святого духа, а потому выше светских властей и непогрешима. Есть понятие «чистилища», куда душа попадает после смерти, и время пребывания в котором можно сократить (индульгенции). Для священников обет безбрачия (целибат). Крестятся слева направо. Причащаются хлебом, Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека). Подчёркивается человеческая сущность Христа и чего следует стремление к улучшению земной жизни.

КИНИКИ (ЦИНИКИ) – последователи античной философско-этической школы, утверждающей свободу как высшую ценность бытия, в том числе свободу от нравственных норм и других достижений культуры; они призывали к аскетизму, умению довольствоваться только простыми, естественными радостями жизни, считая это средством достижения духовной свободы.

КЛАССИЦИЗМ – мировоззрение и направление в европейском искусстве с XYII в., признающими мир разумно организованным и требующим в художественном творчестве сознательного «подражания природе», то есть показывать идеальный порядок мироздания (не то, что реально есть, наблюдаемо в жизни, а то, что должно быть).

«Книги мёртвых» - уникальное явление мировой культуры, специальные книги, где записывались наставления для умерших, их путь по загробному миру. «Книги мёртвых» существовали у многих древних народов, достигших письменности. «Книги мёртвых» у древних египтян являлись своеобразным даром умершим. Они представляли свиток папируса, на котором записаны заклинания, призванные помочь умершему перейти к загробной жизни. В статуэтке Осириса (бог перерождения, судивший души умерших в загробном мире) было скрыто вместилище, куда вставлялся свиток – это должно было обеспечить умершим загробное блаженство, указывать путь умершему на том свете. В тибетской «Книге мёртвых» пять татхагат – высших будд – встречали умершего на небесах и по состоянию его духа определяли, на какой ступени просветления он находится и, соответственно этому, каким должно быть его новое рождение.

КОД КУЛЬТУРЫ – совокупность знаков (символов), смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Код культуры как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в ее единстве и многообразии.

Коллективизм (от лат. собирательный) – принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным. Присущ культурам стран Востока, где индивид всегда чувствует свою сопричастность какой-то общности (семье, фирме), где не принято выделяться, где коллективные интересы всегда превалируют над личными, где, как например в Китае, каждый знает за кого он отвечает.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – понятие, введенное К.Г.Юнгом для обозначения глубинного уровня в психическом мире личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые опыт наших предков.

Коммуникации («связь», «общение») - 1) в широком смысле всё, что связывает человека с окружающей средой, что приносит ему информацию об объективной реальности; 2) в узком смысле – это процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми; 3) в психологии – процесс обмена эмоциями и мыслями; 4) в семантике – процесс обмена значениями. Коммуникацию делят на вербальную (речевая) и невербальную (неречевые знаковые системы, например жесты и т.д.).

КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР – процесс сближения культур.

Консервативный - противящийся нововведениям, отстаивающий старое; в политике – приверженный стабильности, традиционным ценностям.

Консерватизм (от лат. conservativus – охранительный) – 1) приверженность всему старому, отжившему; 2) приверженность традициям в их неизменности, как залога стабильности.

Консерватизм культурный см. культурный консерватизм.

КОНТРКУЛЬТУРА – субкультура, нормы и ценности которой противоречат господствующей культуре; находится в конфликте, противостоит духовной атмосфере в обществе.

Конфессия (лат.) – определённое религиозное направление, вероисповедание.

Конфронтация – противоборство, противостояние.

Конфронтация культурная см. культурная конфронтация.

КОНФУЦИАНСТВО – этико-политическое учение, разработанное в YI в. до н.э. Конфуцием в Древнем Китае. Конфуцианство устанавливало социальный порядок в обществе: государство – это большая семья, а семья маленькое государство, где любой старший (отец, чиновник, государь) – это беспрекословный авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Конфуций создал свой идеал совершенного человека («цзюнь-цзы»), важнейшие достоинства которого – гуманность («жень») и чувство долга. Основа гуманности «сяо» - сыновняя почтительность. В конфуцианстве важно соблюдать церемонии и обряды («ли») и чтить предков (и живых и мёртвых). Конфуцианство – это политика, административная система, регулятор экономических и социальных процессов, квинтэссенция китайского образа жизни и китайской цивилизации.

Конфуций (Кун-цзы – «учитель Кун», 551-479 гг. до н. э.)– основатель этико-политического учения – конфуцианства, которое до сих пор остаётся основным и постоянно действующим импульсом общественной жизни Китая.

Космополитизм (от греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира) – Идеология мирового гражданства. 1) В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства – космополиса; 2) в эпохи Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте); 3) в современных условиях это понятие имеет значение – от взаимодействия и сближения народов и государств, до нигилистического отношения к национальным культурам и традициям.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio – созидание, порождение, творение) – учение о сотворении мира божеством, высшим существом или высшим принципом из ничего, в завершённой форме характерно для теистических религий(в иудаизме, христианстве, исламе Мир, Земля, жизнь, человек есть результат «божественного творения». В зачаточных и фрагментарных формах, допускающих творение не только из ничего, но и из некоторого предзаданного субстрата, оно встречается в мифологиях отдельных архаических культур Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ – понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва культуры, прежде всего ее основных ценностных ориентаций, и резко изменившимися условиями общественной жизни. В результате происходит кардинальное изменение основных ценностных ориентаций, организующих жизнь больших масс людей.

Кубизм – одно из направлений в искусстве авангарда. В картинах этого направления множество причудливых кубиков. Главный принцип – деконструирование формы предмета, чтобы выявить в ней её элементарные основания. Главной темой становится поиск скрытых смыслов вещей, передаваемый с помощью различных сочетаний геометрических фигур. На него сильно повлияли ставшие модными в художественных кругах Парижа того времени древние примитивы, африканская скульптура, средневековое искусство, народное творчество.

КУЛЬТУРА – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, в котором происходит реализация сущностных способностей человека к творчеству и самосовершенствованию. Это определение может быть дополнено, учитывая сложность и многомерность культуры как явления в жизни общества.

КУЛЬТУРА БЫТА – культура, которая формируется и развивается в сфере повседневного общения людей; уклад повседневной жизни.

КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ – приспособление человеческих сообществ и отдельных индивидов к меняющимся природным и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации, норм и способов жизнеобеспечения и т.п. Это одна из основных функций культуры в жизни человека и общества. Это и важнейший фактор культурогенеза.

КУЛЬТУРНАЯ ассимиляция – полное или частичное поглощение культуры одного народа культурой другого народа, «иноземной культурой».

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Культурная идентификация – (идентификация – отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо) процесс осознанного принятия человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка. Это самоотождествление себя с культурными образцами именного этого общества, механизм психологической защиты, заключающийся в отождествлении человеком себя с другими представителями одной с ним этнокультурной группы. Это ощущение себя неотъёмлемой частью коллектива и существом, социально востребованным и одобряемым, а также осознанное отношение как к ценности к истории и культуре своего народа, к его нравственным идеалам и интересам, традициям и т.д.

культурная Интеграция – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния, когда различные культуры впитывают достижения друг друга и в этом процессе сближаются и соединяются, образуя при этом новую синтетическую культуру.

культурная Конфронтация – это когда другая культура считается враждебной, всё, что от неё исходит и её принадлежит, полностью отвергается.

Культурные инновации – новообразования (культурные новшества), изобретения и открытие культурных артефактов: научных теорий, техник и технологий, создание новой системы ценностей и др.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ – устойчивые схемы ценностных ориентаций и стереотипов в восприятии мира, явлений культуры.

Культурные универсалии – черты, нормы, ценности, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. В 1959 г. американский антрополог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, общих для всех культур элементов: возрастную градацию, спорт, игры, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперацию труда, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсхатологию, этику, этноботанику, этикет, веру в чудесные исцеления, семью, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, запрет на кровосмешение, торговлю, сексуальные ограничения, учения о душе, музыку, мифологию язык, закон, принятие пищи (завтрак, обед, ужин) и др.

культурный Консерватизм – это приверженность сформировавшимся духовным ценностям, нормам и правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.

КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ – критическая стадия противоречий в ценностных ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом и т.д. Культурный конфликт специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил.

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ – наличие в обществе социальных групп, каждая из которых имеет свою «малую» культуру. Равенство культур, вне зависимости от их масштабности и социального потенциала, и их право на выживание в любых условиях составляют одно из важнейших нормативных требований современной цивилизации.

Культурный шок – состояние физического и эмоционального дискомфорта (ощущение растерянности, опасности тревоги), возникающего в процессе столкновения индивида, с иной культурной реальностью, реакция личности на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком и аналогичными явлениями, характерными для новой среды, в которой он оказался.Это неумение расшифровать культурную информацию иного окружения, психическая несовместимость с носителями иной культуры и неспособность понять и принять их ценности. При этом личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится развитой культурно, хотя и испытывает стресс.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от греч. – происхождение, возникновение, развитие) – учение о происхождении культуры. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества. Это есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем, потому что сущностью культурогенеза является процесс самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путём возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.

Культурология – зародившаяся в середине 20 века научная дисциплина, содержание которой составляют теория и практика системных исследований феномена культуры.

Лао-Цзы - (кит. старый философ) легендарный основатель даосизма, старший современник Конфуция, автор трактата «Дао-де цзин».

Магия (от греч. mageia –колдовство, волшебство) - обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (шамана колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – пограничная культура, которая возникает на грани культурно-исторических эпох, этнических культур или субкультур социальных групп.

Маргинальность (от лат. – находящийся на краю, от фр. – побочный, на полях) – ситуация, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными группами. В маргинальном, промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворённость: от одного берега отплыл, а к другому не пристал. Маргинальность в том, что ни с одной из культурой – старой или новой – равно как и ни с одной социальной группой (стратой), из которой индивид вышел и в которую ещё только входит, он полностью идентифицировать (отождествить) не может.

МАССА - в культурологии это понятие употребляется в следующих контекстах: синоним невежественности, некомпетентности; недифференцированное множество, не имеющее организации; толпа, поведение которой стихийно, подчиняется массовому психозу, основанному не на разуме, а на страстях; публика, то есть группа людей, объединённая внешним и случайными признаками; «сверхорганизованное бюрократизированное общество, здесь господствует тенденция к единообразию и отчуждению, здесь личность теряет свои черты в пользу стадности; механизированное общество, в котором человек утрачивает свою неповторимую индивидуальность и становится массой, простым исполнителем своей профессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.