Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности экономической политики Р. Никсона




Резюме

1. Вторая мировая война закончилась поражением Германии и ее основных союзников – Италии и Японии.

Вторая мировая война почти вшестеро превзошла Первую по общему количеству жертв: 50 млн. человек (больше половины, к сожалению, приходится на нашу страну). Далеко позади оставила Вторая мировая Первую и по развитию военной экономики. Суммарные военные расходы составили 962 млрд. долларов против 208. Как и в Первой мировой войне, английский и американский флот заблокировал Германию. Несмотря на то, что вся оккупированная Европа работала на Германию, экономика страны к исходу войны была истощена. Истощенной оказалась и экономика Японии, которая, хотя и захватила значительные стратегические ресурсы в Юго-Восточной Азии и Океании, не смогла их эффективно использовать в силу недостатка транспортных средств.

Но и хозяйственные потери победителей были велики. Англия оказалась не в состоянии ни производить нужное количество военной техники, ни оплачивать ее импорт, и США вынуждены были поставлять ей вооружение и материалы взаймы (ленд-лиз). Английский внешний долг возрос в 8 раз.

2. Вторая мировая война еще более чем Первая, способствовала росту экономического могущества США. Здесь были введены в действие построенные по заказу государства военные предприятия общей стоимостью 25 млрд. долл.; промышленная прибыль возросла пятикратно. После войны американское государство выдвинуло метод эффективной помощи восстановлению экономики Западной Европы (план Маршалла). Государственные заказы на мирную продукцию для восстановления Европы помогли стране быстро решить такую сложную проблему как конверсия промышленности..

3. Главными социально-экономическими последствиями Второй мировой войны, как и Первой, стали изменения в Восточной Европе. Государственный суверенитет освобожденных вооруженными силами Советского Союза стран был насильственно ограничен'. В 40-50-х гг. сложилась мировая социалистическая система, куда вошли зависимые от СССР страны Восточной Европы (ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария), Азии (КНДР, Вьетнам), Америки (Куба). Несмотря на старания создать внутрисоциалистический рынок, силы сцепления этой системы носили внеэкономический характер. Когда они ослабли, мировая социалистическая система и рынок распались', затем распалась сама социалистическая метрополия - Советский Союз. Противостояние в итоге второй мировой войны мировых экономических систем - капиталистической и социалистической определило социально-экономическое содержание истории второй половины XX в.

4. 25 апреля 1945г. в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций — крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов из 50 стран. Инициаторами создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были державы антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритания. Члены ООН обязались принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и пресечения актов агрессии, договорились разрешать свои споры мирными средствами, избегая угрозы силой или применения силы. Они решили развивать дружественные отношения между собой на основе уважения, равноправия и самоопределения народов, сотрудничать в разрешении экономических, социальных и культурных проблем, поощрять уважение к правам человека.

5. С целью подъема экономики Западной Европы с 1948 по 1952г был реализован «План Маршалла» (по имени разработчика - государственного секретаря США), предусматривающий: субсидии и кредиты со стороны США, составившие десятую часть общего объема вложений в восстанавливаемую экономику стран. США получили доступ к источникам сырья, приобретения товаров в Западной Европе.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели: экономика стран Западной Европы была восстановлена;

европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам; влияние коммунистов и СССР было ослаблено;

США и Канада получили огромный рынок сбыта; был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

6. Восстановление нормальных торговых контактов требовали налаживания финансовых и валютных отношений. В 1944 г. состоялась Бреттон-Вудская конференция, по решению которой роль мировых денег наряду с золотом будет выполнять доллар США. Курсы валют были привязаны к доллару США, доллар США — к золоту и свободно на него обменивался. Решением этой же конференции был создан Международный валютный фонд (МВФ). Официальными целями МВФ являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте особенности основных этапов развития мирового хозяйства после Второй мировой войны.

2. Какими чертами характеризуется хозяйственное развитие США в послевоенные годы?

3. Назовите основные различия этатистской и либеральной моделей развития на примерах Великобритании, Англии, Японии, США, ФРГ.

4. Какие международные экономические организации были созданы в послевоенный период?

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Толмачева Р. П. Экономическая история: Учебник. — Т52 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.

2. История экономики: Учебник. 2-е изд. / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. - М.: ИНФРА-М, 2005

Дополнительная

1. Бартенев С.А. История экономики: Учебник. — М.: Экономист, 2004.

2. Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учебник. — М.: Академический проект, 2003.

3. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.П. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1999.

Интернет источник:

1. http://www.libertarium.ru/library – библиотека материалов по экономической тематике

2. http://dic.academic.ru/ Словари и энциклопедия на Академике

3. http://www.introecom7.narod.ru – сайт, посвященный экономике, истории экономической теории

 

Лекция 10. Углубление процессов интеграции мировой экономики (вторая половина ХХ в.-н.вр.)

 

10.1. Основные тенденции развития мировой экономики

в 50-70-е гг.

В экономической литературе 50-е гг. обычно называют «серебряными», а 60-е – «золотыми», что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:

Таблица 12.

Сравнительный анализ ВНП (США=100%)

Страна ВНП ВНП на душу населения
         
Франция 13,2 18,6 45,0 74,0
ФРГ 12,0 21,2 36,0 74,0
Великобритания 19,2 17,1 56,0 62,0
Италия 7,9 12,7 23,0 48,0
Япония 8,5 30,8 - 61,0
В целом 60,3 100,4 - -

 

Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого «наверстывания».

«Наверстывание» – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.

Содержание стратегии «навёрстывания»:

1. Стимулирование спроса: увеличение уровня потребления населения; нехватка квалифицированной рабочей силы; принятие социальных программ.

2. Стимулирование предложения: резерв рабочей силы в традиционных отраслях; структурная перестройка; рост вложенных инвестиций; увеличение производительности труда.

Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно-технической революции.

НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.

НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических открытий. В частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Применение микроэлектроники и новейших средств связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство. Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте «индустрии знаний».

Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.

Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.

Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой «одышки» или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.

Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.

В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953–1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.

Вступление США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе. Однако воздействие НТР на социально-экономическое развитие приводило к созданию новых проблем. К ним относились:

♦ быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде;

♦ рост структурной безработицы;

♦ разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения;

♦ снижение темпов экономического роста на фоне усиления конкуренции со стороны европейских государств.

Решение этих проблем становилось важнейшей задачей государства и нашло отражение в программе «новых рубежей», предложенной правительством Дж. Кеннеди вначале 60-х гг. В арсенале его средств были рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики, включая сокращение срока амортизации основного капитала, введение налоговой скидки на капиталовложения, установление косвенного контроля над ценами и заработной платой и т.д. Гибкая в целом политика «новых рубежей» дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20% превысил уровень 1961 г.

С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы «великого общества». Ее центральным звеном стала «война с бедностью», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей, в задачи которого входило обеспечение системы профессиональной подготовки и обучения, организация программ для сельской местности и малого бизнеса, помощь органам местного самоуправления и т.д. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйства. К концу 60-х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40% федерального бюджета.

Экономический кризис конца 60-нач. 70-х гг. вынудил правительство Р. Никсона перейти к новой политике по стимулированию экономики. (Табл.13)

Таблица 13

Этапы политики Содержание политики
Август – ноябрь 1971г. - замораживание цен и зарплаты на 90 дней -установление дополнительного 10% налога на импорт - прекращение обмена золота на доллары
Ноябрь 1971 – январь 1973 - контроль над ценами и заработной платой - девальвация золота
Январь – июнь 1973 - отмена прямого государственного контроля над ценами и зарплатой - замораживание уровня цен и заработной платы и введение новой системы контроля  
Июнь 1973 – апрель 1974г. -снятие ограничений с объемов производства сельхозпродукции - сокращение социальных расходов

 

Реализация «плана Маршалла» позволила западноевропейским странам восстановить довоенный уровень развития производства и включиться в конкурентную борьбу с США.

Новая ситуация в мире существенно изменила экономическую политику правительства Франции. Это проявилось в следующих особенностях:

♦ основное внимание стало уделяться модернизации химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения и развитию новых отраслей (атомная, электронная и нефтеперерабатывающая);

♦ уменьшение объемов вывоза капитала и изменение его характера (не ссудный, а производительный);

♦ широкое использование программирования экономики.

Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название дирижизма. Ее основы были разработаны в период правления де Голля.

Основные черты «дирижизма»:

♦ прямые административные методы вмешательства в экономику;

♦ активная предпринимательская деятельность государства;

♦ сильный государственный сектор;

♦ прямое финансирование капиталовложений;

♦ индикативное планирование.

Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 года. Основной задачей первого плана страны (1947–1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954–1957 гг.). Переход от протекционизма к «открытой экономике» был провозглашен третьим планом (1958–1961 гг.). В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа, т.к. по степени концентрации производства Франция отставала от других развитых стран. В 1971–1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976–1980 гг.) провозглашалась политика «промышленной переориентации», предполагающей поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей.

В результате наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Появились аэрокосмическая и ракетная отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств. Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп). Всего десять финансово-промышленных групп распоряжались 40% частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11% промышленной продукции и охватывали 38% производственных капиталовложений. Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляла 27%, то в 1968 г. она снизилась до 15%. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.

Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 50-70-е гг. было оздоровление финансовой системы. В 50-е гг. наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 г., обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х гг. валютно-финансовая политика страны была изменена. В августе 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5% по отношению к доллару США и на 11,1% – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране. Однако во второй половине 70-х гг. финансовое положение значительно осложнилось, что было связано со следующими факторами:

♦ усилением инфляции;

♦ увеличением утечки капиталов за границу;

♦ дефицитом внешнеторгового баланса страны.

Это привело к тому, что Франция за 1973–1979 гг. свела платежный баланс с дефицитом в 1,5 млрд. долл.

Особое значение в развитии французской экономики имела западноевропейская интеграция. В апреле 1951г. представители Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и ФРГ подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), предусматривавший постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для стран-участниц. 25 марта 1957г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Экономический союз).

50-е гг. стали периодом улучшения экономического положения и Великобритании. В основе ускорения темпов роста хозяйства этой страны лежали благоприятные экономические факторы, общие для всех европейских стран:

♦ влияние НТР;

♦ гонка вооружений в условиях «холодной войны»;

♦ изменение мирохозяйственных связей.

В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако происходившие в промышленности структурные изменения привели к усугублению проблем депрессивных районов. Совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией большая часть инвестиций – до 10% от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в «Общий рынок», но, чтобы противостоять ему, создала в 1960 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию.

В 60-70-е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на политику государства. С другой – увеличился государственный сектор, который охватывал в основном традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР.

Трудности в стимулировании экономического роста в 60-70-е гг. привели к дальнейшему сокращению социальных расходов правительства. Так, в августе 1966 г. через парламент был принят закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г. И хотя после прихода к власти в 1974 г. лейбористы начали реализацию своей программы с ряда социальных мер, ухудшение экономического положения под влиянием мирового энергетического кризиса привело к сворачиванию этого курса.

В результате низких темпов роста промышленной продукции Великобритания с конца 60-х гг. передвинулась со второго места на четвертое – после США, ФРГ и Японии. В 1970 и 1971 г. Англия переживала экономическую депрессию, размер ее промышленного производства не превышал одного процента. Неблагоприятное положение наблюдалось и в области внешней торговли. После того как ЕАСТ оказалась бессильной в конкуренции с ЕЭС, правительство Великобритании принимает решение о вступлении страны в «Общий рынок», но согласие «шестерки» было получено только после третьего тура переговоров в 1973 г. При этом Англии пришлось идти на значительные уступки:

♦ переходный период устанавливался сроком на 4,5 года;

♦ существующие пошлины должны были уменьшаться постепенно в пять этапов, по 20% на каждом;

♦ признание более высоких цен на сельхозпродукцию;

♦ отказ от признания фунта стерлингов в качестве резервной валюты;

♦ постепенное увеличение взносов в бюджет ЕЭС со 100 млн. ф. ст. в 1973 г. до 300 млн. в 1980 году.

В послевоенном развитии ФРГ можно выделить две основные тенденции. Первая связана с «экономическим чудом», когда страна, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой экономике на втором месте после США. Вторая обусловлена колебаниями темпов роста и привела к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов развития (табл. 14).

Таблица 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.