КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплексные показатели надежности
Показатели ремонтопригодности
В теории надежности для изделий машиностроения чаще всего используют два показателя ремонтопригодности — среднее время восстановления и вероятность восстановления. Среднее время восстановления — математическое ожидание времени восстановления объекта. Статистическую оценку этого параметра определяют по формуле (2.21) где Tвk — время восстановления k -ro отказа объекта; m — число отказов объекта за заданный срок испытаний или эксплуатации. Вероятность восстановления работоспособного состояния — это вероятность того, что объект будет восстановлен в заданное время tB. Для большинства изделий машиностроения вероятность восстановления подчиняется экспоненциальному закону распределения: (2.22) где λ— интенсивность отказов (принимается постоянной).
К комплексным показателям относятся коэффициенты: готовности, технического использования и оперативной готовности. Коэффициент готовности (КГ) — вероятность того, что объект окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается. По КГ судят о надежности объекта на определенном интервале эксплуатации, поэтому при нормировании этого показателя необходимо в нормативно-технической документации (НТД) указывать интервал эксплуатации объекта, на котором следует оценивать КГ- Среднее статистическое значение КГ определяют по формуле
(3.1)
где ti — суммарная наработка i -го объекта в заданном интервале эксплуатации; τi — суммарное время восстановления i -ro объекта за тот же период эксплуатации; N — число наблюдаемых объектов в заданном интервале эксплуатации. Если на заданном интервале эксплуатации определены среднее значение наработки на отказ и среднее время восстановления объекта после отказа, то
(3.2)
где Tв — среднее время восстановления объекта после отказа. Коэффициент технического использования — отношение математического ожидания наработки объекта за некоторый период эксплуатации к сумме математических ожиданий наработки, продолжительности технических обслуживании, плановых ремонтов и неплановых восстановлений за тот же период эксплуатации. Рассчитывают KТ.И по формуле
(3.3)
Коэффициент оперативной готовности — вероятность того, что объект окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается, и, начиная с этого момента, объект будет работать безотказно в течение заданного интервала времени. Численное значение коэффициента оперативной готовности определяют из выражения
(3.4) где P(t0, t1) — вероятность безотказной работы объекта в интервале (t0, t1)); t0 — момент времени, с которого возникает необходимость применения объекта по назначению; t1 — момент времени, когда применение объекта по назначению прекращается. Коэффициент КГ в формуле (2.26) определяют для периода ожидания работы, непосредственно предшествующего моменту to, когда возникает необходимость в применении объекта. Рассмотренные выше количественные показатели надежности непосредственно связаны с отказами изделия. По характеру возникновения отказы связаны либо с поломкой отдельных элементов при функционировании, либо с изменением параметров до недоступных пределов. По причинам возникновения отказы можно подразделить на случайные и систематические. Случайные отказы могут быть вызваны: непредусмотренными перегрузками; скрытыми дефектами материала и погрешностями изготовления; не обнаруженными в процессе их контроля; ошибками обслуживающего персонала или сбоями в системах радиоэлектронной аппаратуры (например, превышение массы грузов, транспортируемых грузоподъемным механизмом, недопустимое увеличение тока в цепях электроавтоматики; наличие раковин и микротрещин в металле; отклонения размеров заготовок и готовых деталей; наезды на препятствия, перепутывание зажимов к источникам питания; кратковременная потеря работоспособности электронной аппаратуры). Случайные факторы чаще всего вызывают отказы при работе в неблагоприятных условиях эксплуатации. Систематические отказы возникают по причинам, вызывающим постепенное накопление повреждений. К таким причинам относятся: время, температура, облучение. Эти отказы выражаются в виде износа, старения, коррозии, залипания, утечек и т. д. В соответствии с этими причинами, а также по характеру развития и проявления отказы подразделяются на внезапные (поломки) и постепенные {износ, старение). Внезапные отказы являются более опасными, чем постепенные. По причинам возникновения различают отказы: конструкционные (вызваны недостатком конструкции), технологические (производственные, вызваны несовершенством или нарушением технологии) и эксплуатационные (вызваны неправильной эксплуатацией). По своей физической природе отказы бывают связаны с разрушением самой детали и ее поверхностей (поломки, выкрашивание, износ, коррозия, старение) или не связаны с этими разрушениями (засорение каналов подачи топлива, смазки или подачи рабочей жидкости в гидроприводах, ослабление соединений, загрязнение или ослабление электроконтактов). В результате отказы могут быть устранены заменой деталей, их регулированием или очисткой их поверхностей. По времени возникновения отказы делят на приработочные (возникают в первый период эксплуатации), внезапные {возникают в период нормальной эксплуатации — назначенный ресурс) и износовые (вызваны износом и старением деталей). По сложности устранения различают отказы: устраняемые в порядке технического обслуживания и устраняемые при среднем или капитальном ремонте. В зависимости от места устранения различают отказы, не устраняемые в эксплуатационных условиях и устраняемые в стационарных условиях.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |