КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения. Измерение точности зубчатого колеса
Измерение точности зубчатого колеса Порядок выполнения работы 1. Изучить методические указания. Ознакомиться с прилагаемыми таблицами и рисунками. 2. По варианту, предлагаемому преподавателем, выбрать измерительное средство для контроля: – вала в процессе производства; – вала при контроле технологического процесса; – вала при экспериментальных исследованиях; – отверстия в процессе производства; – отклонений формы и расположения в процессе производства (в качестве измерительного средства взять измерительную головку). 3. Определить число контрольных точек по длине поверхности. 4. Оформить отчёт по работе, который должен содержать: – название и цель работы; – расчётные формулы для определения требуемой точности измерения; – свободную таблицу по следующему образцу;
– вывод о работе.
Задания
Вал: 1. Ø 24 h 7, l = 100 мм. 10. Ø 80 h 10, l = 400 мм. 2. Ø 63 f 7, l = 100 мм. 11. Ø 40 e 70, l = 40 мм. 3. Ø 45 d 9, l = 220 мм. 12. Ø 100 h 14, l = 20 мм. 4. Ø 125 d 11, l = 300 мм. 13. Ø 20 h 9, l = 40 мм. 5. Ø 210 b 12, l = 350 мм. 14. Ø 70 d 10, l = 150 мм. 6. Ø 50 h 8, l = 150 мм. 15. Ø 160 h 10, l = 100 мм. 7. Ø 18 h 9, l = 150 мм. 16. Ø 80 h 9, l = 250 мм. 8. Ø 50 k 6, l = 50 мм. 17. Ø 36 m 6, l = 50 мм. 9. Ø 120 h 11, l = 100 мм. 18. Ø 90 h 11, l = 80 мм. Отверстие: 1. Ø 25 H 7, l = 100 мм. 10. Ø 50 H 8, l = 40 мм. 2. Ø 0,5 H 12, l = 5 мм. 11. Ø 70 H 10, l = 240 мм. 3. Ø 6 H 11, l = 10 мм. 12. Ø 5 H 14, l = 20 мм. 4. Ø 56 D 8, l = 250 мм. 13. Ø 20 H 7, l = 40 мм. 5. Ø 120 C 10, l = 150 мм. 14. Ø 180 H 11, l = 200 мм. 6. Ø 70 F 9, l = 120 мм. 15. Ø 60 H 9, l = 100 мм. 7. Ø 18 H 9, l = 350 мм. 16. Ø 45 H 10, l = 50 мм. 8. Ø 40 H 11, l = 80 мм. 17. Ø 80 H 11, l = 150 мм. 9. Ø 120 H 12, l = 100 мм. 18. Ø 160 H 12, l = 40 мм.
Допуск радиального биения вала (T ↑) взять равным T ↑ = 1,2 ∙ Td, где Td – допуск вала. После расчёта выбрать ближайшее стандартное значение по ГОСТ. Выбрать средство контроля и число точек контроля радиального биения вала при производственном контроле по табл. 2 и 3.
Контрольные вопросы
1. Чем определяется выбор средства измерения? 2. Что называется систематической и случайной погрешностью измерения? 3. Какова величина коэффициента запаса точности при различных видах измерений? 4. Как определяется величина допустимой погрешности измерения? 5. Чем определяется число контрольных точек измерений?
Лабораторная работа №8
Цель работы: научиться измерять параметры, характеризующие точность зубчатых колес и передач. При назначении допусков на зубчатые колеса преследуются цели: 1. Обеспечение кинематической точности, т.е. согласованности углов поворотов ведущего и ведомого колес передачи. 2. Обеспечение плавности работы, т.е. ограничение циклических погрешностей многократно повторяющихся за один оборот колеса. 3. Обеспечение контакта зубьев, т.е. такого прилегания зубьев по длине и высоте, при котором нагрузка от одного зуба к другому передается по контактным линиям, максимально использующим активную поверхность зуба. 4. Обеспечение бокового зазора для устранения заклинивания зубьев при работе и ограничения холостых ходов в передаче. Кинематическая точность характеризуется величиной кинематической погрешности, т.е. разности между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота ведомого колеса, выраженной в линейных величинах длиною дуги по делительной окружности F к.п.к. (рис. 1). Стандартами ограничивается наибольшая кинематическая погрешность передачи и колеса (рис. 2), т.е. наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности за полный оборот.
Наибольшая кинематическая погрешность передачи определяется как сумма кинематических погрешностей колес. Наибольшая допускаемая погрешность передачи ограничена допуском , который представляет собой сумму допусков на кинематические погрешности зубчатых колес . Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса рассчитывается по формуле: , где Fp – допуск на накопленную погрешность шага по зубчатому колесу; f1 – допуск на погрешность профиля зубьев.
Допуски Fp и ff определяются по ГОСТ 1643-81 и ГОСТ 9178-81. К нормам кинематической точности относится также допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr, который определяется как наибольшая допускаемая разность расстояний от рабочей оси колеса до постоянных хорд зубьев (рис. 3) в пределах зубчатого колеса. На кинематическую точность зубчатого колеса влияют также колебания длины общей нормали Fυwr (рис. 4, а), ограниченные допуском Fυw, и колебания измерительного межосевого расстояния (рис. 4, б), ограниченные допуском . Профиль зуба: А – боковые поверхности зуба; α – угол профиля зуба; Sc – постоянная хорда; hc – высота до постоянной хорды; при α = 20°, Sc = 1387; hc = 0,7776 mn, где mn – модуль зубчатого колеса.
а б
Рис. 4. Схема измерения длин общей нормали (а) и измерительного межосевого расстояния (б): 1, 2 – соответственно, контролируемое и измерительное колеса Средства для измерения зубчатых колёс
Точный микрометр – калиберная скоба 840 FM с измерительными губками (рис. 5)
Рис. 5 Индикаторная скоба для замера делительной окружности внешнего зацепления (рис. 6)
Рис. 6
Измерительный прибор для внутреннего зубчатого зацепления 844 Z (рис. 7)
Микрометр для замера делительной окружности (рис. 8)
Рис. 8
Универсальный щуп 844 T Multimar (рис. 9) Рис. 9 Колебания измерительного межосевого расстояния при определении кинематической погрешности определяются за полный оборот контролируемого колеса (рис. 10).
Рис. 10. Кривая изменения измерительного межосевого расстояния
Принято, что Fi = 1,4 Fr или Fr = 0,7 Fi, а Fυw = 0,2 Fi + 14 Плавность работы передачи характеризуется по ГОСТ 1643-81 и ГОСТ 9178-81 местной кинематической погрешностью зубчатого колеса fir, отклонениями шага fptr и погрешностью профиля зуба ffr (рис. 11). Эти погрешности ограничиваются допусками, обозначаемыми, соответственно, , fpt, ff, причем .
а б
Рис. 11. Погрешности зубчатого колеса, влияющие на плавность его работы: а – отклонения шага зацепления – fpbr; б – погрешность профиля зуба ffr; P н – номинальный шаг; Рд – действительный шаг; 1 – прeдельные профили зуба; 2 – действительный профиль зуба
Под отклонением шага fptr понимают кинематическую погрешность зубчатого колеса при повороте его на один номинальный угловой шаг, под отклонением шага зацепления fpbr – разность между действительным и номинальным шагами зацепления. Допуски на отклонения шага fpt и отклонения шага зацепления fpb связывают соотношением fpb = 0,94 fpt. Полнота контакта зубьев в передаче характеризуется размерами суммарного пятна контакта сопряженных зубьев (рис. 12).
Рис. 12. Пятно контакта зубьев в передаче: b – ширина зуба; а – ширина пятна; hm – высота пятна; с – разрыв пятна; hp – рабочая высота профиля
Пятно контакта определяется относительными размерами (в процентах): – по длине зуба ; – по высоте зуба . Боковой зазор определяется в сечении, перпендикулярном направлению зубьев, и в плоскости, касательной к основным цилиндрам. Для нормальной работы передачи боковой зазор должен быть не меньше установленного гарантированного минимального зазора jn min и не больше допустимого зазора (рис. 13).
Рис. 13. Боковой зазор в передаче
Для зубчатых передач с модулем m ³ 1 установлено шесть видов сопряжений (рис. 14) определяющих различные значения jn min: с нулевым боковым зазором Н, весьма малым зазором E, малым зазором Д, уменьшенным зазором С, нормальным зазором B, увеличенным зазором А. Стандартами для зубчатых цилиндрических и червячных передач при m ³ 1 установлено восемь видов допусков на боковой зазор Tjn: x, y, z, a, b, с, d, h (расположены в порядке уменьшения допуска).
Рис. 14. Схема расположения полей допусков на боковой зазор для видов сопряжений H, E, Д, С, В, А; jn min – гарантированный минимальный боковой зазор; Tjn – допуск на боковой зазор Для цилиндрических зубчатых передач установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначенных в порядке убывания точности I, II, III, IV, V, VI. Как правило, сопряжениям Е и Н соответствует II класс, сопряжениям Д, С, В, А – классы III, IV, V, VI соответственно.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |