Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизация модели




Моделирование объекта стандартизации

Процессу стандартизации подвергаются не сами объекты, а

информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства), "т. е. абстрактная модель реального объекта. Например, для организационно-распорядительного документа таким признаками могут быть состав реквизитов, оформление реквизитов, требования к документу и др. При этом моделей может быть несколько.

 

3. Оптимизация модели стандартизации

 

Задача этого этапа - унифи­цировать документ, отобрав наилучший вариант, например, состава реквизитов. Опти­мальное решение (например оптимальный формат бланка) достигается общенаучными методами и методами стандартизации (симплифи-кация, типизация и пр.).

 

Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ (НД), разработанный на базе унифицированной модели. Применение НД является способом упорядочения в определенной области и, следовательно, средством стандартизации.

 

 

 

1.2.1. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Федерального закона «О техническом регулировании», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений

a) в области установления, применения и исполнения обязатель­ных требований к продукции, процессам производства, эксплу­атации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

b) в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

c) в области оценки соответствия.

 

Принципы технического регулирования

- применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально - технической базы, а также уровню научно - технического развития;

- независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единые система и правила аккредитации;

- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендатель­ного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 закона «О техническом регулировании».

Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.


Правила разработки технических регламентов

Технический регламент предъявляет требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и должен содержать исчерпывающий перечень продукции и процессов, в отношении которых устанавливаются его требования, а также правила идентификации* объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. Технические регламенты с учетом степени риска** причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений; взрывобезопасность; биологическую, механическую, пожарную промышленную термическую химическую электрическую ядерную и радиационную безопасность; электромаг­нитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.

Технический регламент не должен содержать требования к констру­кции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях он может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.

* Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

** Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граж­дан; имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда

Технические регламенты могут содержать правила и формы оценки соответствуя*** (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска; предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля**** (надзора), аккредитации*****, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

*** Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

**** Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

***** Аккредитация -официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут использоваться полностью или частично международные стандарты и (или) национальные стандарты.

Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально -технической базы и уровню научно - технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений вследствие нарушения требований технических регламентов с учетом тяжести этого вреда. Также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

 


Порядок разработки и принятия технического регламента

Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Разра­ботчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

1. Публикация уведомления о разработке проекта технического регламента. Уведомление о разработке и все последующие документы публикуются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции и процессов будут устанавливаться разрабаты­ваемые требования, и информацию о цели этого технического регламента с обоснованием необходимости его разработки.

 

2. Публичное обсуждение и доработка проекта. Проект технического регламента предоставляется всем заинтересованным лицам дляознакомления. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента не может быть менее двух месяцев. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных
в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

3. Публикация уведомления о завершении публичного обсуждения проекта. Доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

 

4. Экспертиза проекта. Внесение субъектом права законодатель­ной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии требуемых документов. Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона, о техническом регламенте с приложением необходимых документов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. Правительство Российской
Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

 

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми. Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию.

 

5. Принятие и публикация проекта федерального закона о техническом регламенте в первом чтении. Поправки к проекту публикуются не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта во втором чтении.

 

6. Экспертиза проекта. Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за месяц до рассмотрения указанного проекта
Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по
техническому регулированию.

 

7. Принятие и публикация федерального закона о техническом регламенте.

В исключительных случаях Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами - участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае проект технического регламента разрабатывается в обычном порядке. До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте, разработанном в установленном порядке. Со дня вступления в силу 'федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, утрачивает силу.

В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально - технической базы и уровню научно - технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента. Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в установленном порядке.

Национальные стандарты и стандарты организаций рассматриваются в разделе 1.4.


1.3.1. Принципы стандартизации

В законе «О техническом регулировании»провозглашены следующие принципы стандартизации:

1. Принцип добровольного применения стандартов, таким образом, с июля 2003 года применение стандартов становится необязательным;

2. Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц предполагает учет возможностей производителя, требований потребителя, мнения всех сторон и достижение консенсуса по существенным вопросам;

3. Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключением являются случаи: а) когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям; б) когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

4. Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Таким образом, провозглашается иной уровень контроля, который дает производителям и торгующим предприятиям большую свободу, а сам акцент этого контроля направлен на большую безопасность продукции. То, что можно требовать от производителя и какие органы государственного надзора должны этим заниматься, будет названо в техническом регламенте;

5. Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие механическую, пожарную, химическую, электрическую и другие виды безопасности. Стандарт должен содержать четко выделенные обязательные требования и методы их объективной проверки;

6. Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Не противоречат указанным принципам и принципы, не отмеченные в законе, но сложившиеся традиционно. В их числе:

- Системность и комплексность. Предполагает подход к объектам стандартизации как к элементам сложных систем, совместимость этих элементов и совместную их стандартизацию;

- Динамичность и опережающее развитие стандарта. Предполагает возможность адаптации его к переменам, происходящим в связи с научно-техническим прогрессом. Учет перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и др., а также прогрессивных национальных стандартов других стран продлевает срок его жизни.

- Эффективность стандартизации предполагает социальный (обеспечение безопасности, здоровья людей, охраны окружающей среды и т.д.) или экономический (экономия ресурсов, повышение надежности и т.д.) эффект применения нормативного документа.

- Принцип гармонизации предполагает обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых разными организациями (это способствует международной торговле).

- Четкость формулировок положений стандарта предполагает отсутствие возможности двусмысленного толкования положений стандарта.

1.3.2. Функции стандартизации

1. Упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению, ограничению.

2. Охранная (социальная) - обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.

3. Ресурсосберегающая обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

4. Коммуникативная обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений; направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации. Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны.

Кроме того, переход отечественных предприятий на разработку собственных стандартов, в которых свой товар позиционируется как единственный, отвечающий тем требованиям, которые изложены в стандарте, позволит потребителю именно по стандартам судить о качестве продукта. Стандарт превратится в мощное средство рекламы и главный козырь в конкурентной борьбе.

6. Информационная. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами - эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).

7. Нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме стандарта (или другого НД) и его применении в результате придания документу юридической силы.


       
 
 
   




 
 


1.4. Документы в области стандартизации

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

• национальные стандарты;

• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

• стандарты организаций.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.


1.4.2. Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации

Существует достаточно большое количество правил стандартиза­ции, норм и рекомендаций в области стандартизации. Например, общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов межгосударственной системы стандартизации и государственной системы стандартизации Российской федерации изложены соответственно в ГОСТ 1.5-2001 и ГОСТ Р 1.5-2002. Указанные стандарты постановлением Госстандарта России признаются действительными до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций в области стандартизации. Правила разработки и утверждения национальных стандартов приводятся в числе прочих правил стандартизации в законе «О техническом регулировании» (некоторые из них приведены ниже).



       
   
 
 

 


Разработка национального стандарта может осуществляться лю­бым лицом в соответствии с программой разработки национальных стандартов, утвержденной национальным органом по стандартиза­ции. Уведомление о разработке национального стандарта направ­ляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в печати. После публичного обсуждения в проект стандарта вносятся необходимые изменения. Доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны всем желающим для ознакомления.

Далее проект национального стандарта представляется разработчи­ком в технический комитет по стандартизации для организации проведения экспертизы данного проекта. По итогам экспертизы технический комитет готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Решение об утверждении или отклонении национального стандарта принимает национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации. В случае отклонения стандарта, разработчику проекта национального стандарта направляется мотивированное решение национального органа по стандартизации. Уведомление об утверждении национального стандарта и нацио­нальный стандарт публикуются национальным органом по стандар­тизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно - цифровой форме на русском языке.


1.7. Международное сотрудничество по стандартизации

Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке..

В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимо­понимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В международных стандартах (международный стандарт - стандарт, принятый междуна­родной организацией), также устанавливаются требования к продукции в части безопасности её для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

Межгосударственная система стандартизации (МГСС). По Соглашению 1992 года представителями государств бывшего СССР эталонная база бывшего СССР признана совместным достоянием, а действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов. Для вновь вводимых межгосударственных стандартов сохранена аббревиатура ГОСТ. Рабочими органами Межгосударственного совета по стандартизации метрологии и сертификации (МГС) являются Бюро стандартов, метрологии и сертификации, с местом пребывания в Минске и межгосударственные технические комитеты.

Международная организация по стандартизации (ИСО). Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях; за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО – Генеральная ассамблея.

Международные стандарты ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком: отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий,вынуждены пользоваться международными стандартами.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи.

В перспективе. По прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе - это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии).

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) широко известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств, а Международная торговая палата (МТП) - работами по унификации торговой документации.

В 1961 г был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандарти­зации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). Особенность и «сила» большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран.

Применение международных и региональных стандартов в отечественной практике возможно по следующим вариантам:

1. Принятие государственного стандарта, представляющего
аутентичный текст на русском языке соответствующего
международного документа.

2. Принятие государственного стандарта, представляющего
аутентичный текст на русском языке соответствующего
документа с дополнительными требованиями, отражающими
специфику потребностей России.

3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на основе международного документа
до принятия их в качестве государственных стандартов.

Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ о стандартизации, то применяются правила международного договора. Под международным договором РФ следует понимать государственные и ведомственные договоры, заключенные федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

 

1.8. Задачи стандартизации в области метрологии

Основными задачами стандартизации в области метрологии являются:

- совершенствование системы метрологического обеспечения в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности;

- установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции;

- установление единых систем документации;

- установление единых терминов и обозначений;

- определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств ее контроля и показаний;

- установление единых правил выполнения всех работ по обеспечению единства измерений;

- своевременное изменение и дополнение правил законодательной метрологии в соответствии с изменениями потребностей народного хозяйства, а также в соответствии с новейшими открытиями и достижениями и постоянный контроль за
их выполнением;

- установление прав и обязанностей государственных органов метрологической службы по обеспечению единства измерений.

Нормативно-правовой основой метрологического обеспечения научной и производственной деятельности являются стандарты Государственной системы обеспечения единства измерений, Их делят на базовые и рабочие. На основе базовых стандартов разрабатывается НТД для конкретных областей измерения, измерительных процессов, измерительных средств. Они регламентируют номенклатуру единиц физических величин, методы воспроизведения заданного размера физических величин, их передачу рабочим средствам измерений, метрологические характеристики средств измерений, метрологические термины и т.п. Рабочие стандарты разрабатываются на основе базовых и включают стандарты государственных эталонов и государственных поверочных схем; стандарты методов и средств поверки мер и измерительных приборов; стандарты норм и точности измерений; стандарты групповых методик выполнения измерений.

1.9. Эффективность работ по стандартизации

Эффективность - соотношение общественного (народнохозяйст­венного) эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве и затрат, связанных с их применением. Цель определения - обоснование целесообразности включения конкретных работ по стандартизации (разработка нового стандарта, пересмотр или внесение изменения в действующий стандарт) в планы государственной и межгосударственной стандартизации; выбор наиболее оптимальных вариантов, включаемых в стандарты требований; оценка результативности деятельности в области стандартизации.

Виды эффективности:

Экономическая Характеризуется показателями на единицу стандартизируемой продукции (услуги): экономии - величины суммарного уменьшения затрат в хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов); затрат -величины суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов); экономического эффекта - величина итогового уменьшения затрат (издержек) при производстве, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации единицы стандартизируемой продукции(услуги), определяемый как разность между экономией и затратами; а также показателем экономической эффективности работ по стандартизации - соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).

Техническая - может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта (рост уровня безопасности, снижение вредных воздействий и выбросов, материало- или энергоемкости производства или эксплуатации, повышении ресурса, надежности и ДР) и (или) информационная - может выражаться в достижении необходимого) для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации (стандарты на термины и определения и т.п.), в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, в международных научно-технических и торгово-экономических отношениях.

Социальная - заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам) положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологического климата и др.

1.10. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации

1. Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях, таких как

экология и безопасность;

информационные технологии;

ресурсосбережение;

нормативное обеспечение качества продукции с целью

защиты прав потребителей;

стандартизация бухгалтерской и банковской деятельности;

стандартизация услуг по оценке имущества.

2. Совершенствование технического законодательства в области стандартизации. Основные направления развития технического законодательства - разработка по конкретным группам и видам продукции или деятельности законодательных актов, которые должны определять особенности проведения работ по стандар­тизации, метрологическому обеспечению и сертификации и включение непосредственно в законодательные акты конкретных требований, в частности нормативов (норм прямого действия).

3. Выполнение условий присоединения России к ВТО. Основные условия членства в ВТО в части стандартизации предполагают обеспечение гармонизации отечественных стандартов с международными и информационное взаимодействие с государствами-членами ВТО.

4. Актуализация действующего фонда государственных стандартов. Фонд государственных стандартов в РФ требует обновления. Причем актуализация фонда должна осуществляться в темпах, соответствующих передовой зарубежной практике стандартизации.

5. Повышение роли добровольных стандартов. Добровольные стандарты содержат рекомендательные требования и предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции и услуг. Планируется постепенный переход на полностью добровольный характер применения стандартов в России.

6. Широкое участие. субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в финансировании разработки новых стандартов.

2. СЕРТИФИКАЦИЯ

2.1. Основные понятия

Сертификация (в широком смысле слова, а именно в этом смысле слово используется в названии книги и в названии раздела)

- это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация (в узком смысле слова, а именно в этом смысле слово используется в законе «О техническом регулировании») - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

 
 


Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

 
 


В нее могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. Системы сертификации подлежат государственной регистрации.

Схема сертификации - определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

Сертификат об утверждении типа средств измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в предусмотренном действующим законодательством порядке и, соответствует установленным требованиям. Сертификация средств измерений проводится в соответствии с актами законодательства Российской Федерации.

Сертификат о калибровке - документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки средства измерений, который выдается ор­ганизацией, осуществляющей калибровку. Калибровка - совокуп­ность операций, выполняемых с целью определения и подтвер­ждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежа­щего государственному метрологическому контролю и надзору. Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

 

2.2. Принципы сертификации

 

1. Законодательная основа сертификации: деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах;

2. Недопустимость подмены обязательного, подтверждения соответствия добровольной сертификацией и применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

3. Информационная открытость (доступность заинтересованным лицам информации о порядке осуществления подтверждения соответствия) и закрытость (в цепях защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия) сертификации;

4. Регламентация форм и схем обязательного подтверждения соответствия (их перечень в отношении определенных видов продукции устанавливается в соответствующем техническом регламенте);

5. Уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

6. Недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

7. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран;

8. Открытость системы сертификации: в работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.


2.3.1. Добровольное подтверждение соответствия

Добровольное подтверждение соответствия реализуется в форме системы добровольной сертификации. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридичес­кими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.