Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 9. Педагогика И.Г. Песталоцци




Демократ по своим взглядам, Песталоцци хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных способностей». Он считал, что общая цель воспитания — проявление в детях «истинной человечности», которая достигается путем гармонического раз­вития у каждого ребенка всех его природных сил и способно­стей. В народной школе Песталоцци отводил большое место под­готовке детей низших сословий к предстоящей им деятельности, но вместе с тем подчеркивал, что это всегда должно быть подчинено высшей цели — формированию человека.

Воспитание, считал Песталоцци, должно носить природосообразный характер, т. е. строиться в соответствии с детской природой. При этом он не идеализировал, как Руссо, детскую природу, а полагал, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию. «Глаз,— говорил Песталоцци,— хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Задача воспитания заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработан­ной им теории элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти стороны воспитания Песталоцци считал необходимым осуще­ствлять в тесной связи и взаимодействии.

В основе теории элементарного образования лежит требова­ние начинать воспитание ребенка с простейших элементов, по­степенно и последовательно подходить ко все более сложному.

Цель физического воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные физические задатки ре­бенка, выработать у него соответствующие умения и навыки и таким путем обеспечить общий, подъем его физических сил. Пе­сталоцци справедливо указывал, что физическое воспитание спо­собствует формированию человеческой личности, развитию его нравственных чувств и волевых качеств.

В основе физического воспитания детей, считал Песталоцци, лежит их естественное стремление к движениям, которые осу­ществляются посредством движения суставов. Эти движения развиваются в играх, во всех разнообразных проявлениях физических сил ребенка. Начала физического воспитания, по Песталоцци, закладываются еще в семье, когда мать, помогая ма­лышу вставать, делать первые шаги, проводит с ним тем са­мым «естественную домашнюю гимнастику». Выработке у ребенка умения самостоятельно производить все движения суставов способствует также его участие в простейших видах домашнего труда.

Для полноценного физического развития ребенка, считал Пес­талоцци, необходимы подвижные игры. Он справедливо требо­вал, чтобы учение и игра взаимно дополняли друг друга и учителя умели использовать детские игры в воспитательных целях. На основе естественного физического воспитания, полученного ребенком в семье, Песталоцци строил всю последующую систе­му школьной «элементарной гимнастики».

Песталоцци мечтал о создании особой азбуки умений, в которой физические упражнения, как-то: нести, бросать, толкать, бороться, махать и т. д., будут включены в простейшие виды трудовой деятельности. Он надеялся, что ребенок, овла­девший подобной азбукой, разовьется физически, станет ловким и одновременно приобретет некоторые трудовые умения, которые он в дальнейшем с успехом использует в жизни. Таким обра­зом, Песталоцци тесно связывал физическое воспитание с трудо­вым, которому придавал большое значение не только в деле физического, но и нравственного развития ребенка. Он подчеркивал, что посильная трудовая деятельность способствует разви­тию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных- нравственных качеств.

Песталоцци решительно возражал против узкой профессио­нальной подготовки детей трудящихся, обычно сводившейся к выработке у них односторонних умений и навыков. Он говорил об особом «образовании для индустрии», которое давало бы будущим рабочим необходимые знания, развивало бы их спо­собности, прививало навыки, необходимые для производственной деятельности, способствовало воспитанию у них высоких моральных качеств. Песталоцци предлагал на базе «элементарной гимнастики» -проводить особую «индустриальную гимнастику».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.