Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гетерозисные скрещивания 2 страница




• чем более отдаленные в филогенетическом смысле исходные пары, тем труднее проводить скрещивания; при этом результаты, полученные для пар в пределах секции, могут оказаться выше ре­зультатов, полученных для более отдаленных пар.

Искусственные скрещивания можно проводить на стоящих де­ревьях, привитых деревьях, срезанных (укорененных или не укорененных) ветвях, на поваленных деревьях.

При скрещиваниях на стоящих деревьях для подъема в крону ис­пользуются лестницы, подмостки или специальные подъемники. Работа на стоящих деревьях трудоемка и опасна.

Проще работа на привитых деревьях ввиду возможности осуще­ствить все желательные комбинации независимо от местообитания, исходных особей. Так как привойный материал можно собирать и перевозить даже с одного континента на другой, то участки для скре­щивания можно создавать и с географически отдаленными растениями и видами. Прививку ветвей можно осуществлять на подвои, высаженные в сосуды. Известен метод бутылочной прививки, ко­торый состоит в соединении больших цветоносных ветвей с такими подвоями. При этом привой до срастания снабжается водой из бу­тылки. Этот метод используется для березы, ольхи, тополя, вяза.

Скрещивания на срезанных ветвях, помещенных в сосуды с во­дой, применяются у тополей, ив, ильмовых и некоторых других по­род. Ветви нарезают в конце зимы. Чем ближе к естественным сро­кам цветения заготавливают ветви и чем они крупнее, тем успеш­нее результаты гибридизации. Женские ветви рекомендуется наре­зать длиной 1 м и больше. Скрещивания лучше проводить в поме­щении с регулируемой температурой и влажностью.

Скрещивания на поваленных (или подваленных) деревьях значи­тельно упрощают работу. Однако недостатком является разовое ис­пользование отобранных деревьев и невозможность быстрого по­вторения наиболее удачных скрещиваний (если это не клонирован­ные особи).

Цветки на отобранных для проведения гибридизации женских особях за 1-2 недели до скрещивания подвергаются изоляции и ка­страции во избежание неконтролируемого опыления. При кастра­ции удаляют мужские генеративные почки, цветки или часть цвет­ков на ветвях, подлежащих изоляции. Обычно кастрация у обоепо­лых цветков выполняется путем выщипывания тычинок пинцетом. Однополые мужские цветки и генеративные почки удаляются пол­ностью. У двудомных и однодомных растений с однополыми цвет­ками, у которых последние пространственно разобщены, кастра­цию не производят.

Для изоляции женских цветков и соцветий применяются изоля­торы из различных материалов: синтетическая пленка (полиэтилен, целлофан); пергаментная бумага; бумага, пропитанная водооттал­кивающим составом; ряд тканей. Преимущества и недостатки каж­дого вида материала показаны в табл. 3.4. Предпочтение в практичес­кой работе отдается пакетам из пергамента (см. рис. 3.5 на вклейке). При изоляции необходимо следить за тем, чтобы в месте привязки пакета не оставалось щелей для залета пыльцы. Для уплотнения, а также обеспечения воздухообмена используют вату в месте привяз­ки пакета.

Размеры изоляторов зависят от размеров изолируемых ветвей или цветков. Они могут колебаться от 2-3 х 7-10 см до 20-40 х 50-60 см.

Пыльцу, необходимую для гибридизации, заготавливают забла­говременно за несколько дней до цветения (если используется све­жесобранная пыльца). Крупные мужские соцветия в почти зрелом возрасте обрывают и помещают в бумажные пакеты или специаль­ные эксикаторы, которые располагают в теплом помещении. Пос­ле подсыхания пыльники растрескиваются и пыльца собирается в специальные сосуды. Если мужские соцветия мелкие, они нареза­ются вместе с мелкими ветвями и раскладываются на бумаге в изо­лированных помещениях. После выделения пыльцы, ее просеива­ют для удаления примесей.

При несовпадении сроков цветения родительских форм, их тер­риториальной разобщенности и при дальних перебросках пыльцы прибегают к более ранним срокам ее получения на срезанных вет­вях в теплом помещении. Для нормального развития цветочных почек регулярно меняют воду или питательный раствор в сосудах и проводят подновление срезов.

Пыльца быстро теряет всхожесть, поэтому ее необходимо береж­но хранить. Перед закладкой на хранение ее надо просушить в те­чение одного или нескольких часов. Рекомендуется ее хранить в пробирках, не заполненных доверху и закрытых ватой. Пробирки с пыльцой

помещают в эксикатор с хлористым кальцием. Эксикатор хранят при температуре 3-5°С. Перед использованием пыльцу сле­дует проверить на всхожесть.

Опыление производится при помощи мягкой волосяной кисточ­ки. При смене сорта пыльцы кисточку надо тоже менять или стерили­зовать. При опылении цветков, изолированных в пакеты, применяют различные пыльцераспылители. Конец распылителя вводят в сде­ланный ножницами надрез пакета, впускают порцию пыльцы, а за­тем заклеивают отверстие лейкопластырем или изолентой. Для га­рантии опыление повторяют через 1-2 дня.

После появления завязей изоляционные пакеты можно снять (че­рез 10-14 дней). Но для сохранения плодов и семян необходимо бороться с энтомовредителями и другими повреждающими факто­рами. Для предотвращения разлета легких семян и смешивания с другими, а также повреждений птицами необходимо заранее зак­рыть завязи марлевыми мешочками.

Для различных видов древесных растений характерны разные технические приемы скрещиваний, часть из которых будет описана далее.

 

 

***

 

 

В заключение можно отметить, что гибридизация является весьма перспективным методом для получения соматического, адаптивного и генеративного гетерозиса. Применительно к лесным древесным породам этот метод особенно ценен для вегетативно размножаемых видов. С другой стороны, для перекрестно опыляемых видов этот метод требует доработки в плане последующего размножения полу­ченных ценных генотипов. Если полученные хозяйственно ценные формы размножать обычным семенным путем, то существует боль­шая вероятность потери отобранных ценных признаков.

Частично проблему могут решать биклоновые плантации, кото­рые создаются из родительских пар с высокой СКС или введение в поликлоновые плантации растений с высокой ОКС. Однако и в этом случае требуется отбор среди потомков, так как имеется высокая вероятность получения гибридов не только с хорошими, но и неже­лательными признаками.

Полное сохранение хозяйственно ценных признаков отобранных гибридов возможно только при вегетативном или апомиктическом размножении. Поэтому целесообразно было бы сосредоточить уси­лия на создании промышленных методов массового вегетативного (включая микроклональное) размножения хозяйственно ценных ге­нотипов лесных древесных пород, полученных в результате направ­ленной гибридизации. Кроме того, необходимо провести исследова­ния по разработке методов искусственного получения апомиктов от хозяйственно ценных форм лесных древесных пород.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое гибрид?

2. Перечислите цели гибридизации лесных древесных пород.

3. Какие задачи метод гибридизации позволяет решить при создании лесосеменных плантаций?

4. Охарактеризуйте конгруэнтные и инконгруэнтные скрещивания, их различия и значение.

5. Опишите характеристику комбинационных скрещиваний и принципы подбо­ра пар при их использовании.

6. Опишите трансгрессивные скрещивания и их отличия от гетерозисных.

7. Охарактеризуйте явление гетерозиса, его типы и категории. Приведите гипо­тезы, объясняющие проявление гетерозиса.

8. Опишите методы гибридизации: простые и сложные.

9. Как получают инцухт-гетерозисные гибриды?

10. Укажите предпочтительные методы гибридизации для растений с разными си­стемами размножения: самоопылителей, перекрестноопыляющихся и вегета­тивно размножающихся.

11. Приведите схемы диаллельных скрещиваний (полная, модифицированная, ча­стичная, факториальная) и простое скрещивание пар; их отличия, достоинства и недостатки.

12. Какими особенностями должен обладать исходный материал для получения успешных скрещиваний?

13. Как технически может осуществляться гибридизация лесных древесных пород?

14. Перечислите достоинства и недостатки различных типов изоляторов для цвет­ков древесных пород.

15. Охарактеризуйте режим хранения пыльцы и приемы искусственного опыле­ния и получения семян у лесных древесных пород.

 

 

 

 

Интродукция является первичным способом оценки наслед­ственной ценности организмов в новых условиях. Она нашла ши­рокое применение в различных странах Старого и Нового Света. В России наибольшее число опытов по интродукции лесных древес­ных пород осуществлено в Европейской части страны. Ниже пред­ставлены некоторые подходы и результаты этой работы.

 

4.1. Теоретические предпосылки интродукции лесных древесных пород

Под интродукцией растений ботаники понимают целеустремлен­ную деятельность человека по введению в культуру в данном есте­ственно-историческом районе растений (родов, видов, подвидов, сортов и форм), ранее в нем не произраставших, а так же перенос их в культуру из местной породы. Однако для лесной интродукции более уместно определение В.И. Некрасова (1980), который рассмат­ривает интродукцию как перенесение растений в новые природно-климатические условия за пределы естественного ареала или, при расширении площади искусственного выращивания растений, из района их испытания в культуре. Он не находит оснований считать перенос растений местной флоры в культуру интродукцией, т.к. он не связан с изменением географических условий, а приводит к из­менениям агротехнических и биоценотических условий для роста растений. Действительно, если придерживаться ботанического по­нятия, то практически все лесные культуры, тем более связанные с изменением породного состава насаждения, следует считать инт­родукцией. Это заметно усложнит методологические аспекты инт­родукции лесных пород (И.И. Дроздов, 1998).

Тесно связаны с интродукцией понятия акклиматизации и нату­рализации растений. Акклиматизация — одна из форм интродук­ции растений, когда приспособление популяции к новым условиям обитания происходит за счет генетических изменений на основе местного естественного отбора индивидуумов, более чем исходные формы приспособленных к новым условиям обитания. Это харак­терно для случаев переноса растений в условия, значительно отли­чающиеся от естественного ареала. И поэтому, если интродукция влечет за собой огромные потери среди репродуцированной в но­вых условиях популяции и выживание лишь отдельных уклоняю­щихся генотипов из интродуцированного экотипа, говорят об акк­лиматизации. Натурализация подразумевает такой исход интродук­ции, когда новые формы растений легко произрастают и успешно репродуцируют в новых условиях, не изменяя своей генетической конституции. Как правило, это характерно для того случая, когда климатические и другие условия вполне благоприятны, отвечают биологическим особенностям интродуцента и он приживается без изменения генотипа.

При выборе исходного материала для интродукции приходится считаться с климатическими условиями произрастания. Знания климата района, откуда привлекается исходный материал, имеет существенное значение. Поэтому в интродукции древесных пород некоторое время господствовала теория климатических аналогов Г. Майра, которая связывала успех интродукции с непременным сход­ством климатических условий естественного и искусственного аре­алов. Однако Н.И. Вавилов (1987) показал, что вопрос о климати­ческих аналогах не может решаться в упрощенном виде. В целом он находит, что теория Г. Майра заслуживает большого внимания, поскольку дала немалые практические результаты. Однако в отно­шении древесных видов современная теория интродукции требует учета экотипов, сложности вида, на что Г. Майр не обратил внима­ние. По мнению Н.И. Вавилова (1987), климатические аналоги дол­жны быть заменены экологическими аналогами, поскольку клима­тология и экология не равнозначны. Действительно, дальнейшее развитие теории интродукции подтвердили целесообразность эко-лого-исторического и эколого-географических методов. Прогнози­рование эффекта интродукции признано немыслимым без эколо­гического анализа.

Однако наиболее достоверные представления о возможностях интродукции дает опыт. Анализ предшествующего опыта интродук­ции — единственный способ определения степени адаптивности вида к новым условиям. В связи с этим широкое развитие получили методологические исследования по привлечению исходного мате­риала. При подведении итогов интродукции, объяснении ее поло­жительного или отрицательного опыта ориентируются на следующие методологические направления: сравнительный анализ клима­тических и эколого-географических условий естественного произ­растания растений, привлекаемых в интродукцию, и новых мест их испытания; исторический и флорогенетический анализ раститель­ности, из которой черпается материал для интродукции; изучение эколого-физиологических особенностей растений интродуцентов и изменчивости их анатомо-морфологического строения. Весьма важ­ны результаты изучения сезонно-ритмических изменений в разви­тии вегетативных и генеративных структур для познания процесса приспособления интродуцентов.

Введение в лесные культуры экзотов, как правило, связано в даль­нейшем с формированием интродукционной популяции. Вопросам создания интродукционных популяций на микро-эволюционном уровне уделил большое внимание В.И. Некрасов (1980). Использо­вание для интродукции растений не случайных популяций, а обла­дающих формовым разнообразием, повышает гарантию успеха се­менного размножения и получения более устойчивого потомства. Если интродуктор ставит своей задачей предсказать генетическую реакцию интродуцированных растений, то необходимо прежде всего изучить строение и состав исходных популяций и составляющих их

особей.

 

А.Я. Любавская (1982) отмечает, что успех интродукции данного вида часто определяется генетическим разнообразием вида. Инт­родукция экзотов — один из источников обогащения местной дендрофлоры и исходного материала для селекции. При интродук­ции ведется искусственный отбор по тем признакам, ради которых растения интродуцированы, а также по их устойчивости в новых ус­ловиях среды. Поэтому испытание интродуцентов должно быть по­ставлено на селекционно-генетическую основу. Для этого необхо­димо, чтобы в долгосрочной программе развития лесного хозяйства работа по введению интродуцентов была организованна на прочных селекционных принципах с организацией сортового семеноводства из отобранных по хозяйственно ценным признакам популяций и осо­бей. Селекционно-генетическая оценка интродуцированных видов включает испытание межпопуляционной и внутрипопуляционной изменчивости экзотов и возможности отбора лучших популяций и форм для использования их при разведении в новых районах.

Придавая большое значение селекции и интродукции, В.И. Нек­расов (1986) считает необходимым отдельно выделять маточные особи, которые при первичной интродукции и в последующих по­колениях отличаются лучшими показателями роста, устойчивости И генеративного развития. От правильного выбора семян зависит успех интродукции. Поэтому разработка теоретических основ се­меноводства интродуцированных древесных растений — насущная задача семеноводов. Семеноводство интродуцентов может разви­ваться успешно только на селекционной основе с использованием и постоянным развитием опыта географических культур. Райт Дж. (1978) отмечает, что интродукцию прежде осуществляли преиму­щественно семенами неизвестного, часто не лучшего происхожде­ния. Установлено, что если интродуцированное дерево или насаж­дение дают 75 % продукции по сравнению с местной популяцией, то имеются основания продолжать проверку данного вида сравни­тельной оценкой различных климатипов и экотипов. А.Я. Любавская (1982) придает важную роль географическим культурам в прак­тической интродукции. Изучение интродуцентов должно предусмат­ривать накопление данных о влиянии географического происхож­дения и экологических условий на характер их роста и развития.

4.2. Особенности интродукции лесных древесных пород

 

Ботанические сады накопили ценные данные и значительный опыт по интродукционному испытанию многих древесных расте­ний в коллекциях. Однако эти результаты можно считать предва­рительными для лесной интродукции, существенно отличающейся от интродукции видов в дендрариях, т.е. в изоляции, в отрыве от лесной среды. Объектом лесных интродукционных исследований является биогеоценоз или экосистема, главным компонентом ко­торой служит насаждение. Здесь устойчивость интродуцируемого вида зависит всецело от его конкурентоспособности в лесном сооб­ществе. Конечная цель лесной интродукции заключается в созда­нии лесных ценозов, обеспечивающих наивысшую продуктивность древостоя главной породы.

Лесная интродукция (введение новых лесных пород в насажде­ния) обязательно связана с закладкой и выращиванием лесных куль­тур. Экологической основой лесокультурного дела является лесная типология. Используя ее основные принципы, можно достаточно полно и комплексно представить характеристику лесорастительных условий на лесокультурной площади, выбрать тип культур, вид, метод и способ выращивания. Современное лесокультурное произ­водство в решении вопросов лесовосстановления должно опирать­ся на положения динамической типологии леса И.С. Мелехова (1984). Она охватывает практически весь цикл лесовосстановления со всеми возможными вариантами, которые позволяют выбрать и наиболее эффективно разместить лесные культуры в этом сложном природном процессе. Место их, в первую очередь, там, где процесс лесовосстановления затруднен или протекает медленно (через сме­ну пород) (И.И.Дроздов, 1985, 1998).

Ценным индикатором при выборе типа лесных культур является коренной тип леса. Однако из этого не следует, что при создании лесных культур следует копировать природные типы леса. Вполне приемлемо здесь разумное использование других пород, в том чис­ле интродуцированных, введение которых оправдано экологичес­кой и хозяйственной целесообразностью. В этом случае искусствен­ные насаждения являются практически новыми компонентами динамической типологии леса. Формируется новый тип леса, кото­рый не вписывается в обычную типологию. Так, среди традицион­ных сосняков, ельников могут формироваться лиственичники, кед­ровники и другие как конечный итог лесной интродукции (И.И. Дроз­дов, 1985, 1998). Биогеоценотические сукцессии в ценозах, создан­ных из интродуцированнных пород, протекают значительно быст­рее по сравнению с первичными, так как происходят на уже сфор­мированных почвах. Вместе с тем механизм этих смен, будучи весь­ма сложными, к сожалению, еще слабо изучен (В.Б. Логгинов, 1988).

А.Я. Любавская (1982) считает, что трансформация насаждений изменением породного состава в ряде случаев практически необхо­дима. При сплошных рубках естественное возобновление леса идет чаще всего через смену пород. В ряде случаев более выгодным ста­новится выращивание в культурах экзотов. Интродукция растений перерастает в экономическую проблему. Испытание интродуцен­тов приобретает организованный характер и переводится на селек­ционно-генетическую основу.

Проектирование искусственных лесных ценозов из интродуцируемых пород трудно осуществить без детальных исследований осо­бенностей формирования лесов из этих пород в естественных усло­виях. Поэтому экспедиционным путем с учетом накопленных ма­териалов региональных исследований в натуре изучают типы леса наиболее важных лесообразующих пород, выявляют потенциальную продуктивность основных типов, определяют ведущие экологичес­кие и фитоценотические факторы, обеспечивающие потенциальный рост и развитие древостоев интродуцируемых растений в этих ти­пах леса. На основе этого разрабатывают эколого-фитоценотические аналоги биогеоценоза — своеобразные природные эталоны бу­дущих культурных лесонасаждений, обладающих продуктивностью, не уступающей потенциальной производительности естественных древостоев (П.И. Лапин и др., 1979).

Использование эколого-фитоценотических аналогов при интро­дукции древесных пород в лесохозяйственных целях конечно не оз­начает простого копирования и переноса образцов природных древостоев в новые районы. Высокая продуктивность насаждений куль­турных ценозов, превышающая потенциальную производительность естественных, должна быть обеспечена подбором быстрорастущих, устойчивых экотипов и форм лесных древесных экзотов и соответ­ствующим уровнем взаимодействия всех компонентов искусствен­ного ценоза. При создании культур интродуцированных растений использование выявленных генетических особенностей обеспечива­ет более высокую степень их адаптации в ценозах, дальнейшее повы­шение производительности и качественного состава лесонасаждений.

С.Г. Спурри, Б.В. Барнес (1984) отмечают, что применяемый во всем мире при интродукции деревьев метод проб и ошибок отлича­ется большой произвольностью, он дорог и требует много времени. Вместо этого надо использовать метод изучения генэкологической приспособляемости популяций разного происхождения. С этой це­лью лесоводы собирают семена желательных популяций, выращи­вают сеянцы и в молодом возрасте изучают различные потомства этих популяций. Эти эксперименты называют тестами на проис­хождение или источник семян, т.е. своеобразные географические посевы. Однако успех их во многом зависит от методики ранней диагностики генетических признаков.

Весьма важным моментом является изучение и анализ опыта интродукции деревьев и кустарников, накопленного ботанически­ми садами, научно-исследовательскими учреждениями, дендропарками, предприятиями лесного хозяйства и другими предприятия­ми. При этом первоочередное внимание уделяется изучению лес­ных культур древесных экзотов (П.И. Лапин и др., 1979). Учитывая важность этого аспекта лесной интродукции, на кафедре лесных культур Московского государственного университета леса на опыте 15-летних исследований разработаны методические рекомендации по изучению лесных культур интродуцированных пород (И.И. Дроз­дов, А.И. Янгутов, 1984).

Выявленные участки культур интродуцентов подлежат полному историческому, лесоводственному и лесокультурному описанию. При этом весьма важно установить происхождение исходного материала для культур: как они были созданы, как выращивали эти культуры. Далее культуры исследуют доступными для лесовода средствами. Дендрохроноклиматические исследования позволяют выявить, как росли экзоты в новых для них климатических условиях. Построен­ные при этом дендрошкалы позволяют получить объемную информацию при сравнительном анализе роста экзотов и местных пород (И.И. Дроздов, 1987). В пределах определенного климатического ре­гиона успешность выращивания той или иной древесной породы су­щественно зависит от почвенно-грунтовых условий. Изучение влия­ния этого фактора на рост новых пород позволяет определить крите­рии оценки почвенных условий и построить математическую модель роста интродуцентов (А.И. Янгутов, И.И. Дроздов, 1989).

Очень важно обратить внимание на устойчивость экзотов в изу­чаемом биогеоценозе не только в климатическом аспекте, но и по таким показателям, как наличие и характер заболеваний, повреж­дений вредителями, взаимоотношение с окружающей растительно­стью (древесной, травяной, грибами — микоризообразователями и др.), животным миром. Наблюдения за наличием и характером пло­доношения экзотов в культурах позволяют судить о степени их акк­лиматизации и возможности использования насаждения для сбора семян местной репродукции. При исследовании возможности рос­та экзотов важно в первую очередь изучить динамику их сезонного развития и ритмику роста деревьев. В результате фенологических наблюдений устанавливают время наступления и продолжитель­ность фенофаз (набухание почек, распускание их, рост побегов, развертывание хвоинок, летняя вегетация, одревеснение побегов и др.). Материалы эти, кроме научного, имеют для лесоводов прак­тический интерес для определения оптимальных сроков посадки, уходов, подкормок и других агротехнических мероприятий.

Исследование особенностей индивидуального роста интродуцируемой породы в культурах ставит цель получить достаточно объек­тивное представление о том, какими возможностями располагают эти деревья в онтогенезе. Степень изменчивости их основных так­сационных показателей, закономерности роста дерева во времени весьма интересны для сравнения с такими же показателями породы В естественном ареале и особенностями роста местных лесных по­род. Лесоводу они могут служить основанием для предварительного выбора типа лесных культур (компоненты насаждения, размещение, смешение, густота), метода и способа их выращивания, определения срока перевода культур в лесопокрытую площадь. Они позволяют провести отбор плюсовых деревьев в насаждении интродуцента. Большой интерес при искусственном лесовыращивании представляет динамика нарастания крон деревьев в фазах смыкания и жердняка. Сведения об этом позволяют прогнозировать сроки смыкания куль­тур, правильно предусматривать их размещение и густоту.

Интродуктор, как правило, располагает сравнительно небольшим набором участков культур интродуцентов. Поэтому их следует изучить особенно тщательно и детально, чтобы не ошибиться в выборе экзота для последующего внедрения и свести к минимуму ошибки при проектировании будущих искусственных насаждений.

Рассматриваемые методы исследования позволяют получить ка­чественные и количественные характеристики искусственных насаж­дений интродуцентов в различных условиях местопроизрастания, их взаимоотношения с местными лесными породами. Однако они не позволяют в полной мере раскрыть особенности формирования но­вых типов леса. Здесь необходимы специальные лесоводческие ис­следования, характер и направление которых определены положе­ниями динамической типологии И.С. Мелехова (1999). Необходима специальная методика системного анализа состояния лесных экоси­стем, формируемых при сильном антропогенном воздействии (заме­на породы, регулирование состава и др.). Такие экспериментальные исследования позволяют в большей мере использовать теоретичес­кие аспекты динамической типологии леса, реализовывать их в ка­чественных показателях, моделях выявленных взаимосвязей в искус­ственно формируемых насаждениях (И.И. Дроздов, 1985, 1998).

Долгосрочной программой по интродукции древесных пород в бывшем СССР предусматривалось проведение периодических (че­рез 5-10 лет) единовременных учетов интродуцентов с детальным исследованием наиболее ценных объектов для уточнения ассорти­мента и лесоинтродукционного районирования по специальной разработанной ЦНИИЛГИС «Методике проведения единовремен­ной инвентаризации интродуцированных лесных пород» (1986). Ее основные задачи:

1) выявление ассортимента древесных пород, ин­тродуцированных в различные регионы европейской части СССР, а также площадей их посадок;

2) установление оптимальных гео­графических и экологических условий, в которых соответствующие интродуценты дают наивысший хозяйственный эффект;

3) изуче­ние состояния, продуктивности, агротехники культивирования, возраста и других параметров насаждений (состав, полнота), а так­же влияния биотических и абиотических факторов;

4) предваритель­ная оценка возможности использования интродуцированных объек­тов как источников семенного и вегетативного материала;

5) разра­ботка рекомендаций по обеспечению сохранности и использованию обследованных насаждений интродуцированных пород;

6) опреде­ление оптимальных типов лесных культур интродуцентов и техно­логии их выращивания.

При внедрении интродуцентов предусматривается этапность дей­ствий, связанная со степенью изученности показателей устойчиво­сти и продуктивности тех или иных видов в отдельных регионах и наличием семенной базы. Вместе с тем строгое соблюдение этап­ности не всегда возможно. Ценные хорошо изученные виды-интродуценты при возможности сбора с них семян могут немедленно широко вводиться в производственные культуры. Одновременно с этими видами должна проводиться селекционная работа: отбор плю­совых деревьев и насаждений, создание клоновых архивов и испы­тательных культур, гибридизация, закладка семенных плантаций первого порядка, а после испытания потомства — плантаций вто­рого порядка. Недостаточно испытанные в лесных культурах виды-интродуценты подлежат опытно-производственной проверке в куль­турах. Это, главным образом, экзоты, зарекомендовавшие себя в ботанических садах и перспективные по прогнозу для лесных куль­тур. При недостатке семян закладке опытных культур может пред­шествовать создание соответствующей семенной базы.

Виды-интродуценты, представленные в ботанических садах еди­ничными деревьями или небольшими биогруппами, а в лесных куль­турах единичными, случайными или неизвестного происхождения образцами, подлежат широкому первичному испытанию. Испыта­ние таких видов или отдельных их происхождений проводится, глав­ным образом, путем получения семян из естественного ареала. В определенных случаях оно возможно созданием специальных син­тетических семенных плантаций.

 

4.3. Некоторые аспекты размножения

и внедрения интродуцентов

 

Успех интродукционной работы нередко зависит от способа раз­множения и выращивания растений. Поэтому лесоводу-интродуктору необходимо тщательно изучить биологию интродуцента, с тем чтобы определить правильную агротехнику искусственного выра­щивания его в новых условиях. Здесь перед лесоводом встают воп­росы, связанные с подготовкой семян к посеву, сроками и способа­ми их посева, защитой посевов от вредителей и болезней, с видами посадочного материала, агротехникой и сроками выращивания их, с типами лесных культур и агротехникой их выращивания, с лесоводственными приемами формирования насаждений и др. Необхо­димо определить место и значение в разведении экзота способов семенного и вегетативного размножения. Так, увлечение в 60-е годы прививкой сосны сибирской кедровой на сосну не оправдало себя. Сейчас пошли по пути разработки способов черенкования этой по­роды или сочетания прививок с последующем укоренением привоя (Р.Н. Матвеева, 1985; Г.Ш. Камалтинов, 1982).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.