Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические проблемы




В 1847 г. французский учёный А. Валлон издал на основе источников книгу «История рабства в античном мире», где показал огромную роль рабства в производстве и его влияние на все сферы римской жизни. Будучи приверженцем аболиционизма, Валлон осуждал рабство с поизций морали. Но он стимулировал интерес историков к этому институту. Американский учёный В. Вестерман приуменьшал его значение, французские учёные Безанского центра социальных исследований конкретно изучали его функционирование. Советские учёные рассматривали рабство с позиций формационного подхода: А.В. Мишулин в теоретическом плане, Е.М. Штаерман, В.И. Кузищин – в конкретно-историческом в период Республики, а Л.А. Ельницкий – в раннем Риме.Другой французский учёный Н.Д. Фюстель де Куланж выдвинул проблему античной гражданской общины. Он высказал принципиальное положение о типовой идентичности греческого полиса, римской civitas, муниципиев, колоний. Вклад в решение проблемы внесли Э. Корнелиани, Э. Серени, Л. Капогросси-Колоньези, а также отечественные учёные, подчеркивавшие связь полисных структур с античной формой собственности (О.В. Кудрявцев, С.Л. Утченко), уточнившие их дефиницию и генезис (И.Л. Маяк), военную организацию римского полиса (В.Н. Токмаков), жреческие организации раннего Рима (А.М. Сморчков, Н.Г. Майорова).Важной остаётся проблема населения древней Италии и взаимоотношений италийских общин. Ею занимались немецкие учёные (К.Ю. Белох, А. Розенберг), итальянские (М. Паллотино), болгарские (В.И. Георгиев), в отечественной науке – В.И. Модестов, Ф.М. Нечай, А.И. Немировский, И.Л. Маяк. Отдельное место принадлежит здесь этрускологии. Традиционным вопросам этрускологии (проблема языка и происхождения этрусков) М. Паллотино противопоставил проблему складывания этрусской народности на почве Италии. В начале XXI в. итальянский учёный Факкетти, подытожив результаты современных исследователей, высказался в пользу индоевропейской принадлежности этрусского языка, подтвердив выводы В.И. Георгиева. Эти новации обязывали учёных продолжить исследования.В науке продолжают дебатироваться проблемы из разряда «вечных». Кратко остановимся на некоторых. Это – проблема происхождения патрициев и плебеев, имеющая несколько решений (Г.Б. Нибура, Эд. Мейера и др.). Необходимо отметить подтверждение мнения Нибура со стороны Э. Перуцци, использовавшего новые археологические и лингвистические материалы (анализ латинского вокабулярия). В науке не ослабевает интерес к социальной структуре Рима и социальной борьбе в период средней и поздней Республики. С учётом просопографических штудий (М. Гельцер, Ф. Мюнцер, далее – Г. Скаллард и др.), что послужило антимодернистской трактовке римской истории. Особый аспект этой проблемы составляет аграрный вопрос в Риме. В зарубежной науке было много сделано для освещения хозяйственной деятельности римских поместий республиканского периода (М. Вебер, Г. Гуммерус, Тенни Франк, Дж. Тибилетти, Э. Серени и др.). Для России аграрный вопрос всегда имел чрезвычайно важное значение, что обусловило повышенный интерес к римскому землевладению (П.М. Леонтьев, И.М. Гревс, В.И. Синайский и др.). Серьёзные исследования были осуществлены в советское время: изучены разные типы хозяйств (крестьянский, крупнопоместный и др.), выявлен сектор наиболее передовых, доходных рабовладельческих вилл средней величины, организация труда в них, характер рабочей силы и пр. (М.Е. Сергеенко, Е.М. Штаерман, В.И. Кузищин), отмечены две линии борьбы за землевладение в конце Республики (Н.А. Машкин).

17) Феодали́зм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная иерархия. Основой феодализма является феодальный способ производства. Характеристика

Слово «феодализм» (первоначально, термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833).В марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из общественно-экономических формаций, более высокой по сравнению с рабовладением.В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин. В современной науке для группы общественно-экономических формаций, включающей в себя феодализм, часто используются замещающие термины: «традиционное общество», «аграрное общество».При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод илифьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. Марк Блок считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия. Марк Блок решительно возражал против отождествления общественного строя с экономическим. Сельское хозяйство – единственная, возможно, отрасль экономики, которая продолжала кое-как существовать в Западной Европе в период Раннего Средневековья. Но постоянные эпидемии голода, свирепствовавшего в течение всех Темных веков, свидетельствуют о явном упадке сельскохозяйственного производства. Да и постоянные набеги варваров не способствовали нормальной обработке полей. Развитие сельскохозяйственных инструментов сошло к нулю. Земледельческие технологии также застыли на уровне конца Римской империи.Именно в плохой сельскохозяйственной технике и коренились причины упадка земледелия и повального голода на протяжение второй половины 1-го тысячелетия. В большинстве районов варварской Европы после Великого переселения народов получил распространение римский плуг – симметричный, подходящий для неглубокого грунта Греции и Италии, но неспособный как следует вскопать плотную почву. К тому же недостаток железа вынуждал крестьян делать плуг из дерева, обжигая сошник для прочности.Таким плугом нельзя было вспахать глинистую почву, преобладавшую в континентальной Европе. Поэтому в большинстве европейских стран крестьяне вынуждены были вспахивать одну и ту же полоску земли по три-четыре раза. Собственно, вспахиванием чаще всего и ограничивались – успешно бороться с сорняками западноевропейские крестьяне научились лишь в XI веке, когда в сельскохозяйственном инструментарии появилась борона с зубьями, вырывающая прочные стебли и корни чертополоха и лебеды из грунта.Германские народы дорожили пахотными землями, но не слишком тщательно ухаживали за ними. Заботиться о земле как следует, расчищать и удобрять ее у крестьянина чаще всего не было возможности, и потому после двух лет обработки земля начинала «выдыхаться». Чтобы дать ей восстановиться, земледельцы оставляли этот участок поля и перебирались на другой.В эпоху Раннего Средневековья, в условиях господства феодального землевладения крестьянские общины вынуждены были искать все новые земли, пригодные под пашню, но не используемые. В XI – XII веках население Западной Европы стремительно росло. Скудных урожаев не хватало на всех, но вместо более тщательной обработки имеющихся почв средневековые земледельцы предпочитали просто расширять пахотные земли. Возможности для этого имелись: значительная часть европейских земель была занята лесами. Несмотря на то, что лес для Западной Европы был важнейшим строительным материалом и одним из самых ходовых товаров, отношение Средневековья к лесу трудно назвать благодарным.Для молодой цивилизации христианского Запада, в которой главную роль начинал играть город, лес был символом первобытной дикости (ведь когда-то именно из германских лесов вышли многочисленные варварские племена, уничтожившие Рим). Огромные лесные массивы затрудняли передвижение купцов и путешественников. В лесах скрывались разбойники и дикие звери, пожиравшие урожай и нападавшие на людей. Лес душил цивилизацию.Разумеется, и крестьяне, и горожане не стеснялись пользоваться теми благами, что дарил лес. Мясо и шкуры животных, ягоды обеспечивали человека пищей. В лес выпускали пастись свиней. Зимой лес давал дрова и древесный уголь. Но при всем при этом лес занимал место, которое можно было бы использовать под пашню.Правда, с теми примитивными плотницкими инструментами, какие использовали средневековые плотники и лесорубы, за судьбу лесов можно было не волноваться. Расчисткам подвергались в основном кустарники на кромке леса. Если надо было быстро расчистить значительный участок леса, его просто выжигали. За счет этого почву заодно и удобряли золой – в первый и, возможно, в последний раз за все то время, пока эту землю будут вспахивать.К XIV веку в Европе получило распространение так называемое «трехполье» - система, при которой поле делилось на три части и каждый год обрабатывались две из трех частей. Такая система позволяла земле хоть немного восстанавливаться, и участок дольше оставался пригодным для земледелия.Была и еще одна причина низкой урожайности и быстрого истощения земель в средние века. Долгое время образцовым почиталось хозяйство, способное полностью обеспечить себя всем необходимым, – натуральное хозяйство эпохи феодализма. На практике это означало, что хозяин мог посадить виноград или фруктовые деревья там, где климат для них был совершенно неподходящим, – просто, чтобы иметь в хозяйстве все собственное. И если крестьянин был вынужден подчиниться требованию своего феодала, то природа категорически отказывалась это делать, и урожаи были ничтожно малы. Соответственно, падала и урожайность собственно пахотных земель. В тяжелый год урожай мог взойти такой скудный, что только возвращал семена, брошенные в почву весной.Темные века – это, главным образом, эпоха зерновых. Рожь, неприхотливый ячмень, пшеница – вот что сеяли средневековые крестьяне. Многие современные исследователи связывают выход из кризиса и избавление Западной Европы от постоянной угрозы голода в первую очередь с тем, что к концу X века основу пищи крестьян и городских жителей стали составлять бобы и овощи, продукты, богатые протеинами.

18) Восточная модель феодализма характеризуется ранним зарождением, но более длительным развитием. Во многом это обусловливалось устойчивостью двухсекторной структуры экономики, включающей государственный и общинный секторы.Государственная собственность в средневековых обществах Востока была феодальной по своей сути. Формой ее реализации была рента-налог, представляющая собой особый вид феодальной ренты в условиях преобладания публично-правовых функций государства и устойчивого контроля его над частными правами феодалов.Государственная собственность наиболее ярко была выражена в Китае, где значительную часть господствующего класса составляли чиновники, не обладавшие даже элементами частноправовой власти и получавшие свою долю феодальной ренты в виде жалованья. К тому же весь период раннего средневековья именно государственная надельная система, созданная в III в. Сыма Янем и в V в. модифицированная в "систему равных полей", была определяющим фактором экономического развития этой страны. Сильными были позиции государственной собственности на Ближнем Востоке, где государство было не только основным собственником земли, но и выступало в роли организатора производства и регулятора всех сфер экономической деятельности.Становление государственной собственности сопровождалось возникновением военно-ленной системы, то есть системы условного служебного землевладения под эгидой государства. Так, например, в Индии времен Делийского султаната этому процессу способствовала раздача султаном земли в форме икты.Она предоставлялась еще в XIII в. как временное и пожизненное пожалование служилым людям в виде налоговых поступлений с определенной территории; с середины XIV в. икты стала превращаться в наследственное владение и все чаще освобождалась от уплаты налогов в казну. Другой формой феодального землевладения был инам(дар) – земли, пожалованные в наследственное пользование и обладающие налоговым иммунитетом. Подобными льготами обладали в XVI в. в империи Великих Моголов земельные пожалования – джагиры. Устойчивость государственного сектора укрепляла специфическая структура власти в форме восточной деспотии, которая обусловила слабое развитие процесса индивидуализации личности. Вместе с тем господство государственной собственности на землю совсем не исключало частнофеодальной собственности. В той же империи Великих Моголов существовали наследственные земли заминдаров, сойюргалы, которые жаловались отдельным служителям культа или мечетям, а также индусское храмовое землевладение. Однако они не подрывали устоев государственного хозяйства.На другом “полюсе” восточного феодализма находился общинный сектор. Важным фактором его сохранения было наличие первобытнообщинной периферии, естественных условий земледелия и господства натурального хозяйства, сочетавшего в себе сельскохозяйственный труд и ремесло. Естественно, что восточные общины отличала различная степень прочности пережитков патриархальных отношений и развития индивидуальных и частных прав. Консервация общинных структур и институционализация общественных норм сдерживали процесс имущественной и социальной дифференциации крестьянства и в конечном итоге придавали известную застойность восточному феодализму. В XVI-XVIII вв. во многих странах Востока могут быть обнаружены лишь элементы разложения общинного землевладения. Ранее всего этот процесс начался в Японии.Восточные средневековые города также обладали рядом специфических черт:

1. более высокая концентрации населения (10-25 %);

2. более высокий уровень развития ремесла;

3. солидные купеческие капиталы;

4. более глубокая связь с феодальной системой;

5. существование крупных государственных предприятий (например, кархане в Индии XIV-XV вв.), работавших на заказ;

6. слабое самоуправление городских, ремесленных и торговых корпораций (типа индийской маллахи или китайского хан), работающих на рынок.

В результате город в политико-правовом плане не противостоял деревне и фактически был продолжением сельской местности. Некоторые города вместе с их округами жаловались государством знати и должностным лицам в качестве служебных держаний, а городские налоги включались в жалованье должностных лиц. Доходившая до 1/2 и превышавшая этот уровень рента-налог и другие многочисленные поборы в сумме охватывали весь прибавочный продукт и временами – часть необходимого, затрудняя общественное воспроизводство.Развитие традиционных и новых отраслей восточной экономики способствовало расширению торговли. Особое значение в этом процессе имел Китай – самая технологически развитая держава средневековья. Уже в период Танской империи наряду с ткачеством и шелководством существует хлопководство. В большом количестве производится чай, добываются соль и металлы (железо, серебро, медь, олово), массовым становится производство предметов быта, в частности металлических полированных зеркал, керамических изделий и особенно фарфора, бумаги и т.д. Большую роль в торговле начинают играть ремесленные и купеческие гильдии – хан, имевшие свои уставы и управляемые выборными старейшинами.В VIII в. в Китае появились бумажные, так называемые летающие деньги. В XIII в. правительство Чингизхана свободно обменивало бумажные денежные знаки на золото, поэтому их подделка приносила большие доходы и считалась страшным преступлением. К 1500 г. китайское правительство вынуждено было прекратить выпуск бумажных денег из-за трудностей, обусловленных избыточным выпуском и инфляцией, но уже существовавшие тогда в государстве частные банки продолжали эмиссию бумажных денег. Быстрое развитие товарно-денежных отношений в китайской экономике, по мнению ряда историков экономики, способствовало возникновению здесь в X в. циклов Кондратьева.Однако в конечном итоге совокупность своеобразных черт восточной модели феодализма обусловила относительно замедленные темпы ее развития и стала фактором постепенного отставания от более динамично развивающихся стран Европы.Это обнаружилось в эпоху начавшихся великих географических открытий, торговой и колониальной экспансии западных держав.
Западная модель феодализма характеризуется следующими основными чертами:

1. эволюция частнофеодальной собственности. Во Франкском государстве уже в VI в. возникает индивидуально-семейная собственность на землю – аллод. В VIII-IX вв. аллодиальная собственность уступала место феодальной. В связи с исчерпыванием земельного фонда реформой Карла Мартелла было установлено, что земельные владения – бенефиции (дарения) даются не навечно, а на срок службы или пожизненно, а в дальнейшем могут быть переданы другому человеку. В течение IX-X вв. бенефиций стал превращаться в наследственное владение и приобрел черты феода(лена) – условного держания за обязательную военную службу, что способствовало возникновению военно-сословной системы. Основой хозяйственной организации франкского общества была феодальная вотчина сеньория, наследовавшаяся по принципумайората (старшинства). Формирование частнофеодальной собственности в Англии началось в VII-VIII в. с возникновения бокленда – участка земли, доход с которого передавался дружинникам на условиях службы, и завершилось возникновением феодальной вотчины – манора.

2. Оформление отношений зависимости. Превращение родовой общины в общину-марку и выделение из нее малых семей способствовало социальной дифференциации крестьянства и вело к их массовому разорению.

 

Внутренняя торговля в этот период играла сравнительно небольшую роль. Города формировали местные рынки, где осуществлялся обмен с сельской округой и имели хождение только предметы повседневного спроса. Профессиональные торговцы объединялись в различные общества – гильдии, складничества, компаньонаж. Расширение торговли в XIII в. создало возможность накопления денежных средств в руках купцов и ростовщиков и способствовало возникновению денежного рынка. Деньги чеканили короли, сеньоры, епископы, крупные города. Разнообразие монетных систем и единиц породило необходимость операций по обмену денег. Менялы производили обмен монеты и перевод из одного города в другой (система паритета), они определяли ее качество и полноценность, выполняли банковские операции – брали на сохранение свободные капиталы купцов, а в нужное время предоставляли им кредит.Это было особенно важно, так как добыча золота в Европе находилась в жалком состоянии. Налицо был значительный недостаток денег, который возмещался развитием кредита. Отсюда возник необычайно высокий ссудный процент и отлив денежных средств из областей торговли, отличавшихся замедленным темпом обращения капиталов. Эволюция профессии менял, расширение кредитно-ссудных операций способствовали возникновению банковских контор и банков сначала в Италии, затем в Нидерландах, Англии и т.д. Инструментом кредитных операций становится биржевая спекуляция, начало которой было положено в Амстердаме акциями Ост-Индской компании. В практику европейского купечества начали быстро внедряться сложившиеся в Италии методы ведения торгового предприятия, прежде всего "двойная бухгалтерия". Развивается система факторий, контор в ярмарочных центрах, распространяются формы безналичного расчета (вексель, индоссамент, сконтирование).Расширение товарного хозяйства в городе и деревне создавало предпосылки для ускорения темпов экономического развития, дальнейшей эволюции западной макромодели феодальной экономики вплоть до ее разложения.

19) Вторая стадия развития ремесленного производства - соединение его с рынком. Соединившись с рынком, ремесленник уже становится товаропроизводителем. Отныне судьба ремесленного производства и каждого отдельного ремесленника оказывается прочно связанной с городом и с рынком. В Х-ХIII вв. (а в Италии уже в IX в.) Западная Европа начинает интенсивно покрываться городами, но городами уже нового типа - феодального. Феномен средневекового города, в первую очередь, следует рассматривать как следствие обособленности и самостоятельности ремесла.Появление средневекового города явилось определяющим этапом в истории всего периода феодализма, жизненным нервом эпохи. Поэтому история средневекового города привлекала к себе пристальное внимание ученых еще в XVIII в., и с развитием исторической науки в последующие века это внимание не ослабевает. Почему сложился город? Почему он сыграл такую роль во всех феодализационных процессах? Это внимание к городу породило многочисленные теории, которые пытались объяснить причину возникновения феодального города.В XIX и в первой половине XX в. большинство историков-исследователей, которые разрабатывали теории города, основное внимание обращали на институционально-правовые решения проблемы, т.е. занимались изучением городского права, различными городскими институтами. Эти теории получили название институционно-правовых.Следующая теория, которая занималась этими проблемами, - романистическая. Создателями этой теории были французские ученые Гизо и Тьери. Они считали, что средневековый город не является порождением или феноменом феодализационных процессов, т.е. не является порождением собственно феодализма, и рассматривали его в качестве преемника античного города, города Римской империи. Отсюда и название теории - романизированная.Немецкие и английские ученые на материале Северо-Западной и Центральной Европы, т.е. Европы не романизированной, искали генезис средневекового города в процессах самого феодального общества и прежде всего в институционных и правовых областях.Следующая теория происхождения средневекового города получила название вотчинной. Одним из ее создателей был крупный историк Эйхгорн. Создатели этой теории связывали генезис города с вотчиной.Марковая теория также была создана немецкими учеными - Маурером, фон Беловом и др. Генезис города они искали в свободной сельской общине - марке, присущей немецкому феодализму.Бурговая теория (от слова burg - крепость). Ее создатели объясняли появление феодального города бурговым правом.Создатели рыночной теории (Шредер, Зом) выводили город из торговых мест или местечек.Создатели этих теорий и концепций брали какой-то отдельный момент или аспект в истории города и пытались через него объяснить такой сложный, противоречивый феномен как средневековый город. Все эти теории, безусловно, страдали односторонностью, которая ощущалась и самими исследователями. Поэтому уже в XIX и особенно в первой половине XX в. ученые, которые занимались историей западного средневекового города, объединяли, синтезировали разные концепции его происхождения. Например, пытались объединить бурговую и рыночную теории. Но даже в процессе объединения этих концепций и теорий все же не удавалось ликвидировать односторонность в объяснении генезиса средневекового города. Бельгийский историк Пиренн предпринимает попытку ввести в концепцию возникновения города экономический фактор - межрегиональную и межконтинентальную торговлю. При этом огромную роль Пиренн отводит средневековому купечеству. Теория Пиренна получила название торговой концепции, или торговой теории. Но эта теория не была принята многими исследователями города и историками Средневековья.

20) Цех (через польск. сесh из средневерхненемецкого zёсh, zёсhе «объединение лиц одного сословия», совр. нем. Zunft) — торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленниковпо профессиональному признаку.Деятельность цехов не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача его состояла в том, чтобы оградить членов цеха — мастеров — от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян; в целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией.Возникновение цехов было связано с отделением промышленности (ремесла) от земледелия и города от деревни. В Италии цехи стали появляться в IX—X вв., во Франции — в XI в., в Германии и Англии — в XII—XIII вв. Расцвет цехового строя в ряде стран Западной Европы пришёлся на XIII—XIV вв. Внутри отдельных мастерских цехом устанавливалась трёхчленная иерархия: мастер, подмастерья, ученики. Подмастерье — это высококвалифицированный платный работник. Ученик сам должен платить мастеру за обучение. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был представить одобренный цехом шедевр — образец самостоятельной работы. Со временем переход подмастерья в мастера стал затруднительным, возник особый слой «вечных подмастерьев», а цехи замкнулись.Для защиты своих интересов подмастерья создавали особые организации — компаньонажи и братства — союзы взаимопомощи и борьбы с мастерами. В XIII—XV вв. окрепшие цехи в ряде городов Европы вступили в борьбу с городским патрициатом, начались так называемые «цеховые» революции за власть в городе. В ряде городов, таких как Кёльн, Флоренция, Базель и др., цехи победили.В XIV—XV вв. цехи постепенно стали превращаться в тормоз прогресса и роста производства; кроме того, наметилось расслоение цехов на более богатые и сильные (так называемые «старшие», или «большие») и более бедные (так называемые «младшие», «малые») цехи. Это характерно для таких крупных городов, как Флоренция, Перуджа,Париж, Лондон, Базель и др. Старшие цехи начали господствовать над младшими, и последние постепенно утрачивали свою самостоятельность.

21) Средневековая торговля имела ряд специфических особенностей. Ведущая роль принадлежала в ней внешней, транзитной торговле; натуральностью хозяйства, в принципе существовавшей в любом феодальном обществе, объясняется тот факт, что основная масса предметов потребления производилась в самом хозяйстве, на рынке приобреталось лишь то, чего не было (или не хватало) в данной местности. Это могло быть вино, соль, сукно, хлеб (в неурожайные годы), но чаще всего это были левантийские восточные товары.Восточные товары (специи) подразделялись на две группы. К «грубым специям» относились различные ткани (шелк, бархат и пр.), квасцы, редкие металлы, т. е. те предметы, которые отмеривались и отвешивались на локти, квинталы или поштучно. Собственно «специи» измерялись на унции и гроссы; это были главным образом пряности (гвоздика; перец, имбирь, корица, мускатный орех), красители (индиго, бразиль), благовонные смолы, лекарственные травы. Роль восточных товаров в быту западноевропейских народов была чрезвычайно велика.Целые отрасли европейской экономики (шерстоткацкое производство, например) зависели от заморских красителей и квасцов, мясная по преимуществу пища самых разнообразных слоев населения требовала большого количества острых приправ, наконец, ряд снадобий восточного происхождения (разные травы, истолченный рог носорога, даже сахар) являлись редкими и, как тогда казалось, единственными лекарствами. Но, несмотря на потребность европейского рынка в этих товарах, масштабы торговли ими, как будет показано ниже, были незначительны.Внешняя, транзитная торговля прошла через все средневековье, меняя только свои масштабы, направление, характер. Иной была судьба местной, внутренней торговли.Местная торговля, т. е. товарный обмен продукции ремесла и сельского хозяйства, в серьезных масштабах возникла в развитое средневековье, в результате развития городов и особенно после распространения денежной ренты. Господство денежной формы ренты привело к массовому вовлечению деревни в товарно-денежные отношения и созданию местного рынка. Поначалу он был очень узок: на нем выступала относительно небольшая часть крестьянской продукции, да и покупательные способности мелкого города были весьма ограничены; к тому же цеховая монополия и торговая политика городов принуждали крестьянина торговать только на данном рынке, только в соседнем городе.Рыночные связи большинства средневековых городов были небольшими. Так, в Юго-Западной Германии городские дистрикты в целом не превышали 130-150 кв. км, в Восточной Германии — 350-500 кв. км. В среднем на континенте городки располагались в 20-30 км друг от друга, в Англии, Фландрии, Нидерландах, Италии — еще ближе. Известный английский юрист XIII в. Брактон полагал, что нормальное расстояние между рыночными местечками не должно превышать 10 км.Очевидно, на практике существовало неписанное правило, по которому до ближайшего рынка крестьянин мог добраться за несколько часов (на быках!), чтобы успеть в тот же день вернуться обратно; такое положение считалось нормальным. В качестве товаров на таком рынке выступала самая разнообразная сельскохозяйственная продукция округи и необходимые массовому покупателю ремесленные изделия. Естественно, что характер этих рыночных связей был неустойчив и всецело зависел от урожайности текущего года.Специфика торговли раннего и развитого средневековья заключалась в существовании в Европе двух основных торговых районов, отличавшихся значительным своеобразием, — южного, средиземноморского, и северного, континентального.

22)

Манор (англ. manor) — феодальное поместье в средневековых Англии и Шотландии, основная хозяйственная единица экономики и форма организации частной юрисдикции в этих государствах. Манор представлял собой комплекс домениальных земель феодала, общинных угодий и наделов лично-зависимых и свободных крестьян, проживающих во входящей в состав манора деревне. Основой манориального хозяйства были отработочные повинности зависимых категорий крестьян (вилланов, коттариев, хазбендменов) и судебная юрисдикция феодала над ними. Социальным и административным центром манора являлась усадьба феодала. Манориальная система господствовала на Британских островах с XI по XVII век, хотя с началом нового времени маноры стали постепенно утрачивать феодальный характер, превращаясь в аграрные хозяйства капиталистического типа. ПроисхождениеФормирование манориальной системы началось в англосаксонский период. Её истоки, по-видимому, лежали в предоставлении королём своим приближённым и церкви земельных владений на праве бокленда, позволяющем держателю земли взыскивать с проживающих на ней лично-свободных крестьян продуктовую ренту. Позднее владельцы таких участков добились признания своей судебной юрисдикции над крестьянами и законодательного закрепления своего права требовать исполнения барщинныхповинностей от крестьян, перешедших под покровительство феодала. Первое свидетельство об обязанности крестьянина работать на хозяйстве своего сеньора в случае, если последний предоставил ему надел и семена, содержится в «Правде Инэ» конца VII века.[2]К середине XI века поместная система организации хозяйства стала доминирующей в Англии. Для её обозначения использовалось выражение heafod botl (др.-англ. основное жилище), под которым понималась не только усадьба сеньора (тэна, эрла), но и прилегающие земли, подчинённые в хозяйственном отношении землевладельцу. Однако единого принципа организации таких поместий до нормандского завоевания не существовало: владения сильно различались по площади (от участков в несколько виргат до поместий, включающих десятки деревень и обширные лесные и пахотные угодья), многие были разбросаны по значительной территории или не имели усадьбы. В Данелаге, где господствовали свободные категории крестьянства, территория домениальной запашки была минимальной и связь феодала с населением подвластной ему территории ограничивалась уплатой небольшой натуральной или денежной ренты и юрисдикцией по ряду категорий судебных дел. В других регионах Англии барщинное хозяйство также не получило всеобщего распространения. Особые категории представляли собой королевские маноры и поместья церковных организаций. Усадьбы короля играли роль административных центров, местом сбора натуральной ренты с населения и часто служили ядром возникающих бургов. Церковные поместья по своим размерам были сопостовимы с королевскими манорами и обычно включали помимо собственной запашки, обрабатываемой трудом зависимых гебуров и генитов, также участки, переданные на тех или иных правах держания третьим лицам.Новый этап в становлении манориального хозяйства начался после нормандского завоевания 1066 г. Нормандцы принесли в Англию сложившуюся систему феодальных отношений и собственную земельную терминологию. Уже в «Книге страшного суда» англосаксонские поместья, получившие название маноров (лат. manerium, от maneo — остаюсь, проживаю; фр. manoir), стали играть роль базового хозяйственного элемента экономики Англии. Перераспределение англосаксонских поместий среди северофранцузских феодалов и всеобщая земельная перепись 1086 г. способствовала унификации разнообразных форм поместий на территории всей страны и формированию классического типа английского манора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.