Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родительские правоотношения




Имущественные права.

В большинстве своем имущественные права несовершеннолетних детей регулируются гражданским законодательством (совершение сделок, имущественная ответственность за нарушения и др.) Семейное законодательство регулирует лишь некоторые имущественные права ребенка, возникающие в кругу семьи, например, имущественные отношения между родителями и детьми. Так, дети при жизни родителей не имеют права собственности на их имущество, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Но при этом, если дети и родители проживают совместно, то они владеют и пользуются имуществом друг друга по взаимному согласию. Совместное приобретение имущества родителями и детьми не влечет возникновения права общей совместной собственности. Их отношения регулируются нормами об общей долевой собственности. Исключение составляет право общей совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

В числе имущественных отношений важное место занимают алиментные обязательства между родителями и детьми. До достижения 18 лет дети не обязаны содержать своих родителей. Зато обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей возникают независимо от возраста, дееспособности и трудоспособности. Алименты выплачиваются на ребенка, который становится их собственником, но право распоряжения этими средствами принадлежит родителям или лицам, их заменяющим. Иногда недобросовестные родители, получающие алименты, допускают их расходование не только в интересах ребенка. Например, недобросовестная мать тратит алименты на собственные нужды, обделяя ребенка. Тогда родитель-плательщик в соответствии с п. 2 ст. 60 Семейного кодекса вправе потребовать в судебном порядке перечисления части алиментов (до пятидесяти процентов) на счет, открытый на имя ребенка в банке.

 

 

3.1. Общая характеристика родительских правоотношений. Родительские правоотношения представляют собой отношения между родителями и их несовершеннолетними детьми, возникающие на основании записи в книге актов гражданского состояния о материнстве и отцовстве. К их особенностям можно отнести:

1) срочный характер (до достижения ребенком 18 лет или приобретения полной дееспособности);

2) особый субъектный состав;

3) юридическое равенство родителей при осуществлении родительских прав независимо от возраста, пола, места жительства и т.д.;

4) родительские права, составляющие содержание правоотношений, одновременно являются и их обязанностями;

5) реализация родительских прав должна осуществляться в интересах ребенка;

6) особые санкции, носящие личный неимущественный характер за уклонение от выполнения родительских обязанностей.

Родительские правоотношения прекращаются в следующих случаях:

- по достижении ребенком восемнадцати лет;

- при вступлении в брак несовершеннолетнего;

- при эмансипации ребенка, достигшего шестнадцати лет.

 

3.2. Права и обязанности родителей. Большинство прав родителей, предусмотренных семейным законодательством, одновременно представляют собой и родительские обязанности, за уклонение от исполнения которых предусмотрена ответственность.

К ним относятся:

1) право на воспитание (п. 1 ст. 63 Семейного кодекса);

2) право на образование ребенка (п. 2 ст. 63 Семейного кодекса);

3) право представлять интересы ребенка (ст. 64 Семейного кодекса);

4) право на защиту ребенка (п. 1 ст. 64 Семейного кодекса);

5) право требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его не на законном основании (абзац 1 п. 1. ст. 68 Семейного кодекса). Споры по данному вопросу подлежат разрешению в судебном порядке. Однако суд вправе с учетом мнения ребенка отказать родителю в иске, если придет к выводу, что передача ребенка родителю противоречит интересам несовершеннолетнего (абзац 2 п.1 ст. 68 Семейного кодекса). При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие обстоятельства.

 

3.3. Споры, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения (п. 2 ст. 65 Семейного кодекса). При наличии разногласий между родителями они вправе обратиться в орган опеки и попечительства или в суд. Все споры по поводу воспитания и осуществления других прав в отношении детей разрешаются судом с участием органа опеки и попечительства. Одним из самых сложных вопросов является вопрос определения места жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей. Например, при расторжении брака каждый из родителей желает, чтобы ребенок проживал с ним. При этом суд должен все-таки определить, с кем из родителей будет проживать ребенок. П. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» определяет критерии, которыми должен руководствоваться суд при разрешении подобных споров.

1. Самый главный критерий – это интересы ребенка, а также учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 Семейного кодекса).

2. Возраст ребенка. Как правило, детей в возрасте до 3 лет оставляют с матерью.

3. Привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям, сестрам, другим членам семьи.

4. Нравственные и иные личные качества родителей.

5. Отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком.

6. Возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материальное и семейное положение).

7. Другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.