Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия усыновления иностранными гражданами российских детей




Усыновление (удочерение).

Согласно п. 1 ст. 165 Семейного кодекса усыновление, отмена усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства подчиняются законодательству государства, гражданином которого является усыновитель. Так, например, по законодательству Израиля не могут быть усыновителями одинокие граждане, кроме родственников усыновляемого, а разница в возрасте между усыновителями и усыновляемым должна составлять не менее восемнадцати лет. Кроме того, в этих случаях должны применяться соответствующие положения Семейного кодекса, а именно ст. 124-126, ст. 127 (кроме абзаца 8 п.1), ст. 128,129, 130 (кроме абз.5), 131-133.

Итак, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Таким образом, ограничения не распространяются на родственников ребенка проживающих за рубежом или являющихся иностранными гражданами.

Об этом свидетельствует следующий пример.

Иностранные граждане - супруги Р. обратились в суд с заявлением об усыновлении двоих несовершеннолетних детей - С. (2003 года рождения) и К. (2004 года рождения), находящихся в государственном учреждении «Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

В обоснование заявления супруги Р. указали, что состоят в браке длительное время, имеют двоих родных дочерей, но, чтобы семья была полной, хотят иметь двоих сыновей, однако по медицинским показаниям сами они детей больше иметь не могут. Заявители хотят стать родителями мальчиков, потому что полюбили их и готовы дать им домашние тепло и уют; имеют для этого все условия; с медицинским заключением детей они ознакомлены. При усыновлении просили изменить имена и фамилии детей, в актовых записях о рождении С. и К. записать их в качестве родителей, даты рождения детей оставить без изменения.

Заявители просили обратить решение суда к немедленному исполнению, ссылаясь на то, что их несовершеннолетние дети остались дома с родственниками и друзьями, а также на то, что уже назначена встреча с лечащим врачом для осмотра С. и К.

Представитель опекуна детей - главный врач государственного учреждения "Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" дала согласие на усыновление детей супругами Р. и не возражала против их просьбы о приведении решения суда к немедленному исполнению.

Представитель органа опеки и попечительства полагала, что данное усыновление возможно, соответствует интересам детей, заявители отвечают установленным законом требованиям.

Прокурор возражал против удовлетворения указанного заявления.

Решением Верховного Суда Республики от 22 декабря 2006 г. названное заявление удовлетворено. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

В кассационном представлении прокурор просил отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом прокурор ссылался на то, что заявители - супруги Р. не отвечают одному из требований ст. 127 СК РФ, поскольку ими не представлено суду доказательств наличия необходимых материальных условий для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития С. и К.

Кроме того, прокурор полагал, что у суда не имелось достаточных оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 27 февраля 2007 г. в удовлетворении кассационного представления отказала частично по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ.

В силу п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

В соответствии со ст. 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. При этом усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Удовлетворяя заявление супругов Р., суд исходил из того, что усыновление соответствует интересам детей, поскольку заявители смогут обеспечить им надлежащие условия для физического и нравственного развития. Препятствий к усыновлению супругами Р. несовершеннолетних граждан Российской Федерации С. и К. судом не выявлено.

Данный вывод суда является правильным.

Установлено, что С. и К. - дети, утратившие родительское попечение, которые находятся на воспитании в государственном учреждении «Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». О родителях С. ничего не известно. С требованиями о его розыске никто не обращался. Мать К. отказалась от родительских прав на ребенка сразу после его рождения, дала письменное согласие на его усыновление, ссылаясь на то, что не сможет его воспитывать по состоянию здоровья. 15 октября 2006 г. она умерла. Сведений об отце ребенка не имеется. У К. есть братья и сестры, однако в связи с тем, что он в семье не воспитывался, о родстве с братьями и сестрами в силу возраста не осведомлен, то их наличие не препятствует его усыновлению.

Органами опеки и попечительства принимались меры по устройству С. и К. в семьи граждан Российской Федерации, но никто не изъявил желания взять их на воспитание.

По информации Министерства образования и науки Российской Федерации, за период нахождения сведений об указанных детях на учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не представилась возможность передать детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и обратившихся в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Изложенные обстоятельства позволили суду сделать выводы об отсутствии возможности передать детей на воспитание в семью российских граждан, в том числе родственников, и о соответствии усыновления супругами Р. интересам С. и К.

Довод в кассационном представлении о том, что заявители не смогут создать усыновленным детям необходимые материальные условия для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития по причине недостаточного дохода, не нашел своего подтверждения в суде кассационной инстанции. Из материалов дела и приложенных к возражениям на кассационное представление документов видно, что доходы супругов Р. значительно превышают их расходы. Кроме того, в ближайшее время доходы их семьи возрастут и супруги Р. смогут содержать двоих усыновленных детей.

Вместе с тем следует признать обоснованным довод кассационного представления о том, что у суда не имелось достаточных оснований для обращения решения к немедленному исполнению.

Решение суда в части приведения его к немедленному исполнению постановлено с нарушением норм ст. 212 ГПК РФ, согласно которым суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

В настоящее время на практике зачастую нарушаются положения Семейного кодекса, а также Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. и ст. 21 Конвенции о правах ребенка 1989 г., согласно которой усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при наличии двух условий: если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

При усыновлении иностранцами российских детей должны быть в первую очередь защищены интересы ребенка. В некоторых странах правовое положение усыновленных детей может отличаться от правового положения родных детей, например, может быть ограничено право на получение наследства. Такие обстоятельства, которые свидетельствуют о дискриминации ребенка, могут послужить основанием для отказа в усыновлении. В соответствии с п. 2 ст. 165 Семейного кодекса в случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке. Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка при передаче ребенка на усыновление должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Дети-граждане Российской Федерации, проживающие за пределами страны, могут быть усыновлены в компетентных учреждениях иностранных государств с соблюдением установленных ими процедур. Согласно п. 4 ст. 165 Семейного кодекса такое усыновление может быть признано действительным в Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

- усыновление было произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель;

- получено разрешение от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

 

С целью защиты прав детей при усыновлении иностранными гражданами Российская Федерация в 2000 году подписала Гаагскую конвенцию «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 1993 г.), но пока конвенция не ратифицирована. К началу 2002 года конвенция вступила в силу для 45 государств, в том числе Австрии, Франции, Финляндии и др.

Согласно ст.126/1 Семейного кодекса не допускается посредническая деятельность по усыновлению детей. К таковой не относится деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Аккредитация таких организаций осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» и Приказом Министерства образования РФ от 29.09.2000 N 2822 «Об аккредитации представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации». Так, например, на территории Российской Федерации аккредитованы ряд организаций США: Adopt-a-child, Inc. (Адопт-э-чайлд, Инк.); Children's Hope International (Чилдренс Хоуп Интернэшнл). Несмотря на жесткие требования к иностранным усыновителям количество таких усыновлений растет. По статистике в Санкт-Петербурге усыновление детей иностранными гражданами составило 85% от общего количества усыновленных, в Москве – более 50 %, в Московской области каждый третий ребенок усыновляется иностранцами. Практически во всех регионах страны иностранные граждане усыновляют большее количество российских детей, чем граждане Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений являются уголовным преступлением согласно ст. 154 Уголовного кодекса.

 

6.2. Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Заявления иностранных граждан, лиц без гражданства, и российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, желающих усыновить российского ребенка, рассматриваются судами субъектов Российской Федерации. К заявлению прилагаются те же документы, которые необходимы для усыновления гражданами Российской Федерации, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории. Документы усыновителей - иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке (т.е. их подлинность должна быть подтверждена консульскими или другими компетентными органами). После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод нотариально удостоверен.

Усыновители, проживающие за пределами Российской Федерации, должны встать на учет в консульском учреждении Российской Федерации в течение трех месяцев со дня их въезда в государство места проживания. На консульские учреждения возложены также функции по защите прав и законных интересов усыновленных детей- граждан Российской Федерации до достижения ими совершеннолетия. Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Министерство образования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленных детей и неблагополучии в семье усыновителей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.