КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разночинцы и интеллигенция
Закат дворянства Со временем государство начинает ограничивать массовый приток не-дворян в дворянство, ставший возможным благодаря выслуге чинов. Специально для удовлетворения амбиций таких не-дворян было учреждено «промежуточное» сословие почётных граждан. Оно образовано в1832 году, и получает такие важные привилегии дворянского сословия, как освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Круг лиц, имевших право на почётное гражданство, со временем расширялся — дети личных дворян, купцы I гильдии, коммерции- и мануфактур-советники, художники, выпускники ряда учебных заведений, дети православных церковнослужителей. С 1845 года гражданские чины X—XIV классов вместо личного дворянства начали давать лишь почётное гражданство. С 1856 года личное дворянство начиналось с IX класса, потомственное — с VI по военной службе (полковник) и с IV по гражданской (действительный статский советник). После крестьянской реформы 1861 года экономические позиции дворянства ослабли. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе. После отмены крепостного права дворяне сохраняют около половины земли, получив щедрую компенсацию за вторую половину; однако к началу XX века помещики владеют уже только 60 % земли, принадлежавшей им в 1861 году. К началу 1917 года это количество ещё больше падает, и в руках крестьян оказывается уже около 90 % земли. К началу XX века потомственное дворянство, которое официально воспринималось, как «первая опора престола» и «одно из надёжнейших орудий правительства», постепенно теряет своё экономическое и административное доминирование. На 1897 год доля потомственных дворян среди военных составляет 52 %, среди гражданских госслужащих 31 %. После Октябрьского переворота 1917 года все сословия в РСФСР были ликвидированы декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 года. Так дворяне, давно ставшие к этому времени «старшими» (аристократией), были сменены новой порослью «младших». А кто же были эти «младшие»?
Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана. К разночинцам причислялись низшие придворные, статские и отставные воинские служители, которые не записывались ни в купечество, ни в цехи. До установления сословия почётных граждан (указ 29 апреля 1818 года) к разночинцам относились дети личных дворян. В повседневном обиходе разночинцами назывались лица, которые получили образование, благодаря нему были исключены из того непривилегированного податного сословия, в котором находились раньше, или не могли принадлежать к податному состоянию, при этом не состояли на действительной службе, как правило, имели право ходатайствовать о предоставлении им почетного гражданства, но не оформили его. К разночинцам в этом смысле относились выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества. Значительную долю среди разночинцев составляли отставные солдаты и солдатские дети. Получение образования без службы государству означало для разночинцев не только отрыв от прежней социальной среды, но и необходимость существовать на доходы от своих личных занятий, в основном от умственного труда. В этом смысле термин «разночинцы» употреблялся в XIX веке как синоним термина интеллигенция, поскольку в этот период происходил быстрый рост слоя образованных людей в целом, значительная часть интеллигентов была разночинцами, таким образом формировался разночинский слой (слой разночинной интеллигенции). В художественной литературе и публицистике того времени разночинцы часто противопоставлялись дворянам. Они воспринимались не только как социальный слой, но и как носители новой идеологии — либеральной, демократической, прогрессивной, революционной, социалистический или нигилистической. Определённая их часть была сторонниками радикальных политических преобразований. Литературные выразители этих идей назывались писателями-разночинцами. К политическим их представителям относили «революционных демократов» и народников. В частности, фиксируя установившееся представление о социальном и идеологическом делении, В. И. Ленин при периодизации истории русского революционного движения назвал вторую половину XIX века (приблизительно 1861—95) «разночинским, или буржуазно-демократическим этапом освободительной борьбы в России»[2]. В советской историографии эта характеристика разночинской интеллигенции стала общеобязательной. Как мы видим из вышеприведённого описания, данного Википедией, разночинцы представляют из себя «младших», по отношению к дворянам. Исследуем их тщательнее. Вот как описывает разночинцев профессор Т.И.Печерская (Разночинцы шестидесятых годов XIX века. Феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики): Разночинцы начинают играть заметную роль в социальной и культурной жизни России XIX в. с 40-х годов. Их влияние в последующие десятилетия было различным и по интенсивности, и по сферам приложения сил. 60-е годы – это своего рода звездное историческое десятилетие разночинцев. Именами Чернышевского, Добролюбова, Писарева обозначено важнейшее направление в социально-политической жизни России, в литературе, эстетике, философии. В эти годы окончательно оформился и канонизировался особый исторический тип личности, обозначенный в истории литературы как новый человек, реалист, демократ, нигилист, мыслящий пролетариат. Во второй половине 1850-х – начале 1860-х годов заявила о себе демократическая генерация разночинцев, названная впоследствии шестидесятниками. В нашем восприятии слово "разночинец" прежде всего связано именно с шестидесятниками и отчасти с предшествующим поколением 40-х годов. Во многом это определяется тем, что мы ориентируемся исключительно на слой разночинской интеллигенции, игравшей значительную роль в общественной и культурной жизни середины века. То обстоятельство, что разночинцы, вначале как довольно пестрая социальная группа, а затем уже как сословие, существовали в России с XVIII в., обычно не представляется нам столь уж существенным для понимания феномена разночинства 60-х годов. Поставив себя в положение детей, не желающих знать даже и отцов – поколение 40-х годов, сами они и вовсе не заботились о процветании генеалогического древа. Чисто социальный феномен разночинства, особенно интеллигентского, состоял в том, что в сословном смысле разночинец всякий раз оказывался таковым, что называется, в первом поколении. В разночинцы попадали, точнее сказать, выпадали из других сословий. "Потомственные" разночинцы гораздо чаще появляются уже со второй половины XIX в. Как известно, разночинцы интеллектуальной элиты 60-х годов, как и многие их менее знаменитые последователи, поставлялись другими сословиями, в частности, особенно щедро сословием духовенства. Это обстоятельство позволило Герцену назвать шестидесятников демократического круга журналистики поколением семинаристов. Чернышевский, Добролюбов, М.А. Антонович, Н. Помяловский, Г.З. Елисеев, Г.Е. Благосветлов и многие, многие другие общественные и литературные деятели 60-х годов вели свое происхождение оттуда. В статье "Новая фаза в русской литературе" Герцен так пишет о радикальности общественных перемен в середине 50-х годов, при самом начале царствования Александра II: "Все, что было погребено в глубине души под гнетом вынужденного молчания, вдруг обрело язык, чтобы протестовать и выйти наружу. Если сравнить газеты и журналы последних лет царствования Николая с теми, которые появились полгода спустя после его смерти, то можно было подумать, что их разделяют по меньшей мере четыре поколения" (Герцен А.И. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1975. - Т. 8. - С. 239.). В социальном смысле положение разночинцев оказалось изначально двойственным. С одной стороны, по своему статусу они не обладали многими правами на собственность, даже и в сравнении с некоторыми податными сословиями (например, купцами), но с другой, - в отличие от них, были в той же мере свободны, как и дворяне, а по уровню образования могли и превосходить многих из них. Социальная двойственность положения разночинцев проявлялась и в том, что для простолюдина они оставались "барами", "из образованных", а дворянином ценились не выше слуги, как люди "подлого" происхождения. "Слой, затертый между народом и аристократией", по меткому выражению Герцена (незаконнорожденного сына помещика), был действительно бескорневым в социальном и культурном отношении. Разночинцы демократической формации 60-х годов, как известно, очень своеобразно ощущали свою миссию... В сознании идейных вдохновителей поколения обустройство … места должно было начаться с тотального переустройства всего и вся. В программу закладывались поистине кардинальные преобразования: от разрушения сущностного миропорядка и обоснования материалистического взгляда на мир до проектирования нового социального устройства, от разработки теории искусства до тщательного обоснования принципов бытового уклада, включая грандиозный проект воспитания нового человека (вот оно, следствие «безотцовщины» – примечание моё). Очень важно понять нигилизм не только как комплекс идей, поскольку личностное сознание вовсе не исчерпывается им. Нигилизм как психологическое состояние выражается в числе прочего в чувстве сиротства,бездомности,отсутствия своего места в миропорядке. В психологическом смысле невключенность … как одна из основ индивидуализма и оборачивается чувством сиротства, которое интенсивно стремится к компенсации за счет переустройства этого мира, доступного приложению воли. Быть может, даже больше, чем программа разрушения миропорядка, шестидесятников привлекала идея нового человека, каковым, по их мнению, должен был стать в перспективе всякий человек. Занявший пустующее в их концепции место Бога, человек был провозглашен высшей ценностью, мерой всех вещей (это, известное нам по Законам Семьи, смещение ребёнка на место отца – примечание моё). Е.Н. Водовозова так комментирует пародийный оттенок, проявившийся в деятельности самых добросовестных последователей: "Роман (Чернышевского Н.Г.) "Что делать?" породил множество подражателей и попыток устроить свою жизнь, избрать деятельность точь-в-точь такую, какою она является у действующих лиц названного произведения. Уже само по себе рабское подражание кому бы то ни было в общественной деятельности, семейной жизни, в поступках или словах говорит о людях весьма юных, мало думающих, незнакомых с жизнью, не научившихся еще углубляться в ту или другую идею, проникаться ее духом и сущностью, а не формою." (Водовозова Е.Н. На заре жизни. - С. 175 - 176.). Сословная конфликтность не исчезала, но лишь компенсировалась полемикой по идейно-эстетическим вопросам. При всех видимых победах она углублялась, формируя специфически разночинский социально-психологический комплекс, в основе которого лежало уязвленное самолюбие, требующее реванша, причем не в виде равенства, но признания превосходства. Известно, что требующий равенства обнаруживает тем самым, что не обладает им. Невольное самообнаружение лишь увеличивало психологическое напряжение, только отчасти разрешившееся после взаимного разрыва. Эта подоплека вражды особенно ярко проявилась именно в тот период, когда "идейная" победа была одержана, а уязвленное самолюбие по-прежнему не было удовлетворено. Разночинцы 60-х годов … были увлечены теориями воспитания, поскольку в них предлагалось не просто "построить себя", но создать из исходного материала нового и особенного человека. (т.е. создание ещё более «младших», чем сами разночинцы – примечание моё) По сути дела, идея личностного самопостроения была … как средство изживания внутренних комплексов творческой, сословной и собственно человеческой нереализованности. Поиск своего места в самом широком смысле слова, как мы уже отмечали, – сквозная тема разночинского самоопределения. Как правило, она решается с позиции я и другие. Здесь амбициозность – оборотная сторона сознания, вечно ущемленного недооценкой другими, а потому настроенного оборонительно. Что же касается личностного психологического склада, то при всей его видимой общественной направленности, по внутренней сути он может быть охарактеризован как маргинальный. Социокультурная маргинальность выразилась и в отношении к обществу в целом, его ценностям и нормам. Бунтарский характер проявления своей инаковости окрасил центральную идею шестидесятничества в революционные тона и сделался выразителем "духа времени".
Откуда берутся «разночинцы» Обратимся к семейной психологии. Мария Владимирова в статье «Семейная иерархия» (http://www.gorod-psy.ru/content/view/258/72/) описывает искажение семьи, названное ею «перевёрнутая иерархия». Иерархия является необходимым атрибутом существования системы, ибо все живые существа, способные к обучению, организовываются и выстраивают иерархию. Иерархия заложена в природе организации и поддерживается всеми её участниками. Каждая семья – это обязательно какая-то иерархическая структура. В большинстве семей родители несут ответственность за детей, а следовательно обладают всей полнотой власти. В нормально функционирующей семье члены придерживаются общепринятых норм разделения власти. Однако, если в семье существуют недостаточно четкие границы между родительскими и детскими подсистемами, то возможен вариант, когда родители делают детей партнерами. Этот вариант называется перевёрнутой иерархией. Отличительной чертой таких семей является то, что статус ребёнка в них выше статуса родителя. Это семьи, где родитель может даже гордиться тем, что "ребёнок ему лучший друг". Обычно в подобных семьях мы видим инфантильных родителей и детей, исполняющих родительские функции. Анн Анселин Шутценбергер в книге «Синдром предков» (http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#parentification) описывает явление парентификации. Переворачивание ценностей, то есть ситуация, в которой дети, даже малолетние, становятся родителями собственных родителей называется в психологии термином парентификация (от лат. parentes – родители). Это нездоровое искажение отношений, заслуг и долгов. Ребёнок, который должен стать родителем в очень раннем возрасте (например, уже в 5 лет), оказывать поддержку своей матери, заниматься своими родителями и своей семьей, теряет важное равновесие в отношениях. Обнаруживается это нарушение равновесия путем анализа места и роли детей в семейной системе. Семейная система — это совокупность взаимозависимых единиц, её членов. Индивид в ней может быть самостоятельным только как биологическое существо, как существо социальное он руководствуется не столько особенностями индивидуальной психологии, сколько правилами семейной системы. В семейной системе психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого её члена; происходит постоянное взаимное регулирование, а правила функционирования семейной системы бывают как явными, так и неявными, но главным образом неявными. Причём члены семьи не осознают этого. Галина Бедненко в статье «Когда дети заменяют родителей» (http://pryahi.indeep.ru/psychology/bednenko_02.html) даёт описание «смещения ролей» в семье. Смешение ролей, когда дочь начинает играть роль мамы, или сын – роль папы, случается, когда одного из родителей нет, или он не в состоянии исполнять свою роль. Случается и такое, что родители испытывая трудности в браке, эмоционально сближаются со своим ребенком, и тогда сын или дочь становятся "психологическими супругами" своих родителей. Таким детям отказывают в праве быть ребенком – играть, шутить, развлекаться, делать детские глупости, иметь личную жизнь. Такая ситуация вредна для ребенка. Когда человек играет в семье вовсе не ту роль, которую должен играть по своему рождению, это может "смешать ему карты" на всю жизнь. Парентификация происходит, когда у одного из родителей не было нормальных отношений со своими собственными родителями. Тогда родитель пытается вырастить наконец себе "папу" или "маму" из собственного ребенка. И такая ситуация может продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь из детей не восстанет против этого. Иногда супруги смотрят на ребенка как на способ удовлетворения своих нереализованных супружеских потребностей. Жена не видит поддержки мужа, муж нуждается в понимании жены. Но вместо того, чтобы выяснять эту проблему между собой, они пытаются найти поддержку в своем ребенке. Дочь зачастую становится психологической женой своего отца, а сын - психологическим мужем своей матери, именно тогда, когда отношения супругов охладевают. В случае "матери и сына" это может делаться при живом супруге, в качестве игры: "Кто заслужит расположение мамочки". Игра может инициироваться женой и раздражать супруга. Или же супруг может с готовностью играть в эту же игру, если сам видит в своей жене мамочку. В случае "отца и дочери" это происходит, как правило, при холодных, отстраненных женах, или тех, которые сами претендуют на роль ребенка в семье. Дети, привыкшие быть "родителями" своим мамам и папам, как правило, остаются ими до конца дней своих родителей. Не осознавая неправильность такого хода вещей, они не способны создать полноценную семью. Еще более тягостная ситуация возникает, когда дети привыкли быть заменой мужа или жены в своей семье. Мальчик может спать буквально до совершеннолетия в одной кровати с мамой или бабушкой. Неудивительно, что личная жизнь у него не складывается. Он ищет себе пожилых женщин, при которых играет роль, то молоденького мужа, то сыночка. Девочка, которая привыкла ощущать себя "второй женой" своего отца, повзрослев, вступает в связи с мужчинами лет на 20-30 себя старше. При том женатых. Она пытается отвоевать себе мужчину у взрослой замужней женщины так, как отвоевывала своего отца у матери. Такая женщина становится "вечной любовницей" то одного своего начальника, то другого. Стоит ли говорить, что многие родители чрезвычайно легкомысленно относятся к подобным ситуациям в своей семье? Смешение и неопределенность ролей в семье – это всегда будущие проблемы. Это обычно завышенная или заниженная самооценка детей, принятие на себя роли Жертвы или Спасателя и неумение ставить и соблюдать границы. Психолог Анастасия Карачевцева в статье «Низкая самооценка: враг внутри себя» (http://karachevtseva.ru/articles/nizkaya_samoocenka_vrag_vnutri_sebya/) раскрывает причины низкой самооценки. Низкая самооценка не возникает внезапно и сама по себе. Поскольку все мы родом из детства, причины негативного отношения к собственной персоне следует искать именно там. Корень обычно скрыт в отношениях между детьми и родителями. И чаще всего толчок формированию комплексов в будущем дает именно мать. Конечно, не каждая. Неудовлетворенность личной жизнью, отсутствие отца вообще или вынужденный брак – все это, так или иначе, вымещается на ребенке. Маленький человек оказывается заложником ситуации, виноватым без вины. Слова матери «я всем пожертвовала ради тебя» или «Мы с отцом живем вместе только потому, что ты родился» с легкостью могут сформировать у ребенка комплекс вины. Ситуация выглядит следующим образом: ребенок чувствует свою вину в том, что его родители, то есть взрослые люди, не в состоянии получать удовольствие от общения друг с другом, так как он является препятствием для этого. И стратегическая ошибка матери состоит в том, что она ставит ребенка на место своего взрослого партнера, при этом делая его виноватым в том, что ее «взрослая» жизнь полна неудовлетворенностей различного характера. Понятно, что в такой обстановке говорить о полноценном эмоциональном и сексуальном развитии личности не приходится. Собственные мысли, приносящие положительные эмоции, затормаживаются, а в отдельных случаях блокируются полностью. В дальнейшем духовные зажимы становятся источником различного рода соматических расстройств ил агрессивного поведения по отношению к окружающим людям. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что заниженная самооценка представляет собой симбиоз ненависти человека к самому себе, неприязни к своим родителям. Это и ложное стремление к так называемым «чистым» помыслам и конфликт телесного и духовного, ведущий к постоянному внутреннему напряжению, чреватому разрушением личности. В статье «Ваш внутренний ребенок» А.Карачевцева (http://karachevtseva.ru/articles/vash_vnutrennij_rebenok/) раскрывает явление «внутреннего ребёнка» во взрослом человеке. Все мы когда-то были детьми. И наш детский опыт никуда не уходит, он хранится где-то глубоко, в бессознательном, периодически напоминая о себе. Некоторые люди осознают его и применяют в жизни, другие, чей опыт не такой радостный, стараются не вспоминать о нем. Но парадокс в том, что как бы человек не хотел отвернуться от своего детского опыта, он все равно будет влиять на взрослую жизнь. Отворачиваясь от своего внутреннего ребенка, человек защищает себя от травмирующих воспоминаний, а заодно и от тех бесценных ресурсов, которые хранит наше детство. При взрослении человек сталкивается с основной целью – выжить в этом мире. Даже добрейший человек, чтобы достичь успеха в бизнесе или построить карьеру должен быть, иногда, грубым и жестким в решениях, часто «лбом пробивая любые стены». Когда человек сознательно отходит от “собственного я”, он неизбежно начинает ощущать дискомфорт, накопившуюся усталость и ухудшение самочувствия. Вы прячете своего внутреннего ребенка, который хочет любви и заботы, что приводит вас в состояние потери равновесия и гармонии. Также проблема может заключаться в несчастливом детстве человека, которое приводило к мучениям и страданиям. В таком случае человек при взрослении будет пытаться отстраняться от окружения, обретя свое «укромное местечко» для защиты «внутреннего ребенка». Такие решения приводят к замкнутости человека, некоммуникабельности, утрате «истинного я». Все эмоции и чувства ребенка из детства будут с удвоенной энергией ощущаться и во взрослой жизни. Среди взрослых распространено мнение, что детство уже не вернуть, оно ушло безвозвратно. Но в действительности, сохранившиеся с детства чувства, стремления и желания будут на протяжении всей сознательной жизни, даже в возрасте 70-80 лет.
Какой можно сделать вывод из вышеприведённого? «Революционными» разночинцами становились люди, не нашедшие своего места в родительской семье, не имевшие прочных связей с «корнями»: незаконнорожденные отпрыски дворян, образованные дети крестьян и т.д. Все они оторвались от своих предков и социальной среды. Когда их расплодилось достаточно много, критическая масса негатива, который они в себе изначально несли, выплеснулась в революцию и гражданскую войну, покончивших с Российской империей. Этому здорово поспособствовала первая мировая война. Собственно, именно войны, вследствие гибели большого количества солдат (да и гражданских лиц), порождают неполные семьи и неустроенные судьбы. Массовая несправедливая гибель людей приводит к огромному напряжению в обществе и, если в нём уже имеется «революционный слой» неприкаянных «разночинцев», то общественная система не выдерживает такой деформации и происходит революция. Посмотрим как это было у нас.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 5565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |