Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная система здравоохранения




Соотношение источников финансирования здравоохранения в ряде зарубежных стран

Системы здравоохранения в экономически развитых странах

С точки зрения организационно-финансовых особенностей можно выделить три основные системы здравоохранения экономически развитых стран: государственную, страховую и частнопредпринимательскую.

Государственная система здравоохранения финансируется преимущественно (до 90%) из бюджетных источников. Действует в Великобритании, Дании, Ирландии.

Страховая система здравоохранения финансируется за счет целевых взносов предпринимателей, трудящихся граждан и субсидий государства. Финансирование из внебюджетных фондов медицинского страхования преобладает в Германии (78%), Италии (87%), Франции (71%), Швеции (91%), Японии (73%).

Частнопредпринимательская система финансируется главным образом за счет взносов по добровольному медицинскому страхованию и реализации платных медицинских услуг населению. Такая система действует в США, Израиле, Южной Корее, Нидерландах.

Ни одна из вышеназванных систем организации здравоохранения не является идеальной, и ни одна не существует в чистом виде. Финансовое обеспечение систем здравоохранения в развитых странах осуществляется из различных источников: государственного бюджета, средств предприятий и взносов частных лиц. Существуют лишь отличия в их структуре (см. табл. 28.1). Поэтому правильнее говорить о преимущественно государственной, преимущественно страховой и преимущественно частной системах здравоохранения.


Таблица 28.1

  Источники финансирования здравоохранения, %
Страна Субсидии Взносы Страховые Прямые
  государства предпринимателей взносы граждан доплаты граждан  
Бельгия        
Германия 14,2 72,5 6,4 6.9
Франция 1,8 73' 3,7 21,5
Великобритания     3,8 8,2
Италия 36,2 45,5 3,3  
Швеция   18,4   8,6
Швейцария   28,7 16,6  
США 41,8 1,2 30,8 26,2

 

Рассмотрим каждую модель более подробно.

Государственная система здравоохранения обеспечивает равенство граждан в получении медицинской помощи. При такой системе основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. Управление здравоохранением осуществляют центральные и местные органы. За счет государства ведется строительство медицинских учреждений — больниц, поликлиник и др., приобретается медицинское оборудование. Государство обеспечивает подготовку медицинских кадров — врачей, медицинских сестер, планирует развитие сети лечебно-профилактических учреждений в стране. Государство финансирует текущее содержание медицинских учреждений, развитие медицинской науки, проведение профилактических мероприятий; обеспечивает бесплатную медицинскую помощь населению.

Государственная (бюджетная) система финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет. Все средства формируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали. Такое централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения. Кроме того, бюджетные ограничители заставляют медиков экономить, ограничивают масштабы использования дорогостоящей и не всегда нужной техники, снижают вероятность злоупотреблений, значительно реже встречаются случаи навязывания пациентам ненужных процедур, манипуляций, лекарств с целью получения дополнительного дохода.

Однако, поскольку финансирование здравоохранения является одной из статей государственного бюджета,, оно зависит от других статей и, более того, конкурирует с ними. Правительство не всегда располагает возможностью расширения фондов здравоохранения. И если выделенных сумм недостаточно для удовлетворения потребностей, то возможности привлечения дополнительных средств весьма ограничены.

Из-за недостатка ресурсов страны с бюджетным финансированием здравоохранения намного уступают в технической оснащенности медицины государствам с таким же уровнем социально-экономического развития, но с другим финансированием (страховым или частным). Не хватает современного оборудования, новейших медицинских учреждений с современными технологиями; пациенты зачастую вынуждены ждать очереди на госпитализацию; существует значительный разрыв между первичной медицинской помощью, общей практикой, госпиталями, местными службами здравоохранения. Кроме того, государственное здравоохранение неподотчетно населению: налогоплательщики не располагают информацией о том, на что и сколько расходуется средств, отсутствуют четкие критерии качества медицинской помощи. Система здравоохранения оценивает себя сама, а публикуемые сведения в основном нацелены на пропаганду достижений. Общественность не имеет механизмов воздействия на систему здравоохранения.

Для того, чтобы устранить или смягчить эти недостатки, в странах с государственной системой здравоохранения проводятся реформы по внедрению экономических методов управления, прежде всего медицинского страхования.

Примером страны с государственной системой организации здравоохранения является Великобритания, Здесь в результате проведенной в 1948 г. реформы здравоохранения создана общенациональная государственная служба здравоохранения, предоставившая практически всему населению бесплатную медицинскую помощь (пациенты оплачивают только лекарства, очки, половину стоимости лечения у стоматолога, некоторые услуги в больницах).

Здравоохранение на 85—87% обеспечивается государственным бюджетом; остальные средства идут из частных источников и добровольного медицинского страхования. Бюджет составляется из налогов предприятий и граждан, распределяется в соответствии с решениями парламента правительством через министерство здравоохранения.

Действуют государственные целевые фонды поддержки: фонд №1 — охраны здоровья матери и ребенка (в возрасте до 1 года), фонд №2 — подростковый, фонд №3 — организации медицинской помощи населению в экстремальных условиях, фонд №4 — медицинской помощи ветеранам и т.д.

Более трети имеющихся в стране врачей работают в системе общей практики, треть — в госпиталях и треть — в муниципальных учреждениях. В госпиталях и местных службах персонал получает фиксированную зарплату; в секторе общей практики оплата производится по принципу капитации (per capita), т.е. за каждого пациента, «приписанного» к врачу или группе врачей (в Великобритании распространена групповая практика; группе врачей предоставлены права фондодержателя). Консультации специалистов проводятся в амбулаториях госпиталей. На стационарное лечение пациентов обычно направляет врач общей практики.

Несмотря на известные преимущества английской системы здравоохранения (семейное обслуживание, выполнение значительной части услуг, которые обычно оказываются в стационарах или в амбулаториях стационаров, высокая квалификация и хорошая организация труда медицинского персонала), она имеет существенные недостатки, которые вынуждены признавать сами врачи и администраторы. Прежде всего — нехватка ресурсов. Более скромное, чем в других странах, финансирование здравоохранения (не более 6,5% ВНП) обуславливает нехватку дорогостоящего оборудования и сдерживает внедрение высоких медицинских технологий. Так, число компьютерных томографов на 1 млн. жителей составляет в Великобритании 2,7, в то время как в Бельгии — 6,4; в Германии — 7,7, в Нидерландах — 3,6. Частота гемодиализа в Великобритании 200 на 1 млн. жителей, в Германии — 300, в Бельгии — 394. Еще сильнее отставание от США. Например, хирургических операций на коронарной артерии английские врачи делают в 10 раз меньше (в расчете надушу населения), чем американские. Особенно велик разрыв по тем видам медицинской помощи, которые оказываются не по жизненным показаниям, а определяют качество жизни (например, операция артропластики бедра для устранения хромоты).

Другой часто отмечаемый недостаток британской системы здравоохранения — это излишняя централизация и монополизация управления.

В соответствии с реформой, проводимой в стране в последние годы, усиливаются финансовые и административные права руководителей госпиталей, прежде всего в районах (графствах); организуется допуск средств социального медицинского страхования; предусматриваются меры интеграции первичной и стационарной медицинской помощи; усиливается самоуправление больниц, в них создаются доверительные (трастовские) советы; активизируется профилактическая работа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.