Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обращение с отходами производства и потребления




Бюджет времени в неделях на учебный план со сроком обучения 9 лет

Классы Аудиторные занятия, в том числе промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков Промежуточная аттестация (экзамены) Резерв учебного времени Пленэр Итоговая аттестация Каникулы Всего
I       -      
II       -      
III       -      
IV              
V              
VI              
VII              
VIII              
IX   -   -      
Итого:              

 

 

В данной главе рассмотрены строительство и эксплуатация ОБЪЕКТА Х с точки зрения:

  1. идентификации количественных и качественных характеристик образующихся отходов,
  2. планируемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов,
  3. характер и масштаб возможного неблагоприятного воздействия,
  4. планируемые мероприятия по предотвращению и/или смягчению возможного неблагоприятного воздействия опасных отходов на окружающую среду.

Таблица 1

Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических документов по обращению с отходами производства и потребления, действующих на территории РТ

№ п/п Наименование документа
Раздел 1 Законодательные акты Российской Федерации Требования в области обращения с отходами
1.1 Федеральный закон от 10.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
1.2 Федеральный закон от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
1.3 Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
1.4 Федеральный закон от 04.05.99 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
1.5 Федеральный закон от 03.03.95 г. № 27-ФЗ «О недрах»
1.6 Водный кодекс Российской Федерации от 18.10.95 г. № 167-ФЗ
1.7 Федеральный закон от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
1.8 Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера»
1.9 Федеральный закон от 23.11.95 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
1.10 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.01 г. №136-ФЗ
1.11 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.01.94 г. №51-ФЗ (с изменениями от 17.12.99 г., 16.04.01 г., 15.05.01 г.) Статья 220
1.12 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.04 г. № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (выдержки)
1.13 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» (выдержки)
Раздел 2 Нормативные правовые и методические документы Нормирование образования отходов Лимитирование размещения отходов
2.1 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
2.2 Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.03.2002 г. № 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Раздел 3 Нормативные правовые и инструктивно-методические документы Информационное и методическое обеспечение деятельности по обращению с отходами
3.1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»
3.2 Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»
3.3 Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода»
3.4 Классификация отходов
3.4.1 Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.02 г.№ 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»
3.4.2 Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.06.03 г.№ 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МРП России от 02.12 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»»
3.5 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.01 г. №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»
3. 6 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.01 г. №369 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения»
3. 7 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.02 г. № 80 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03».
3.8 Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 г. № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами»
3.9 Федеральная государственная статистическая отчетность
3.9.1 Постановление Федеральной службы государственной статистики от 17.01.05 г. № 1 (по согласованию Росстата с Ростехнадзором) Порядок по заполнению и представлению формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
3.9.2 Постановление Федеральной службы государственной статистики от 17.01.05 г. № 1 (по согласованию Росстата с Ростехнадзором) Форма федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
Раздел 4 Нормативные правовые и инструктивно-методические документы Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
4. 1 Федеральный закон от 08.08.01 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»» Статья 17
4. 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.02 г. № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами»
4.3 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.04 г. № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (выдержки)
4.4 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.08.2004г. №13 «Об утверждении Инструкции по организации лицензирования видов деятельности в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» РД-03-0902004 (выдержки)
4. 5 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.02 г. №552 (с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ от 06.02.2003 N КАС 03-24) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов»
4. 6 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.02 г. №553 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов»
Раздел 5 Нормативные правовые и инструктивно-методические документы Контроль за деятельностью в области обращения с отходами Юридическая ответственность за нарушение природоохранного законодательства
5.1 Федеральный закон от 10.01.02 г. № 7-ФЗ (с изменениями от 22.08.04г., 29.12.04г.) «Об охране окружающей среды»
5.2 Федеральный закон от 24.06.98 г. № 89-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.12.2000 г.; 10.01.03 г., 22.08.04г.) «Об отходах производства и потребления»
5. 3 Федеральный закон от 8.08.01 г. № 134-ФЗ (с изменениями от 30.10.02 г., 10.01.03 г) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
5. 4 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.02 г. №777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическом контролю»
5.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 г. №195-ФЗ (с изм. 22.08.04 г.) Статьи 8.1, 8.2, 8.6, 8.19
5.6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.07.96 г. №63-ФЗ (с изм. 22.12.04 г.) Статья 247
Раздел 6 Нормативные правовые и инструктивно-методические документы Плата за размещение отходов
6.1 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. № 632 г. (с изменениями от 24.12.94 г.; 14.06.01 г.) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»
6.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.03 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»
6.3 Письмо Федеральной налоговой службы от 09.02.05 г. № ММ-6-21/97 «Об администрировании отдельных платежей за пользование природными ресурсами в 2005 году»

 

В соответствии с ГОСТ 25916-83 «Ресурсы материальные и вторичные» отходы подразделяются на отходы производства и отходы потребления. В свою очередь отходы производства делятся на используемые и неиспользуемые отходы.

Отходы производства – примеси и остатки сырья, вспомогательных материалов, побочные продукты, образующиеся в процессе производства продукции, которые частично или полностью утратили свои качества и не соответствуют стандартам.

Отходы потребления – бывшие в употреблении изделия и вещества, восстановление которых экономически нецелесообразно.

Природопользователь в соответствии с Законом РФ «Об отходах производства и потребления» обязан вести учет наличия, образования, использования и размещения всех отходов производства и потребления, как в период строительства, так и период эксплуатации; определить степень их экологической опасности; подсчитать возможный ущерб от конечного размещения отходов в окружающей среде; определить пути минимизации либо предотвращения негативного воздействия отходов от своей деятельности на окружающую среду.

Степень воздействия отходов на окружающую природную среду зависит от их классов опасности, количеств, физических и химических свойств, условий сбора и временного хранения на территории природопользователя и/или на строительной площади, условий транспортировки с мест образования.

Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 02.12.2002г. № 786 и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР РФ от 15.06.2001г. № 511. Отнесение отхода к определенному классу опасности осуществляется расчетным (при возможности определения и подтверждения компонентного состава) или экспериментальным методами (при невозможности установления точного компонентного состава).

Класс опасности отхода расчетным способом определяется по компонентному составу отхода. Компонентные составы отходов устанавливаются либо инструментально (атомно-адсорбционная спектроскопия, кристаллография, методы ЯМР и ПМР), либо на основании различных информационных источников (ГОСТы, ТУ, энциклопедические сведения). В данной работе классы опасности отходов, образующихся при строительстве и эксплуатации объекта, приняты в соответствии с паспортами аналогичных отходов аналогичных объектов.

Для выявления источников образования отходов были изучены и проанализированы планируемые этапы строительства и возможные технологические операции, выполнение которых необходимо для осуществления планируемой деятельности. Также рассмотрены прогнозные потребности в материально – сырьевых ресурсах.

ПРИМЕР для ОБЪЕКТА Х (находится на территории Ростовской области)

СДЕЛАТЬ АНАЛОГИЧНО ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

1. Существующее положение

В 2007 году на территории Ростовской области (по выборке 357 природопользователей, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, отчитывающихся по форме статистической отчетности № 2 ТП (отходы), образовалось 6187076,998 тонн, в том числе:

1 класса опасности 473,587т;

2 класса опасности 419,857т;

3 класса опасности 20 429,283т;

4 класса опасности 631 026,929т;

5 класса опасности 5 534 727,342т.

Основными отходами производства, образующимися на территории области, являются отходы при добыче угля и горючих сланцев, минеральные отходы, золошлаки от сжигания углей.

Из общего количества отходов образовавшихся в 2007 году в собственных технологиях и производствах использовано 67,4%, обезврежено – 2,4%.

Основными отраслями, образующими отходы производства и потребления являются следующие виды экономической деятельности:

- добыча полезных ископаемых 1010310,171 т.;

- обрабатывающие производства 1496287,055 т.;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 874114,425 т.;

- производство прочих неметаллических минеральных продуктов 811434,651 т.

Источником образования твердых бытовых отходов (ТБО) является деятельность населения, а также предприятий и организаций. По имеющимся данным, на территории области функционирует около 700 объектов размещения твердых бытовых отходов, из них 286-имеют документацию по отводу земли под свалки, остальные объекты – несанкционированные.

Сложившаяся в Ростовской области система обезвреживания ТБО основана на захоронении подавляющего количества отходов (около 98%) на полигонах и неорганизованных свалках.

В связи с отсутствием раздельного сбора ТБО в общий контейнер вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с просроченным сроком годности, разбитые ртутъсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и т.д. Все это, под видом малоопасных ТБО, вывозится на свалки, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах, а порой и вблизи жилой застройки, что не допустимо с эколого-гигиенических позиций. Нередко эти объекты называют полигонами, однако они не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов, не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам. Наряду с этим остро стоит проблема централизованного сбора и вывоза ТБО из удаленных от районных центров населенных пунктов. Если в районных центрах эта проблема практически решена, то в поселениях муниципальных образований предприятия – перевозчики отходов игнорируют эти населенные пункты ввиду больших экономических затрат, обусловленных удаленностью потребителей услуги по сбору и вывозу ТБО от санкционированных мест размещения отходов. В результате чего жители своими силами вывозят отходы на свалки, расположенные на территории данных населенных пунктов.

После вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации системы обращения с отходами отнесены на муниципальный уровень.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в муниципальных образованиях области следует отметить следующее: в ряде муниципальных образований созданы условия для эффективной системы функционирования в сфере обращения с отходами: разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие работу по исполнению полномочий в области обращения с отходами, утверждены нормативы образования отходов и экономически обоснованные тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО (в том числе захоронение), определены специализированные организации, осуществляющие сбор, вывоз, утилизацию отходов.

Однако, практически во всех муниципальных образованиях, эксплуатация существующих объектов размещения отходов не соответствуют требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства:

- свалки ТБО перегружены по массе отходов, свободные площади для размещения и захоронения отсутствуют;

- несоблюдение технологии захоронения приводит к горению отходов, в результате чего загрязняющие вещества попадают в атмосферный воздух, высокотоксичные продукты горения оказывают негативное влияние на здоровье населения;

- отсутствие ограждения свалки, способствует проникновению на территорию посторонних лиц;

- не соблюдается режим санитарно-защитной зоны;

- не проводится мониторинг загрязнения окружающей среды в зоне влияния объектов размещения отходов;

- предприятия, эксплуатирующие данные объекты не имеют лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Большинство существующих полигонов и свалок представляет угрозу окружающей среде и здоровью населения как источники загрязнения воздушного и водного бассейна, подлежат закрытию и рекультивации. Несоблюдение технологии захоронения отходов, заполненность объектов размещения отходов приводит к частому возгоранию отходов. В 2007 году, по заданию комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области, ФГУ «ЦЛАТИ по Ростовской области» проведены замеры загрязнения атмосферного воздуха на объектах размещения отходов. Так, при горении свалки на территории Азовского района зафиксировано превышение предельно-допустимых концентраций по сероводороду в 2,27 раз, фенолу в 8,34 раза, формальдегиду в 4,3 раза, аммиаку в 1,8 раз, серы диоксиду в 20 раз, углерода оксиду в 14,6 раз, саже в 6,8 раз.

Решением Коллегии Администрации области от 26.11.2007 № 69 «О ходе выполнения решения коллегии Администрации Ростовской области от 26.06.2006 № 32 «О повышении эффективности деятельности по обращению с отходами на территории Ростовской области» намечены направления дальнейшей работы по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления.

В целях повышения эффективности охраны окружающей среды Областным законом Ростовской области от 08.10.2007 № 782-ЗС принята «Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007-2010 годы». В данной программе предусмотрены мероприятия по функционированию системы обращения с отходами производства и потребления, в том числе по строительству объектов размещения отходов, внедрению новых технологий утилизации отходов, обеспечению функционирования соответствующих систем учета.

Значительная часть отходов может быть превращена во вторичное сырье и материалы, что позволит решать не только экологические, но и ресурсные задачи.

Процесс переработки - это сортировка поступающих отходов, с отбором вторсырья (бумага, картон, ветошь, металл, пластмасса) и прессованием «хвостовых остатков» в брикеты, с дальнейшим размещением их на местах утилизации ТБО. Экономический эффект достигается за счет реализации отобранного вторичного сырья и за счет снижения затрат на содержание мест утилизации ТБО. Проектный процент отбора вторичного сырья в весовых показателях составляет 20%, фактический - 6%.

Внедрение безотходных, комплексных технологий, включая переработку отходов, сдерживается несовершенством финансовых и организационных механизмов регулирования в данной сфере деятельности.

В настоящее время на территории Ростовской области функционирует три мусоросортировочных комплекса. В г. Ростове-на-Дону функционирует два мусоросортировочных комплекса: один – старый, расположен в промзоне «Каменка» и второй - новый, на территории нового полигона ТБО в северо-западной промзоне.

В соответствии с проектом, старый комплекс рассчитан на переработку 70 тыс. тонн/год отходов. Однако, ввиду административных и финансовых трудностей, фактическая масса перерабатываемых отходов составляет 20-24 тыс. тонн/год.

В октябре 2007 года запущен новый сортировочный комплекс на полигоне ТБО в северо-западной промзоне. Принцип работы нового комплекса аналогичен предыдущему. Однако в отличие от него, данный комплекс имеет две сортировочные линии, что увеличивает его производительность. Также в технологии его работы отсутствует процесс прессования и перевозки «хвостового остатка». Отсортированные отходы размещаются на полигоне и уже там прессуются бульдозером. Такое решение позволяет снизить расходы на переработку и тем самым обеспечить более низкую себестоимость вырабатываемого вторсырья. Проектная мощность данного комплекса 200 тыс. тонн, нормативный процент отбора в весовых показателях 10-12%, в объемных 30-50%.

В г. Таганроге переработка отходов осуществляется по Николаевскому шоссе в цехе сортировки ТБО, введенном в декабре 2005 года. В цехе установлена линия сортировки, которая предназначена для механизированного приёма, дезинфекции твёрдых бытовых, промышленных и строительных отходов, и их сортировки с отделением картона, ПЭТ-бутылок, алюминиевых банок, стекла и полиэтилена. Проектная мощность цеха – 23 тыс.т/100 тыс.м3 отходов в год. Для прессования картона, алюминиевых банок, полиэтиленовых бутылей и полиэтиленовой плёнки используются гидравлический и механические прессы. В настоящее время на территории г. Таганрога планируется строительство завода по сортировке и переработке ТБО по Мариупольскому шоссе. Разработана проектно-сметная документация, подготовлена площадка под строительство, приобретено оборудование на сортировку и прессование отходов (конвейерной линии, пресса 100 т).

В 2001-2003 годах за счет средств областного бюджета в городах Новочеркасске, Шахты приобретено оборудование для комплекса сортировки и прессования твердых бытовых отходов. Эксплуатация данных линий планируется после ввода в эксплуатацию новых объектов размещения отходов (полигонов), строительство которых из-за отсутствия финансовых средств не осуществляется в течение длительного времени.

Администрацией области рассмотрено несколько инвестиционных предложений зарубежных и отечественных организаций по внедрению мусоросортировочных установок. Однако реального воплощения эти предложения не получили.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.