КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие личности человека и влияние общества западного типа
Человек существо общественное, он живет в обществе- и то сообщество, что окружает человека, оказывает сильное влияние на его развитие и жизнь. Многое в психике человека оказывается прямо скалькированным с культурных идей окружающего его общества. Несложно определить современные стадии развития человечества по вышеприведенным четырем направлениям. Выясняется следующее: Хотя «восточные» общества достигли многого по пути развития личности человека – тут и знаменитая система Йоги, и боевые искусства с их философскими системами, однако замедление скорости развития показывает этап стагнации и даже деградации. Все «новейшие» базовые концепции были разработаны несколько веков тому назад, нового в наше время появилось очень мало. Принижение роли развития деятельности вовне человека привело к тому, что сейчас «восточники» скорее некритично копируют «западные» достижения, чем интегрируют их в свою собственную культуру. «Западные» общества, добившись значительных успехов в понимании мира и управления процессами в нем, не смогли, вследствие сниженного внимания к внутреннему миру человека, поставить эти достижения на службу самому человеку и истинному Разуму. В «западном» сообществе нет должного внимания к внутреннему миру человеческого существа, поэтому технические достижения западной цивилизации часто оказываются в руках человека с неразвитым, «детским» состоянием внутреннего мира. Можно утверждать, что Хиросима произошла не столько от научных достижений в расщеплении атома, сколько от неэтичности людей, принимавших и исполнявших роковое решение, а Чернобыль – весь от безответственности, опять же конкретных людей. Достижениям западной цивилизации должно было бы соответствовать адекватное развитие уровня человеческой личности - только так «опасные игрушки», порожденные прогрессом, могут обрести безопасность. Теперь на повестке дня – экологический кризис…Общество «западного» типа так формирует взгляды человека в процессе развития его личности, что связь войн, Хиросим и Чернобылей с неразвитым состоянием личностей большинства соплеменников скрыта от восприятия. Иными словами, живя в мире мифов, созданных обществом, западный человек не в состоянии грамотно и ответственно использовать потенциал своего разума - и как индивид, и как член сообщества. Мне, как представителю сообщества «западного» типа, практически невозможно адекватно представить то влияние, которое оказывает на личность общество «восточное». Задача этой главы - показать, как западное общество создает трудности на пути развития внутреннего мира человека и понимания им себя и увидеть мифы и моменты их внедрения и закрепления в сознании личности. Западное общество, конечно, все-же обеспечивает развитие личности, но развитие ограниченное и до определенного уровня. Правда состоит в том, что успешно реализуется программа «развития» личностей в мифологизированных биороботов, и сейчас эти существа организованной толпой слепо мчатся в пропасть. Наверное, бег в пропасть обусловлен срабатыванием какого-то биосферного предохранителя – через коллективное самоубийство неполноценных разумных особей природа предотвращает какой-то более глубокий кризис. Впрочем, это мое вольное, ничем не обоснованное допущение, так как механизм работы этого предполагаемого предохранителя мне не понятен. Если он существует, то мой уровень развития недостаточен для постановки, видения и решения задач такого уровня сложности (см. пример с дикарем выше). До возникновения сознания высшим уровнем психических процессов было то, остатки чего у человека называют подсознанием. Скачок развития, приведший к возникновению сознания, привел к продолжающейся деградации части возможностей подсознания по мере передачи этих функций сознанию, но этот процесс происходит медленно - со скоростью видовой биологической эволюции. Есть и другой закон биологической эволюции- эволюция индивида в общем в сжатый срок повторяет схему эволюции вида. Поэтому сознание, как высшее достижение эволюции человека как вида, «пробуждается» после того, как все рефлексы и эмоции уже сформированы. Так как эволюционная «передача» управления сознанию еще не завершена, многие психические процессы имеют одновременно сознательную и подсознательную составляющую - либо соответствующие функции подсознания еще не деградировали настолько, чтобы не мешать сознанию, либо осознание данной сферы недостаточно развито, чтобы обеспечить потребности выживания организма. Поэтому начальный этап формирования личности человека протекает как борьба за сознательное управление собой. Сознание ведет борьбу за расширение сферы влияния внутри человеческой психики- мы учимся не пи’сать под себя, координировать движения, произносить звуки, ходить, не падая, обрабатывать информацию от органов чувств- узнавать, воспринимать, анализировать. Из подсознания также поступает информация, обрабатываемая сознанием – оттуда приходят эмоции, такие вещи, как боль и чувство голода и т.п. Одновременно с захватом и разделом сфер влияния сознание совершенствуется. Рассмотрим повнимательнее механизм совершенствования сознания. Шаг этого процесса можно описать через информацию и символы. На первом этапе следующего шага совершенствования сознания идет выделение неких «объектов» из того, что доступно восприятию. Объекты могут быть информационными моделями предметов реального мира (понятие «лист» существует в сознании не в форме копии натурной - «маленького зеленого листика», который при вскрытии черепа выпал бы оттуда, а в виде копии информационной – некоей суммы из восприятия зеленого овала, надписи букв «лист», звучания слова «лист», всех определений, образов деревьев с листами и т.п. – это и есть «информационная модель») или абстрактными построениями- правилами взаимодействия, или символами, например. Объекты группируются в системы по принципам похожести, близости, взаимодействия. Различные правила группировки образуют еще один класс объектов. Для последующего управления внешним и внутренним миром особое значение имеют модели взаимодействия объектов в системах - такие системы группируются из взаимодействующих элементов. В определенный момент неожиданно приходит озарение и понимание- вместо игры с перекладыванием мозаики элементов сознание мгновенно схватывает суть всей картины, это и означает прорыв на верхний уровень понимания, или метауровень. Обычно это сопровождается приятным ощущением, которое можно назвать «обретением смысла». Далее, системы сами рассматриваются как элементы систем верхнего уровня, или следующего метауровня. Построение систем связей и иерархии метауровней происходит в сознании применительно к любым объектам анализа, включая сами правила этого анализа. Например, одна цепочка метауровней может строится так: воспринимаемый объект реального мира- предмет. Предмет который специально изготовлен – деталь. Деталь, соединенная с другими искусственными предметами с определенной целью – изделие. Понятие «изделие» отражает определенный метауровень. Можно всегда развернуть «изделие» в «предмет, состоящий из соединенных вместе искусственно изготовленных предметов», но тогда наше мышление оказалось бы перегруженным подробностями. Развитое мышление отличается экономной, сложной и разветвленной иерархией понятий, взаимодействие которых отражает взаимодействия предметов реального (или вымышленного – фантазия тоже функция сознания) мира- и сами правила развития иерархии понятий. Более развитое сознание- то, которое имеет более сложную и адекватную систему иерархических связей понятий. Существуют разные способы, которым информация достигает разума. Если инстинкты, подсознание и начальные структуры сознания развиваются у каждого человека «от природы», дальнейшее развитие сознания и разума является плодом сознательных усилий других людей, общества и самого человека. Масса культурной информации слишком велика и динамична для ее генетической передачи, она передается от других людей и через источники информации в «сжатом» виде, многое- на метауровнях. Информация на метауровнях – это системы знаний, которые накапливались и обобщались непредставимо длительными промежутками времени огромным количеством людей. Таким образом, в современном мире уровень и возможности сознания и развития личности определяются формами, методами и содержанием ее обучения, применяемом в соответствующем обществе. Под словом «обучение» здесь подразумевается не только официальный школьный процесс, но и все другие формы получения индивидом информации: от родителей, телевидения, из книг, от общения со сверстниками и т. д. Следует отметить, что природная генетическая программа развития человека предусматривает период интенсивного развития сознания в детском и подростковом возрасте. Происходит концентрация возможностей развития сознания, и специальным обучающим воздействием можно резко изменять уровень развития личности, достигаемый им к юности. К сожалению, сами дети не имеют представления о ценности этого периода жизни и каких-либо критериев выбора направления собственного развития- все зависит от общества, родителей, системы образования- поэтому в нашем обществе многое определяется везением. В более старшем возрасте возможности развития сознания ни в коей мере не блокируются, но возможная скорость обучения сильно снижается- «карт-бланш» на быстрое развитие дается человеку в детстве один раз. Однако теперь индивиды, которым повезло в достижении определенного уровня развития после детства, имеют возможности самостоятельно управлять своим развитием, делая его более осмысленным и целенаправленным. Перейдем теперь от теории о развитии сознания к конкретной стороне дела. Начнем с самого очевидного – самопознания. Нельзя утверждать, что самопознание вовсе игнорируется – общество прививает, например, правила личной гигиены, в школе изучают («проходят мимо») анатомию, сейчас введен курс психологии. Но одновременно с этим, исподтишка, прививается глубокое недоверие к тому, что личность, опираясь на собственные возможности, может в достаточной степени познать себя и свою психику. Это недоверие нигде не декларируется напрямую, оно входит в человека, как подсознательный миф. Во-первых, вся структура и приемы медицины рассчитаны на то, чтобы человек чувствовал свою зависимость от врачей и их знаний. Ни один врач никогда не снизойдет до того, чтобы разъяснить пациенту его диагноз. На упаковках большинства лекарств красуется «принимать только по назначению врача». Профессиональным языком медиков является латынь, давно исчезнувшая из других сфер. Миф воздействует также и на самих врачей - анекдотично, что врач, почувствовав недомогание, обращается за помощью к другому врачу- «для объективности», даже если заболевание входит в круг его повседневной практики. Продолжением мифологизации являются многочисленные анекдоты (и юмористические телепередачи) на медицинскую и психиатрическую тематику, которые призваны, с одной стороны, снять напряженность неприятной ситуации, когда личность чувствует свою незащищенность и зависимость, а с другой стороны, утвердить непознаваемость сферы медицины и психиатрии. Мифы и анекдоты, фактически, утверждают примерно следующее: «Вся история развития медицины и психиатрии привела к смешному результату, а потому тебе самим собой заниматься вряд ли стоит – все одно бесполезно». Результатом действия мифа является исключение из «зоны видимости» всех целей, которые личность может поставить в отношении себя, возникает своеобразный барьер, отделяющий деятельность человека и цели по изменению самого себя. Пока барьер существует, только болезнь может на время привлечь внимание человека к себе - и то только до выздоровления. Несть числа фактам неразумного, небрежного поведения больных в период между приступами болезни – абсолютная неразумность этого со всей очевидностью демонстрирует наличие описываемого неосознаваемого барьера. А пока человек относительно здоров, барьер ограничивает возможность рефлексивного мышления, и человеку невдомек, что он сам, его личность и характер могут стать объектом, на которую направлена магия его деятельности. Измениться (Изменить Себя) так просто! Когда мне самому удалось обнаружить миф и снести барьер, я испытал непередаваемое чувство обретения себя. Существует простой до смешного способ реализации любого, даже сложного начинания, с вероятностью успеха, близкой к 100 процентам, который я подробно опишу ниже, в разделе «магия человека». Когда до меня дошло, что целями моих рациональных действий могут быть мои собственные качества, не только физические, но и психические, я ощутил непередаваемое чувство свободы. Другой миф несет главную долю ответственности за механицизм нашего мышления. Гибкость мышления наглухо отключает примерно такая подсознательная ерунда: «Каждая вещь может быть использована только для того, для чего она предназначена». Эту мысль общество старательно вдалбливает в голову каждого своего члена, правда некоторые все-же ухитряются становиться учеными и изобретателями, но так как изобретательных людей до обидного мало, вдалбливание нужно признать весьма эффективным. Начинают родители запретами на игру со всеми предметами, кроме игрушек. В результате даже развивающие игрушки получают в психике ярлык, определяющий и ограничивающий их статус как «предметов специально для игры». Источники столь глобальной системы запретов по-человечески понятны – многие искусственно созданные предметы, в окружении которых ребенок развивается, несут опасность (электророзетка), имеют слишком высокую цену (фотоаппарат), слишком хрупки (стеклянный стакан) - список можно продолжать до бесконечности. Устанавливая запреты типа «не трогай», родители, конечно, ленятся объяснять причину запрета- и кладут начало формированию роботизированного мышления. Такие запреты формируют также опасную привычку к некритичности мышления, слепого подчинения авторитету без какого-либо предварительного размышления- но это уже следующий миф. К началу школы приказы учителя - формального авторитета - воспринимаются уже без анализа, ну а с послушными людьми без внутреннего творчества любому педагогу, профессору, начальнику – проще, все они не заинтересованы в гибкости мышления ведомых людей. Так что изобретателям, кажется, просто повезло - их в детстве не третировали необъясненными запретами. Третий миф я только что уже упомянул – это миф «авторитет всегда прав». Миф блокирует все проявления самостоятельного мышления, заставляя в каждой жизненной ситуации опираться на мнение того или иного авторитета. Начинают формирование мифа родители, предпочитая в общении с детьми исключительно повелительное наклонение, подтверждаемое всеми возможными способами воздействия на непослушника, включая физические. Раздраженная мама, опаздывающая на работу, куда-то тащит за руку свое упирающееся и плачущее дитя – знакомо, правда? Ну, с мамой-то все ясно- она психологиев не учила, и потому руководствуется исключительно своим эгоизмом. А у ребенка после многократных повторений ситуации в подсознании формируется подленькая программка «перечить сильным бесполезно, лучше подчиниться»- и это программа на всю жизнь, по крайней мере- на продолжительный начальный ее отрезок. Ряд самых важных мифов обеспечивают бесперебойное функционирование уродливой самоубийственной экономической системы «общества потребления». Вот примерные формулировки этих мифов: «Все продается и покупается за деньги» «Никогда не надо ничего делать самому, всегда проще все купить» и самые опасные мифы: «Человек есть то, чем он обладает» и «деньги решают все» Миф о том, что всегда проще все купить, вступает в действие, когда человек планирует свои занятия. Очень часто люди нерационально отказываются от того, чтобы что-либо сделать самостоятельно, переоценивая сложность и трудоемкость самостоятельной работы - проще оказывается заплатить. РАБотать на дядю, видите ли, не лень, а вот на себя – лень! Тому, кто деньги зарабатывает, неплохо бы почаще переводить стоимость вещи или услуги в часы своей работы, тогда многое прояснится. Я не отрицаю, что многое действительно лучше не сделать, а купить, но миф заявляет, что всегда надо покупать абсолютно все. Ему вторит миф о том, что все продается и покупается, который придает деньгам фактически божественный статус. Последние мифы названы самыми опасными, потому что они приводят к раскручиванию спирали самоедства, которую образуют взаимодополняющие звенья необоснованного потребления, дополнительных часов работы, необходимых для удовлетворения необоснованных логически потребностей и ничем не обоснованной нагрузки на природные ресурсы. Миф, обожествляющий деньги, разрушающим образом влияет на самые основы разумного управления обществом - в России сейчас это проявилось в полную силу. Обществом уже руководят не люди и их организации, а миф о всевластии денег. Миф о том, что человек есть то, чем он обладает приводит к неуемной страсти к покупкам. Психологически точно все описано Пелевиным в вышеупомянутом произведении. Признаки воздействия этого мифа налицо – когда выбрасывают годные к употреблению вещи и покупают новые, все покупки «для престижа» и так далее- в общем, все траты денег, которые вызывают семейные ссоры, когда супруг (супруга) просит объяснить, на кой хрен куплено это…, а в ответ- одни эмоции, ничего здравого. Мы уже знаем, что отсутствие объяснения и подъем эмоций - признаки деятельности подсознания. Эта информация попадает в подсознание из рекламы и всевозможных чувств зависти у людей, которые сами из себя ничего не представляют, и пытаются скомпенсировать эту пустоту разными фирменными шмотками, мерседесами, квартирами, пудовыми золотыми цепями(в совсем уж запущенном случае)- и все равно находится кто-то, у кого мерседес круче, шмотки фирменнее, а цепь тяжелее. Отсюда рождается патологическая тяга к деньгам, которые суть знаки реальных ресурсов планеты и общества. Неуемная жадность ведет к неуемной расточительности- все быстрее крутится колесо производства никому не нужных вещей, которые выкидываются на помойку, едва попав к потребителю, все активнее опустошаются недра планеты, все примитивнее мышление обывателя, урезанное до «Вау» импульсов… приехали. Такому человечеству дорога в будущее, конечно, закрыта- надо срочно умнеть, а то мы рискуем окончательно дебилизироваться до «Ку-Кю» и реализовать на Земле планету Плюк из замечательного фантастического фильма-утопии Кин-Дза-Дза. Теперь поподробнее рассмотрим «замечательное» уродство «деньги решают все». Здесь Россия дала такой наглядный пример, что мне остается лишь немного прокомментировать его. Попытка все решить коммерчески наглядно показала, что часть звеньев, жизненно необходимых для существования общества, могут быть только некоммерческими. Есть такая замечательная песня у А. Пугачевой- «чего не может сделать атом». Перечислим, чего же не может коммерция. Я не думаю, что стоит тратить время на доказательство, что армия, милиция, суд и фундаментальная наука не могут быть связаны с коммерцией, так как их структурообразующая, совершенно необходимая для общества деятельность не может приносить коммерческую выгоду. Попытка коммерциализации таких структур приводит к полной подмене целей их деятельности, а необходимые для общества функции просто «повисают в воздухе» - иикто вообще не работает над их осуществлением. В России на эти грабли уже наступили, попытавшись реализовать идиотизм на практике. Рассмотренные мифы существуют не сами по себе, а образуют замкнутую систему, в которой они объединяются и переплетаются. Это не просто отдельные препятствия на пути развития человека- поддерживая и дополняя друг друга, мифы формируют, образно говоря, стальную клетку для сознания. Как прутья в клетке переплетаются, образуя сплошные прочные стены, мифы усиливают и поддерживают друг друга, обеспечивая необыкновенную прочность и целостность всей конструкции. Усомнись в одном мифе – все другие тут же воспрянут, развеют сомнения, и все вернется на место. Для большинства людей эта клетка становится ловушкой, из которой у личности нет выхода и поэтому нет возможности выбора. Нетрудно теперь сделать вывод о том, что наше общество, формируя в процессе развития личности «стальную клетку» мифов и предрассудков, порабощает личность, лишая ее возможности развиваться. Обществу сегодня развитие и свободное мышление личности не нужно - ему нужен исправный винтик машины для бессмысленного опустошения ресурсов планеты., каковым и стало это самое общество. Тихий ужас, правда? Не будет лишним повторить этот вывод: Общество западного типа способствует развитию личности до определенного уровня, по достижении которого обеспечивается эффективная блокировка как дальнейшего развития, так и саморазвития личности. Влияние общества на личность осуществляется весьма эффективно, так что из большинства членов общества формируются вполне стандартные «винтики» общественной машины. Хотя большинство личностей способны к продолжению развития выше определяемых обществом пределов, очень немногим удается достичь этого более высокого уровня развития, так как «сверхнормативное» развитие и самих не в меру развитых людей общество подавляет.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |