Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 1. Оленинская редакция, наиболее близкая к архетипному тексту, относится к концу XII – первой половине XIII в




Текст

Введение

ОЛЕНИНСКАЯ РЕДАКЦИЯ

Оленинская редакция, наиболее близкая к архетипному тексту, относится к концу XII – первой половине XIII в. Отдельные группы ее списков, объединяемые в изводы, показывают связь с северо-западными и западными землями: Пушкинский и Археографический изводы – с Новгородом XIV – XV вв., Архангельский извод – с Полоцким княжеством XV в., Архивный – с Галицко-Волынской землей XIV в.

Синодальная редакция относится ко второй половине XIII – началу XIV в. Разнообразие текстов (известно шесть изводов этой редакции) связано с ее распространением на всей территории Руси, в том числе на украинских и белорусских землях.

Тексты подготовлены по изданию памятника: Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв. (издание подготовил Щапов Я. К). М., 1976.

В основе издания Оленинской редакции – список Архангельского извода, в большинстве мест лучше сохранившего ранний текст – ГПБ, F. II.251 первой половины – середины XVI в.

Указаны существенные смысловые варианты по спискам того же Архангельского извода:

СЧ – ГИМ, Синодальное собр. №951 1450-х – 60-х гг.

СМ – ГИМ, Синодальное собр. № 996, Новгород, 1545 г.

А – БАН. 10.4 втор. пол. XVI в.

У – ГИМ, собр. Уварова № 482 втор. пол. XVI в.

по списку Пушкинского извода:

П –ЦГАДА ф. 135, отд. V, I; № 1, Новгород (?) кон. XV – нач. XVI в.

по спискам Археографического извода:

Ар – ЛОИИ собр. Археографической комиссии № 240 Новгород, серед. XV в.

Сл – ГПБ собр. Соловецкого монастыря № 858 / 968 Новгород, 1493 г.

 

1. 1Во имя отца, и сына, и святаго духа.

2. Се яз, князь великий2 Василей, нарицаемый Володимер3, сын Святославль, внук Игорев (и)4 блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от5 греческих цареи6 Константина7 и Василия8 и Фотея патриарха9, взях первого митрополита Михаила10 на Киев11 и на всю Русь12, иже крести всю землю Рускую.

3. И по том летом минувшим, создах церковь святую богородицю13 и дах десятину к ней во всей земли Рускои княжения14 от всего15 суда16 10-тыи грош17, ис торгу 10-тую18 неделю, из домов на всякое лето 10-е всякого стада и всякого живота19 чюднои матери божий и чудному Спасу.

4. И по том20 возрех в21 греческий номоканун и обретох в нем, юже не подобает сих тяжь22 и судов судити князю23, ни бояром, ни судьям его.

5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими детьми, дал есмь24 святой Богородици и митрополиту и всем епископом25.

6. А ты26 не ступають27 ни28 дети мои, ни внуци мои, ни род мои в люди церковныя и во все суды30.

7. И31 по всем городом32 дал есмь33, и по погостом, и по свободам34, где крестьяне суть35.

8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред богом, а митрополиту проклинати его сбором.

9. Дал36 есмь: роспусты, смильное, заставание37, умыкание, пошибание, промежи мужем и женою38 о животе39, или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство40, урекание41, узлы42, зелье, еретичество, зубоядение43, иже44 отца и матерь бьют, или сын и45 дочи46 бьетася47, иже истяжются о задници50.

10. Митрополичи люди церковныи51: игумен, игумениа52, (поп, попадья)53, поповичеве54, чернец, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница55, пономарь56, вдовица, калика, стороник57, задушныи человек, прикладник, хромец, слепец58, дьяк, и вси причетници церковныи59.

11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископом опрочи мирян.

 

РАЗНОЧТЕНИЯ

Ар в начале заглавие Рукописание святаго князя (Сл далее Владимира), крестившаго Рускую землю (Сл далее святым кресщением);

2–3

Ар Володимер, нареченный в святем крещении Василие;

и вставлено по А, У, СЧ, СМ, Ар, Сл;

5–6

П гречкаго царя;

7–8

П нет;

Ар далее Цареградскааго;

Ар Леона;

11 – 12

П нет;

Ар далее Десятинную;

Ар далее в соборную церковь;

Ар всякого княжа;

16–17

П, Ар десятую векшу;

П вторую;

СЧ, П жита, П здесь заканчивается текст устава;

20–21

Ар разгнувше;

СЧ тяжеб;

СЧ князем;

24–25

Ар тыя суды церквам, митрополиту и всем епискупом по Руськои земли;

Ар по том;

А вступаются. Ар надобе вступатися;

28–29

Ар детем моим, ни внучатом, ни всему роду моему до века;

Ар далее их;

Ар нет и статья 7 объединена с предыдущей;

32–33

Ар и по волостем;

СЧ, СМ слободам;

Ар далее И своим тиуном приказываю церковного суда не обидети, ни судити без владычня наместника;

Ар А се церковных суды дал;

Ар заставалное;

Ар далее и;

Сч, См далее их;

СЧ, СМ ведовьство; Ар далее зелеиничъство;

Ар урекания три;

Ар б..дьнею;

Ар зубоежа;

Ар или сын;

СМ, СЧ или;

Ар далее или сноха свекровь, или братиа;

СЧ, СМ бьются или братья бьються;

СМ или; Ар или дети;

СМ, СЧ, Ар тяжються;

СМ, СЧ далее А се; Ар далее потворы, чародеяниа, влъхвование, узлы;

50–51

Ар А се люди съборныя церкве преданы митрополитом и епископом;

52-53

в основном списке. А, У нет, вставлено по СЧ, СМ, Ар, Сл;

СМ, СЧ попович, У поп, дьякон;

Ар далее и кто в клиросе;

Ар далее дияк, и вси причетники церковный, и дети их;

Ар лечець, прощеник;

СМ нет;

58–59

Ар нет;

 

КОММЕНТАРИЙ

Краткая инвокация (обращение к богу), наиболее распространенная в русских средневековых актах (см. Уставную грамоту Ростислава Мстиславича 1136 г., где инвокация пространнее).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.