КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 1. Статьи содержат указания на преступные деяния церковных людей и на суд епископа по этим делам
Текст Введение Статья 39 Статья 38 Статьи 34–37 Статьи содержат указания на преступные деяния церковных людей и на суд епископа по этим делам. Статья 34 указывает на закрытое для мирян разбирательство дел о блуде монахов, монахинь, попов или их жен, а также проскурниц. По византийским законам, а также по Закону Судному людем блуд монаха или монахини карался отрезанием носа и 15-летней епитимией (Эклога, тит. XVII, ст. 23; Закон Судный людем Краткой редакции, с. 106, гл. 7). Устав же кн. Ярослава оставляет вопрос о наказании на усмотрение епископа. Статья 35 указывает на суд епископа по делам без времене упившихся попов или монахов. Согласно церковным правилам, поп, проведший в пьянстве всю ночь до шести часов утра, не допускался к заутрене и рисковал быть извергнутым из сана271 [Русская историческая библиотека, т. VI, стб. 20, ст. 34]. Статья 36 содержит указание на суд епископа в случае, когда монах или монахиня рострижеться. Статья 37 запрещает княжеским управителям вторгаться в дела, касающиеся церковных людей, и регулирует вопрос об их наследстве. Запрет аналогичен тому, который содержится в Уставе кн. Владимира. Проскурница – женщина, выпекающая просвиры. Оприсно – без участия. Рострижется – лишится монашества. Обрядит – осудит. Домовные люди – лица, отбывающие наказания в церковном доме. Безатщина – выморочное имущество. Статья запрещает под страхом казни по закону вмешиваться кому бы то ни было в церковные суды. Аналогичные увещевания содержатся в Уставе кн. Владимира. Статья указывает на проклятие, т. е. отлучение от церкви, тем, кто посмеет вмешаться в церковные суды.
ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ
Из пяти изводов Пространной редакции (Основного, Ипатьевского, Археографического, Маркеловского и Архивного) здесь публикуются списки двух старших: Основного и Ипатьевского. В основе публикации – список Основного извода в сборнике первой половины XVI в., хранящемся в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Основное собрание F.11.251, лл. 103 об. – 106 об. Разночтения издаются по следующим спискам: Основной извод: 1. А – Библиотека АН СССР в Ленинграде, 45.10.4, второй половины XVI в., лл. 134 об. –139. 2. У III – Государственный исторический музей, собр. Уварова, № 482, второй половины XVI в., лл. 174– 178 об. 3. У IV – Государственный исторический музей, собр. Уварова, №611, XVII в., лл. 151 об. – 155. Ипатьевский извод: Ип – Государственный исторический музей, Музейское собрание № 1009, 1420-х гг., лл. 95–96 об., в сборнике.
1. А се аз, князь великыи Ярослав, сын Володимеров, по данию отца своего сгадал есмь с митрополитом киевским и всея Руси Иларионом, сложихом греческыи номоканон; еже не подобаеть сих тяж судити князю, ни бояром его, ни судиям его, дал есмь митрополиту и епископом: роспусты по всем городом, 10-ю неделю мыта272 к церкви и к митрополиту, а людем его не даяти мыта нигде; осминечье дал есми. 2. Аще кто умчить девку или насилить, аще боярская дочи будеть, за сором ей 5 гривен злата, а митрополиту 5 гривен золота; аще будеть менших бояр, гривна золота ей, а митрополиту гривна золота; а добрых людей будеть, за сором рубль, а митрополиту рубль; на умыцех по 60 митрополиту, а князь их казнить. 3. Аще кто пошибаеть боярскую дочерь или боярскую жену, за сором ей 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота273; а меньших бояр – гривна золота, а митрополиту – гривна золота274; нарочитых людей – два рубля, а митрополиту два рубля; простыи чади – 12 гривен кун, а митрополиту 12 гривен275, а князь казнитель276. 4. Аще же пустить боярин жену великых бояр, за сором ей 300 гривен, а митрополиту 5 гривен золота, а менших бояр гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитых людии 2 рубля, а митрополиту 2 рубля; простои чади 12 гривен, а митрополиту 12 гривен, а князь казнить. 5. 277Аще же девка блядеть или дитяти добудеть у отца, у матери или вдовою, обличивше, пояти ю в дом церковныи. 6. Тако же и женка без своего мужа или при мужи дитяти добудеть, да погубить, или в свиньи ввержеть, или утопить, обличивши, пояти (и)278 в дом церковный, а чим ю279 паки род окупить280. 7. Аже девка засядеть великих бояр, митрополиту 5281 гривен золота, а менших бояр – гривна золота, а нарочитых людии – 12 гривен, а простои чади рубль. 8282. Аже муж от жены блядеть, митрополиту нет кун, князь казнити283. 9. Аже муж284 оженится иною женою, а с старою не роспустится, митрополиту вина, молодую понятии в дом церковны(и)285, а со старою286 житии. 10. Аже поидеть жена от своего мужа за иныи муж или287 иметь блясти288 от мужа, ту жену поняти в дом церковный, а новоженя в продажи митрополиту. 11. Аще будеть жене лихыи недуг, или слепа, или долгая болезнь, про то еа не пустити. 12. Тако же и жене нелзе пустити мужа. 13289. Аще кум с кумою блуд створить, митрополиту 12 гривен, а опитемии указание от бога290. 14. Аще кто зажжеть гумно, или двор, или иное что, митрополиту 40 гривен, а опитемию подоимуть, а князь казнить291. 15292. Аще кто с сестрою блуд створить, митрополиту 40 гривен, а во опитемии указано по закону. 16. Аще ближний род поимется, митрополиту 40 гривен, а их разлучити, а опитемию приимуть. 17. Аще кто иметь две жены водити, митрополиту 20 гривен, а которая подлегла, тую пояти в дом церковный, а первую жену держати по закону. Иметь ли лихо ею держати, казнью казнити. 18. Аще муж роспустится с женою по своей воли, а будеть ли венчальная, и дадять митрополиту 12 гривен, будеть ли невенчальная, митрополиту 6 гривен. 19. Аще жидовин или бесерменин будеть с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую поняти в дом церковный. 20. Аще кто блудить с черницею, митрополиту 40 гривен, а во опитемию вложити. 21. Аще ли кто с животиною блуд створить, митрополиту 12 гривен, а во опитемии и в казни. 22. Аще свекор с снохою блудить, митрополиту 40 гривен, а опитемию приимуть по закону. 23. Аще кто з двема сестрама в блуд впадеть, митрополиту 12 гривен. 24. Аще кто с падчерицею блудить, митрополиту 12 гривен. 25. Аще деверь с ятровию впадеть293, митрополиту 12 гривен. 26. Аще кто с мачехою в блуд впадеть, митрополиту 12 гривен. 27. Аще два брата с единою женою, митрополиту 30 гривен, а женку поняти в дом церковный. 28. Аще отец с дочерию впадеть в блуд, митрополиту 40294 гривен, а опитемию приимуть по закону. 29. Аще девка не въсхощеть замуж, то отец и мати силою дадять. А что девка учинить над собою, то отец и мати митрополиту в вине. 30. Аще кто зоветь чюжую жену блядию, а будеть боярьская жена великых бояр, за сором 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота, а князь казнить; а будеть меньших бояр – 3 гривны золота, а митрополиту рубль; оже будеть городскых людей – 3 гривны золота, а митрополиту рубль; селенце – 60 резан, а митрополиту 3 гривны. 31. Аще кто пострижеть кому голову или бороду, митрополиту 12 гривен, а князь казнить. 32. Аще муж иметь красти конопле или лен и всякое жито, митрополиту 12 гривен. Тако же и женка. 33. Аще муж крадеть белыа порты, или портища, или полотны, и митрополиту 3 гривны, а тако же и женка. 34. Аще кто иметь красти сватебное и сгородное – все митрополиту. 35. Про девку сыр краявши, за сором ей 3 гривны, а что потеряно, тое295 заплатити, а митрополиту 6 гривен, а князь казнить. 36. Аще жена мужа крадеть и обличити ю, митрополиту 3 гривны, а муж казнить ю, и про то не разлучити. 37. Аще кто клеть крадеть, тако же творять. 38. Аще жена будеть чародеица, наузница, или волхва, или зелейница, муж, доличив, казнить ю, а не лишиться. 39. Аще мужа два бьетася женьскы, любо одереть, любо укусить, митрополиту 12 гривен. 40. Аще жена бьеть мужа, митрополиту 3 гривны. 41. И жене две бьется, митрополиту 6 гривен на виноватой. 42. Аще который муж бьеть чюжюю жену, за сором ей по закону, а митрополиту 6 гривен. 43. Аще ли сын биеть отца или матерь, да казнять его волостельскою казнию, а митрополиту в дом церковный такий отрок. 44. Иже чернець или черница впадеть в блуд, тех судити митрополиту. 45. Тако же или поп297 или попадиа, или проскурница, а впадуть в блуд, тех судили, митрополиту опроче миру, а въ что их осудить, волен. 46. Аще поп, или чернец, или черница упиеться без времени, митрополиту в вине. 47. Аще кто что поганое съясть по своей воли, или кобылину, или медведину, или ино что отреченое, митрополиту в вине и в казни. 48. Иже поп дети крестить в чюжем уезде иного попа, развеи нужа или при болезни, а что створить крещеньское не во своем уезде, митрополиту в вине. 49. С некрещеным, ни иноязычником, или от нашего языка будеть с некрещеным, ведая ясть и пиеть, митрополиту в вине. 50. Аще кто с отлученым ясть и пиеть, да будеть сам отлучен. 51. Аще кто с бесерменкою или с жидовкою блуд створить, а не лишиться – церкви отлучиться и христьян, а митрополиту 12 гривен. 52. Аще чернец или черница (рос)стрижються298, митрополиту 40. 53. А сими винами разлучити мужа с женою. 1). А се первая вина. Услышить жена от иных людей, что думати299 на царя или на князя, а мужу своему не скажеть, а опосли обличиться – розлучити. 2). А се вторая вина, оже муж застанеть свою жену с любодеем300 или учинить на ню послухы и исправу, разлучити. 3). А се 3-я вина, аще подумаеть жена на своего мужа или зелием, или инеми людьми, или иметь что ведати мужа еа хотять убити, а мужу своему не скажеть, а опосле объявиться, и разлучити и. 4). А се 4-я вина, аще без мужня слова иметь с чюжими людьми ходити, или пити, или ясти, или опроче мужа своего спати, потом обьявиться, разлучити и. 5). А се 5-я вина, оже иметь опроче мужа ходити по игрищам, или в дни, или в нощи, а не послушати иметь, розлучити и. 6). А се 6-я вина, оже жена на мужа наведеть тати, велить покрасти, или сама покрадеть, или товар, или церковь покрадши, инем подаеть, про то разлучити301. 54. А что ся дееть в монастырьскых делех302, в церковных, в самех монастырех, да не вступаеться князь, ни волостель303, безатщина приидеть к волостелю митрополичю. 55. Аще кто устав мой и уставление мое порушить, или сынове мои, или внуци мои, или правнуци мои, или от рода моего кто, или от рода боярьскаго бояр моих304, а вступять305 в суд митрополич, что есмь дал митрополиту церковный суды, епискупом, по правилом святых отец, судивше, казнити по закону. 56. А хто иметь судити, станеть съ мною на страшнем суде пред богом, и да будеть не нем клятва святых отец 300 и 18, иже в Никии и всех святых. Аминь.
РАЗНОЧТЕНИЯ
Ип нет; 273–274 Ип нет; А, У III, Ип далее кун; У III, Ип казнить; 277–280 Ип нет; в списках а; 279–280 У III родители окупят; Ип 2; 282–283 Ип нет; Ип нет; в осн. списке церковных, дается по А, У III; Ип далее мужу; 287–288 Ип блудити; 289–290 Ип нет; Ип далее Иныя же вещи многы суть, яже не писаны зле срама ради; 292–301 Ип нет; А, У III e блуд; У IV прииметь; А то ей; У IV нет; У IV далее или диякон; А, У III ростригутся, Археогр. извод рострижеться, также Маркел. и Архивный; У III думают; О III, У IV прелюбодеем; Ипат. извод людех; Ипат. извод властели, а; 303–304 Ипат. извод далее кто, а порушают моя ряды; Ипат. извод вступятся; КОММЕНТАРИЙ
Статья близка по тексту к Краткой редакции, имея некоторые существенные отличия. Устав кн. Ярослава в сохранившихся текстах начинается с интитуляции – обозначения князя, издавшего документ, соединенной с наррацией – указанием на обстоятельства, связанные с его изданием, и аренгой, кратко излагающей причины передачи ряда публичных дел церкви. Отсутствие инвокации – обращения к богу отличает Устав от других памятников древнерусского права. Возможно, это связано с тем, что он сохранился большей частью в составе комплексов юридических и политических памятников, после Правил о церковных людях, Правил 165 святых отец и Устава Владимира о десятинах, имеющего инвокацию. Однако и в тех случаях, когда Устав кн. Ярослава дошел до нас отдельно (Свиток Ярославль, Архивный извод и Устюжская редакция) инвокации в нем также нет, правда, два последних текста были заимствованы в летописи, вероятно, из такого же комплекса. Можно предположить также, что инвокация была в форме креста и оказалась пропущенной при переписке. В Основном, Ипатьевском и Археографическом изводах титул Илариона включает упоминание Киева (митрополит киевский), что появляется с присоединением в 1347 г. Галичской митрополии к Киевской (тогда уже Московской), в русских документах – с 1376 г. В других изводах этих переработок нет. То же относится к указаниям на передачу церкви прав на сбор мыта и осминечьего, упоминаемых с XIV в. Статья имеет сложный юридический состав: кроме преамбулы ко всему Уставу, в ней содержатся конкретные процессуальные и материальные нормы. Добавления в Уставе освобождают торговцев, подведомственных церкви, от уплаты мыта. Упоминание роспустов – разводов, дела по которым переданы церковному суду, можно связывать с появлением в Пространной редакции небольшого кодекса о разводах (ст. 53), отсутствующего в Краткой редакции. Мыто – пошлина, взимавшаяся за провоз товаров на рынок. Осминечье – торговая пошлина, которую платили при торговле зерном, измерявшимся осминами.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |