КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Статьи устанавливают временные льготы для отбывания казенных податей и прочих повинност
УКАЗ ОБ УСТРОЙСТВЕ КРЕСТЬЯН ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО V. О ПРИВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ IV. ОБ ОТБЫВАНИИ КАЗЕННЫХ ПОДАТЕЙ И ПОВИННОСТЕЙ ВЫШЕДШИМИ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЛЮДЬМИ Статьи 28–31 Статьи устанавливают временные льготы для отбывания казенных податей и прочих повинностей безземельными крестьянами и дворовыми, вышедшими из крепостной зависимости. Попечение о неспособных к труду дворовых возлагается, согласно ст. 30, на остальных дворовых, в соответствии с аналогичной ст. 33 Положения об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости. Статья 31 предусматривает временные льготы в отбывании казенных повинностей для кочующих цыган в случае приобретения ими оседлости. Здесь применяется ст. 854 Устава о податях (т. V Свода законов Российской империи), на которую ссылается ст. 31. Она гласит: «Цыгане, избирающие жизнь оседлую, пользуются четырехлетнею льготою от всех податей и повинностей». Согласно ст. 853 того же Устава о податях, по истечении льготного срока «облагаются они податьми наравне с прочими бессарабскими жителями». Статьи 32–39 Статьи определяют порядок применения данных Правил. В отличие от прочих губерний России, в Бессарабской области не вводился институт мировых посредников и не создавались уездные и губернские по крестьянским делам учреждения. Введение в действие данных Правил возлагалось на самих владельцев, земскую полицию, уездные земские суды и уездных предводителей дворянства. В отличие от прочих губерний России, в Бессарабской области устанавливался годичный срок введения в действие Правил об освобождаемых из крепостной зависимости крестьянах. В течение этого срока предусматривалось окончательно определить статус этих крестьян: наделение землей или освобождение без земли, оставление на месте прежнего жительства или причисление к обществам царан. Все бывшие крепостные люди Бессарабии в течение годичного срока по обнародовании данных Правил обязаны были приписаться к избранным ими обществам. Общий надзор за введением в действие данных Правил возлагался на новороссийского и бессарабского генерал-губернатора, которому, согласно ст. 39, предоставлялось право вносить изменения и дополнения к Правилам, не меняя существа их.
19 февраля 1864 года император Александр II подписал «пакет» из четырех указов, призванных обеспечить устройство крестьянского сословия в одном из национальных районов Российской империи – Царстве Польском: «Об устройстве крестьян», «Об устройстве сельских гмин», «О ликвидационной комиссии», «О порядке введения в действие новых о крестьянах постановлений». Высочайший указ «Об устройстве крестьян» занимает среди них центральное место. В нем сформулированы цели крестьянской реформы, проводимой на польских землях, закреплено решение наиболее принципиальных вопросов реформы: освобождение крестьян от всяких феодальных повинностей, большинства сословных ограничений; установление поземельного налога в качестве платы крестьян за возникновение у них права собственности на землю, которой они владели и пользовались; крестьянам возвращались земли, незаконно отнятые или обмененные у них помещиками после 1846 года (с некоторыми ограничениями), сохранялись прежние сервитутные права, предусматривалась возможность и устанавливался порядок предоставления земельных наделов безземельным; определялись общие права сельского общества. Указ разрабатывался с учетом первых результатов общероссийской крестьянской реформы, вызвавшей обострение классового противостояния в деревне. Специфической причиной нового подхода правительства России к изменению правового положения крестьян в Царстве Польском послужило восстание, вспыхнувшее здесь в январе 1863 года1 [См.: Польша на путях развития и утверждения капитализма. М., 1984, с. 22]. И. И. Костюшко полагает даже, что эта реформа есть не что иное, как законодательное закрепление отношений в деревне, сложившихся в ходе восстания2 [См.: Костюшко И. И. Крестьянская реформа 1864 года в Царстве Польском. М., 1962, с. 464]. Одновременно с реформой в Царстве Польском предпринимаются шаги в сторону совершенствования законов, касавшихся крестьянской реформы в западных областях империи, соседствовавших с Царством Польским, тоже ставших ареной действий восставших за независимость Польши. В частности, были приняты указы 1 марта и 2 ноября 1863 г. и 28 апреля 1865 г., которые вводили на территориях западных губерний обязательный выкуп наделов с понижением платежей на 20% по отношению к сумме, определенной в уставных грамотах. Предусматривались и некоторые другие льготы по сравнению с положениями 19 февраля 1861 г. Крестьянам предоставлялась вся земля, которая находилась у них в пользовании, а уставные грамоты и выкупные договоры, составленные неправильно, должны были исправляться мировыми посредниками, вызванными из других районов России. В результате этих, а также некоторых других мер крестьянские наделы в рассматриваемых областях возросли на 25–70%, а повинности значительно уменьшились, причем на юго-западе сильнее, чем на северо-западе3 [См.: Корнилов А. А. Крестьянская реформа. СПб., 1905, с. 186]. Известное распространение в литературе получило мнение, что характер крестьянской реформы в Царстве Польском определялся стремлением ее инициаторов противопоставить крестьянство другим сословиям, для чего ставка делалась на «прочное основание улучшению материального быта» крестьян4 [См. там же, с. 187]. Последовательное проведение крестьянской реформы в Польше в планах царского правительства должно было сделать польское крестьянство, самый многочисленный класс Царства Польского, опорой российского абсолютизма в его польской политике5 [См.: Рейнке Н. Очерк законодательства Царства Польского (1807–1881 гг.). СПб., 1902, с. 72]. Несмотря на отличие конкретного содержания крестьянской реформы 1864 года в Царстве Польском от общероссийской, выраженное в более последовательном воплощении буржуазных принципов первой, их объединяет главнейшее качество – сохранение помещичьего землевладения. Если учесть, что личная зависимость польских крестьян от помещиков была отменена в 1807 году, а вотчинная власть помещиков – в 1809 году, в наполеоновском Герцогстве Варшавском, где в 1808 году был введен в действие Кодекс Наполеона, то становится очевидным, что рассуждения дворянских и буржуазных историков о «революционном» характере крестьянской реформы в Царстве Польском не имеют под собой оснований.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |