КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность. Эластичность спроса и предложения. Перекрестная эластичность спроса
Рыночное равновесие. Рыночная цена и ее функции. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Виды и сегментация рынка. Рынок, сущность, функции. Закон предложения и закон спроса. 1.Рынок – это многогранное понятие. Существует множество определений рынка. Самое упрощенное определение: рынок – это место, где осуществляется купля-продажа товара. Данное определение исходит из того, что первые признаки, такие как место встречи продавцов и покупателей, появились еще в эпоху первобытного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции. Сегодня такой обмен называется бартером. В современной неоклассической экономической литературе общая трактовка рынка исходит из определения, сформулированного А. Маршаллом: «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». Близко к этому и определение У. Джевонса, который считал, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Рынок – это механизм, который приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей. Рынок не может функционировать без частной собственности, конкуренции, свободной рыночной цены, спроса и предложения, свободы предпринимательства. Возникновение и становление рынка – это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря товарному производству. Следовательно, причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей на основе частной собственности. Первоначально в обществе возник простой рынок. Это было при простом товарном производстве, когда обмен осуществлялся товарами повседневного спроса (пища, одежда, обувь, домашняя утварь). С возникновением капитализма сфера рынка расширяется, при этом продаются и покупаются не только потребительские товары, но и средства производства, рабочая сила, ценные бумаги, научные разработки и т.д. К условиям существования (функционирования) рынка относятся: − экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли-продажи и в распоряжении своими доходами; − наличие конкуренции; − достоверная информация о рынке; − право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги; − определенный избыток предложения над спросом; − свободный вход и выход; − наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителем и потребителем товаров и услуг. Рынок выполняет следующие функции: − ценообразующую. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения; − информационную. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке; − посредническую. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца, и наоборот, продавец выбирает наиболее подходящего покупателя; − регулирующую. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке; − стимулирующую. Рынок заставляет производителей снижать затраты, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП. Это ведет к появлению новых товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей; − санирующую. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присущи социальное расслоение и беспощадность к слабым. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает возможность развиваться более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.
Рынок имеет сложную структуру. Его можно классифицировать: − по экономическому назначению: рынок товаров и услуг, средств производства, научно-технических разработок, ценных бумаг, рабочей силы (т.е. секторы рынка, образованные по критерию деловых отношений); − географическому (территориальному) положению: межрегиональный, республиканский, межреспубликанский, международный рынки. Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок; − степени зрелости: развитый, формирующийся, монопольный, олигопольный рынки; − правовому признаку: легальный (официальный), нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный» и «серый»; − отраслевому признаку: автомобильный, нефтяной, сельскохозяйственный и т.д.; − характеру продаж: оптовый и розничный. Из структуры рынка можно выделить следующие виды рынков: − рынки товаров и услуг. В эту группу входят: - рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных); - рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных); - рынки жилья и зданий непроизводственного назначения; − рынки факторов производства. В их состав входят: - рынки капиталов; - рынки труда (рабочей силы); - рынки земли; − финансовые рынки. К ним относятся: - кредитные рынки; - инвестиционные рынки; - фондовые рынки (рынки ценных бумаг); - валютно-денежные рынки; − рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии, ноу-хау – новые технические знания и т.д.). В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки. Спотовый рынок – это вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы. Хеджеры, осуществляющие сделки по продаже или покупке контрактов, могут продать товар в настоящий момент или продать срочный контракт и хранить товар. Хеджеры фактически формируют на спотовом рынке предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен на те или иные товары. Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот. Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т.е. заключения контрактов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ценных бумаг в установленный срок на согласованных условиях. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных признаков (факторов). Основными из них являются: − географические: по регионам, административному делению (область, край, республика, город, район); плотности населения (город, пригород, сельская местность); климатическим условиям (континентальный, субтропический, морской); − демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу; − психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным качествам; − поведенческие: приобретение товаров носит случайный характер в зависимости от степени нуждаемости в продуктах, эмоционального отношения к продукции. Современный рынок является отражением смешанной экономики, которая регулируется государством с помощью налогообложения, антимонопольным законодательством, распределением госзаказов на конкурсной основе, созданием инфраструктуры рынка. Часть товаров, производимых на предприятиях, заранее обеспечивается гарантированным сбытом и поддержкой государственными финансовыми ресурсами. Свободного от государственного вмешательства рынка нет. В развитых странах регулирование экономики осуществляется путем управления госсобственностью, ценами, тарифами и т.д. Характерная черта рынка – насыщенность его товарами массового производства с учетом платежеспособности покупателя, этому способствует конкуренция. 3. Спрос – это форма выражения потребности на рынке, реализованная посредством денег, или платежеспособная реализованная потребность. Речь идет о сумме денег, которую покупатели могут и хотят заплатить за нужные им товары или услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребности переходят в спрос тогда, когда есть денежные средства для приобретения товара. Обычно спрос изображается графически в виде кривой линии и обозначается символом D. Существует зависимость между ценой Р и количеством покупаемого товара Q. На это указывают точки А, В, С на кривой спроса D (pиc. 1). Рис..1. Кривая спроса Кривая спроса D направлена вниз и вправо. Это означает, что зависимость между ценой и количеством покупаемого товара отрицательная и обратно пропорциональная. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. Такая зависимость выражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения спроса являются рост цен и ограниченность доходов населения. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – это потребности конкретного, отдельного покупателя, выраженные в денежной форме в процессе купли товара (услуги). Рыночный спрос – совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене. Точки на кривой спроса А, В, С показывают объем спроса, т.е. движение товаров от одного уровня к другому. Максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен. Спрос можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Спрос с количественной стороны – это количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны – это платежеспособность, т.е. сумма денег, уплаченных за приобретенный товар. На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (детерминанты). Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характеризуется движением спроса по кривой линии от одной точки (А) к другой (В или С, или D) или обратно вверх (см. рис. 3.1). К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности. Эффект дохода – это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как покупательная способность денег (дохода) увеличивается. Эффект замещения – это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров. Покупатель при этом склонен заменять дорогие товары более дешевыми – взаимозаменяемыми, т.е. альтернативными товарами, например сливочное масло маргарином, говядину свининой. Закон убывающей полезности. Суть его заключается в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое имеет меньшую полезность для потребителя, чем первое и второе. В связи с этим покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены. Помимо цены на изменение спроса влияют и неценовые факторы. К ним относятся: изменение вкусов покупателей, изменение количества потребителей, изменение дохода, цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях покупателей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо или влево (рис..2, кривая D или влево – кривая D 2). Изменение вкусов потребителей. Это происходит под воздействием рекламы, моды, возраста, климата. Например, реклама, предоставляя информацию о новых товарах, товарах-субститутах, ослабляет тем самым монопольную власть уже существующих ранее товарных марок. В результате под влиянием рекламы может происходить смещение кривой D или влево (D 2), или вправо (D1). Рис2. Изменение кривой спроса Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос D 1, и наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D. Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте дохода увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D 1), и наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D 2). Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки на автобусах. Следовательно, спрос на авиабилеты растет, и кривая сдвигается вверх (D 1), и напротив, падает спрос на поездки на автобусах (D 2). Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Например, неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидание высоких цен на кофе, вследствие чего растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D 1), а благоприятная погода сокращает текущий спрос, и кривая стремится вниз (D 2). 4.Предложение – это совокупность товаров и услуг, находящихся на рынкеили доставляемых на него. Оно определяется производством. Однако не всегда произведенные товары и услуги могут быть представлены в виде предложения на рынке. Это связано с транспортом, дорогами и т.д. Существует прямая зависимость между ценой Р и количеством предложенных товаров Q (рис. 3). Эта зависимость выражается в законе предложения. Суть закона предложения – чем выше цена, тем выше предложение товаров и услуг, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже предложение. Точки А, В, С на кривой предложения S показывают объем предложения.
Рис. 3. Зависимость между ценой Р и количеством предложенных товаров Q Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. Шкала предложения – это зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Это перечень предлагаемых объемов товаров и услуг при каждой из множества цен. Предложение можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Предложение с количественной стороны – это наличие товаров в данный период на рынке или возможные поставки его в обозримом будущем, например заказ импортной мебели, иномарок, одежды и т.п. Предложение с качественной стороны есть готовность заключить сделку по продаже конкретного товара, т.е. готовность отдать деньги. На изменение предложения влияют как ценовые, так и неценовые факторы (рис..4), что отражается на графике смещением кривой S влево (S 1) – уменьшение предложения, или вправо (S 2) – увеличение предложения. Ценовые факторы перемещают предложение от одной точки (В) к другой (А и С) вверх или вниз. Это зависит от уровня (высоких или низких) цен. Следовательно, главным фактором, определяющим объем предложения, является цена.
Рис. 4. Кривая изменения предложения S Неценовые факторы смещают кривую предложения либо вправо, либо влево. К ним относятся изменение ресурсных цен, технологии, цен на товары-заменители, изменение налогов и субсидий, изменение ожиданий производителей и количества продавцов (поставщиков). Изменение ресурсных цен. Увеличение цен на ресурсы способствует повышению издержек производства и тем самым сокращает предложение. Кривая предложения S смещается влево (S 1). Чем больше издержек, тем меньше предложение. Снижение цен на ресурсы вызывает смещение кривой предложения вправо (S 2). Изменение технологии. При внедрении новых, совершенных технологий удешевляются и увеличиваются производство и предложение. Смещение кривой происходит вправо (S 2). Изменение цен на товары-заменители. Повышение цен на новые автомобили сокращает предложение подержанных машин. Если растут цены на мясо птицы, то производители начинают увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться. Изменение налогов и дотаций. Повышение налогов сокращает возможность производителей, уменьшает объем производства, что отражено на рис. 3.4 смещением кривой предложения влево (S 1), снижение налогов вызывает обратный эффект – смещение кривой предложения вправо (S 2). Дотации – это помощь государства тем или иным производителям. Они способствуют росту производства и предложения, сдвигают кривую предложения вправо (S 2). Изменение ожиданий производителей. Ожидая повышения цен, производители будут задерживать реализацию своих товаров. Это вызывает сокращение предложения, кривая сдвигается влево (S 1), и наоборот, если существует излишек товаров, то кривая предложения сдвигается вправо (S 2). Изменение количества продавцов-поставщиков. Чем больше поставщиков на рынке, тем больше предложение, и наоборот.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие и образуется рыночная цена. Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда спрос и предложение равны (рис. 3.5). Это означает, нет избытка продукции и нет дефицита продукции, что произведено, то и продано. Такая ситуация возникает при пересечении кривых спроса D и предложения S в точке О. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца, в результате чего формируется рыночная равновесная цена.
Рис. 3.5. Рыночное равновесие Если цена устанавливается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет покупать с меньшей охотой. В результате образуется избыток товара. Под воздействием конкуренции продавцов цена начнет снижаться и у покупателей появится желание покупать больше, а продавцы станут продавать меньше. В результате рынок вернется в состояние равновесия. Если цена опустится ниже равновесной, то спрос будет больше предложения, возникнет дефицит товара. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом, т.е. пока не наступит равновесие. Современные модели рыночного равновесия на микроуровне включают: − паутинообразную модель. Эта модель наиболее известна. Суть ее состоит в том, что при отклонении цен от равновесного состояния происходят колебание цен и изменение количества товара, реализуемого на рынке. В результате этого устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением; − невальрасову модель. Она связана с жесткими ценами и основывается на допущениях гибкости цен. Рыночное равновесие может наступать путем изменения цен или количества товаров, предлагаемых для реализации; − модель очереди – установление рыночного равновесия с помощью очереди. Этоозначает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из двух частей: денежной фиксированной цены, установленной за товар, и потерь, связанных со стоянием в очереди. Оценка потерь может быть определена доходами, которые он мог получить за это время, если бы занимался полезной работой; − модель рыночного равновесия при вмешательстве государства. При излишке товаров на рынке государство закупает избыточные товары. Следовательно, наступает экономическое равновесие. Таким образом, законы рынка корректируют цены с учетом экономических интересов продавцов и покупателей, приближая их к равновесному значению. Рыночный механизм становится способом экономического развития. Именно это имел в виду А. Смит, говоря о принципе «невидимой руки», устанавливающей порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающей развитие общества. Существует два подхода к определению цены: марксистский и рыночный. Согласно марксистскому подходу цена – денежное выражение стоимости товара. Причем стоимость определяется затратами труда на производство товара, т.е. имеет трудовую природу. Рыночный подход предусматривает, что цена – это форма выражения полезности (ценности) товара. В нашей стране рыночной ценой долгое время называлась цена продаваемых на колхозном рынке товаров. В современных условиях в рыночной цене учитываются стоимость и ценность (полезность) товара. Последняя определяется законом спроса и предложения (цена = стоимость + ценность, или полезность). Рыночная цена выполняет следующие функции: − информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, предложении товаров, избытке ресурсов и т.д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом; − стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы, внедряет достижения НТП, новые методы организации, управления производством и добивается успехов, эффекта; − распределительную. Ресурсы направляются в эффективные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей; − учетно-измерительную. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах; − балансирующую. Цена устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением. По степени свободы цены бывают: − жестко фиксированные (твердые цены). Они назначаются органами ценообразования; − регулируемые. Такие цены регулируются государством, прежде всего их верхний предел; − рыночные – свободные от вмешательства государства; − сопоставимые – это цены различных лет; − расчетные – цены, определяющиеся посредством расчетов (исчислений); − прейскурантные – это указатели цен; − прогнозные и плановые – цены, регулируемые государством; − договорные – цены, оформляемые контрактом; − комиссионные и аукционные – цены, назначенные комиссией или аукционом.
Эластичность – это изменение спроса и предложения в зависимости от цены и дохода, или степень реакции спроса и предложения на изменение дохода и цены. Изменение объема спроса и предложения при изменении цены на 1% есть коэффициент эластичности (Е):
Эластичность спроса – это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены и дохода. Следовательно, различают эластичность спроса по доходу и эластичность спроса по ценам (ценовая эластичность). Эластичность спроса по доходу определяется изменением спроса на товар в зависимости от изменения дохода потребителя. С ростом дохода товаров приобретается больше. Например, если снижение цены стирального порошка на 5% говорит об увеличении покупательной способности дохода на 10%, то показатель эластичности по доходу будет 2: . Если для нормальных (обычных) товаров увеличение дохода вызывает повышенный спрос, то эластичность будет положительной, а для товаров низшего качества увеличение дохода означает уменьшение спроса, эластичность отрицательная. Для товаров первой необходимости эластичность будет нулевой. Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) показывает, насколько изменяется объем спроса на товар (%) при изменении его цены (%): . При этом объем спроса изменяется на больший процент. Например, если цена товара снизилась с 5 до 3 руб., то спрос возрастает от 3 до 6 ед. При цене 5 руб. продали 3 единицы (5´3 = Существуют следующие виды ценовой эластичности: − эластичный спрос (рис. 6). При этом коэффициент эластичности по цене больше единицы (Ер > 1). Это значит, что со снижением цены растет спрос.
Рис..6. Кривая эластичного спроса
Чем больше товар имеет товаров-заменителей, тем выше коэффициент его эластичности, так как покупатель может заменить более дорогие товары на более дешевые. Коэффициенты эластичности спроса следующие: у автомобиля – 2,1; электричества – 1,3; мебели – 1,2 и т.д.; − неэластичный спрос: Ер < I (рис. 7). Изменение объема спроса меньше,чем процентное изменение цены, т.е. изменение цены меньше влияет на изменение спроса. При этом товары не имеют товаров-заменителей, следовательно, они неэластичны. Например, коэффициенты эластичности: у картофеля – 0,3, сахара – 0,3; сигарет – 0,5; топлива – 0,6; одежды – 0,6; Рис7. Кривая неэластичного спроса − единичная эластичность: Ер = 1 (рис. 8). Процентное изменение объема спроса равно процентному изменению цены товара, т.е. снижение цены компенсируется соответствующим ростом спроса. Это означает, что при снижении цены увеличивается объем реализации за определенный срок или при повышении цены уменьшается реализация. Доход в том и другом случае будет одинаковым. Так, коэффициенты эластичности у говядины – 1, пива – 1;
Рис. 8. Кривая единичной эластичности − совершенно (абсолютно) неэластичный спрос: Ер = 0 (рис. 9). Объем спроса не изменяется при любом изменении цены. Товары, не имеющие заменителей. Это спрос, например, на инсулин, новогоднюю елку, без которых нельзя обойтись; − совершенно (абсолютно) эластичный спрос: Ер = ∞ (рис. 10). Объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены или приводит к неограниченному потреблению либо к полному отказу, например спрос на помидоры летом на городском рынке для соления, салатов, приготовления томатных соков и т.д.
Рис. 9. Абсолютно Рис. 10. Абсолютно неэластичный спрос эластичный спрос Перекрестная эластичность спроса – это зависимость изменения спроса одного товара (автомобиля) от изменения цены другого товара (бензина). Она возникает при использовании взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров. Например, растет цена на бензин – резко падает спрос на автомобили с большим расходом горючего. Зависимость спроса на автомобиль от цены на бензин определяется перекрестной эластичностью спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса – это отношение процентного изменения спроса на автомобиль к процентному изменению цены на бензин: Перекрестная эластичность бывает: положительная, отрицательная и нулевая. Положительную перекрестную эластичность имеют взаимозаменяющие товары. Так, повышение цены на кофе вызывает рост спроса на чай или подорожание сливочного масла увеличивает спрос на маргарин. Отрицательной перекрестной эластичностью обладают взаимодополняющие товары, например, бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка. С ростом цены одного товара потребление другого падает. Товары, являющиеся нейтральными по отношению друг к другу, имеют нулевую перекрестную эластичность. Например, сапоги и хлеб, капуста и машина и т.д. Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики. Эластичность предложения – это чувствительность, реакция предложения на изменение цены товара. Коэффициент эластичности предложения – это отношение процентного изменения количества предложенного товара Q кпроцентному изменению цены Р товара: Виды эластичности предложения: − совершенно неэластичное предложение. Изменение цены не приводит к изменению предложения. Оно имеет вид вертикальной линии (рис. 11); − абсолютно эластичное предложение. Малейшее изменение цены вызывает сокращение предложения до 0 (рис. 12). Оно представляет собой горизонтальную линию; − эластичное предложение (Es > 1). Повышение цены вызывает увеличение предложения (рис. 13); − неэластичное предложение (Es < 1). Повышение цены вызывает очень небольшое изменение в предложении (рис. 14). На эластичность предложения влияют следующие факторы: особенности производства, количество и качество товаров, временной фактор. О собенности производства. Если производитель товара при повышении цены расширит производство или при понижении цены переключится на выпуск другой продукции, то предложение этого товара будет эластичным.
Рис. 11. Абсолютно Рис. 12. Абсолютно неэластичное предложение эластичное предложение Рис. 13. Эластичное Рис. 14. Неэластичное предложение предложение
Количество и качество товаров. Если товары не могут храниться длительное время, то эластичность будет низкой. Временной фактор. За короткое время производитель не может приспособиться к изменению цен, и предложение будет совершенно неэластичным. С научной точки зрения закономерности и существенные связи процессов формирования спроса и предложения изучаются на основе теорий их эластичности и теорий потребительского поведения, имеющих большое практическое значение. Теория эластичности спроса и предложения помогает в определении размеров производства отдельных товаров. Теории потребительского поведения (кардиналистская и ординалистская) по-разному объясняют поведение потребителя на рынке.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |