Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность. Эластичность спроса и предложения. Перекрестная эластичность спроса




Рыночное равновесие. Рыночная цена и ее функции.

Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Виды и сегментация рынка.

Рынок, сущность, функции.

Закон предложения и закон спроса.

1.Рынок это многогранное понятие. Существует множество определений рынка. Самое упрощенное определение: рынок – это место, где осуществля­ется купля-продажа товара. Данное определение исходит из того, что первые признаки, такие как место встречи продавцов и покупателей, появились еще в эпоху первобытного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции. Сегодня такой обмен называется бартером.

В современной неоклассической экономической литературе общая трактовка рынка исходит из определения, сформулированного А. Маршаллом: «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и поку­паются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продав­цов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тен­денцию легко и быстро выравниваться».

Близко к этому и определение У. Джевонса, который считал, что рынок пред­ставляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отноше­ния и заключающих сделки по поводу любого товара.

Рынок это механизм, который приводится в движение экономическими интересами (по­требностями) людей. Рынок не может функционировать без частной собственности, конкуренции, свободной рыночной цены, спроса и пред­ложения, свободы предпринимательства. Возникновение и становление рынка – это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря то­варному производству. Следовательно, причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей на основе частной собственности.

Первоначально в обществе возник простой рынок. Это было при простом товарном производстве, когда обмен осуществлялся товарами повседневного спроса (пища, одежда, обувь, домашняя утварь).

С возникновением капитализма сфера рынка расширяется, при этом про­даются и покупаются не только потребительские товары, но и средства произ­водства, рабочая сила, ценные бумаги, научные разработки и т.д.

К условиям существования (функционирования) рынка относятся:

− экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли-продажи и в распоряжении своими доходами;

− наличие конкуренции;

− достоверная информация о рынке;

− право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги;

− определенный избыток предложения над спросом;

− свободный вход и выход;

− наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителем и потребителем товаров и услуг.

Рынок выполняет следующие функции:

ценообразующую. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;

информационную. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;

посредническую. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца, и наоборот, продавец выбирает наиболее подходящего покупателя;

регулирующую. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;

стимулирующую. Рынок заставляет производителей снижать затраты, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП. Это ведет к появлению новых товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей;

санирующую. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присущи социальное расслоение и беспощадность к слабым. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспо­собных хозяйств и дает возможность развиваться более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики стра­ны.

2.Виды и сегментация рынка

Рынок имеет сложную структуру. Его можно классифицировать:

по экономическому назначению: рынок товаров и услуг, средств производства, научно-технических разработок, ценных бумаг, рабочей силы (т.е. секторы рынка, образованные по критерию деловых отношений);

географическому (территориальному) положению: межрегиональный, республиканский, межреспубликанский, международный рынки. Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок;

степени зрелости: развитый, формирующийся, монопольный, олигопольный рынки;

правовому признаку: легальный (официальный), нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный» и «серый»;

отраслевому признаку: автомобильный, нефтяной, сель­скохозяйственный и т.д.;

характеру продаж: оптовый и розничный.

Из структуры рынка можно выделить следующие виды рынков:

рынки товаров и услуг. В эту группу входят:

- рынки потребительских товаров (продовольственных и непродоволь­ственных);

- рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммуналь­ных);

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения;

рынки факторов производства. В их состав входят:

- рынки капиталов;

- рынки труда (рабочей силы);

- рынки земли;

финансовые рынки. К ним относятся:

- кредитные рынки;

- инвестиционные рынки;

- фондовые рынки (рынки ценных бумаг);

- валютно-денежные рынки;

рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии, ноу-хау – новые технические знания и т.д.).

В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки.

Спотовый рынок – это вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы.

Хеджеры, осуществляющие сделки по продаже или покупке контрактов, могут продать товар в настоящий момент или продать срочный контракт и хра­нить товар. Хеджеры фактически формируют на спотовом рынке предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при ко­лебании цен на те или иные товары.

Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот.

Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т.е. заключения контрак­тов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ценных бумаг в ус­тановленный срок на согласованных условиях.

Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей дан­ного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые тре­бования.

Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков.

Сегментация может быть проведена разными путями с использованием раз­личных признаков (факторов). Основными из них являются:

географические: по регионам, административному делению (об­ласть, край, республика, город, район); плотности населения (город, приго­род, сельская местность); климатическим условиям (континентальный, суб­тропический, морской);

демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу;

психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным ка­чествам;

поведенческие: приобретение товаров носит случайный характер в зависимости от степени нуждаемости в продуктах, эмоционального отношения к продукции.

Современный рынок является отражением смешанной экономики, кото­рая регулируется государством с помощью налогообложения, антимонополь­ным законодательством, распределением госзаказов на конкурсной основе, созданием инфраструктуры рынка. Часть товаров, производимых на предпри­ятиях, заранее обеспечивается гарантированным сбытом и поддержкой госу­дарственными финансовыми ресурсами. Свободного от государственного вмешательства рынка нет. В развитых странах регулирование экономики осуществляется путем управления госсобственностью, ценами, тарифами и т.д.

Характерная черта рынка – насыщенность его товарами массового производства с учетом платежеспособности покупателя, этому способствует конкуренция.

3. Спрос – это форма выражения потребности на рынке, реализованная по­средством денег, или платежеспособная реализованная потребность. Речь идет о сумме денег, которую покупатели могут и хотят заплатить за нужные им товары или услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребности переходят в спрос тогда, когда есть де­нежные средства для приобретения товара.

Обычно спрос изображается графически в виде кривой линии и обознача­ется символом D.

Существует зависимость между ценой Р и количеством покупаемого това­ра Q. На это указывают точки А, В, С на кривой спроса D (pиc. 1).

Рис..1. Кривая спроса

Кривая спроса D направлена вниз и вправо. Это означает, что зависи­мость между ценой и количеством покупаемого товара отрицательная и обрат­но пропорциональная.

Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. Такая зависимость вы­ражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения спроса являются рост цен и ограни­ченность доходов населения.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – это потребности конкретного, отдельного покупа­теля, выраженные в денежной форме в процессе купли товара (услуги).

Рыночный спрос – совокупный спрос покупателей данного товара по дан­ной цене.

Точки на кривой спроса А, В, С показывают объем спроса, т.е. движение товаров от одного уровня к другому.

Максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести то­вар по каждой из множества цен.

Спрос можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Спрос с количественной стороны – это количество потребляемых благ на дан­ный момент. Спрос с качественной стороны – это платежеспособность, т.е. сумма денег, уплаченных за приобретенный товар.

На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (детерминанты).

Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характеризуется движе­нием спроса по кривой линии от одной точки (А) к другой (В или С, или D) или обратно вверх (см. рис. 3.1).

К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности.

Эффект дохода – это увеличение покупательной способности денег в ре­зультате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как покупательная способность денег (дохода) увеличивается.

Эффект замещения – это снижение цены на определенный товар, стиму­лирующее человека приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих то­варов. Покупатель при этом склонен заменять дорогие товары более дешевы­ми – взаимозаменяемыми, т.е. альтернативными товарами, например сливоч­ное масло маргарином, говядину свининой.

Закон убывающей полезности. Суть его заключается в том, что с приоб­ретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает мень­ше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое имеет меньшую полезность для потребителя, чем первое и второе. В связи с этим покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены.

Помимо цены на изменение спроса влияют и неценовые факторы. К ним относят­ся: изменение вкусов покупателей, изменение количества потребителей, изменение дохода, цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях покупателей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо или влево (рис..2, кривая D или влево – кривая D 2).

Изменение вкусов потребителей. Это происходит под воздействием рекламы, моды, возраста, климата. Например, реклама, предоставляя информа­цию о новых товарах, товарах-суб­ститутах, ослабляет тем самым монополь­ную власть уже существующих ранее товарных марок. В результате под влия­нием рекламы может происходить смещение кривой D или влево (D 2), или вправо (D1).

Рис2. Изменение кривой спроса

Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребите­лей, тем выше спрос D 1, и наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D.

Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте дохода увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D 1), и наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D 2).

Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки на автобусах. Следовательно, спрос на авиабилеты растет, и кривая сдвигается вверх (D 1), и напротив, падает спрос на поездки на автобусах (D 2).

Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Например, неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидание высоких цен на кофе, вследствие чего растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D 1), а благоприятная погода сокращает текущий спрос, и кривая стремится вниз (D 2).

4.Предложение это совокупность товаров и услуг, находящихся на рынкеили доставляемых на него. Оно определяется производством. Однако не все­гда произведенные товары и услуги могут быть представлены в виде предло­жения на рынке. Это связано с транспортом, дорогами и т.д. Существует пря­мая зависимость между ценой Р и количеством предложенных товаров Q (рис. 3). Эта зависимость выражается в законе предложения. Суть закона предложения – чем выше цена, тем выше предложение товаров и услуг, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже предложение. Точки А, В, С на кривой предложения S показывают объем предложения.

 

Рис. 3. Зависимость между ценой Р

и количеством предложенных товаров Q

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. Шкала предложения – это зависимость между объемом пред­ложения товара и его ценой. Это перечень предлагаемых объемов товаров и услуг при каждой из множества цен.

Предложение можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Предложение с количественной стороны – это наличие товаров в данный период на рынке или возможные поставки его в обозримом будущем, например заказ импортной мебели, иномарок, одежды и т.п. Предложе­ние с качественной стороны есть готовность заключить сделку по продаже конкретного товара, т.е. готовность отдать деньги.

На изменение предложения влияют как ценовые, так и неценовые факто­ры (рис..4), что отражается на графике смещением кривой S влево (S 1) – умень­шение предложения, или вправо (S 2) – увеличение предложения.

Ценовые факторы перемещают предложение от одной точки (В) к другой (А и С) вверх или вниз. Это зависит от уровня (высоких или низких) цен. Следовательно, главным фактором, определяющим объем предложения, является цена.

 

Рис. 4. Кривая изменения предложения S

Неценовые факторы смещают кривую предложения либо вправо, либо влево. К ним относятся изменение ресурсных цен, технологии, цен на товары-заменители, изменение налогов и субсидий, изменение ожиданий производителей и количества продавцов (поставщиков).

Изменение ресурсных цен. Увеличение цен на ресурсы способствует по­вышению издержек производства и тем самым сокращает предложение. Кри­вая предложения S смещается влево (S 1). Чем больше издержек, тем меньше предложение. Снижение цен на ресурсы вызывает смещение кривой предло­жения вправо (S 2).

Изменение технологии. При внедрении новых, совершенных технологий удешевляются и увеличиваются производство и предложение. Смещение кри­вой происходит вправо (S 2).

Изменение цен на товары-заменители. Повышение цен на новые авто­мобили сокращает предложение подержанных машин. Если растут цены на мясо птицы, то производители начинают увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться.

Изменение налогов и дотаций. Повышение налогов сокращает возмож­ность производителей, уменьшает объем производства, что отражено на рис. 3.4 сме­щением кривой предложения влево (S 1), снижение налогов вызывает обратный эффект – смещение кривой предложения вправо (S 2).

Дотации – это помощь государства тем или иным производителям. Они способствуют росту производства и предложения, сдвигают кривую предложе­ния вправо (S 2).

Изменение ожиданий производителей. Ожидая повышения цен, произво­дители будут задерживать реализацию своих товаров. Это вызывает сокраще­ние предложения, кривая сдвигается влево (S 1), и наоборот, если существует излишек то­варов, то кривая предложения сдвигается вправо (S 2).

Изменение количества продавцов-поставщиков. Чем больше поставщи­ков на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

 

5.Рыночное равновесие. Рыночная цена и ее функции

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие и образуется рыночная цена.

Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда интересы произ­водителей и потребителей совпадают, когда спрос и предложение равны (рис. 3.5). Это означает, нет избытка продукции и нет дефицита продукции, что произ­ведено, то и продано. Такая ситуация возникает при пересе­чении кривых спроса D и предложения S в точке О. Только в этой единствен­ной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца, в результате чего формируется рыночная равновесная цена.

 

Рис. 3.5. Рыночное равновесие

Если цена устанавливается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет покупать с меньшей охотой. В результате образуется избыток товара. Под воз­действием конкуренции продавцов цена начнет снижаться и у покупателей появится желание покупать больше, а продавцы станут продавать меньше. В результате рынок вернется в состояние равновесия.

Если цена опустится ниже равновесной, то спрос будет больше предло­жения, возникнет дефицит товара. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спро­сом, т.е. пока не наступит равновесие.

Современные модели рыночного равновесия на микроуровне включают:

паутинообразную модель. Эта модель наиболее известна. Суть ее со­стоит в том, что при отклонении цен от равновесного состояния происходят ко­лебание цен и изменение количества товара, реализуемого на рынке. В ре­зультате этого устанавливается рыночное равновесие между спросом и пред­ложением;

невальрасову модель. Она связана с жесткими ценами и основывается на допущениях гибкости цен. Рыночное равновесие может наступать путем изменения цен или количества товаров, предлагаемых для реализации;

модель очереди – установление рыночного равновесия с помощью оче­реди. Этоозначает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из двух частей: денежной фиксированной цены, установленной за товар, и потерь, связанных со стоянием в очереди. Оценка потерь может быть определена доходами, которые он мог получить за это время, если бы занимался полезной работой;

модель рыночного равновесия при вмешательстве государства. При излишке товаров на рынке государство закупает избыточные товары. Сле­довательно, наступает экономическое равновесие.

Таким образом, законы рынка корректируют цены с учетом экономических интере­сов продавцов и покупателей, приближая их к равновесному значению. Рыночный механизм становится способом экономического развития. Именно это имел в ви­ду А. Смит, говоря о принципе «невидимой руки», устанавливающей порядок, гар­монию, пропорциональность, обеспечивающей развитие общества.

Существует два подхода к определению цены: марксистский и рыночный.

Согласно марксистскому подходу цена – денежное выражение стоимости това­ра. Причем стоимость определяется затратами труда на производство товара, т.е. имеет трудовую природу.

Рыночный подход предусматривает, что цена – это форма выражения полез­ности (ценности) товара.

В нашей стране рыночной ценой долгое время называлась цена продаваемых на колхозном рынке товаров.

В современных условиях в рыночной цене учитываются стоимость и ценность (полезность) товара. Последняя определяется законом спроса и предложения (цена = стоимость + ценность, или полезность).

Рыночная цена выполняет следующие функции:

информационную. Цена дает знать о платежеспособном спро­се, предло­жении товаров, избытке ресурсов и т.д. Она является барометром определе­ния состояния экономики страны в целом;

стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы, внедряет достижения НТП, новые методы организации, управления производством и добивается успехов, эффекта;

распределительную. Ресурсы направляются в эффективные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей;

учетно-измерительную. По уровню цен можно судить об израсходован­ных материальных, трудовых и финансовых средствах;

балансирующую. Цена устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением.

По степени свободы цены бывают:

жестко фиксированные (твердые цены). Они назначаются органами цено­образования;

регулируемые. Такие цены регулируются государством, прежде всего их верхний предел;

рыночные – свободные от вмешательства государства;

сопоставимые – это цены различных лет;

расчетные – цены, определяющиеся посредством расчетов (исчислений);

прейскурантные – это указатели цен;

прогнозные и плановые – цены, регулируемые государством;

договорные – цены, оформляемые контрактом;

комиссионные и аукционные – цены, назначенные комиссией или аукционом.

6.Эластичность спроса и предложения  

Эластичность – это изменение спроса и предложения в зависимости от цены и дохода, или степень реакции спроса и предложения на изменение дохода и це­ны. Изменение объема спроса и предложения при изменении цены на 1% есть ко­эффициент эластичности (Е):

Эластичность спроса – это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены и дохода. Следовательно, различают эластич­ность спроса по доходу и эластичность спроса по ценам (ценовая эластичность).

Эластичность спроса по доходу определяется изменением спроса на товар в зависимости от изменения дохода потребителя. С ростом дохода товаров приоб­ретается больше. Например, если снижение цены стирального порошка на 5% го­ворит об увеличении покупательной способности дохода на 10%, то показатель эластичности по доходу будет 2:

.

Если для нормальных (обычных) товаров увеличение дохода вызывает повы­шенный спрос, то эластичность будет положительной, а для товаров низшего ка­чества увеличение дохода означает уменьшение спроса, эластичность отрица­тельная. Для товаров первой необходимости эластичность будет нулевой.

Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) показывает, насколько изменяется объем спроса на товар (%) при изменении его цены (%):

.

При этом объем спроса изменяется на больший процент. Например, если цена товара снизилась с 5 до 3 руб., то спрос возрастает от 3 до 6 ед. При цене 5 руб. продали 3 единицы (5´3 =
= 15 руб.), при цене 3 руб., продано 6 единиц (3´6 = 18 руб.).

Существуют следующие виды ценовой эластичности:

эластичный спрос (рис. 6). При этом коэффициент эластичности по цене больше единицы (Ер > 1). Это значит, что со снижением цены растет спрос.

 

Рис..6. Кривая эластичного спроса

 

Чем больше товар имеет товаров-заменителей, тем выше коэффициент его эластичности, так как покупатель может заменить более дорогие товары на более дешевые.

Коэффициенты эластичности спроса следующие: у автомобиля – 2,1; элек­тричества – 1,3; мебели – 1,2 и т.д.;

неэластичный спрос: Ер < I (рис. 7). Изменение объема спроса меньше,чем процентное изменение цены, т.е. изменение цены меньше влияет на изменение спроса. При этом товары не имеют товаров-заменителей, следовательно, они неэластичны. Например, коэффициенты эластичности: у картофеля – 0,3, сахара – 0,3; сигарет – 0,5; топлива – 0,6; одежды – 0,6;

Рис7. Кривая неэластичного спроса

единичная эластичность: Ер = 1 (рис. 8). Процентное изменение объе­ма спроса равно процентному изменению цены товара, т.е. снижение цены компенсируется соответствующим ростом спроса. Это означает, что при сниже­нии цены увеличивается объем реализации за определенный срок или при по­вышении цены умень­шается реализация. Доход в том и другом случае будет одинаковым. Так, коэффициенты эластичности у говядины – 1, пива – 1;

 

Рис. 8. Кривая единичной эластичности

совершенно (абсолютно) неэластичный спрос: Ер = 0 (рис. 9). Объем спроса не изменяется при любом изменении цены. Товары, не имеющие заменителей. Это спрос, например, на инсулин, новогоднюю елку, без которых нельзя обойтись;

совершенно (абсолютно) эластичный спрос: Ер = ∞ (рис. 10). Объ­ем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном из­менении цены или приводит к неограниченному потреблению либо к полному отказу, например спрос на помидоры летом на городском рын­ке для соления, салатов, приготовления томатных соков и т.д.

 

Рис. 9. Абсолютно Рис. 10. Абсолютно

неэластичный спрос эластичный спрос

Перекрестная эластичность спроса – это зависимость изменения спроса одного товара (автомобиля) от изменения цены другого товара (бензина). Она возникает при использовании взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров.

Например, растет цена на бензин – резко падает спрос на автомобили с большим расходом горючего. Зависимость спроса на автомобиль от цены на бензин определяется перекрестной эластичностью спроса. Коэффициент пе­рекрестной эластичности спроса – это отношение процентного изменения спроса на автомобиль к процентному изменению цены на бензин:

Перекрестная эластичность бывает: положительная, отрицательная и нуле­вая.

Положительную перекрестную эластичность имеют взаимозаменяющие то­вары. Так, повышение цены на кофе вызывает рост спроса на чай или подорожание сливочного масла увеличивает спрос на маргарин.

Отрицательной перекрестной эластичностью обладают взаимодополняю­щие товары, например, бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка. С ростом цены одного товара потребление другого падает.

Товары, являющиеся нейтральными по отношению друг к другу, имеют нулевую перекрестную эластичность. Например, сапоги и хлеб, капуста и машина и т.д. Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонополь­ной политики.

Эластичность предложения – это чувствительность, реакция предложения на изменение цены товара. Коэффициент эластичности предложения – это отноше­ние процентного изменения количества предложенного товара Q кпроцентному изменению цены Р товара:

Виды эластичности предложения:

совершенно неэластичное предложение. Изменение цены не приводит к изменению предложения. Оно имеет вид вертикальной линии (рис. 11);

абсолютно эластичное предложение. Малейшее изменение цены вызывает сокращение предложения до 0 (рис. 12). Оно представляет собой горизонтальную линию;

эластичное предложение (Es > 1). Повышение цены вызывает увели­чение предложения (рис. 13);

неэластичное предложение (Es < 1). Повышение цены вызывает очень небольшое изменение в предложении (рис. 14).

На эластичность предложения влияют следующие факторы: особенно­сти производства, количество и качество товаров, временной фактор.

О собенности производства. Если производитель товара при повышении цены расширит производство или при понижении цены переключится на вы­пуск другой продукции, то предложение этого товара будет эластичным.

 


Рис. 11. Абсолютно Рис. 12. Абсолютно

неэластичное предложение эластичное предложение

Рис. 13. Эластичное Рис. 14. Неэластичное

предложение предложение

Количество и качество товаров. Если товары не могут храниться дли­тельное время, то эластичность будет низкой.

Временной фактор. За короткое время производитель не может приспо­собиться к изменению цен, и предложение будет совершенно неэластичным.

С научной точки зрения закономерности и существенные связи процессов формирования спроса и предложения изучаются на основе теорий их эластич­ности и теорий потребительского поведения, имеющих большое практическое значение.

Теория эластичности спроса и предложения помогает в определении раз­меров производства отдельных товаров.

Теории потребительского поведения (кардиналистская и ординалистская) по-разному объясняют поведение потребителя на рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.