Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоммерческие организации 5 страница




Лишь в некоторых случаях, когда деятельность организации связана с использованием информации, охраняемой в интересах других лиц (не обладателя) или силу иных норм права, например конституционных прав граждан на тайну личной жизни, законодатель изначально определяет, что сведения, которыми обладает организация, относятся к коммерческой тайне. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"*(118) к коммерческой тайне относится информация о состоянии пенсионных счетов и производимых фондом выплатах негосударственных пенсий. Согласно п. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

2. Комментируемая статья практически не разделяет понятия служебной и коммерческой тайны, предусматривает одинаковое регулирование для обоих видов тайны, что связано с невозможностью четкого разделения регулируемых отношений. Информация, являющаяся коммерческой тайной, может стать служебной тайной и наоборот.

Состав информации, являющейся коммерческой и служебной тайной, также часто совпадает по составу с другими видами конфиденциальной информации, в том числе государственной, налоговой, банковской тайной. Так, согласно п. 2 ст. 102 НК к разглашению налоговой тайны относится передача коммерческой тайны налогоплательщика. Большая часть информации, составляющей банковскую тайну, несомненно является коммерческой тайной для банка как коммерческой организации и служебной тайной для работников банка.

3. Постановлением Правительства РФ от 05.12.91 N 35 (в ред. от 03.10.02)*(119) определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, к таким сведениям отнесены: учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства России и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц в других организациях.

4. Для признания информации служебной или коммерческой тайной и соответственно для ее правовой охраны закон называет следующие обязательные условия:

1) наличие у информации действительной или потенциальной коммерческой ценности. Некоторые цивилисты считают ошибочным включение этого условия, поскольку оно приравнивает служебную и коммерческую тайну к секретам производства "(ноу-хау"), ограничивает право обладателя информации на придание ей конфиденциальности. Секреты производства действительно остаются одним из основных видов коммерческой тайны. Но в формулировке статьи не напрасно использовано слово "потенциальная", этим подчеркивается то, что информация может и не иметь сегодняшней цены ("действительной ценности"), а приобретет ее только в будущем ("потенциально"). Такая возможность как раз и определяется обладателем при отнесении информации к служебной и коммерческой тайне в настоящем;

2) неизвестность информации третьим лицам. В отличие от других видов нематериальных благ, используемых в хозяйственной деятельности (авторские права, права на изобретения, товарные знаки и т.п), для прав на информацию, являющуюся служебной и коммерческой тайной, законодатель не устанавливает сроков действия. Права на конфиденциальную информацию существуют и имеют какую-либо ценность только до тех пор, пока эта информация не стала известной. После разглашения информации (причем не важно, на каком основании - законном или нет) всякий смысл в сохранении ее конфиденциальности пропадает. Поэтому единственное право, которое может остаться у первоначального обладателя информации, это право на возмещение убытков, если информация была разглашена незаконно.

В судебной практике возник вопрос о возможности отнесения к служебной и коммерческой тайне программ телепередач и соответственно запрете на публикацию таких программ третьими лицами. ВАС РФ признал невозможным применение режима служебной и коммерческой тайны к телепрограммам, именно в силу их несоответствия условиям неизвестности и свободного доступа (постановление Пленума ВАС РФ от 24.11.98 N 3900/98*(120));

3) отсутствие свободного доступа к информации на законном основании. В судебной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с доступом акционеров к документам акционерного общества, когда само общество отнесло такие документы к коммерческой тайне. Арбитражные суды при вынесении решений руководствовались настоящим условием. Если истребуемые документы прямо поименованы в законе как документы, подлежащие представлению акционеру, то на них не распространяется режим коммерческой и служебной тайны, даже если информация, содержащаяся в документах, отнесена действующим законодательством или локальными нормативными актами акционерного общества к коммерческой тайне;

4) обладатель информации принимает меры к охране конфиденциальности информации, среди них можно выделить три основных вида:

- организационные, заключающиеся в определении информации как служебной и коммерческой тайны (см. п. 1 коммент. к данной статье) и доведении этого до тех, кто находится в непосредственном контакте с информацией (работники, контрагенты);

- юридические, заключающиеся в установлении обязанности в договорах (трудовых и гражданско-правовых) контрагентов и работников соблюдать конфиденциальность, а именно: не разглашать информацию, соблюдать технические меры работы с информацией. Для договоров подряда такая обязанность установлена во второй части ГК (ст. 727);

- технические, препятствующие разглашению работниками и контрагентами (активные) и затрудняющие доступ третьих лиц (пассивные).

5. Среди способов защиты информации, предусмотренных действующим законодательством, можно назвать следующие:

- специальный порядок получения сведений от их обладателей, в том числе ограничение круга лиц, уполномоченных получать такие сведения (см., например, ч. 3 ст. 183 УПК);

- особую процедуру работы с таким сведениями; так, АПК (п. 2 ст. 11), ГПК (п. 2 ст. 10) предусматривают возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения тайны;

- ответственность государственных органов и должностных лиц за разглашение коммерческой и служебной тайны.

6. Необходимо отметить, что комментируемая статья устанавливает ответственность в виде возмещения убытков не только за незаконное разглашение, но и за незаконное получение информации, составляющей служебную и коммерческую тайну.

За разглашение служебной и коммерческой тайны трудовым законодательством также установлена дисциплинарная ответственность (подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК).

 

Статья 140. Деньги (валюта)

 

1. Деньги как объекты гражданских прав являются разновидностью имущества. В экономическом смысле деньги - особый вид товара, служащий всеобщим эквивалентом в имущественном обороте. Выступая в качестве всеобщего эквивалента, деньги выполняют прежде всего функцию законного платежного средства.

В соответствии со ст. 75 Конституции, ст. 27 Закона о ЦБР денежной единицей Российской Федерации (национальной валютой) является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов не допускаются.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Государство определяет номинальную (нарицательную) стоимость денег, указывая количество денежных единиц на денежных знаках.

Обладая платежной силой, рубль обязателен к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ. Кредитор, отказавшийся от принятия исполнения обязательства в рублях (если законом не допускается исполнение в иностранной валюте), считается просрочившим (см. коммент. к ст. 406 ГК).

2. Платежи в Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах используются наличные деньги, а при безналичных - соответственно безналичные.

Наличными деньгами именуются денежные знаки: банкноты (банковские билеты) и монеты, являющиеся безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваемые всеми его активами. Банкноты и монеты - предметы материального мира, следовательно, наличные деньги по своей правовой природе - движимые вещи, определенные родовыми признаками. Их индивидуализация возможна путем записи номеров банковских билетов, обособления купюр в руках конкретного лица и т.п.

Под наличными расчетами понимается передача денежных знаков. Расчеты наличными денежными средствами применяются преимущественно в отношениях с участием граждан без каких-либо ограничений. Для юридических лиц установлен предельный размер - 60 тыс. руб. по одной сделке (см. указание ЦБР от 14.11.01 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"*(121)). Порядок осуществления расчетов наличными деньгами определяется ЦБР (см. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный письмом ЦБР от 04.10.93 N 18*(122)).

Вопрос о понятии безналичных денег является дискуссионным. Основная проблема заключается в определении правовой природы прав на безналичные денежные средства. Одни ученые (Ефимова Л.Г., Олейник О.М. и др.) полагают, что безналичные деньги могут быть объектом права собственности, другие (Суханов Е.А., Новоселова Л.А., Сарбаш С.В. и др.) считают, что они могут быть только объектом обязательственных прав. Позиция последних представляется более предпочтительной, так как безналичные деньги существуют в виде записей по счету, а не в виде вещей, следовательно, они не могут быть объектом вещных прав.

В соответствии с гл. 46 ГК и Положением о безналичных расчетах безналичные расчеты осуществляются в различных формах, неисчерпывающий перечень которых установлен в ГК: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо и др.

3. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет иностранных государств или группы государств, а также средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Использование иностранной валюты в качестве средства платежа на территории РФ по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о валютном регулировании, а также нормативными актами ЦБР, издаваемыми им при осуществлении функции валютного регулирования (п. 10 ст. 4 Закона о ЦБР, п. 2 ст. 9 Закона о валютном регулировании).

4. Операции в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Перечень текущих валютных операций содержится в ст. 9 Закона о валютном регулировании. К ним, в частности, относятся: плата за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно-профилактических учреждениях другого государства; выплата авторских вознаграждений и др. Данный перечень не является исчерпывающим, он может быть расширен Правительством РФ. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений (п. 1 ст. 6 Закона о валютном регулировании).

Операции в иностранной валюте, перечисленные в ст. 10 Закона о валютном регулировании, а также иные, не являющиеся текущими, относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала. По общему правилу они проводятся резидентами на основании разрешения ЦБР, выдаваемого в каждом отдельном случае. Пунктом 2 ст. 6 Закона о валютном регулировании установлен круг валютных операций, связанных с движением капитала, которые осуществляются без ограничений.

 

Статья 141. Валютные ценности

 

1. В п. 4 ст. 1 Закона о валютном регулировании перечисляется имущество, относимое к валютным ценностям:

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. К ним приравниваются уникальные янтарные образования (ст. 1 Закона о драгоценных металлах).

Валютные ценности являются ограниченно оборотоспособными объектами гражданских прав, поэтому сделки с ними могут совершаться только в случаях и в порядке, предусмотренных валютным законодательством РФ.

2. К сделкам с валютными ценностями относятся операции по покупке и продаже иностранной валюты через уполномоченные банки резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБР.

Юридические лица - резиденты вправе покупать иностранную валюту только на те цели, которые определены в Инструкции ЦБР от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (в ред. от 18.06.99)*(123):

- для осуществления текущих валютных операций;

- для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, которые осуществляются без разрешений ЦБР;

- для осуществления платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по возврату этих кредитов;

- для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;

- для осуществления платежей на валютные счета за границей, открытые в соответствии с разрешениями ЦБР (территориальных учреждений ЦБР), для оплаты расходов на содержание представительств;

- для осуществления обязательных платежей в иностранной валюте, взимаемых государственными органами в соответствии с федеральными законами в иностранной валюте;

- для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии разрешений ЦБР на осуществление соответствующих валютных операций в пределах сумм, указанных в этих разрешениях.

Нерезиденты вправе покупать иностранную валюту за счет средств на своих рублевых счетах без разрешения ЦБР и без указания целей покупки.

Юридические лица - резиденты обязаны продавать валютную выручку от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в объеме, установленном ЦБР, но не свыше 30% через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах по рыночному курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке РФ на день (момент) продажи (абз. 1 п. 5 ст. 6 Закона о валютном регулировании).

Физические лица (резиденты и нерезиденты) вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке как в наличном, так и в безналичном порядке. Покупка и продажа иностранной валюты в безналичном порядке осуществляются через уполномоченные банки за счет средств на рублевых или соответственно валютных счетах, открытых в кредитных организациях (п. 1.1.14, 1.1.15 Положения "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций", утвержденного приказом ЦБР от 24.04.96 N 02-94 (в ред. от 26.08.03)*(124)). Сделки с наличной иностранной валютой совершаются через обменные пункты уполномоченных банков в порядке, предусмотренном Инструкцией ЦБР от 27.02.95 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" (в ред. от 28.09.99)*(125).

3. Внутренний рынок драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется Законом о драгоценных металлах, а также постановлениями Правительства РФ.

Продажа драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется прежде всего субъектами их добычи и производства. При этом приоритетное право покупки на аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде принадлежит специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти или органу исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого они добыты, для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ или соответственно государственного фонда субъекта РФ (п. 5 ст. 2 Закона о драгоценных металлах). Драгоценные металлы и камни, которые не были проданы в приоритетном порядке, могут быть реализованы юридическим и физическим лицам, в том числе и через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней (п. 5 ст. 20 Закона о драгоценных металлах).

Цена драгоценных металлов и драгоценных камней определяется экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом их конъюнктурных колебаний на день продажи. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней устанавливается соответствующими договорами (п. 1 ст. 21 Закона о драгоценных металлах).

Предпринимательская деятельность, связанная с обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежит лицензированию, в частности, такие виды деятельности, как предоставление юридическими лицами услуг по охране, хранению и транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней; осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и др. (п. 4 ст. 15 Закона о драгоценных металлах).

4. Положением о порядке совершения сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.94 N 756 (в ред. от 01.12.98)*(126), установлен порядок совершения сделок с золотом и серебром (в стандартных и мерных слитках; с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и другим бытовым изделиям; с полуфабрикатами); сделок, связанных с продажей ювелирных и других бытовых изделий, содержащих золото и серебро, скупочным предприятиям и предприятиям для изготовления слитков; сделок с драгоценными металлами, содержащимися в монете.

Круг субъектов, имеющих право на их совершение, ограничен. В их числе названы специально уполномоченные банки, которые могут совершать со слитками золота и серебра сделки купли-продажи как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения); операции по специальным счетам; залоговые операции.

Сделки купли-продажи слитков из золота, серебра и платины с физическими лицами могут осуществляться только уполномоченными банками в соответствии с Правилами совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.97 N 772*(127). При их совершении обязательно присутствие гражданина, которому должна быть обеспечена возможность визуального контроля за результатами взвешивания. Происхождение слитков подтверждается документами.

5. Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.06.96 N 759 (в ред. от 08.05.02)*(128), определен порядок совершения сделок с природными драгоценными камнями (природными алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами, александритами, а также природным жемчугом в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальными янтарными образованиями, приравненными к драгоценным камням) следующих видов: сырые сортированные и оцененные; обработанные - ограненные вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения; рекуперированные (извлеченные из инструмента). Предметом сделок не могут быть сырые несортированные природные драгоценные камни.

6. Сделки граждан (резидентов и нерезидентов) с валютными ценностями, минуя уполномоченные банки, по общему правилу не допускаются. Исключения установлены в п. 15 Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352 (в ред. от 02.09.94)*(129), действующих в части не противоречащей валютному законодательству РФ (телеграмма ЦБР от 19.05.93 N 83-93*(130)): дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам; завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования; приобретение, продажа и обмен в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в установленном порядке.

7. В соответствии с п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 14 Закона о валютном регулировании сделки с валютными ценностями, совершенные с нарушением валютного законодательства, являются недействительными и все полученное по ним подлежит взысканию в доход государства. Нарушители также могут быть привлечены к уголовной (ст. 191 УК) и административной ответственности (ст. 15.25 КоАП).

Взыскание производится по решению соответствующих органов валютного контроля с физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц в порядке, установленном КоАП.

8. Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов (п. 1 ст. 3 Закона о валютном регулировании).

Собственниками драгоценных металлов и драгоценных камней, правомерно добытых из недр, являются субъекты их добычи, если иное не установлено лицензиями на добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами РФ; собственником незаконно добытых ценностей - Российская Федерация (п. 4 ст. 2 Закона о драгоценных металлах).

Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц (п. 6 ст. 2 Закона о драгоценных металлах).

Право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты (п. 1 ст. 3 Закона о валютном регулировании). Собственник в случае нарушения его прав может требовать их защиты в порядке, предусмотренном гл. 20 ГК.

 

Глава 7. Ценные бумаги

 

Статья 142. Ценная бумага

 

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение ценной бумаги как документа, имеющего юридическую силу. Основными признаками ценной бумаги по смыслу ГК являются:

1) это документ, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Имущественными правами могут быть требования уплаты определенной денежной суммы, передачи имущества, а также иные требования в сфере гражданско-правовых отношений;

2) этот документ должен быть выполнен с соблюдением требований к его форме и содержать обязательные реквизиты;

3) ценные бумаги относятся к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК) и являются движимым имуществом (ст. 130 ГК).

Разные виды прав удостоверяются различными ценными бумагами.

Облигация дает право на определенный обязательный процент, тогда как акция - на дивиденд, размер которого зависит от результатов предпринимательской деятельности акционерного общества. Дивиденд может не выплачиваться, если большинство акционеров примет соответствующее решение. При ликвидации общества облигационеры вправе получить удовлетворение из имущества ликвидируемого общества, а акционеры могут претендовать лишь на то, что останется после погашения всех долгов общества.

2. Ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах. Данное положение ГК нашло наиболее полное развитие и конкретизацию в Законе о рынке ценных бумаг.

При документарной форме ценных бумаг владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или в случае депонирования такового на основании записи по счету депо. Сертификат ценной бумаги есть документ, выдаваемый эмитентом или уполномоченным им лицом, удостоверяющий права, составляющие ценную бумагу, а также являющийся основанием требовать исполнения обязательства эмитента по осуществлению этих прав владельцем при соблюдении последним установленных законодательством процедур осуществления этих прав. Документарная форма ценных бумаг, как правило, имеет установленный образец, на изготовление которого требуется специальная лицензия.

При бездокументарной форме ценных бумаг владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг на основании записи по счету депо.

Ценная бумага как строго формализованный документ должна содержать предусмотренные законодательством реквизиты, т.е. обязательные сведения, наличие которых необходимо для признания документа действительным. У каждого вида ценных бумаг свой перечень реквизитов.

Например, чек в соответствии со ст. 878 ГК должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование "чек", включенное в текст документа;

2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

4) указание валюты платежа;

5) указание даты и места составления чека;

6) подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя. Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.

Отсутствие в ценной бумаге одного или нескольких реквизитов в случаях, предусмотренных законом, влечет ее недействительность.

3. Имущественное право, выраженное в ценной бумаге, не может быть осуществлено лицом, не обладающим этим документом, что свидетельствует о взаимозависимости между правом на ценную бумагу и правом из бумаги (которое содержится в ней).

Важнейшим качеством ценной бумаги является ее оборотоспособность.

С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Передача прав по ценной бумаге может осуществляться следующими способами:

а) вручение сертификата ценной бумаги на предъявителя другому лицу;

б) цессия, в случае передачи прав, удостоверенных именной ценной бумагой;

в) осуществление приходной записи по счету депо приобретателя у лица, осуществляющего депозитарную деятельность;

г) индоссамент, совершаемый на ордерной ценной бумаге.

Переход прав на эмиссионные ценные бумаги подробно регламентирован ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг.

4. В случаях, предусмотренных законом, или в установленном им порядке предъявление сертификата ценной бумаги для осуществления и передачи прав, ею удостоверенных, не обязательно. Права могут быть закреплены путем записи в реестре (в том числе компьютеризованном) владельцев именных ценных бумаг. Для ценных бумаг на предъявителя реестр ценных бумаг не ведется.

В соответствии со ст. 44 Закона об акционерных обществах держателем реестра акционеров может быть общество, осуществившее размещение акций, или специализированный регистратор. Если общество насчитывает более 500 акционеров - владельцев обыкновенных акций, оно обязано поручить ведение и хранение реестра своих акционеров специализированному регистратору. Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом.

Порядок ведения реестра и предъявляемые к нему требования установлены Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 N 27 (в ред. от 20.04.98)*(131). Нормы указанного Положения являются обязательными для профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов, осуществляющих ведение своего реестра самостоятельно.

Реестр владельцев именных ценных бумаг - это составленный на определенную дату список лиц (юридических и физических), по отношению к которым эмитент несет обязательства, заложенные в выпущенных им ценных бумагах. Названный список составляется с указанием имени (наименования) каждого владельца, а также количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих ему ценных бумаг.

Держатель реестра акционеров общества по требованию акционера (или номинального держателя акций) обязан подтвердить права последнего на акции путем выдачи выписки из реестра (ст. 46 Закона об акционерных обществах). Такая выписка не представляет собой ценной бумаги.

Таким образом, п. 2 комментируемой статьи закрепляет бездокументарную форму существования ценных бумаг.

Предусмотренная данным пунктом возможность ведения реестра на электронных носителях также отражена в названном выше Положении, которое устанавливает, что ведение Реестра может производиться с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию зарегистрированным лицам. Использование электронной цифровой подписи в электронных документах регламентируется Федеральным законом от 10.01.02 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"*(132).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.